ОЦЕНИВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В современном мире задача учителя английского языка - создать модель реального общения на уроках, т.к. это способствует возникновению у обучащихся желания и необходимости взаимодействия с другими людьми, уверенности в себе и своих силах для осуществления коммуникации.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по английскому языку должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.
Целью оценивания метапредметных результатов является необходимость проверить уровень сформированности метапредметных умений учащихся для выявления детей с низким и средним уровнем метапредметных умений и для дальнейшего их совершенствования у этих учащихся. Объектом оценки являются не столько знания, сколько действия, выполняемые учащимися с содержанием курса иностранного языка. Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. Поэтому существуют технологии оценивания метапредметных результатов. Можно выделить следующие основные формы и способы оценивания:
диагностические работы (оценивание учителем);
оценивание учителем в форме наблюдения и опросов (листы наблюдений (по отдельным ученикам и сводные по классу),
листы общеучебных достижений, карты метапредметных УУД и т.д.);
самооценивание (карты самооценки, листы самооценки, языковой портфель, метапредметный портфель, дневники успешности и т.д.)
Достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально разработанных диагностических работ. Это выполнение специальных проверочных работ, включающих в себя задания как по отдельным универсальным учебным действиям, так комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД. Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д. В этом случае достижение таких действий оценивается учителем с помощью наблюдения или опросов и фиксируется в оценочных листах наблюдений учителя, картах метапредметных УУД, листах общеучебных достижений и т.д. При этом учитель точно знает, с помощью каких критериев ему необходимо оценить сформированность тех или иных метапредметных УУД. Это может быть оценивание в баллах, по процентной шкале или же оценивание по выявлению уровня сформированности
Кроме оценивания метапредметных результатов учителем существуют и альтернативные формы оценивания деятельности ученика. Это портфолио, рейтинг, шкала достижений, ведение рефлексивных дневников, дневников успешности, то есть различные формы самооценки.
Самооценивание – это процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы. Одним из приемов является лист самооценки с вопросами, которые заставляют
учащихся анализировать свою работу в течение урока, изучения темы. Листы самооценки могут быть разными, но суть у них одна: позволяет учащимся осознавать цели учения, определять свои пробелы, заставляет их понимать, что успех или неудача зависят не от таланта, удачи или способности, а от практики, усилий и применения правильных стратегий.
Еще один способ – это предложить учащимся в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным утверждениям, например, поставить «плюсы» на полях в тетради.
Важно постоянно напоминать ученику о целях и критериях оценивания работы, планировать время для самооценивания, предоставлять цели урока и критерии оценки наглядно, для того чтобы учащиеся четко представляли к чему они стремятся.
Оценивание метапредметных результатов учащихся можно провести и через приём «Взаимооценивание». Оценка работы одноклассниками – это полноценный обучающий прием оценивания. Оценивая работы других учащихся, ребята отмечают их сильные и слабые стороны, таким образом, они анализируют и собственный прогресс.
Еще одним способом оценивания метапредметных результатов является проект, как индивидуальный, так и групповой. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники самостоятельно приобретают знания, получают опыт, включаются в реальную деятельность, принимают личную ответственность за продвижение в обучении, участвуют в совместном оценивании результатов проекта. После выполнения проекта учитель вместе
с учащимся может заполнить лист оценки проекта.
В заключении следует отметить, что в виду отсутствия единой технологии оценивания метапредметных результатов каждый учитель может разработать свою систему оценивания, исходя из планируемых метапредметных результатов в конкретном классе. В неё может войти весь комплекс форм, способов и приёмов оценивания метапредметных
результатов, включающих как оценивание, осуществляемое учителем, так и самооценивание учащимся уровня сформированности своих метапредметных умений: диагностические работы, наблюдения и опросы (листы наблюдений, листы общеучебных достижений, карты метапредметных УУД), листы самооценки, языковой портфель, метапредметный портфель, дневники успешности и т.д.
Применяя ту или иную технологию оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка, учитель должен помнить, что цель оценивания, прежде всего в том, чтобы вовремя заметить проблемы в недостаточной сформированности метапредметных умений и предпринять все возможные шаги для решения этих проблем
Коммуникативные универсальные учебные действия – способность к согласованным действиям с учетом позиции другого.
№ | Фамилии, имя ребенка | Общение и взаимодействие с партнерами | Действие с позиции другого | Организация и планирование учебного сотрудничества | Работа в группе | Итоговый показатель по каждому ученику |
| Класс __________________________5б_______________________________ | Умение выражать свои мысли | Аргументирование своей позиции | Умение задавать вопрос | Вступать в диалог | Принятие различных отточек зрения | Готовность к обсуждению | Сравнивать разнее точки зрения | Аргументировать свою точку зрения | Определение цели | Планирование способов работы | Обмен информацией | Проявление инициативы внутри группы | Управление поведением партнеров | Устанавливать рабочие отношения | Выстраивать продуктивное взаимодействие | Бесконфликтная совместная работа | Разрешение конфликтных ситуаций |
1 | Королева Катя | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | |
2 | Кочетова Маша | Д | | Д | | М | | Д | | Д | | Д | | М | | Д | | М | | Д | | Д | | Д | | М | | Д | | М | | д | | М | | Д | |
3 | Кузин Максим | Д | | Д | | д | | Д | | Д | | Д | | М | | Д | | М | | Д | | Д | | М | | М | | Д | | М | | д | | М | | Д | |
4 | Леонова Вика | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | д | | М | | М | |
5 | Мощенок Ира | Д | | д | | Д | | Д | | Д | | Д | | М | | Д | | М | | Д | | Д | | Д | | М | | Д | | М | | Д | | М | | Д | |
6 | Палов Валентин | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | Д | | М | | М | |
7 | Петров Коля | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | Д | | М | | М | |
8 | Подвербный Денис | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | |
9 | Смирнов Даниил | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | м | | М | | М | |
10 | Троцкая Оля | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | |
11 | Усачева Зарина | Д | | Д | | Д | | Д | | Д | | Д | | М | | Д | | М | | д | | Д | | Д | | М | | Д | | М | | Д | | М | | Д | |
12 | Фисюк Настя | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | |
13 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
14 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
15 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
16 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
17 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
18 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
19 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
20 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
21 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
22 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
23 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
24 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
25 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
26 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
27 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
28 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Итоговый показатель по классу (среднее значение) | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | |
В – высокий
Д – допустимый
М – минимальный
Познавательные универсальные действия – исследовательская и проектная деятельность.
№ | Фамилии, имя ребенка | Компоненты исследовательских действий | Работа с индивидуальным проектом (требования) | |
| Класс____________________________________5б___________________________________ | Умение видеть проблему | Умение ставить вопросы | Умение выдвигать гипотезы | Умение структурировать тексты | Давать определение понятиям | Делать выводы и умозаключения | Умение классифицировать | Планирование исследовательской работы | Поиск решения проблемы | Представление результатов | Оформление результатов деятельности | Обсуждение и оценка результатов | Организация проектной деятельности | Содержание и направленность проекта | Защита проекта | Выполнение работы (проекта) | Итоговый показатель по каждому ученику |
1 | Королева Катя | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | |
2 | Кочетова Маша | Д | | М | | Д | | М | | Д | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | |
3 | Кузин Максим | Д | | М | | Д | | М | | Д | | Д | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | |
4 | Леонова Вика | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | |
5 | Мощенок Ира | Д | | М | | Д | | М | | Д | | Д | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | |
6 | Палов Валентин | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | |
7 | Петров Коля | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | |
8 | Подвербный Денис | Д | | М | | М | | М | | Д | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | |
9 | Смирнов Даниил | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | |
10 | Троцкая Оля | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | |
11 | Усачева Зарина | Д | | М | | Д | | М | | Д | | Д | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | |
12 | Фисюк Настя | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | |
13 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
14 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
15 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
16 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
17 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
18 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
19 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
20 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
21 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
22 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
23 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
24 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
25 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
26 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
27 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
28 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Итоговый показатель по классу (среднее значение) | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | |
В – высокий
Д – допустимый
М – минимальный
Регулятивные универсальные учебные действия
№ | Фамилии, имя ребенка | Формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе | Развитие регуляции учебной деятельности | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний | Итоговый показатель по каждому ученику |
| Класс __________________________5б_______________________________ | Количество целей для каждой из сфер жизнедеятельности | Содержание цели | Конкретность цели | Временная перспектива (временной интервал) | Ценностный опыт | Опыт рефлексии | Опыт привычной активизации | Операционный опыт | Опыт сотрудничества | Целеполагание | Самоэффективность | Контроль своей деятельности | Оценка деятельности (рефлексия) |
1 | Королева Катя | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | |
2 | Кочетова Маша | Д | | Д | | Д | | Д | | Д | | М | | Д | | Д | | Д | | М | | М | | Д | | М | | Д | |
3 | Кузин Максим | Д | | Д | | Д | | Д | | Д | | М | | Д | | Д | | Д | | М | | М | | Д | | М | | Д | |
4 | Леонова Вика | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | |
5 | Мощенок Ира | Д | | Д | | Д | | Д | | Д | | М | | Д | | Д | | Д | | М | | М | | Д | | М | | Д | |
6 | Палов Валентин | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | |
7 | Петров Коля | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | |
8 | Подвербный Денис | Д | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | Д | | М | | М | | М | | М | | М | |
9 | Смирнов Даниил | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | Д | | М | | М | | М | | М | | М | |
10 | Троцкая Оля | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | | М | |
11 | Усачева Зарина | Д | | Д | | Д | | Д | | Д | | М | | Д | | Д | | Д | | М | | М | | Д | | М | | Д | |
12 | Фисюк Настя | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | М | | м | | м | | м | | м | |
13 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
14 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
15 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
16 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
17 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
18 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
19 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
20 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
21 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
22 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
23 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
24 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
25 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
26 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
27 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
28 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Итоговый показатель по классу (среднее значение) | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | | м | |
В – высокий
Д – допустимый
М – минимальный
Лист самооценки
ФИ:______________________
| | Я справился самостоятельно | Я выполнял с помощью словаря, одноклассника, учителя | Я не выполнил задание |
Шаг 1 | Формулирую тему и ставлю цели | | | |
Шаг 2 | Устанавливаю взаимосвязи | | | |
Шаг 3 | Читаю текст и систематизирую в таблицу | | | |
Шаг 4 | Работаю в группе над минипроектом | | | |
Уровень: В-высокий, С-средний, Н-низкий
Мой уровень:
Лист самооценки обучающихся
ФИ:______________________
| | Я справился самостоятельно | Я справился с помощью одноклассника, учителя, карточки | Я не выполнил задание |
Шаг 1 | умение поставить вопросы | | | |
Шаг 2 | умение ставить цели урока | | | |
Шаг 3 | соотношение праздников и дат | | | |
Шаг 4 | работа с видеороликом | | | |
Шаг 5 | работа с текстом | | | |
Шаг 6 | умение подписать открытку | | | |
Уровень: В-высокий, С-средний, Н-низкий
Мой уровень:
Checklist
Date_________ Name___________ | Poor | Sat | Good | Brilliant |
I can speak about the genres of the films. | | | | |
I can listen and understand the necessary information. | | | | |
I can read and understand the text “Let’s go to the cinema”. | | | | |
I can make up a dialogue and act it out. | | | | |
I can work in the group. | | | | |
Лист оценки проекта
Критерии Да (1 балл) Нет (0 баллов) Не полностью (0,5 балла) | Оценка ученика | Оценка учителя | Средняя |
Продукт | Работа соответствует теме. | | | |
Цель достигнута. | | | |
Визуальное оформление соответствует теме. | | | |
Самостоятельный поиск и работа с источниками информации | | | |
Каждый учащийся в группе внес свой вклад (если групповой проект). | | | |
Выступление | Лексико-грамматическое оформление речи, фонетическое оформление речи без ошибок. | | | |
Материал представлен эмоционально, доходчиво. | | | |
Выступающий справился с ответами на вопросы аудитории. | | | |
Итого баллов: |
Оценивание: 8-7 баллов – «5», 7-6 баллов – «4», 5-4,5 балла – «3», менее 4,5 балла – «2» |
Список литературы:
1. Казакова Т.И. Технология составления и оценивания метапредметных результатов. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy mo/2015/03/29/tehnologiya-sostavleniya-i-otsenivaniya-metapredmetnyh
2. Ледовских С.Ф. Система оценки при обучении английскому языку в соответствии с ФГОС. [Электронный ресурс]. URL: https://www.metodkopilka.ru/sistema_ocenki_pri_obuchenii_angliyskomu_yazyku_v_sootvetstvii_s_fgos.- 44159.htm
3. Система оценки образовательных достижений учащихся по английскомe языку в соответствии с ФГОС. [Электронный ресурс]. URL:http://www.openclass.ru/node/417370
4. Технологии оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС [Электронный ресурс]. URL:http://pedsovet.org/publikatsii/angliyskiy-yazyk/tehnologii-otsenivaniya