СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценка результатов диагностики речевых нарушений школьников

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценка результатов диагностики речевых нарушений школьников

Просмотр содержимого документа
«Оценка результатов диагностики речевых нарушений школьников»

Оценка результатов диагностики речевых нарушений школьников по методике Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.


  1. Исследование звукопроизношения

5 баллов – правильно произносятся все звуки;

4 балла – нарушены или отсутствует 1 звук (1 группа звуков)

3 балла – нарушены или отсутствует 2 звука (2 группы звуков)

2 балла – нарушены или отсутствует 3 звука (3 группы звуков)

1 балл – нарушены или отсутствует 4 звука (4 группы звуков)


0 баллов – нарушены более 4 групп звуков.

Максимальная оценка составляет 5 баллов.


  1. Исследование слоговой структуры слова:

Оценка слоговой структуры слова:

1,5 балла — четкое и правильное воспроизведение слова;


    1. — замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;


0,5 — изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счет пропуска согласного звука при стечении: баскебол, терморметр, перепохнуть) с сохранением общего количества слогов в слове;


    1. - нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов: аклавангист, скоровода, мометр, велоспист, авкалавандист) или невыполнение.

Максимальная оценка составляет 15 баллов.


  1. Фонематическое восприятие:

Оценка


3 балла — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

    1. балла— напряженное или замедленное воспроизведение;

    1. — уподобление слогов с самокоррекцией;


    1. — уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ. Максимальный балл за это задание равен 30 баллам.


  1. Исследование навыков языкового анализа:


Оценка

3 балла — правильный ответ;

2 — самокоррекция;


1 — правильный ответ после стимулирующей помощи («неверно, подумай еще»);


0 — неправильный ответ после стимулирующей помощи.


Можно отдельно проанализировать результаты выполнения первых пяти проб, позволяющих судить о сформированности языкового анализа, и последних пяти проб, проверяющих звуковой анализ.


Максимальный балл за серию – 30.


  1. Исследование навыков словообразования:


а) Называние детенышей животных Оценка


    1. балла — правильная форма;

    1. — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;


    1. — форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте («лисички», «овечки» вместо «лисята», «ягнята» и т.д.);


    1. — неправильная форма слова или отказ назвать. Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов.


б) Образование относительных прилагательных Оценка


  1. балла — правильная форма;


  1. — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;


  1. — форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (сливочное варенье);


  1. — неправильная форма слова или отказ назвать. Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов.


в) Образование качественных прилагательных Оценка


3 балла — правильная форма;

2— самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;


1— форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (дождевой, ветряной);


0 — неправильная форма слова или отказ.


Максимальный балл -15.


г) Образование притяжательных прилагательных Оценка


3 балла — правильная форма;

2 — самокоррекция;

1 — коррекция после стимулирующей помощи;


0 — неправильная форма слова или отказ.

Максимальный балл — 15.


Максимальная оценка за всю серию — 90 баллов.


  1. Исследование грамматического строя речи (навыки словоизменения):


а) Составление предложений из слов в начальной форме Оценка


3 балла — правильное выполнение;


2 — неправильный порядок слов, пропуск одного члена предложения, использование помощи в виде одного вопроса;


1 — негрубые аграмматизмы, пропуск нескольких членов предложения, необходимость развернутой помощи в виде нескольких вопросов;


0 — грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.


Максимальная оценка равна 15 баллам.


б) Верификация предложений


Оценка грамматического структурирования 3 балла — правильное выполнение;


2 — использование стимулирующей помощи при выявлении или исправлении ошибки;


1 — ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамматическими ошибками или упрощением структуры предложения;


0 — ошибка не выявлена.

Максимальная оценка за задание — 15 баллов.


в) Дополнение предложения предлогами

Оценка

3 балла — правильное выполнение;

2 — самокоррекция:


1 — коррекция после стимулирующей помощи («подумай еще»);


  • — неправильное выполнение даже после помощи или отказ. Максимальный балл за все задание — 15.


г) Завершение предложений

Оценка


15 баллов — оба предложения достроены правильно;


10 — самостоятельное и правильное завершение одного из предложений, использование стимулирующей помощи при работе со вторым;


5 — правильное завершение только одного предложения или наличие грамматических ошибок в одном или обоих предложениях;

0 — неправильное завершение обоих предложений или отказ от выполнения.


и) Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах


Оценка

3 балла — правильно образованная форма;

2 — самокоррекция;

1 — коррекция после стимулирующей помощи;


0 — неверная форма слова или невыполнение.

Максимальный балл равен 30.


Максимальная оценка за весь блок: 90 баллов


  1. Исследование связной речи:


а) Составление рассказа по серии из четырех сюжетных картинок Инструкция: разложи эти картинки по порядку и составь рассказ.


Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения


15 баллов — картинки разложены самостоятельно и правильно, в рассказе верно передан смысл происходящего;


10 — использование стимулирующей помощи при раскладывании картинок, либо при уяснении смысла происходящего, либо и на том и другом этапе;


5 — при раскладывании картинок или при интерпретации происходящего понадобилась развернутая помощь в виде наводящих вопросов или же при правильно разложенных картинках дано собственное толкование событий;


0 — невозможность адекватного понимания происходящего даже при оказании второго вида помощи.


Критерий возможности программирования текста


15 баллов — рассказ содержит все основные смысловые единицы в правильной последовательности, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения;


10 — пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связующих элементов, или неоправданные повторы однотипных, упрощенных связующих элементов;


5 — выраженная тенденция к фрагментарности текста, перечислению деталей, событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные повторы слов, грамматических конструкций, или наличие непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;


0 — невозможность самостоятельного построения связного текста.


Критерий грамматического оформления


15 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;


10 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно, но однообразно или имеются нарушения порядка слов;


5 баллов — наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);


0 баллов — множественные аграмматизмы.


Критерий лексического оформления


15 баллов — адекватное использование вербальных средств;


10 — длительный поиск слов с актуализацией непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;


5 — выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звуковой структуры слов;


0 — далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.


Суммарный балл складывается из оценок по всем четырем критериям и при максимально успешном выполнении равен 60.


б) Пересказ текста


Критерии смысловой адекватности и самостоятельности выполнения


15 баллов — правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего;


10 — неточное описание ситуации с правильными ответами на вопросы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов;


5 — правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов;


0 — искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи.


Критерий возможности программирования текста


15 баллов — пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудностей переключения;


10 — пропуск отдельных смысловых звеньев или отсутствие связующих звеньев, или неоправданные повторы однотипных связующих элементов;


5 — тенденция к фрагментарности текста, к перечислению событий без обобщающей сюжетной линии, необоснованные неоднократные повторы слов или грамматических конструкций (стереотипность оформления), необходимость наводящих вопросов для построения текста или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;


0 — невозможность построения связного текста даже в условиях помощи в виде вопросов.


Критерий грамматического оформления


15 баллов — пересказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;


  1. — пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, или имеются нарушения порядка слов;


  1. — наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);


  1. — множественные аграмматизмы.


Критерий лексического оформления


15 баллов — адекватное использование вербальных средств; 10 — поиск слов с использованием непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;


5 — выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звукового состава слова (выгнули вместо «выгнали», примули вместо «приняли» и т.д.);


0 — далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств. Суммарный балл за задание при максимально успешном выполнении равен 60.


Максимальная оценка за всю серию равна 125 баллам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!