I. ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ РЕБЕНКА В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
1. Как тебя зовут? ______________________________________________________________
2. Сколько тебе лет? ____________________________________________________________
3.Ты девочка или мальчик? ______________________________________________________
4.Кем ты будешь, когда вырастешь: дядей или тетей? ________________________________
5. Как зовут твоих маму, папу, бабушку, сестру и т.д.? _______________________________
6. Твоя сестра (брат) старше, младше тебя? ________________________________________
7. Сейчас утро или вечер? _______________________________________________________
8. Ты любишь рисовать? _______________________________________________________
Начало формы
Конец формы
9. Какого цвета этот карандаш? __________________________________________________
10. Нарисуй дерево, домик, себя _________________________________________________
Поведение ____________________________________________________________________
Время рисования ______________________________________________________________
Результаты рисования (анализ) __________________________________________________
11. Сколько у тебя пальцев на руке?______________________________________________
Покажи один - много
Покажи два пальчика, три пальчика
12. Сколько глаз у куклы? У тебя? _______________________________________________
Покажи
13. Сколько мне лет? Твоей маме? _______________________________________________
14. Покажи части тела на кукле, на себе ___________________________________________
15. Что делают карандашом, вилкой, веником, полотенцем, пылесосом и т. д.? __________
16. Каких ты знаешь животных, птиц? ____________________________________________
17. Какие знаешь деревья, цветы? ________________________________________________
18. Кто больше: корова или коза? ________________________________________________
19. У кого больше ног у собаки или петуха? _______________________________________
20. Какие знаешь овощи, фрукты? ________________________________________________
21. Назови времена года, части суток. Какое время года нравится тебе больше всего, почему? ____
22. Когда ты встаешь? Когда ложишься спать? ______________________________________
23. Какая у тебя любимая игрушка? Расскажи про нее________________________________
II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Исследование зрительного восприятия
1. Узнавание и называние предметов:
реальные предметы (набор) ____________________________________________________
модели (игрушки) ____________________________________________________________
графическое изображение (рисунки) предметов ___________________________________
контурное изображение предметов______________________________________________
силуэтное изображение предметов_______________________________________________
перечеркнутые фигуры ________________________________________________________
наложенные предметы _________________________________________________________
2. Дифференциация цвета:
называние цветового спектра ___________________________________________________
классификация предметов по цвету ______________________________________________
подбор парных предметов по цвету, картинок _____________________________________
составление цветоряда от темного к светлому и наоборот. ___________________________
3. Дифференциация формы:
узнавание и называние основных геометрических форм. ____________________________
соотнесение предмета с формой в окружающем пространстве ________________________
классификация предметов по форме _____________________________________________
вычленение формы в заштрихованном рисунке ____________________________________
4. Дифференциация величины:
сравнение предметов по величине на уровне узнавания и называния (большой, маленький, средний, больше - меньше) ____________________________________________________________________
выстраивание предметного ряда по величине от самого большого до самого маленького и наоборот ________________________________
классификация предметов по величине ____________________________________________
Заключение о сформированность сенсорных эталонов (цвет, форма, величина предметов)
Исследование осязательного восприятия
1. Узнавание и называние предметов
реальных предметов __________________________________________________
моделей (игрушек) ___________________________________________________
рельефных изображений ______________________________________________
Начало формы
2. Называние частей предметов, определение недостающих частей __________
3. Дифференциация формы предметов:
узнавание и называние геометрических фигур ____________________________
соотнесение реальных предметов с геометрическими формами ______________
классификация геометрических фигур и предметов по форме ________________
вкладывание предметов в соответствующую форму (методики) ______________
время выполнения задания результативность ______________________________
Дифференциация величины предметов:
сравнение предметов по величине их узнавание и называние ________________
классификация предметов по величине ___________________________________
выстраивание предметного ряда по величине (от большего к меньшему и наоборот) _____________
5. Дифференциация предметов по характеру поверхности:
узнавание и называние предметов по поверхности (гладкий, скользкий, колючий, шероховатый) ___
классификация предметов по характеру поверхности. _______________________________________
Заключение о сформированности осязательного сенсорного восприятия
Исследование слухового восприятия
1. Определение направления звука
Игра «Где позвонили?» _________________________
2. Дифференциация звучащих музыкальных игрушек
Бубен баян балалайка-
Барабан аккордеон металлофон-
Гармонь пианино дудочка-
3. Определение силы звука:
громко - тихо, громче - тише.
Исследование конструктивного праксиса
1. Складывание пирамиды ________________________
2. Складывание фигурок из палочек:
по образцу _____________________________________
по памяти ______________________________________
3. Складывание из картинок-квадратов орнаментов по образцу (методика Коха) ______
4. Заполнение отсутствующих деталей в изображении (методика Равена) ____________
По каждому из заданий:
1. Самостоятельно выполняет задание.
2. Выполняет задание по образцу.
3. Требует обучения:
а) умеет пользоваться подсказкой;
б) выполняет методом проб и ошибок.
Исследование восприятия пространства и пространственной ориентировки
1.Покажи левую, правую руку (ногу) у себя _______________________________
2. Покажи левую, правую (ногу) у меня ___________________________________
3. Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой за левое ухо, правой рукой за правое ухо, покажи левой рукой правый глаз _______________________________________________
4. Хлопни в ладоши впереди себя, сзади, вверху, внизу ______________________
5. Демонстрация действий с предметами (в, на, под, около, над, между) ________
6. Узнавание, называние и воспроизведение движений на подвижной кукле ____
7. Перенос всех движений с куклы на себя ________________________________
Уровни ориентировки в пространстве:
самостоятельно или с помощью взрослых _________________________________
в малом закрытом пространстве (комната) ________________________________
в большом закрытом пространстве (квартира) _____________________________
в незнакомом пространстве _____________________________________________
Какие приемы использует ребенок ориентируясь в пространстве:
а) ___________________________________________________________________
б) ___________________________________________________________________
в) ___________________________________________________________________
Исследование (общей) моторики
Уровень выполнения задания:
а) по словесной инструкции;
б) по подражанию.
1. Пройти в заданном направлении (5—10 м), передать куклу _______________
2. Пробежать в заданном направлении (5—10 м), передать мяч _____________
3. Изменить по сигналу направление движения (назад, направо, налево) ______
4. Перейти с бега на шаг и наоборот по сигналу ___________________________
5. Пройти по положенному на полу шнуру (веревке) _______________________
6. Взять со стола небольшой предмет (мячик, шарик, кольцо от пирамидки) и принести учителю ___
7. Переложить предмет из одной руки в другую, над головой, за спиной, перед собой ____________
8. Присесть на корточки и перекатить мяч ________________________________
9.Пролезть через обруч ________________________________________________
10. Прыгнуть с места в длину ___________________________________________
11. Перепрыгнуть через лежащий на полу предмет ________________________
12. Поймать брошенный ему мяч (несколько раз) __________________________
13. Бросить мяч учителю _______________________________________________
14. Заключение:
чувство равновесия тела_______________________________________________
осанка______________________________________________________________
объем выполнения движений___________________________________________
Исследование внимании
1. Найти различие в объектах при сравнении (две куклы) ___________________
2. Сравнить две картинки, установить сходство и различие __________________
3. Указать недостающие или лишние детали на объекте (картинке) ___________
4. Обнаружить скрытую фигуру (учитывается время) ______________________
Исследование памяти
1. Исследование зрительной памяти;
запомнить изображения, расположение предметов (3—6) __________________
найти изменения в ряду предметов, изображений (3—6 предметов) __________
запоминание предметов путем графического ассоциирования (5 слов) (опосредованное запоминание) _______________________________________________________________
2. Исследование слуховой памяти:
запомнить стихотворение (4—8 строчек) ______________________________
запомнить слова ___________________________________________________
запомнить слоги ___________________________________________________
запомнить пары слов, связанных по смыслу, не связанных по смыслу _____
3. Исследование моторной памяти:
запомнить расположение предметов ___________________________________
найти изменения в ряду обследованных предметов (лишние предметы, недостающие предметы) ___
Заключение:
вид памяти тип памяти _____________________
объем памяти _____________________________
скорость запоминания ______________________
Исследование мышления
1. Обобщение понятий (овощи, фрукты, мебель, транспорт, посуда)_____________________
то же - на слух (3—4 понятия) _____________________________________________________
2. Образование эквивалентных групп _______________________________________________
3. Методика Р. Хилл (Брунер Д.) __________________________________________________
(наглядный и буквальный вариант) ________________________________________________
4. Исключение понятия (4-й лишний):
наглядно _______________________________________________________________________
на слух ________________________________________________________________________
5. Понимание сюжетной картинки, ее называние _____________________________________
называние фона _________________________________________________________________
перечисление объектов __________________________________________________________
перечисление действий __________________________________________________________
установление системы причинно-следственных связей _______________________________
6. Классификация геометрических фигур:
по цвету ______________________________________________________________________
по форме ______________________________________________________________________
по величине ___________________________________________________________________
7. Найти закономерность (недостающую фигуру в квадрате) __________________________
Начало формы
8. Отгадай загадки ______________________________________________________________
Исследование общения
1. Особенности речи:
не говорит ____________________________________________________________________
говорит отдельные слова _______________________________________________________
говорит простые предложения ___________________________________________________
использует в речи сложные предложения и грамматические конструкции ______________
речь интонационно бедна _______________________________________________________
речь выразительна, экспрессивна _________________________________________________
темп речи быстрый замедленный, средний _________________________________________
2. Особенности общения:
При общении со взрослыми и сверстниками:
проявляет активность, интерес ___________________________________________________
отвечает на активность других ___________________________________________________
проявляет негативное, агрессивное отношение при попытке___________________________
общения с ним _________________________________________________________________
не вступает в общение __________________________________________________________
В процессе игры:
предпочитает играть один_______________________________________________________
ищет партнера в игре __________________________________________________________
Общее заключение педагога - психолога: ___________________________________________________________
Начало формы
Конец формы