СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценивание метапредметных результатов на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как оценивать метапредметные результаты на уроках английского языка?

Просмотр содержимого документа
«Оценивание метапредметных результатов на уроках английского языка»

ОЦЕНИВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В современном мире задача учителя английского языка - создать модель реального общения на уроках, т.к. это способствует возникновению у обучащихся желания и необходимости взаимодействия с другими людьми, уверенности в себе и своих силах для осуществления коммуникации.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по английскому языку должны отражать:

 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

 умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.

Целью оценивания метапредметных результатов является необходимость проверить уровень сформированности метапредметных умений учащихся для выявления детей с низким и средним уровнем метапредметных умений и для дальнейшего их совершенствования у этих учащихся. Объектом оценки являются не столько знания, сколько действия, выполняемые учащимися с содержанием курса иностранного языка. Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. Поэтому существуют технологии оценивания метапредметных результатов. Можно выделить следующие основные формы и способы оценивания:

 диагностические работы (оценивание учителем);

 оценивание учителем в форме наблюдения и опросов (листы наблюдений (по отдельным ученикам и сводные по классу),

листы общеучебных достижений, карты метапредметных УУД и т.д.);

 самооценивание (карты самооценки, листы самооценки, языковой портфель, метапредметный портфель, дневники успешности и т.д.)

Достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально разработанных диагностических работ. Это выполнение специальных проверочных работ, включающих в себя задания как по отдельным универсальным учебным действиям, так комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД. Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д. В этом случае достижение таких действий оценивается учителем с помощью наблюдения или опросов и фиксируется в оценочных листах наблюдений учителя, картах метапредметных УУД, листах общеучебных достижений и т.д. При этом учитель точно знает, с помощью каких критериев ему необходимо оценить сформированность тех или иных метапредметных УУД. Это может быть оценивание в баллах, по процентной шкале или же оценивание по выявлению уровня сформированности

Кроме оценивания метапредметных результатов учителем существуют и альтернативные формы оценивания деятельности ученика. Это портфолио, рейтинг, шкала достижений, ведение рефлексивных дневников, дневников успешности, то есть различные формы самооценки.

Самооценивание – это процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы. Одним из приемов является лист самооценки с вопросами, которые заставляют

учащихся анализировать свою работу в течение урока, изучения темы. Листы самооценки могут быть разными, но суть у них одна: позволяет учащимся осознавать цели учения, определять свои пробелы, заставляет их понимать, что успех или неудача зависят не от таланта, удачи или способности, а от практики, усилий и применения правильных стратегий.

Еще один способ – это предложить учащимся в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным утверждениям, например, поставить «плюсы» на полях в тетради.

Важно постоянно напоминать ученику о целях и критериях оценивания работы, планировать время для самооценивания, предоставлять цели урока и критерии оценки наглядно, для того чтобы учащиеся четко представляли к чему они стремятся.

Оценивание метапредметных результатов учащихся можно провести и через приём «Взаимооценивание». Оценка работы одноклассниками – это полноценный обучающий прием оценивания. Оценивая работы других учащихся, ребята отмечают их сильные и слабые стороны, таким образом, они анализируют и собственный прогресс.

Еще одним способом оценивания метапредметных результатов является проект, как индивидуальный, так и групповой. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники самостоятельно приобретают знания, получают опыт, включаются в реальную деятельность, принимают личную ответственность за продвижение в обучении, участвуют в совместном оценивании результатов проекта. После выполнения проекта учитель вместе

с учащимся может заполнить лист оценки проекта.

В заключении следует отметить, что в виду отсутствия единой технологии оценивания метапредметных результатов каждый учитель может разработать свою систему оценивания, исходя из планируемых метапредметных результатов в конкретном классе. В неё может войти весь комплекс форм, способов и приёмов оценивания метапредметных

результатов, включающих как оценивание, осуществляемое учителем, так и самооценивание учащимся уровня сформированности своих метапредметных умений: диагностические работы, наблюдения и опросы (листы наблюдений, листы общеучебных достижений, карты метапредметных УУД), листы самооценки, языковой портфель, метапредметный портфель, дневники успешности и т.д.

Применяя ту или иную технологию оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка, учитель должен помнить, что цель оценивания, прежде всего в том, чтобы вовремя заметить проблемы в недостаточной сформированности метапредметных умений и предпринять все возможные шаги для решения этих проблем



Коммуникативные универсальные учебные действия – способность к согласованным действиям с учетом позиции другого.

Фамилии, имя ребенка

Общение и взаимодействие с партнерами

Действие с позиции

другого

Организация и планирование учебного сотрудничества

Работа в группе



Итоговый показатель по каждому ученику


Класс __________________________5б_______________________________

Умение выражать свои мысли

Аргументирование своей позиции

Умение задавать вопрос

Вступать в диалог

Принятие различных отточек зрения

Готовность к обсуждению

Сравнивать разнее точки зрения

Аргументировать свою точку зрения

Определение цели

Планирование способов работы

Обмен информацией

Проявление инициативы внутри группы

Управление поведением партнеров

Устанавливать рабочие отношения

Выстраивать продуктивное взаимодействие

Бесконфликтная совместная работа

Разрешение конфликтных ситуаций

1

Королева Катя

М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


2

Кочетова Маша

Д


Д


М


Д


Д


Д


М


Д


М


Д


Д


Д


М


Д


М


д


М


Д


3

Кузин Максим

Д


Д


д


Д


Д


Д


М


Д


М


Д


Д


М


М


Д


М


д


М


Д


4

Леонова Вика

М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


д


М


М


5

Мощенок Ира

Д


д


Д


Д


Д


Д


М


Д


М


Д


Д


Д


М


Д


М


Д


М


Д


6

Палов Валентин

М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


Д


М


М


7

Петров Коля

М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


Д


М


М


8

Подвербный Денис

М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


9

Смирнов Даниил

М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


м


М


М


10

Троцкая Оля

М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


11

Усачева Зарина

Д


Д


Д


Д


Д


Д


М


Д


М


д


Д


Д


М


Д


М


Д


М


Д


12

Фисюк Настя

м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


13






































14






































15






































16






































17






































18






































19






































20






































21






































22






































23






































24






































25






































26






































27






































28






































Итоговый показатель по классу (среднее значение)


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


В – высокий

Д – допустимый

М – минимальный

Познавательные универсальные действия – исследовательская и проектная деятельность.

Фамилии, имя ребенка

Компоненты исследовательских действий


Работа с индивидуальным проектом

(требования)





Класс____________________________________5б___________________________________

Умение видеть проблему

Умение ставить вопросы

Умение выдвигать гипотезы

Умение структурировать тексты

Давать определение понятиям

Делать выводы и умозаключения

Умение классифицировать

Планирование исследовательской работы

Поиск решения проблемы

Представление результатов

Оформление результатов деятельности

Обсуждение и оценка результатов

Организация проектной деятельности

Содержание и направленность проекта

Защита проекта

Выполнение работы (проекта)

Итоговый показатель по каждому ученику

1

Королева Катя

М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


2

Кочетова Маша

Д


М


Д


М


Д


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


3

Кузин Максим

Д


М


Д


М


Д


Д


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


4

Леонова Вика

М


М


М


М


М


М


М


М

М


М


М


М


М


М


М


М


М


5

Мощенок Ира

Д


М


Д


М


Д


Д


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


6

Палов Валентин

М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


7

Петров Коля

М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


8

Подвербный Денис

Д


М


М


М


Д


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


9

Смирнов Даниил

М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


10

Троцкая Оля

М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


11

Усачева Зарина

Д


М


Д


М


Д


Д


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


12

Фисюк Настя

м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


13




































14




































15




































16




































17




































18




































19




































20




































21




































22




































23




































24




































25




































26




































27




































28




































Итоговый показатель по классу (среднее значение)


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


В – высокий

Д – допустимый

М – минимальный

Регулятивные универсальные учебные действия

Фамилии, имя ребенка

Формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе

Развитие регуляции учебной деятельности


Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний









Итоговый показатель по каждому ученику


Класс __________________________5б_______________________________

Количество целей для каждой из сфер жизнедеятельности

Содержание цели

Конкретность цели

Временная перспектива (временной интервал)

Ценностный опыт

Опыт рефлексии

Опыт привычной активизации

Операционный опыт

Опыт сотрудничества

Целеполагание

Самоэффективность

Контроль своей деятельности

Оценка деятельности (рефлексия)

1

Королева Катя

М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


2

Кочетова Маша

Д


Д


Д


Д


Д


М


Д


Д


Д


М


М


Д


М


Д


3

Кузин Максим

Д


Д


Д


Д


Д


М


Д


Д


Д


М


М


Д


М


Д


4

Леонова Вика

М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


5

Мощенок Ира

Д


Д


Д


Д


Д


М


Д


Д


Д


М


М


Д


М


Д


6

Палов Валентин

М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


7

Петров Коля

М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


8

Подвербный Денис

Д


М


М


М


М


М


М


М


Д


М


М


М


М


М


9

Смирнов Даниил

М


М


М


М


М


М


М


М


Д


М


М


М


М


М


10

Троцкая Оля

М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


М


11

Усачева Зарина

Д


Д


Д


Д


Д


М


Д


Д


Д


М


М


Д


М


Д


12

Фисюк Настя

м


м


м


м


м


м


м


м


м


М


м


м


м


м


13






























14






























15






























16






























17






























18






























19






























20






























21






























22






























23






























24






























25






























26






























27






























28






























Итоговый показатель по классу (среднее значение)

м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


м


В – высокий

Д – допустимый

М – минимальный



Лист самооценки

ФИ:______________________



Я справился самостоятельно

Я выполнял с помощью словаря, одноклассника, учителя

Я не выполнил задание

Шаг 1

Формулирую тему и ставлю цели




Шаг 2

Устанавливаю взаимосвязи




Шаг 3

Читаю текст и систематизирую в таблицу




Шаг 4

Работаю в группе над минипроектом




Уровень: В-высокий, С-средний, Н-низкий

Мой уровень:

Лист самооценки обучающихся

ФИ:______________________



Я справился самостоятельно

Я справился с помощью одноклассника, учителя, карточки

Я не выполнил задание

Шаг 1

умение поставить вопросы




Шаг 2

умение ставить цели урока




Шаг 3

соотношение праздников и дат




Шаг 4

работа с видеороликом




Шаг 5

работа с текстом




Шаг 6

умение подписать открытку




Уровень: В-высокий, С-средний, Н-низкий

Мой уровень:

Checklist

Date_________ Name___________

Poor

Sat

Good

Brilliant

  1. I can speak about the genres of the films.





  1. I can listen and understand the necessary information.





  1. I can read and understand the text “Let’s go to the cinema”.





  1. I can make up a dialogue and act it out.





  1. I can work in the group.








Лист оценки проекта

Критерии

Да (1 балл)

Нет (0 баллов)

Не полностью (0,5 балла)

Оценка

ученика

Оценка учителя

Средняя

Продукт

Работа соответствует теме.




Цель достигнута.




Визуальное оформление соответствует теме.




Самостоятельный поиск и работа с источниками информации




Каждый учащийся в группе внес свой вклад (если групповой проект).




Выступление

Лексико-грамматическое оформление речи, фонетическое оформление речи без ошибок.




Материал представлен эмоционально, доходчиво.




Выступающий справился с ответами на вопросы аудитории.




Итого баллов:

Оценивание: 8-7 баллов – «5», 7-6 баллов – «4», 5-4,5 балла – «3», менее 4,5 балла – «2»





Список литературы:

1. Казакова Т.И. Технология составления и оценивания метапредметных результатов. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy mo/2015/03/29/tehnologiya-sostavleniya-i-otsenivaniya-metapredmetnyh

2. Ледовских С.Ф. Система оценки при обучении английскому языку в соответствии с ФГОС. [Электронный ресурс]. URL: https://www.metodkopilka.ru/sistema_ocenki_pri_obuchenii_angliyskomu_yazyku_v_sootvetstvii_s_fgos.- 44159.htm

3. Система оценки образовательных достижений учащихся по английскомe языку в соответствии с ФГОС. [Электронный ресурс]. URL:http://www.openclass.ru/node/417370

4. Технологии оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС [Электронный ресурс]. URL:http://pedsovet.org/publikatsii/angliyskiy-yazyk/tehnologii-otsenivaniya