Начало урока | I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня хочу вместе с вами немного пофилософствовать. Считается, что отличительные черты человека это возможность мыслить, принимать ответственность за поступки, наличие моральных суждений. Добро и зло – основные понятия морали. Добро и зло – это две противоположности, берущие верх над человеком. Вокруг этих основных понятий морали строится все виды взаимоотношений в нашем обществе. Как некогда говорил Демокрит: «Человека нужно оценивать не только по его делам, но и по его намерениям». - А как бы вы оценили человека? Человек — это добро, или зло? Пожалуйста, подумайте над этим вопросом, и в зависимости от ответа разделитесь на группы. Первая группа: Человек – это добро. Вторая группа: Человек – это зло. - Пожалуйста, проаргументируйте свой выбор. | Здороваются, размышляют над заданным вопросом учителя и делятся на группы: Первая группа: Человек – это добро. Вторая группа: Человек – это зло. Аргументируют свой выбор. | Эпиграф к уроку: «Самое сложное в этой жизни оставаться человеком» - Ч.Айтматов. Интерактивная доска, рисунки | Словесная похвала |
Середина урока | II. Актуализация знаний. - Хорошо, ваш выбор мне понятен. Как думаете, почему я затронула эту тему? Какую тему мы будем изучать? III. Проверка домашнего задания - Молодцы! Вы верно подметили, будем обсуждать человеческие поступки. Узнаем, на что влияют те или иные поступки людей. Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим домашнее задание. Было задано выучить стихотворение О.Сулейменова «Волчата». Прежде чем слушать ваше выступление, давайте вспомним, по каким критериям мы обычно оценивали выступающего? - Давайте выберем того, кто будет вас оценивать по этим критериям. Каждая группа выберите для себя капитана команды. Для капитанов команды (они же жюри) я дам лист оценивания, вы будете после каждого выступления комментировать выступающего и озвучите соответствующий его выступлению балл. IV. Изучение нового материала. - Спасибо всем за выступления. А теперь от домашнего задания мы плавно перейдем к новой теме. Почему плавно? Потому что, роман с которым мы сейчас познакомимся, а точнее фрагмент из этого романа по смыслу, цели и проблеме очень схож со стихотворением «Волчата». Это роман Чингиза Айтматова «Плаха», точнее фрагмент об Акбаре из этого романа. К. Презентация. «Жизнь и творчество Ч.Т.Айтматова» Краткое содержание романа «Плаха». После того как будет определена тема, учитель просит учащихся поработать в группах. ***Упр. 1. Как вы понимаете значение слова плаха? Какие ассоциации возникают у вас? ***Упр. 2. Прочитайте лексическое значение слова плаха. Как вы думаете, какой из трех вариантов подходит к роману? ---1. Кусок бревна, расколотого или распиленного вдоль. ---2. В старину: обрубок дерева, на котором отсекали голову казнимого, а также помост, на котором совершалась казнь. -
Также перен.: обрекать себя на неминуемую беду. (С.И. Ожегов) V. Освоение изученного материала. *** Упр. 3. Прочитайте фрагменты из романа Ч. Т. Айтматова. - Что вы узнали из этих отрывков? - Какими человеческими качествами наделяет автор волчицу Акбару? - Что общего в фрагменте об Акбаре со стихотворением «Волчата». - Вспомните, пожалуйста, как делается анализ текста? - Давайте вспомним, как делается анализ текста? V. Закрепление изученного материала. Г. Работа над текстом. Сделать сравнительный анализ текста. Условия задания: -
Прочитайте тексты: «Волчата» О.Сулейменова и фрагмент из романа «Плаха» Ч.Айтматова (см. Ресурсы) -
Сравните тексты, используя данный шаблон: «Волчата» | «Плаха» | Тема | | | Основная мысль | | | Проблема | | | Цель | | | Целевая аудитория | | | Позиция автора | | | Структура | | | Жанр | | | Языковые особенности | | | | Учащиеся отвечают на вопросы, определяют тему урока. Перечисляют критерии оценивания. Читают стихотворение О.Сулейменова «Волчата», наизусть. Выбирают жюри. Жюри комментирует выступления учащихся, оценивает их по заданным критериям. Просматривают презентацию, отвечают на вопросы Учащиеся работают в группах, разбирая лексическое значение слова плаха Ученики записывают в тетрадь упражнение. Обсуждают в группе, делают вывод. Работают над текстами, делают сравнительный анализ текста, комментируют и защищают проделанную работу. | Наводящие вопросы, учебник Интерактивная доска Учебник Лист оценивания Иллюстрации, презентация новой темы на интерактивной доске. Учебник Глоссарий Учебник Учебник, дополнительные ресурсы, шаблоны | Словесная похвала учителя Оценивание по критериям: Критерии выступления -
Знать автора -
Знать название произведения -
Знание текста -
Правильность -
Артистизм -
Дикция -
Темп речи -
Интонация -
Громкость -
Ударение и цезура (пауза) После ответа учащиеся показывают большой палец: плохо удовлетворительно отлично. Словесная похвала, взаимооценка групп при помощи большого пальца. Обменяться работами с для взаимопроверки |
Конец урока | Итог урока Обращение к эпиграфу урока «Самое сложное в этой жизни оставаться человеком» - Ч.Айтматов. Авторы двух произведений, над которыми мы сегодня работали хоть и показали проблемы человеческого общества, но пути их решения не указывают. Каждый читатель сам должен прийти к истине, должен понять, что у каждого свой путь к плахе. Но каждый может воспитать в себе нетерпимость ко злу, способность открыто выражать свою точку зрения, умение найти единомышленников. И, если большинство будет отстаивать на земле добро, восхождение на плаху не понадобится. Рефлексия Дайте оценку прочитанному произведнению, выявляя авторскую позицию и используя метод 6 шляп. Белая шляпа. Что нового я узнал на уроке? Желтая шляпа.Что было позитивным, важным на уроке? Почему? Красная шляпа. Какие чувства возникали при чтении текста? Черная шляпа. Что было неясным, негативным, проблематичным? Почему? Зеленая шляпа. Что можно было изменить в произведении? Синяя шляпа. Сделайте вывод по сказанным выше высказываниям. Подведите итог Домашнее задание Написать сочинение-эссе «Трагическое столкновение человека и природы в романе «Плаха». | Делают вывод по уроку, оценивают роман Ч. Айтматова «Плаха» методом «6 шляп» | «6 шляп мышления» | |