Оценка результатов диагностики речевых нарушений школьников по методике Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.
Исследование звукопроизношения
5 баллов – правильно произносятся все звуки;
4 балла – нарушены или отсутствует 1 звук (1 группа звуков)
3 балла – нарушены или отсутствует 2 звука (2 группы звуков)
2 балла – нарушены или отсутствует 3 звука (3 группы звуков)
1 балл – нарушены или отсутствует 4 звука (4 группы звуков)
0 баллов – нарушены более 4 групп звуков.
Максимальная оценка составляет 5 баллов.
Исследование слоговой структуры слова:
Оценка слоговой структуры слова:
1,5 балла — четкое и правильное воспроизведение слова;
— замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;
0,5 — изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счет пропуска согласного звука при стечении: баскебол, терморметр, перепохнуть) с сохранением общего количества слогов в слове;
- нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов: аклавангист, скоровода, мометр, велоспист, авкалавандист) или невыполнение.
Максимальная оценка составляет 15 баллов.
Фонематическое восприятие:
Оценка
3 балла — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
балла— напряженное или замедленное воспроизведение;
— уподобление слогов с самокоррекцией;
— уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ. Максимальный балл за это задание равен 30 баллам.
Исследование навыков языкового анализа:
Оценка
3 балла — правильный ответ;
2 — самокоррекция;
1 — правильный ответ после стимулирующей помощи («неверно, подумай еще»);
0 — неправильный ответ после стимулирующей помощи.
Можно отдельно проанализировать результаты выполнения первых пяти проб, позволяющих судить о сформированности языкового анализа, и последних пяти проб, проверяющих звуковой анализ.
Максимальный балл за серию – 30.
Исследование навыков словообразования:
а) Называние детенышей животных Оценка
балла — правильная форма;
— самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
— форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте («лисички», «овечки» вместо «лисята», «ягнята» и т.д.);
— неправильная форма слова или отказ назвать. Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов.
б) Образование относительных прилагательных Оценка
балла — правильная форма;
— самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
— форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (сливочное варенье);
— неправильная форма слова или отказ назвать. Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов.
в) Образование качественных прилагательных Оценка
3 балла — правильная форма;
2— самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1— форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (дождевой, ветряной);
0 — неправильная форма слова или отказ.
Максимальный балл -15.
г) Образование притяжательных прилагательных Оценка
3 балла — правильная форма;
2 — самокоррекция;
1 — коррекция после стимулирующей помощи;
0 — неправильная форма слова или отказ.
Максимальный балл — 15.
Максимальная оценка за всю серию — 90 баллов.
Исследование грамматического строя речи (навыки словоизменения):
а) Составление предложений из слов в начальной форме Оценка
3 балла — правильное выполнение;
2 — неправильный порядок слов, пропуск одного члена предложения, использование помощи в виде одного вопроса;
1 — негрубые аграмматизмы, пропуск нескольких членов предложения, необходимость развернутой помощи в виде нескольких вопросов;
0 — грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.
Максимальная оценка равна 15 баллам.
б) Верификация предложений
Оценка грамматического структурирования 3 балла — правильное выполнение;
2 — использование стимулирующей помощи при выявлении или исправлении ошибки;
1 — ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамматическими ошибками или упрощением структуры предложения;
0 — ошибка не выявлена.
Максимальная оценка за задание — 15 баллов.
в) Дополнение предложения предлогами
Оценка
3 балла — правильное выполнение;
2 — самокоррекция:
1 — коррекция после стимулирующей помощи («подумай еще»);
г) Завершение предложений
Оценка
15 баллов — оба предложения достроены правильно;
10 — самостоятельное и правильное завершение одного из предложений, использование стимулирующей помощи при работе со вторым;
5 — правильное завершение только одного предложения или наличие грамматических ошибок в одном или обоих предложениях;
0 — неправильное завершение обоих предложений или отказ от выполнения.
и) Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах
Оценка
3 балла — правильно образованная форма;
2 — самокоррекция;
1 — коррекция после стимулирующей помощи;
0 — неверная форма слова или невыполнение.
Максимальный балл равен 30.
Максимальная оценка за весь блок: 90 баллов
Исследование связной речи:
а) Составление рассказа по серии из четырех сюжетных картинок Инструкция: разложи эти картинки по порядку и составь рассказ.
Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения
15 баллов — картинки разложены самостоятельно и правильно, в рассказе верно передан смысл происходящего;
10 — использование стимулирующей помощи при раскладывании картинок, либо при уяснении смысла происходящего, либо и на том и другом этапе;
5 — при раскладывании картинок или при интерпретации происходящего понадобилась развернутая помощь в виде наводящих вопросов или же при правильно разложенных картинках дано собственное толкование событий;
0 — невозможность адекватного понимания происходящего даже при оказании второго вида помощи.
Критерий возможности программирования текста
15 баллов — рассказ содержит все основные смысловые единицы в правильной последовательности, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения;
10 — пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связующих элементов, или неоправданные повторы однотипных, упрощенных связующих элементов;
5 — выраженная тенденция к фрагментарности текста, перечислению деталей, событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные повторы слов, грамматических конструкций, или наличие непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;
0 — невозможность самостоятельного построения связного текста.
Критерий грамматического оформления
15 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;
10 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно, но однообразно или имеются нарушения порядка слов;
5 баллов — наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);
0 баллов — множественные аграмматизмы.
Критерий лексического оформления
15 баллов — адекватное использование вербальных средств;
10 — длительный поиск слов с актуализацией непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;
5 — выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звуковой структуры слов;
0 — далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.
Суммарный балл складывается из оценок по всем четырем критериям и при максимально успешном выполнении равен 60.
б) Пересказ текста
Критерии смысловой адекватности и самостоятельности выполнения
15 баллов — правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего;
10 — неточное описание ситуации с правильными ответами на вопросы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов;
5 — правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов;
0 — искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи.
Критерий возможности программирования текста
15 баллов — пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудностей переключения;
10 — пропуск отдельных смысловых звеньев или отсутствие связующих звеньев, или неоправданные повторы однотипных связующих элементов;
5 — тенденция к фрагментарности текста, к перечислению событий без обобщающей сюжетной линии, необоснованные неоднократные повторы слов или грамматических конструкций (стереотипность оформления), необходимость наводящих вопросов для построения текста или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;
0 — невозможность построения связного текста даже в условиях помощи в виде вопросов.
Критерий грамматического оформления
15 баллов — пересказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;
— пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, или имеются нарушения порядка слов;
— наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);
— множественные аграмматизмы.
Критерий лексического оформления
15 баллов — адекватное использование вербальных средств; 10 — поиск слов с использованием непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;
5 — выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звукового состава слова (выгнули вместо «выгнали», примули вместо «приняли» и т.д.);
0 — далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств. Суммарный балл за задание при максимально успешном выполнении равен 60.
Максимальная оценка за всю серию равна 125 баллам.