СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отражение эпохи в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит вопросы для анализа глав романа по теме урока, задания по теме урока и иллюстративный материал.

Просмотр содержимого документа
«Отражение эпохи в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"»

Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

  Поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представлять только самые явления - в их расцвете или увядании.   Г.Б. Курляндская .  Книга «И. С. Тургенев и русская литература».

Поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представлять только самые явления - в их расцвете или увядании.

Г.Б. Курляндская .

Книга «И. С. Тургенев и русская литература».

  Статья «Гамлет и Дон Кихот»   Гамлеты  – эгоисты и скептики, вечно носятся с самими собой и не находят в мире ничего, к чему могли бы «прилепиться душою».  Склонны к анализу, но все подвергают сомнению.  Нерешительны, в них нет активного, волевого начала.

Статья «Гамлет и Дон Кихот»

Гамлеты – эгоисты и скептики, вечно носятся с самими собой и не находят в мире ничего, к чему могли бы «прилепиться душою».

Склонны к анализу, но все подвергают сомнению.

Нерешительны, в них нет активного, волевого начала.

Донкихоты - лишены эгоизма, сосредоточеннос-ти на себе, на своих мыслях и чувствах.  Цель и смысл существования видят в истине, находящейся «вне отдельного человека».  Дон Кихот готов пожертвовать собой ради её торжества. Своим энтузиазмом он увлекает человеческие сердца.  Как исторический деятель, Дон Кихот неизбежно оказывается в драматической ситуации. Исторические последствия его деятельности всегда расходятся с идеалом, которому он служит.  Достоинство и величие Дон Кихота «в искренности и силе самого убежденья»…

Донкихоты - лишены эгоизма, сосредоточеннос-ти на себе, на своих мыслях и чувствах.

Цель и смысл существования видят в истине, находящейся «вне отдельного человека».

Дон Кихот готов пожертвовать собой ради её торжества. Своим энтузиазмом он увлекает человеческие сердца.

Как исторический деятель, Дон Кихот неизбежно оказывается в драматической ситуации. Исторические последствия его деятельности всегда расходятся с идеалом, которому он служит.

Достоинство и величие Дон Кихота «в искренности и силе самого убежденья»…

  А на чьей стороне И.С. Тургенев?   Писатель мечтает о возможности союза всех антикрепостнических сил, о единстве либералов с революционерами-демократами. Ему бы хотелось видеть в дворянах-гамлетах больше смелости и решительности, а в демократах-донкихотах – трезвости и самоанализа.  В статье сквозит мечта Тургенева о герое без крайности гамлетизма и донкихотства в своём характере.

А на чьей стороне И.С. Тургенев?

Писатель мечтает о возможности союза всех антикрепостнических сил, о единстве либералов с революционерами-демократами. Ему бы хотелось видеть в дворянах-гамлетах больше смелости и решительности, а в демократах-донкихотах – трезвости и самоанализа.

В статье сквозит мечта Тургенева о герое без крайности гамлетизма и донкихотства в своём характере.

 Анализ 1-4 глав романа «Отцы и дети» Глава 3. Пейзаж. От слов : «Места, по которым они проезжали… До слов: «…но как же их исполнить, как приступить?»  - Какие детали говорят о положении крестьян?  - Почему в этом описании писатель избегает ярких, красочных эпитетов?  - К какой мысли Тургенев хочет подвести читателя?  - Где еще в этой главе идет речь о крестьянской России? Об изменении взаимоотношений помещиков и простых мужиков?  О каких хлопотах говорит Николай Петрович Аркадию по дороге домой7  Почему Николай Петрович сменил приказчика7  Почему Николай Петрович продал лес?

Анализ 1-4 глав романа «Отцы и дети»

Глава 3. Пейзаж. От слов : «Места, по которым они проезжали…

До слов: «…но как же их исполнить, как приступить?»

- Какие детали говорят о положении крестьян?

- Почему в этом описании писатель избегает ярких, красочных эпитетов?

- К какой мысли Тургенев хочет подвести читателя?

- Где еще в этой главе идет речь о крестьянской России? Об изменении взаимоотношений помещиков и простых мужиков?

О каких хлопотах говорит Николай Петрович Аркадию по дороге домой7

Почему Николай Петрович сменил приказчика7

Почему Николай Петрович продал лес?

 Группа 1. Глава 2. От слов: «Николай Петрович быстро обернулся…»  До слов: «…снова скрылся за воротами..»   1. Почему Базаров не сразу подал руку Николаю Петровичу?  2. Почему отвечает ленивым голосом?  3. Как он одет? (охарактеризуйте)  4. Что автор подчеркивает в его портрете?  5. Отметьте поведение слуги Петра.

Группа 1. Глава 2. От слов: «Николай Петрович быстро обернулся…»

До слов: «…снова скрылся за воротами..»

1. Почему Базаров не сразу подал руку Николаю Петровичу?

2. Почему отвечает ленивым голосом?

3. Как он одет? (охарактеризуйте)

4. Что автор подчеркивает в его портрете?

5. Отметьте поведение слуги Петра.

 Группа 2. Глава 4. От слов: «…но в это мгновение вошел в гостиную человек…»  До слов: « - Этот волосатый?  - Ну да.»  1. Что подчеркивает Тургенев в одежде Павла Петровича, в целом во внешнем виде, в портрете?  2. Почему Павел Петрович не подал руки Базарову?  3. Как это его характеризует?  4. Отметьте особенности его манеры поведения.  5. Отметьте отношение крестьян к своим господам (смотрите самое начало главы 4).

Группа 2. Глава 4. От слов: «…но в это мгновение вошел в гостиную человек…»

До слов: « - Этот волосатый?

- Ну да.»

1. Что подчеркивает Тургенев в одежде Павла Петровича, в целом во внешнем виде, в портрете?

2. Почему Павел Петрович не подал руки Базарову?

3. Как это его характеризует?

4. Отметьте особенности его манеры поведения.

5. Отметьте отношение крестьян к своим господам (смотрите самое начало главы 4).

Группа 3 . Глава 3. От слов: «Для твоего приезда, душа моя» До слов: «Хочешь сигарку? – закричал опять Базаров».  1. Намеренно ли прервал Базаров чтение стихов Николаем Петровичем? Может быть, он их не слышал?  2. Дайте оценку поведению Базарова. Глава 4. От слов: «А чудаковат у тебя дядя…»  До слов: «Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство».  1. Что раздражает Базарова в Павле Петровиче?  2. Почему Николай Петрович, по словам Базарова, славный малый?

Группа 3 . Глава 3. От слов: «Для твоего приезда, душа моя»

До слов: «Хочешь сигарку? – закричал опять Базаров».

1. Намеренно ли прервал Базаров чтение стихов Николаем Петровичем? Может быть, он их не слышал?

2. Дайте оценку поведению Базарова.

Глава 4. От слов: «А чудаковат у тебя дядя…»

До слов: «Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство».

1. Что раздражает Базарова в Павле Петровиче?

2. Почему Николай Петрович, по словам Базарова, славный малый?

Приметы эпохи в романе «Отцы и дети» И.С Тургенева  1. Крестьяне живут бедно, скотину кормить нечем. Деревня разоряется. Хозяйство приходит в упадок.  2. Вековые взаимоотношения помещика и крестьян рушатся. Крестьяне уже не оказывают прежнего уважения барину. Стараются даже навредить помещику.  3. Складываются неприязненные отношения между разночинцем Базаровым и аристократом Павлом Петровичем Кирсановым.

Приметы эпохи в романе «Отцы и дети»

И.С Тургенева

1. Крестьяне живут бедно, скотину кормить нечем. Деревня разоряется. Хозяйство приходит в упадок.

2. Вековые взаимоотношения помещика и крестьян рушатся. Крестьяне уже не оказывают прежнего уважения барину. Стараются даже навредить помещику.

3. Складываются неприязненные отношения между разночинцем Базаровым и аристократом Павлом Петровичем Кирсановым.

  Домашнее задание. 1. Чтение глав 5-10  Задание по главам. Гл. 6 - мнение Базарова о науке, суждения об аристократах Гл. 7 – рассуждения Базарова о воспитании Гл. 9 – отношение Базарова к браку, природе, музыке Гл. 10 – суждения Базарова о поэзии, об искусстве, аристократии и русском народе

Домашнее задание. 1. Чтение глав 5-10

Задание по главам.

Гл. 6 - мнение Базарова о науке, суждения об аристократах

Гл. 7 – рассуждения Базарова о воспитании

Гл. 9 – отношение Базарова к браку, природе, музыке

Гл. 10 – суждения Базарова о поэзии, об искусстве, аристократии и русском народе