СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценка психического развития дошкольника с нарушением зрения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

При поступлении ребенка с нарушением зрения в ДОУ необходима комплексная оценка психического развития ребенка для правильной разработки коррекционно - развивающей работы. В данной исследовании  использованы различные методы и методики диагностики ребенка с нарушением зрения.

Просмотр содержимого документа
«Оценка психического развития дошкольника с нарушением зрения»

I. ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ РЕБЕНКА В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

1. Как тебя зовут? ______________________________________________________________

2. Сколько тебе лет? ____________________________________________________________

3.Ты девочка или мальчик? ______________________________________________________

4.Кем ты будешь, когда вырастешь: дядей или тетей? ________________________________

5. Как зовут твоих маму, папу, бабушку, сестру и т.д.? _______________________________

6. Твоя сестра (брат) старше, младше тебя? ________________________________________

7. Сейчас утро или вечер? _______________________________________________________

8. Ты любишь рисовать? _______________________________________________________

Начало формы

Конец формы

9. Какого цвета этот карандаш? __________________________________________________

10. Нарисуй дерево, домик, себя _________________________________________________

Поведение ____________________________________________________________________

Время рисования ______________________________________________________________

Результаты рисования (анализ) __________________________________________________

11. Сколько у тебя пальцев на руке?______________________________________________

Покажи один - много

Покажи два пальчика, три пальчика

12. Сколько глаз у куклы? У тебя? _______________________________________________

Покажи

13. Сколько мне лет? Твоей маме? _______________________________________________

14. Покажи части тела на кукле, на себе ___________________________________________

15. Что делают карандашом, вилкой, веником, полотенцем, пылесосом и т. д.? __________

16. Каких ты знаешь животных, птиц? ____________________________________________

17. Какие знаешь деревья, цветы? ________________________________________________

18. Кто больше: корова или коза? ________________________________________________

19. У кого больше ног у собаки или петуха? _______________________________________

20. Какие знаешь овощи, фрукты? ________________________________________________

21. Назови времена года, части суток. Какое время года нравится тебе больше всего, почему? ____

22. Когда ты встаешь? Когда ложишься спать? ______________________________________

23. Какая у тебя любимая игрушка? Расскажи про нее________________________________


II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Исследование зрительного восприятия

1. Узнавание и называние предметов:

реальные предметы (набор) ____________________________________________________

модели (игрушки) ____________________________________________________________

графическое изображение (рисунки) предметов ___________________________________

контурное изображение предметов______________________________________________

силуэтное изображение предметов_______________________________________________

перечеркнутые фигуры ________________________________________________________

наложенные предметы _________________________________________________________

2. Дифференциация цвета:

называние цветового спектра ___________________________________________________

классификация предметов по цвету ______________________________________________

подбор парных предметов по цвету, картинок _____________________________________

составление цветоряда от темного к светлому и наоборот. ___________________________

3. Дифференциация формы:

узнавание и называние основных геометрических форм. ____________________________

соотнесение предмета с формой в окружающем пространстве ________________________

классификация предметов по форме _____________________________________________

вычленение формы в заштрихованном рисунке ____________________________________

4. Дифференциация величины:

сравнение предметов по величине на уровне узнавания и называния (большой, маленький, средний, больше - меньше) ____________________________________________________________________

выстраивание предметного ряда по величине от самого большого до самого маленького и наоборот ________________________________

классификация предметов по величине ____________________________________________

Заключение о сформированность сенсорных эталонов (цвет, форма, величина предметов)

Исследование осязательного восприятия

1. Узнавание и называние предметов

реальных предметов __________________________________________________

моделей (игрушек) ___________________________________________________

рельефных изображений ______________________________________________

Начало формы

2. Называние частей предметов, определение недостающих частей __________

3. Дифференциация формы предметов:

узнавание и называние геометрических фигур ____________________________

соотнесение реальных предметов с геометрическими формами ______________

классификация геометрических фигур и предметов по форме ________________

вкладывание предметов в соответствующую форму (методики) ______________

время выполнения задания результативность ______________________________

Дифференциация величины предметов:

сравнение предметов по величине их узнавание и называние ________________

классификация предметов по величине ___________________________________

выстраивание предметного ряда по величине (от большего к меньшему и наоборот) _____________

5. Дифференциация предметов по характеру поверхности:

узнавание и называние предметов по поверхности (гладкий, скользкий, колючий, шероховатый) ___

классификация предметов по характеру поверхности. _______________________________________

Заключение о сформированности осязательного сенсорного восприятия

Исследование слухового восприятия

1. Определение направления звука

Игра «Где позвонили?» _________________________

2. Дифференциация звучащих музыкальных игрушек

Бубен баян балалайка-

Барабан аккордеон металлофон-

Гармонь пианино дудочка-

3. Определение силы звука:

громко - тихо, громче - тише.

Исследование конструктивного праксиса

1. Складывание пирамиды ________________________

2. Складывание фигурок из палочек:

по образцу _____________________________________

по памяти ______________________________________

3. Складывание из картинок-квадратов орнаментов по образцу (методика Коха) ______

4. Заполнение отсутствующих деталей в изображении (методика Равена) ____________

По каждому из заданий:

1. Самостоятельно выполняет задание.

2. Выполняет задание по образцу.

3. Требует обучения:

а) умеет пользоваться подсказкой;

б) выполняет методом проб и ошибок.

Исследование восприятия пространства и пространственной ориентировки

1.Покажи левую, правую руку (ногу) у себя _______________________________

2. Покажи левую, правую (ногу) у меня ___________________________________

3. Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой за левое ухо, правой рукой за правое ухо, покажи левой рукой правый глаз _______________________________________________

4. Хлопни в ладоши впереди себя, сзади, вверху, внизу ______________________

5. Демонстрация действий с предметами (в, на, под, около, над, между) ________

6. Узнавание, называние и воспроизведение движений на подвижной кукле ____

7. Перенос всех движений с куклы на себя ________________________________

Уровни ориентировки в пространстве:

самостоятельно или с помощью взрослых _________________________________

в малом закрытом пространстве (комната) ________________________________

в большом закрытом пространстве (квартира) _____________________________

в незнакомом пространстве _____________________________________________

Какие приемы использует ребенок ориентируясь в пространстве:

а) ___________________________________________________________________

б) ___________________________________________________________________

в) ___________________________________________________________________

Исследование (общей) моторики

Уровень выполнения задания:

а) по словесной инструкции;

б) по подражанию.

1. Пройти в заданном направлении (5—10 м), передать куклу _______________

2. Пробежать в заданном направлении (5—10 м), передать мяч _____________

3. Изменить по сигналу направление движения (назад, направо, налево) ______

4. Перейти с бега на шаг и наоборот по сигналу ___________________________

5. Пройти по положенному на полу шнуру (веревке) _______________________

6. Взять со стола небольшой предмет (мячик, шарик, кольцо от пирамидки) и принести учителю ___

7. Переложить предмет из одной руки в другую, над головой, за спиной, перед собой ____________

8. Присесть на корточки и перекатить мяч ________________________________

9.Пролезть через обруч ________________________________________________

10. Прыгнуть с места в длину ___________________________________________

11. Перепрыгнуть через лежащий на полу предмет ________________________

12. Поймать брошенный ему мяч (несколько раз) __________________________

13. Бросить мяч учителю _______________________________________________

14. Заключение:

чувство равновесия тела_______________________________________________

осанка______________________________________________________________

объем выполнения движений___________________________________________

Исследование внимании

1. Найти различие в объектах при сравнении (две куклы) ___________________

2. Сравнить две картинки, установить сходство и различие __________________

3. Указать недостающие или лишние детали на объекте (картинке) ___________

4. Обнаружить скрытую фигуру (учитывается время) ______________________

Исследование памяти

1. Исследование зрительной памяти;

запомнить изображения, расположение предметов (3—6) __________________

найти изменения в ряду предметов, изображений (3—6 предметов) __________

запоминание предметов путем графического ассоциирования (5 слов) (опосредованное запоминание) _______________________________________________________________

2. Исследование слуховой памяти:

запомнить стихотворение (4—8 строчек) ______________________________

запомнить слова ___________________________________________________

запомнить слоги ___________________________________________________

запомнить пары слов, связанных по смыслу, не связанных по смыслу _____

3. Исследование моторной памяти:

запомнить расположение предметов ___________________________________

найти изменения в ряду обследованных предметов (лишние предметы, недостающие предметы) ___

Заключение:

вид памяти тип памяти _____________________

объем памяти _____________________________

скорость запоминания ______________________

Исследование мышления

1. Обобщение понятий (овощи, фрукты, мебель, транспорт, посуда)_____________________

то же - на слух (3—4 понятия) _____________________________________________________

2. Образование эквивалентных групп _______________________________________________

3. Методика Р. Хилл (Брунер Д.) __________________________________________________

(наглядный и буквальный вариант) ________________________________________________

4. Исключение понятия (4-й лишний):

наглядно _______________________________________________________________________

на слух ________________________________________________________________________

5. Понимание сюжетной картинки, ее называние _____________________________________

называние фона _________________________________________________________________

перечисление объектов __________________________________________________________

перечисление действий __________________________________________________________

установление системы причинно-следственных связей _______________________________

6. Классификация геометрических фигур:

по цвету ______________________________________________________________________

по форме ______________________________________________________________________

по величине ___________________________________________________________________

7. Найти закономерность (недостающую фигуру в квадрате) __________________________

Начало формы


8. Отгадай загадки ______________________________________________________________

Исследование общения

1. Особенности речи:

не говорит ____________________________________________________________________

говорит отдельные слова _______________________________________________________

говорит простые предложения ___________________________________________________

использует в речи сложные предложения и грамматические конструкции ______________

речь интонационно бедна _______________________________________________________

речь выразительна, экспрессивна _________________________________________________

темп речи быстрый замедленный, средний _________________________________________

2. Особенности общения:

При общении со взрослыми и сверстниками:

проявляет активность, интерес ___________________________________________________

отвечает на активность других ___________________________________________________

проявляет негативное, агрессивное отношение при попытке___________________________

общения с ним _________________________________________________________________

не вступает в общение __________________________________________________________

В процессе игры:

предпочитает играть один_______________________________________________________

ищет партнера в игре __________________________________________________________

Общее заключение педагога - психолога: ___________________________________________________________

Начало формы


Конец формы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!