Оценивания учебных достижений – существующие нормы.
Подготовил:учитель физики Романенко И.С.
Енакиево, 2020
Особенность ГОС – ориентация на результаты образования
Основные направления и цели оценочной деятельности:
- оценка образовательных достижений обучающихся;
- оценка результатов деятельности образовательного учреждения и педагогических кадров.
В соответствии с ГОС система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.
ЛИЧНОСТНЫЕ
позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность.
Смыслообразование:
Самоопределение:
внутренняя позиция
мотивация
ученика;
(учебная, социальная);
границы собственного
самоуважение и самооценка .
знания и «незнания»
Морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
моральных норм
Для оценивания личностных результатов обучаемых, возможны методы, приёмы и формы, такие как наблюдение, тестирование, беседа, диспут, дискуссия, ролевая игра(создание проблемно-диалогической ситуации), анализ текстов в письменной и устной форме (аудио- и кино- фрагменты), самооценка и самоанализ собственного поведения (в том числе речевого).
Инструментарий изучения достижения обучающимися отдельных личностных результатов
Оценка личностных результатов осуществляется
в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого – педагогической диагностики развития личности;
1
с помощью портфолио.
2
Достижение личностных результатов является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня.
Типы задач и виды заданий, проверяющие личностные результаты
Блок личностных результатов
Действия учителя для формирования данного блока
ПРЕДМЕТНЫЕ
Основы научных
Опыт предметной
Предметные и
знаний
деятельности
метапредметные
по получению
действия с
и преобразованию
материалом .
нового знания
Предметные результаты обучения включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной образовательной отрасли, виды деятельности по получению новых знаний в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту.
Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к программе предмета.
Критерии оценивания уровня учебных достижений обучающихся по физике
Во время определения уровня учебных достижений по физике оценивается:
- уровень владения теоретическими знаниями;
- уровень умений использовать теоретические знания при решении задач или упражнений различного типа (расчетных, экспериментальных, качественных, комбинированных и т.д.);
- уровень владения практическими умениями и навыками во время выполнения лабораторных работ и наблюдений.
Критериальная система оценивания
- дает возможность всем учащимся активно участвовать в процессе учения,
- является одним из важнейших факторов, способствующих формированию положительной мотивации учения,
- снижает субъективность выставления отметки, обеспечивает учителя и ученика механизмами, одинаково эффективно работающими как при оценивании, так и при самооценивании.
Организация и содержание оценочных процедур
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Метапредметные результаты отражают:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения;
- умение осуществлять контроль своей деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- формирование и развитие экологического мышления.
Работа в парах и группах
- целеполагание;
- планирование;
- контроль и коррекция;
- оценка;
- познавательная рефлексия,
- саморегуляция.
Поиск информации в предложенных источниках
Формы оценки
метапредметных результатов
исследовательская работа
проект
портфолио
комплексные контрольные работы
Для оценки регулятивных и коммуникативных УУД могут использоваться адаптированные диагностические методики .
(А.Г. Асмолов)