Клинцовский индустриально-педагогический колледж
Исследовательская работа
по экологии
на тему:
«Оценка экологического состояние воды реки Московка»
Выполнила:
студентка II курса
группы ПК-17 (921)
Дацкая А. В.
Научный руководитель:
преподаватель экологии
Медведева Л.В.
Московка
Московка, тихая Московка,
Москве – реке ты не родня, -
ты светлой ниткою неловко
в кустах запуталась, звеня.
Ни шириной, ни глубиною –
ничем, по правде, не взяла.
Петух склонился над тобою,
попил – и дно видать. Дела!
Тебе рыбешка и не снилась.
И даже вир последний пуст.
И только облако забилось,
как будто сом, под черный куст.
Мелиорация сушила,
безжалостно травил завод…
А ты звенела, ты спешила,
а ты – вперед, вперед, вперед.
Не пересохнешь ты, родная
(Звени звоночками, спеши!),
пока звенит, пока впадает
в тебя приток моей души.
Цель проекта
Получение информации, связанной с конкретной проблемой состоянием водного объекта-реки Московка и последующее представление этой информации для заинтересованных сторон (общественности, гос.органов), направленное на разработку и принятие мер по улучшению ситуации.
В результате нашей работы мы хотим найти как можно больше, единомышленников, неравнодушных людей. Вместе мы спасем нашу речку.
Актуальность темы
Несмотря на то, что Россия обладает одним из самых высоких в мире водных потенциалов, в настоящее время из-за загрязнения около 70% рек и озер России утратили качества источников питьевого водоснабжения. В результате около половины населения потребляет загрязненную недоброкачественную воду. Человек не может жить без воды и поэтому заботу о восстановлении и поддержании водных ресурсов планеты он должен взять на себя.
Сегодня малые реки находятся в опасности. Река Московка одна из них….. За последнее время состояние реки ухудшилось, в реке перевелась рыба. Река Московка гибнет. Актуальность моей работы в том, чтобы защитить реку Московку. Чтобы это не было громкой, но пустой фразой мы со своими одногрупниками, под руководством преподавателя экологии Медведевой Л.В., взялись исследовать состояние реки Московка г.Клинцы.
Методы исследования
1. Изучение литературных и интернет источников о реке Московке.
2. Наблюдение.
3. Химический анализ
4. Социологический опрос.
5. Беседа.
6. Анализ, сравнение и обобщение полученной информации.
Решение многих проблем нашего города зависит, прежде всего, от отношения жителей к ним. Чисто не там, где убирают, а там где не сорят. Поэтому составление проекта мы решили начать с социологического исследования среди студентов колледжа и жителей города. Цель исследования: выяснить, что известно о проблеме реки, кто виноват (по мнению жителей), готовы ли они участвовать в мероприятиях по охране реки. Были опрошены 50 студентов нашего колледжа и 36 взрослых. Результаты опроса следующие: 46% опрошенных живут у реки, 81% жителей осведомлены о катастрофическом состоянии реки, однако беспокойство по этому поводу вызывает у людей старшего поколения. Большинство студентов не задумывались о проблемах. На вопрос: «Готовы ли вы выйти на субботник по очистке берегов реки?» 60% опрошенных ответили – Да; 27,5% - Нет; 20,5% - Не знаю. Опрос показал, что необходимо воспитание ответственности за состояние окружающей среды.
Географическое положение
Московка протекает по территории Клинцовского района через город Клинцы, ее длина 27,5 км.
Исток реки находится возле населённого пункта Раскосы в районе подножия Стародубской возвышенности. Впадает Московка в реку Туросна в трёх километрах от населённого пункта Тулуковщина. Бассейн Московки относится к бассейну Днепра и имеет водную систему: Московка - Туросна - Ипуть - Сож - Днепр. В то же время большую роль в состоянии рек оказывают её притоки. Не смотря на то, что Московка - малая река, она тоже имеет притоки. Река Московка имеет 3 притока - Лутенок (Лутенка), Мерятинка и Курганье. Все притоки по отношению к Московке правобережные и являются притоками 1 и 2 порядков. В сумме притоки имеют длину 28,5 км и занимают площадь бассейна приблизительно 114 км2, а это 53 % площади бассейна Московки.
Грязные стоки отравляют реку Московку в Клинцах
Во время работы над проектом мы изучили много специальной литературы. На сайте Брянск НОВОСТИ. RU 11.09.2017 года была опубликована статья
Брянская природоохранная прокуратура и специалисты Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области в ходе проверки выяснили, что на выходе из очистных сооружений превышены предельно допустимые концентрации вредных веществ. Это нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, негативно влияет на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
Природоохранный прокурор обратился в Клинцовский городской суд с иском, в котором просил обязать МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство города Клинцы» и Клинцовскую горадминистрацию, как учредителя предприятия, запретить сброс в реку Московка сточных вод с превышением максимально допустимого содержания загрязняющих веществ. Клинцовский городской суд требования природоохранного прокурора удовлетворил.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда оставила решение суда первой инстанции в силе.
Полевые исследования
На исследуемом участке реки, мы отметили следы деятельности людей, которые приводят к нарушению естественного состояния берегов: кострища, пятна мазута на траве, свалки мусора. Дно сильно заилено – это показатель большого количества органического вещества, которое биота не в состоянии переработать.
Определение запаха воды
Резкий запах ощущается при подходе к реке. Определение мутности воды:
Взяли пробу воды в бутылку, закрыли её пробкой, посмотрели на свет – вода прозрачная. Дали воде отстояться, определили, что на дне есть в небольшом количестве осадок, налили небольшое количество воды на блюдце, после испарения воды установили: есть осадок в виде мелких песчаных частиц.
Определение прозрачности воды
Для определения прозрачности воды в лабораторных условиях мы взяли стеклянный мерный цилиндр заполнили его до краёв водопроводной водой, взятой из крана в колледже. Заполненный цилиндр поместили на печатный текст, через водопроводную воду текст читался без труда. Такой же опыт провели и с водой, взятой из реки Московки у моста. На высоте 10 см текст уже не видим. Вывод: в реке Московка вода загрязнена и уровень прозрачности низок.
Определение жесткости воды.
В два стеклянных сосуда налили водопроводной воды. В один из них добавили мыло, в другой стиральный порошок. Тщательно перемешали, получили мыльные растворы. Порошок пенится лучше. Тот же опыт проделали с речной водой. И заметили, что в сосуде с речной водой, в который добавляли мыло, появились белые хлопья. Это значит, что жесткость речной воды выше водопроводной.
Эколого-санитарное состояние территории вблизи реки
На берегах реки на всем ее протяжении мы наблюдали несанкционированные свалки и горы строительного мусора.
Жители не щадят реку.
Распространена и проблема цветения и зарастания реки. Основной причиной цветения реки является избыточное содержание азота и фосфора. Отсутствие половодья и соответственно выноса материала на берег так же создаёт благоприятные условия для зарастания малых реки.
Выводы
Что дало изучение состояния реки? Мы на «живом» примере увидели природные взаимодействия и губительные последствия их нарушения. Мы считаем, что главной причиной негативного изменения состояния реки является деятельность человека. Ведь природные комплексы очень хрупки, и изменение одного компонента неизбежно ведет к изменению всего комплекса. Река находится в плачевном состоянии. Нашу речку нужно спасать! Мы задумались над вопросом: «Что можем мы сделать для спасения нашей реки?» Как мы будем жить, или выживать в условиях нарастания водного дефицита? Каждому из нас необходимо воспитать в себе не иждивенческое, не потребительское отношение к природе, а чувство любви к природе, заботу о ней, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде.
И если каждый из нас уже сейчас задумается о будущем нашей планеты, внесет посильный вклад в процесс охраны своей реки, будущие поколения тоже будут любоваться прозрачными до синевы водами, источником жизни и красоты на Земле.
Поэтому, я предлагаю, для сохранения водной экосистемы реки Московка:
1. Создать в Клинцовском индустриально-педагогическом колледже экологический отряд по сохранению водной экосистемы реки Московка
2.Разработать и провести мероприятия, направленные на экологическое воспитание у студентов.
3. Воспитывать в каждом бережное отношение к природе, применяя наглядную агитацию.
4.Разработать проект по очистке и сохранению реки Московки.
5. Привлечь к реализации проекта по сохранению экосистемы реки Московки общественность.
Мы разработали план экологического воспитания жителей нашего города: от студентов группы ПК-17→ к студентам колледжа; от студентов → к родителям → к населению города и района. Первый этап экологического воспитания мы начали реализовывать. Подготовили выступления на классных часах и родительских собраниях о результатах наших исследований.
Мы изучили районные периодические издания и с удивлением обнаружили, что экологические проблемы реки в них поднимаются не часто. Необходимо восполнить этот пробел и использовать СМИ для привлечения внимания жителей города к проблеме. В ближайшем номере газеты «Труд», « Ваше дело» выйдет статья студентов группы ПК-17 (911) о проблемах реки.
Мы намерены, обратиться к администрации области о выделении средств организацию проведения мероприятий по очистке, углублению и восстановлению русла реки Московка.
Мы намерены, также обратиться к администрации города с просьбой ужесточить меры наказания за загрязнения прибрежных территорий, и пересмотреть, и по возможности, снизить тарифы за вывоз мусора для инвалидов и пенсионеров.
Мы достигнем цели нашего проекта, если нам удастся привлечь к уборке не только студентов, но и жителей города.
Обращение к жителям города Клинцы.
Уважаемые жители нашего города!!!
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что делает нашу жизнь чище, лучше, добрее? Это, безусловно, ясная погода и хорошие новости, счастливые глаза близких и гордость за нашу страну. Но как часто мы закрываем глаза на то, что портит нашу жизнь! Мы считаем обыденным явлением грязь в реке. Наша цель - изменить отношение людей к этой проблеме, утвердить простые жизненные истины.
На наших глазах река погибает. Её еще можно спасти. Каждый раз, когда вы выбрасываете мусор в месте, которое для этого не предназначено, помните, что весной, вместе с талыми водами он окажется в реке Московка, и дальше в реку Туросна. А вода течет все дальше и дальше в Ипуть, затем в Сож, далее в Днепр.
Пора задуматься о будущем нашей планеты! Если каждый внесет посильный вклад в процесс охраны своей реки, и мы, и будущие поколения будут любоваться прозрачными до синевы водами, источником жизни и красоты на Земле.
Студенты «Клинцовского индустриально-педагогического колледжа», обеспокоенные судьбой реки.
Список используемой литературы
1. Основы экологии: Учебник для 10 (11) классов общеобразовательных учебных заведений/НМ. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов, М.: Дрофа,2002.-304с.
2. Экологические основы природопользования: Учебное пособие для студенческих учреждений среднего профессионального образования/ В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе, М.: Издательский центр «Академия», 2004.-208с.
3. Научный альманах 2015. №11-4 (13) Статья. Хабатько Н.А., Делихов В.Г. Причины деградации малых рек Брянской области. Современные проблемы реки Московки.
4. Журнал «БСТ» № 10 (2004г.) Экология малых рек России проблемы и пути их решения.
5. http://bryansknovosti.ru
6. http://go32.ru/news/society/36564-gryaznye-stoki-otravlyayut-reku-moskovku-v-klincah.html
7. http://ucom.ru/doc/na.2015.11.04.376.pdf
8. http://www.bstpress.ru/article.asp?issue=842&article=1
Спасибо за внимание!