СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценка уровня готовности образовательного учреждения к реализации ФГОС ООО.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа введения ФГОС основного общего образования в Бичурском районе.

Цель: обеспечение введения ФГОС ООО в ОУ

Задачи:

  1. Нормативно-правовое, организационно-методическое, информационное  сопровождение введение ФГОС ООО в  ОУ Бичурского района.
  2. Создание информационно-методического пространства, способствующего совершенствованию профессионального мастерства педагогов основной школы в условиях перехода и реализации ФГОС.
  3. Содействие изучению, обобщению и интеграции положительного опыта реализации образовательными учреждениями района  ФГОС на ступени основной школы.

Просмотр содержимого документа
«Оценка уровня готовности образовательного учреждения к реализации ФГОС ООО.»

Районный информационно-методический центр

МКУ Бичурское РУО МО « Бичурский район»















Оценка уровня готовности образовательного учреждения к реализации ФГОС ООО.















Номинация: система работы ММС

Автор: Петрякова М.В., заведующая РИМЦ

8 30133 41536, [email protected]













Наименование Программы

Программа введения ФГОС основного общего образования в Бичурском районе

Основной  разработчик Программы

Управление образованием Бичурского района

Цели и задачи Программы

Цель: обеспечение введения ФГОС ООО в ОУ

Задачи:

  1. Нормативно-правовое, организационно-методическое, информационное сопровождение введение ФГОС ООО в ОУ Бичурского района.

2)Создание информационно-методического пространства, способствующего совершенствованию профессионального мастерства педагогов основной школы в условиях перехода и реализации ФГОС.

3) Содействие изучению, обобщению и интеграции положительного опыта реализации образовательными учреждениями района ФГОС на ступени основной школы.

Исполнители мероприятий Программы

Управление образования администрации Бичурского района;

Муниципальные бюджетные образовательные учреждения Бичурского района.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

•разработка пакета нормативных документов, регулирующих деятельность ОУ района в период реализации ФГОС;

• подготовка педагогических кадров (администрации школ, педагогов, педагогов-психологов и пр.) к работе в новых условиях;

• повышение профессиональной компетентности педагогических кадров ОУ района в вопросах реализации ФГОС;

• разработка и утверждение образовательными учреждениями основной образовательной программы основного общего образования с учетом специфики учреждения;

Мониторинг, анализ мониторинговой информации (предварительной, текущей, итоговой)

Сроки реализации Программы

2016 - 2017

Этапы реализации Программы

I этап: (подготовительный)

Разработка основной концептуальной идеи и текста Программы, её обсуждение, принятие и утверждение, рецензирование Программы. Обеспечение необходимых условий и ресурсов для основного этапа реализации Программы.

II этап: (основной)

Выявление запросов образовательных учреждений, реализация ведущих направлений Программы с ежегодной корректировкой. Осуществление промежуточного контроля их реализации.

III этап: июнь - (завершающий)

Проведение итогового мониторинга, подведение итогов, анализ реализации Программы и подготовка публичного доклада. Проектирование Программы на следующий период.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности

• наличие в 100 % ОУ Бичурского района пакета нормативных документов, регулирующих деятельность школ в период реализации ФГОС;

•динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации ФГОС ООО;

• обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

• наличие основной образовательной программы основного общего образования в 100 % ОУ района в 2016 г.;

•доведение доли учителей основной школы, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам внедрения ФГОС до 100 % в 2016 г.

Переход на ФГОС СОО в 2021

Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации


Управление образования администрации Бичурского района

Программа введения ФГОС ООО создана с целью обеспечения федерального государственного стандарта основного общего образования в образовательные учреждения Бичурского района. В рамках реализации данной цели будут решаться следующие задачи:

  1. Нормативно-правовое, организационно-методическое, материально-техническое, информационное сопровождение внедрения ФГОС;

  2. Создание информационно-методического сопровождения перехода образовательных учреждений района на ФГОС основного общего образования.

Создание и развитие программы введения ФГОС основного общего образования направлено на:

  • создание и реализацию муниципальной модели управления процессом введения ФГОС;

  • сопровождение перехода общеобразовательных учреждений района на стандарты второго поколения;

  • осуществление выбора и поддержки наиболее перспективных педагогических практик;

  • разработку на уровне района механизмов включения инновационных процессов в образовательное пространство района;

  • создание нормативного и ресурсного обеспечения сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

Актуальность создания программы введения ФГОС основного общего образования определяется необходимостью подготовки субъектов образовательного процесса к принятию стратегических целей современного образования, освоения новых форм организации образовательного процесса, для успешного внедрения стандартов для основной школы и подготовке к реализации ФГОС СОО

Объектом регулирования и сферой деятельности данной районной целевой программы является система образования Бичурского района.

Основное назначение программы как управленческого документа заключается в разработке целостной системы действий с четко определенными и понятными для всех результатами, с учетом ресурсного, материально-технического и кадрового обеспечения. Этот документ включает в себя аналитико-прогностическое обоснование состояния системы образования района, стратегию и план мероприятий по переходу на федеральный государственный образовательный стандарт основного образования.


Анализ состояния и прогноз тенденций изменения образовательной среды в Бичурском районе

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
       Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
       1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
       2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:

  1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 

  2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 

  3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Главная цель введения ФГОС заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

ФГОС  утверждён приказом Министерства образования и науки РФ. Для 1-4 кл. - в 2009 г. Для 5-9 кл. - в 2010 г. Для 10-11 кл. - в 2012 г.

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании».

В текущем учебном году по федеральным государственным образовательным стандартам НОО ( начального общего образования) обучается 100% учеников из 1-4 классов.

ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

В общеобразовательных учреждениях МО «Бичурский район» обновлена нормативная база по организации образовательной деятельности: утверждена основная образовательная программа начальной школы, приняты планы-графики мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО, внесены изменения в должностные инструкции, изданы приказы, регламентирующие образовательную деятельность по новым стандартам.

Образовательными учреждениями МО «Бичурский район» на основе примерной образовательной программы были разработаны собственные образовательные программы. В каждом ОУ созданы и описаны модели организации внеурочной деятельности учащихся в основном за счет ресурсов самой школы, а также посредством взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.

Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны.

Главная задача школы предоставить обучающимся качественное образование.

Введение СТАНДАРТА во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность и др.).

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения задают новые ориентиры развития системы образования, при необходимости соблюдения ряда условий.

  1. Кадровые условия реализации основной образовательной программы основного общего образования

  2. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы
  3. Финансово-экономические условия реализации образовательной программы основного общего образования

  4. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования

  5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования

В РИМЦ МУ РУО разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ООО обучающихся, родителей, педагогов. (утвержден приказом №224а от 12.11.2014 года)

На основании стандарта требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования включают:

  • укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;

  • уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения ;

  • непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования.

Из 85 педагогов начальной школы 69 (81%) прошли курсовую подготовку по направлению «Федеральный государственный образовательный стандарт: проектирование введения» При переходе на ФГОС ООО (основного общего образования) 100% педагогов работающих в 5 классах прошли соответствующую подготовку и реализуют стандарт при обучении 264 детей.

  Повышение квалификации осуществляется в плановом порядке в очной, заочной, дистанционной формах, по накопительной системе. ОУ осуществляют переход на ФГОС ООО только при условии прохождения педагогами курсовой подготовки. В ОУ района работает 253 педагога. Из них 45 (17,8%) имеют высшую квалификационную категорию, 164 (76,9 %) – первую. Образовательные учреждения района в основном укомплектованы педагогическими кадрами, в малокомплектных и малочисленных ОУ используются возможности совместительства. Аттестация педагогических работников осуществляется в плановом порядке.

«Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Условия реализации ООП ( основной образовательной программы) это соответствие территории образовательного учреждения (площадь, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование), помещения для питания обучающихся ОУ, помещений для медицинского персонала, обеспечение возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения (при наличии таких обучающихся) действующим санитарным и противопожарным нормам.

Соответствие помещений и мебели ОУ, предназначенных для урочной и внеурочной деятельности обучающихся, санитарно- гигиеническим нормам образовательного процесса:

- соответствие санитарно-гигиенических условий ОУ требованиям ФГОС (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);

- соответствие социально-бытовых условий ОУ требованиям ФГОС (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);

- соответствие ОУ нормам пожарной и электробезопасности;

- соответствие условий жизнедеятельности участников образовательного процесса ОУ требованиям охраны труда.

Критерии готовности материально-технических
условий ОО к введению ФГОС ( на 1.09.2016)

В здании проведен необходимый текущий ремонт

100%

обеспечена возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательной организации

13%

оснащенность образовательной деятельности соответствует требованиям ФГОС и федеральным «требованиям к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

(Приказ Минобрнауки от 4 октября 2010 г. N 986)

37%

Образовательная организация имеет необходимый набор помещений, предусмотренный ФГОС, в том числе:


информационно-библиотечный центр с читальным залом, в котором обеспечена возможность использования компьютеров

43%

помещения для питания обучающихся

100%

спортивный комплекс

54%

медицинский блок

9%

Образовательная организация располагает полным комплектом средств обучения, поддерживаемых инструктивно-методическими материалами

100%

В образовательной организации выполняются требования СанПиН 2.4.2.2821-10

100%

Образовательная организация обеспечена необходимыми учебниками и учебно-методическими пособиями в соответствии с федеральными перечнями

76,9%

с учетом личных 97,2%

уровень готовности - средний

65,3%

Анализ представленных данных показывает, что во всех школах не выполняются требования к материально-технической базе учреждения. В школах не выполняются требования к помещениям библиотек, а именно не соответствует площадь, размещение рабочих зон, число читательских мест, наличие читального зала, медиатеки. В ОУ нет помещений для занятия музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями, проектной и исследовательской деятельностью; отсутствуют актовые залы, тиры. Учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами нуждаются в дооборудовании. В ОУ нет возможности для создания материальных объектов, в том числе произведений искусства; обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов; проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью; нет специалистов данного профиля. В ОУ нет оснащения для исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий.

Сведения об оснащенности образовательного процесса определяют недостаточный уровень обеспеченности учебным оборудованием для практических работ в соответствии с ФГОС НОО. Доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием, составила в среднем 14%.

ОУ необходимо спланировать оснащение образовательного процесса на основной ступени образования за счёт выделяемых бюджетных средств и привлечённых в установленном порядке дополнительных финансовых средств.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования определяются наличием работников вспомогательной службы : Педагог-психолог , Дефектолог Учитель-логопед, Социальный педагог.

Мониторинг по данному направлению выявил следующее:

Работники ОУ, реализующего ФГОС

2013-2014

2014 – 2015

2015 – 2016

Педагог-психолог

0,75 ст.

0,35 ст.

3,375 ст.

Дефектолог

-

-

-

Учитель-логопед

-

-

-

Социальный педагог

1,25 ст.

0,35 ст.

1,25 ст.


В настоящий момент, в районе работники вспомогательной службы, обеспечивающие психолого-педагогические условия реализации ФГОС имеются в незначительном количестве. Работники районного уровня полностью отсутствуют, поэтому крайне значимым становится необходимость активизировать деятельность по улучшению психолого-педагогических условий реализации ФГОС.

Количество детей-инвалидов и детей с ОВЗ, направленных на обследование в РП МПК


Этому свидетельство увеличивающееся количество детей с нарушениями речи, детей нуждающихся в психологической поддержке. Дети с ограниченными возможностями здоровья , дети обучающиеся по специализированным(адаптивным) программам в школе нуждаются в помощи со стороны узких специалистов. В перспективе управление образованием видит явную необходимость в открытии районной вспомогательной службы

«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникативных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».

Для обеспечения доступа участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией ООП ООО используются информационные ресурсы общеобразовательного учреждения (официальный сайт школы).

Дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса в подавляющим большинстве ОУ района крайне затруднено по ряду причин. К их числу можно отнести: низкая скорость интерната во многих ОУ, не достаточная оснащенность компьютерной техникой некоторых школ, низкий уровень компьютерной грамотности родителей, отсутствие подключения к сети Интернет дошкольных ОУ.

Укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью для учащихся 1-7 классов – 100%, для 8-9 классов -57,4% , в 10-11 -40,5%. Обеспеченность с учетом личных учебников для 1-11 кл- 97,2 %

В большинстве школ библиотечные фонды требуют пополнения и обновления, замены устаревших изданий т.к. электронные версии не всегда доступны для чтения. Необходимо активизировать процесс информатизации школьных библиотек, повышение профессиональной компетенции библиотечных кадров.

Анализ данных мониторинга реализации направления «Переход на новые образовательные стандарты»

Анализ данных мониторинга реализации направления «Переход на новые образовательные стандарты» показывает в сравнении с предыдущим годом положительную динамику показателей для следующих направлений:

  • увеличение доли учащихся начальных классов, обучающихся по Федеральным государственным образовательным стандартам (от общей численности учащихся начальной школы) до 100%

  • доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ и интерактивными учебными пособиями в соответствии с новыми ФГОС (в общей численности обучающихся по новым ФГОС) – 14%;

  • увеличение доли педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы по ФГОС (в общей численности педагогических и управленческих кадров). Рост составил 15% (с 69% до 84%)

  • Среднее количество часов в неделю внеурочной деятельности в классах начальной школы, обучающихся по ФГОС НОО и 5-6 классах, обучающихся по ФГОС ООО стабильно и составляет 10 часов в неделю

Проблемы, выявленные в ходе реализации плана мероприятий по введению Федерального стандарта в учреждениях МО «Бичурский район»

  • невыполнение требований к материально-технической базе ОУ

  • отсутствие четкого механизма финансирования, нормативно-правовой и организационной модели ведения внеурочной деятельности в образовательных учреждениях;

  • отсутствие вспомогательной службы, обеспечивающей психолого-педагогические условия реализации ФГОС;

  • отсутствие доступа к сети интернет в дошкольных ОУ, низкое качество связи.

План действий, направленных выполнение программы по введению федеральных государственных образовательных стандартов в общеобразовательных учреждениях


№п/п

Мероприятие

Исполнитель

Индикатор


1. Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС в муниципальной системе образования

1.1.

Утверждение плана – графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС в районе

МУ РУО

план подготовки ОУ района к переходу на ФГОС

1.3.

Утверждение критериев готовности ОУ района к внедрению ФГОС

МУ РУО

Показатели готовности ОУ

1.4.

Утверждение примерного плана графика для ОУ по внедрению ФГОС

МУ РУО

Формирование единого подхода к внедрению ФГОС на уровне учреждения

1.6.

Внесение изменений в должностные инструкции работников отдела образования, ответственных за введение ФГОС

МУ РУО

Должностная инструкция


2.Создание организационных условий введения ФГОС

2.1

Доведение критериев готовности ОУ к внедрению ФГОС

МУ РУО

Инструктивно-методическое письмо

2.2

Проведение экспертизы образовательных программ учреждений

МУ РУО

Экспертное заключение

2.3

Контроль за обеспечением соответствия нормативной базы школ требованиям ФГОС

МУ РУО

Аналитическая справка по итогам мониторинга

2.4.

Включение в план работы отдела образования вопросов связанных с введением ФГОС

МУ РУО

Контроль за мероприятиями по внедрению ФГОС, обобщение опыта ОУ, корректировка плана графика

2.5.

Мониторинг готовности ОУ к внедрению ФГОС

МУ РУО

Приказ об утверждении схемы мониторинга

Аналитическая справка

2.6.

Организация деятельности муниципальных экспериментальных площадок введения ФГОС

МУ РУО

МЭП по введению ФГОС НОО


3.Подготовка кадрового ресурса к введению ФГОС

3.1

Повышение квалификации учителей начальных классов

Руководители ОУ,

100% Обучение учителей

3.2

Организация повышения квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации ФГОС

МУ РУО

Количество педагогов и руководителей ОУ, прошедших курсы повышения для работы по новым образовательным стандартам (%)

3.3.

Семинары для руководителей ОУ

МУ РУО

Повышение квалификации руководителей ОУ в вопросах внедрения ФГОС


4.Создание материально-технических условий в соответствии с требованиями ФГОС

4.1

Изучение требований к материальной базе ОУ при внедрении ФГОС

руководители ОУ


МУ РУО

Формирование перечня необходимого оборудования и учебно – методических комплексов

Формирование сводной заявки на оснащение ОУ оборудованием

4.2

Анализ имеющегося оборудования

Руководители ОУ, МУ РУО

План – график оснащения ОУ

4.3

Оснащение ОУ необходимым оборудованием и учебно-методическим комплексом

Руководители ОУ

Приведение материальной базы ОУ в соответствие с требованиями ФГОС

4.4

Обеспечение укомплектованности библиотек ОУ, переходящих на ФГОС, печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана

Руководители ОУ

Приведение материальной базы ОУ в соответствие с требованиями ФГОС


5.Научно-методическое сопровождение введения стандарта

5.2

Разработка рабочих программ

ОУ

Создание рабочих программ

5.3

Разработка рабочих программ внеурочной занятости учащихся

ОУ

Формирование банка данных программ

5.4

Разработка порядка взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, для организации внеурочной деятельности и учета внеучебных достижений обучающихся

МУ РУО

Выработка порядка взаимодействия ОУ и УДО

5.5

Внедрение и реализация моделей сетевого взаимодействия при организации внеучебной деятельности школьников

ОУ, ДОУ, МУ РУО

Количество ОУ, реализующих модели сетевого взаимодействия


6.Информационное сопровождение введения стандарта

6.1

Создание раздела «Введение ФГОС» на сайте отдела образования

МУ РУО

Раздел на сайте

6.2

Работа со СМИ

МУ РУО

Статьи в газете

6.3

Анализ уровня информированности общественности

Определение доли родителей, осведомленных о целях ведения ФГОС

Не менее 75% родителей, осведомленных о ФГОС

6.4

Обеспечение публичной отчетности образовательных учреждений района о ходе и результатах введения ФГОС

ОУ

Количество ОУ, имеющих страницы по введению ФГОС на сайте учреждения


7.Поэтапное введение федеральных государственных стандартов общего образования

7.1.

Введение федерального государственного стандарта (ФГОС)

- начального общего образования




ОУ




Классы , обучающиеся по ФГОС НОО

- основного общего образования




ОУ

Классы, обучающиеся по ФГОС ООО

- среднего(полного) общего образования

ОУ

Классы, обучающиеся по ФГОС СОО

7.2.

Организация мониторинга введения в ОУ ФГОС


Количество ОУ, участвующих в мониторинговых исследованиях






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!