СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Отрочество" Л.Н.Толстой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по повести "Отрочество"

Просмотр содержимого документа
«"Отрочество" Л.Н.Толстой»

Урок по главам повести Л. Толстого «Отрочество» 8в класс.

«Отрочество. Работа над собой »

Учитель: Колмакова Е.В.

1.2. Тип урока: Урок решения учебной задачи (урок обобщение)

1.3. Цели урока:

Предметные:

 Цели урока:

Определить, что такое отрочество в понимании Л.Н. Толстого и понять, как формируется неповторимая личность.

Задачи:

1. Формирование читательской компетенции;

2. Проанализировав эпизоды рассказа, выявить цели и задачи автора;

3. Развивать навыки работы с художественным текстом,, умения вычленять, анализировать и обобщать факты, делать выводы, пользоваться различными источниками для нахождения информации, обобщать полученные сведения;

4. Обучать умению выделять главное в описании героев рассказа;

5. На примере героя повести , Николеньки Иртеньева , показать , как формируется личность.

Метопредметные:

Личностные результаты

- Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.- Формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные результаты

Умение:

- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,

- обобщать полученную информацию,

- прогнозировать учебную ситуацию,

- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные результаты

Умение:

- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,

- формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,

- осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные результаты

Умение:

- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),

- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,

- использовать справочную литературу и ресурсы Интернета для поиска информации по данной теме,

- формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.

1.4. Оборудование:

Учебник русского языка, проектор, экран.


- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,

- организовывать учебное взаимодействие в паре (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),

- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,

- использовать справочную литературу и ресурсы Интернета для поиска информации по данной теме,

- формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.

1.5. Фундаментальные образовательные объекты, проблемы, в направлении которых планируется деятельность учеников.

Объект: ребёнок, личность, развитие.

1.6. Проблема: Сложность становления внутреннего мира человека и интерес к формированию неповторимой личности.

1.7. Ключевые проблемы урока: Разрешения противоречий между внутренним миром человека и внешними обстоятельствами жизни.

Ход урока.

1. Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем работу над повестью Толстого «Отрочество ». Мы не первый урок работаем над этим произведением. И уже можем определить, что основная тема повести. … Какая?

( формирования личности подростка)

Обратите внимание на тему урока. Что такое « отрочество»? Как вы понимаете смысл фразы « работа над собой?


Используя слова на слайде, сформулируйте свои цели на уроке.

( Слова : подросток, ребенок, характер, формировать , внутренний мир, личность , развитие).

Можно использовать фразы - помощники:


1. Я хочу научиться ставить цель..

2. Я хочу научиться отбирать информацию, обобщать, делать выводы.

3. Я хочу научиться правильно, красиво говорить.

4. Я хочу понимать текст художественного произведения.

5. Я хочу…….(Способ организации личного целеполагания)

( Учитель: Сформулируем общую цель для нашего урока.

( Цель урока. Показать, как сложно формируется характер героя в период отрочества, какие переживания испытывает человек, как меняется характер, внутренний мир героя .)



Этап

ситуации

Деятельность учителя

Д

Поиск

еятельность ученика

1. Образовательная напряженность.












Уточнениие.



Конкретизация задания.










Решение ситуации.







Демонстрация О.П.
















6. Систематизация полученной продукции




7. Работа с культурно-историческими аналогами














8. Рефлексия.










































9. Домашнее задание.


К

Сомнения

акие ассоциации возникают у вас при слове «отрочество»?

Заполните схему в тетради « Мои ассоциации».












Посмотрим, как у Толстого проявляются эти понятия.

Какие черты Николеньки Иртеньева Вы обнаружили в главах « Новый взгляд» ( задание для 1 варианта), в главе « Отрочество» ( задание для 2 варианта)

одиночество










Какие главы еще можно использовать? Прочтите главу « Изменница». Какие черты

Еще можно добавить?





Соотнесите эти две ассоциативные схемы. Что вы можете сказать о внутреннем мире 14 – летнего подростка Николеньки Иртеньева?



1. Полнота ответа

2. Наличие примеров из текста ( аргументы).

3. Правильность речи.

4. Наличие вывода.

5. Правильность суждений.

1 балл – присутствует полностью

2 балла – частично

3 балла- отсутствует.



Учитель. Отрочество, по мнению Толстого, это работа не только чувств, но и мыслей. Это поиск истин, пусть наивный, но очень важный для растущего человека.




Объясните смысл высказывания Л . Толстого в его воспоминаниях : « В детстве – теплота и верность чувства; в отрочестве – скептицизм, самоуверенность, неопытность и (начало тщеславия) гордость, неуверенность в себе.»


Какие цвета ассоциируются у вас с понятием « отрочество», «детство».

? Объясните своё мнение.

Почему в главе « Бабушка» используется прием контраста : смех, радость и смерть?






Повесть Толстой назвал автобиографической, но героя не зовут Левушка Толстой, и повествование ведется не от его лица. Как вы это объясните?


Над какими вопросами заставила нас и вас задуматься повесть Толстого « Отрочество»?




Заполните листок личных достижений.

Я хочу!

Я понял!

Я смог!













Самоанализ



Отрочесссство


Стеснительность



Размышления















Запись ассоциаграммы.


Н

самоанализ

егативные Позитивные


«Я»героя

доброта


наивность





зависть

Любовь к миру



Работа с текстом.



Дерзость, озлобленность, вспыльчивость, ранимость.




Его внутренний мир богат, он полон сомнений, переживаний, рефлексии.





Ответ рецензируется по плану.













Делают выводы, сравнивают.


















Это дисгармония мира. В нем есть все оттенки жизни: и светлые и темные. Жизнь многополярна и разноцветна. НО в отрочестве часто мы видим лишь одну грань жизни.)





Образ собирательный, обобщенный.










Оценка учащихся.






Критерии

Баллы

1. Полнота ответа



2. Наличие примеров из текста( аргументы).



3. Правильность речи.



4. Правильность суждений


5. Наличие вывода.



Итог:



Максимально 5 баллов








Ответ на вопрос « Чем отличается Николенька Иртеньев от сегодняшних сверстников?


















4