Оценивание образовательных результатов по предмету «Иностранный язык»
Хорошенькова О.Н.
учитель английского языка,
МАОУ «Лицей №1» г. Балаково
Система оценивания
занимает особое место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ по иностранному языку
выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора, помогает учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли обучающихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании
Объект оценки предметных результатов- способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Система оценки предметных результатов
опорные знания
предметные действия
Цель оценки предметных результатов - оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения.
Принципы системы оценивания ФГОС ООО
- оценивание является постоянным процессом;
- оценивание может быть только критериальным;
- оцениваются с помощью отметки только результаты деятельности ученика;
- оценивать можно только то, чему учат;
- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся;
- система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Источники информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, для оценивания хода обучения, а также виды работ и методы оценивания представлены в таблице № 1.
Таблица №3
Компоненты системы критериального оценивания
систему критериев оценивания видов деятельности
критерии к оценочным
процедурам
Эти критерии остаются неизменными в течение курса, и, по своей сути, очень близки к экзаменационным, что позволяет избежать затруднений не только при оценке работ, но и при подготовке и сдаче экзаменов.
Критерии оценивания письменных работ
Творческие письменные работы оцениваются
по пяти критериям:
- организация работы ;
- лексика;
- грамматика;
- орфография и пунктуация.
Критерии оценивания письменных работ
Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений, эссе, проектные работы, вт.ч. в группах) оцениваются по пяти критериям:
- Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости).
- Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы);
- Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);
- Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
- Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых).
Критерии оценки творческих письменных работ
Критерии оценки творческих письменных работ
Критерии оценки устных развернутых ответов
Устные ответы оцениваются по пяти критериям:
- содержание;
- взаимодействие с собеседником;
- лексика;
- грамматика;
- произношение.
Критерии оценки устных развернутых ответов
Критерии оценки устных развернутых ответов
Критерии оценки устных развенутых ответов
Уровни оценок
Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания прежде всего опорной системы. Это «хорошо, но не отлично».
Программный уровень (повышенный, обязательно проверяемый) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично»
Максимальный уровень (повышенный, не обязательно проверяемый) – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда требуется применить либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам – сверх школьных требований – «превосходно». На основании предложенных уровней успешности определяется предметная отметка по бальной шкале, принятой в образовательном учреждении:
Итоговая оценка. Одной из составляющей итоговой оценки является накопительная система оценки - пример этому - портфолио обучающихся (портфель достижений или языковой портфель).
Языковой портфель - это личный документ, который позволяет ученику оценить собственную языковую компетенцию в иностранном языке и его контакты с другой культурой.
Языковой портфель служит средством неформального оценивания его достижений, не являясь инструментом контроля.
Цель портфеля:
- формирование учебной компетенции и развитие реальной самостоятельности учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком и иноязычной культурой;
- формирование у учащихся гражданского самосознания (гражданин России/ мира);
- формирование у учащихся стремления самостоятельно осваивать культурное и языковое наследие;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся.
Нормативно - правовое обеспечение системы оценки планируемых результатов
- Положение о промежуточной аттестации и системе оценки образовательных результатов;
- Устав школы;
- Основная образовательная программа начального общего образования;
- Положение о портфолио как накопительной форме оценки;
Функции портфеля :
- портфель демонстрирует способности ученика по иностранному языку;
- портфель позволяет ученику, а также учителю оценить, в какой степени обучающийся способен общаться на иностранном языке.
Используя такую стратегию,
обучающийся научится:
- определять свой уровень владения иностранным языком в различных видах речевой деятельности, соотнося их с общеевропейскими уровнями;
- ставить перед собой совершенно конкретные цели, пользуясь таблицей самооценки;
- самостоятельно оценивать свои достижения в конкретном виде речевой деятельности, опираясь на языковой эталон, представленный в Языковом Портфеле.
Список источников
1. ФГОС ООО (пункт№12) Система оценки достижений планируемых результатов.
2. Бурлакова М.В. «Инновационные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС»// http://hotimlshkola.ru/article996 3.
3. Винтаева К.О. "Рейтинговая оценка достижений учащихся в рамках введения ФГОС по английскому языку"/ http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-5536
- Горбунова Т.С. Обновление системы оценивания учебных достижений обучающихся г. Омск, 2008 г.4.
5 . Ильина Е.А. «Критериальное оценивание»// http://festival.1september.ru/articles/588262 /
6. Калашникова Н.Г. «Эффективная система оценки образовательных достижений учащихся в условиях ФГОС»// http:// www.slideshare.net/tatianakartashova1/quality-23874179
7. Макарова Е.Г. Мастер класс «Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения»// http:// kopilkaurokov.ru/vsemuchitelam/prochee/mastier-klass-kritierial-noie-otsienivaniie-vazhnyi-faktor-protsiessa-obuchieniia
8. Федорова Е.В. « Система оценки образовательных достижений учащихся в изучении английского языка в соответствие с ФГОС»// https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fkatyafedorova.ucoz.ru%2Fvystuplenie_na_seminare-sistema_ocenki_po_fgos.docx&name=vystuplenie_na_seminare-sistema_ocenki_po_fgos.docx&lang=ru&c=573889e4209b
Спасибо за внимание!