Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов
Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.
Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний.
Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.) Методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе формирования УУД основной образовательной программы школы. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
Методами оценочной деятельности являются наблюдение, тестирование, практические работы (рисунки).
Формы оценки:
индивидуальные, групповые, фронтальные;
устный и письменный опрос;
Инструментарий контроля: задания, отражающие формирование УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки.
На основе программы формирования УУД составлена программа мониторинга.
Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
Программа рассчитана на 4 года (на начальную ступень образования). Она представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
По программе мониторинга оценивание УУД начинается с первого класса (проводится в начале и в конце учебного года). Во 2, 3, 4 классах диагностика УУД проводится один раз, в конце учебного года.
Программа содержит технологические карты формирования различных видов универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных), которые предусматривают 3 уровня сформированности УУД: высокий, средний, низкий.
Формирование УУД, 1 класс
Вид УУД | УУД | Диагностика |
Регулятивные УУД | принимать и сохранять учебную задачу | Выполнение задания с использованием последовательности, заложенной в образце |
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (с помощью учителя) | Рисование бабочки |
осуществлять итоговый контроль по образцу учителя; | «Проба на внимание» |
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, | Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха |
Познавательные УУД | использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебных заданий | Рассказ о ежике |
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; | Методика «Кодирование» |
строить сообщения в устной и письменной форме; | Рассказ по серии картинок |
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | Задание «Предметы и их признаки» |
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; | Визуальные аналогии |
Коммуникативные УУД | сформированность действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества | Задание «Рукавички» |
сформированность действий, направленных на учёт позиций собеседника | «Левая и правая стороны» |
строить монологическое высказывание | Задание «Составь рассказ» |
Для оценки сформированности УУД применяются различные диагностики (в 3 столбике таблицы), которые помогают отследить формирование конкретных учебных действий.
Опираясь на технологическую карту формирования УУД, проводится диагностика каждого учащегося и заполняется индивидуальная карта сформированности УУД.
Диагностика проводится 2 раза, в начале и в конце учебного года. На основе данных индивидуальной карты составляется сводная карта сформированности УУД всего класса.
В начале 2017-2018 учебного года проведены диагностики формирования УУД (регулятивных, познавательных и коммуникативных) учащихся 1В класса.
Формирование регулятивных УУД
Формирование познавательных УУД
Формирование коммуникативных УУД
Результаты замеров нынешних первоклассников показали, что в среднем регулятивные и познавательные УУД находятся у учащихся на среднем уровне. Ребятам еще не совсем удаётся принятие задачи, достаточно хорошо сформирован контроль по образцу. 50% учащихся имеют средний уровень при использовании речи взрослого как источника информации и осуществление анализа объектов. Немного хуже первоклассникам дается построение сообщения в устной и письменной форме.
Отрадно наблюдать, что коммуникативные УУД достаточно хорошо сформированы, преобладает средний уровень при согласовании действий в сотрудничестве и построении монологического высказывания. Первоклассники учитывают позицию собеседника, более 60 % имеют высокий уровень.
В целом положительная динамика есть за весь период проведения мониторинга, что убеждает нас в том, что мы на верном пути.
Оценочная деятельность учителя – важная составляющая современного образовательного процесса, так как необходимо получение объективной информации о состоянии и динамике формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС.