СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов

Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов.     Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.

Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний.

Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг умения учиться и  может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных  или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.) Методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе формирования УУД основной образовательной программы школы. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов»

Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов

Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.

Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний.

Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных  или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.) Методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе формирования УУД основной образовательной программы школы. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.

Методами оценочной деятельности являются наблюдение, тестирование, практические работы (рисунки).

Формы оценки:

  • индивидуальные, групповые, фронтальные;

  • устный и письменный опрос; 

Инструментарий контроля: задания, отражающие формирование УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки.

На основе программы формирования УУД составлена программа мониторинга.

Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

  3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования.

Программа рассчитана на 4 года (на начальную ступень образования). Она представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.

По программе мониторинга оценивание УУД начинается с первого класса (проводится в начале и в конце учебного года). Во 2, 3, 4 классах диагностика УУД проводится один раз, в конце учебного года.

Программа содержит технологические карты формирования различных видов универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных), которые предусматривают 3 уровня сформированности УУД: высокий, средний, низкий.

Формирование УУД, 1 класс

Вид УУД

УУД

Диагностика

Регулятивные УУД

принимать и сохранять учебную задачу

Выполнение задания с использованием последовательности,

заложенной в образце

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (с помощью учителя)

Рисование бабочки


осуществлять итоговый контроль по образцу учителя;

«Проба на внимание»


адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха

Познавательные УУД

использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебных заданий

Рассказ о ежике


использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

Методика «Кодирование»


строить сообщения в устной и письменной форме;

Рассказ по серии картинок

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Задание «Предметы и их признаки»

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

Визуальные аналогии

Коммуникативные УУД

сформированность действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества

Задание «Рукавички»

сформированность действий, направленных на учёт позиций собеседника

«Левая и правая стороны»

строить монологическое высказывание

Задание «Составь рассказ»


Для оценки сформированности УУД применяются различные диагностики (в 3 столбике таблицы), которые помогают отследить формирование конкретных учебных действий.

Опираясь на технологическую карту формирования УУД, проводится диагностика каждого учащегося и заполняется индивидуальная карта сформированности УУД.

Диагностика проводится 2 раза, в начале и в конце учебного года. На основе данных индивидуальной карты составляется сводная карта сформированности УУД всего класса.

В начале 2017-2018 учебного года проведены диагностики формирования УУД (регулятивных, познавательных и коммуникативных) учащихся 1В класса.

Формирование регулятивных УУД

Формирование познавательных УУД

Формирование коммуникативных УУД


Результаты замеров нынешних первоклассников показали, что в среднем регулятивные и познавательные УУД находятся у учащихся на среднем уровне. Ребятам еще не совсем удаётся принятие задачи, достаточно хорошо сформирован контроль по образцу. 50% учащихся имеют средний уровень при использовании речи взрослого как источника информации и осуществление анализа объектов. Немного хуже первоклассникам дается построение сообщения в устной и письменной форме.

Отрадно наблюдать, что коммуникативные УУД достаточно хорошо сформированы, преобладает средний уровень при согласовании действий в сотрудничестве и построении монологического высказывания. Первоклассники учитывают позицию собеседника, более 60 % имеют высокий уровень.

В целом положительная динамика есть за весь период проведения мониторинга, что убеждает нас в том, что мы на верном пути.

Оценочная деятельность учителя – важная составляющая современного образовательного процесса, так как необходимо получение объективной информации о состоянии и динамике формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!