СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценка внешней политики СССР накануне и в годы Второй мировой войны

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование и развитие исторического мышления – способности критически оценивать события и явления  с точки зрения их исторической обусловленности, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого на основе анализа внешней политики СССР накануне и в годы второй мировой войны.

Просмотр содержимого документа
«Оценка внешней политики СССР накануне и в годы Второй мировой войны»

Оценка внешней политики СССР накануне и в годы

Второй мировой войны


1. Цель: формирование и развитие исторического мышления – способности критически оценивать события и явления  с точки зрения их исторической обусловленности, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого на основе анализа внешней политики СССР накануне и в годы второй мировой войны.

2. Задачи:

- выявить альтернативы внешней политики СССР накануне второй мировой войны; дать оценку пакту о ненападении 23 августа 1939 года.  

- развитие умения анализировать исторические события, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, аргументировано отстаивать свою точку зрения. 

- воспитание патриотизма, толерантности, формирование личностного отношения к истории своей страны.

3. Ожидаемые результаты:

- предметные: освоение на профильном уровне истории международных отношений и особенностей внешней политики СССР в канун второй мировой войны (альтернативы советской внешней политики, причины сближения СССР и Германии и заключения Пакта о ненападении 23 августа 1939 г., оценки международного соглашения с точки зрения обеспечения национальных интересов государства),

- метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение ясно и логично излагать свою точку зрения.

- личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе, уважение к истории свой родины, толерантное сознание и поведение, способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, готовность к самообразованию.

4. Содержание вопроса:

- попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе;

- угроза международной изоляции СССР;

- включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии;

-«зимняя война».

5.Учебно-методическое обеспечение:

  1. Дюков А. Пакт Молотова – Риббентропа в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] - http://liewar.ru/knigi-o-vojne/212-pakt-molotova-ribbentropa-v-voprosakh-i-otvetakh

  2. Договор о ненападении между Германией и СССР. [Электронный ресурс] - http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/903797

  3. Иванов Д. Пакт Молотова – Риббентропа- политика прагматизма.-

http://avkrasn.ru/article-665.html

  1. Предательское соглашение - http://1941-1945.net/2009/02/16/print:page,1,predatelskoe_soglashenie.html

5. Электронная библиотека Казанской духовной семинарии

http://kds.eparhia.ru/bibliot/ermolaev/part2/tema15/5/

6. Русский отдел: сочинения И.В. Сталина, Том 14 - https://www.marxists.org/russkij/stalin/t14/index.htm


6. Примеры заданий:

Базовый уровень:

1. Прочитайте текст о международной обстановки в Европе весной-летом 1939 года и ответьте на вопросы:

А) Какова была главная цель советской внешней политики в конце 30-х гг.?

Б) Какие факты свидетельствуют, что СССР не на словах, а на деле пытался создать систему коллективной безопасности?

«…Советский Союз, ввиду явно обозначившейся опасности новой войны в Европе, предложил провести новый раунд согласования позиций по военно-политическим проблемам. Эти переговоры состоялись также в Москве в августе 1939 г. на уровне военных делегаций СССР, Великобритании и Франции. В делегацию СССР входили высшие военные руководители во главе с членом Политбюро ЦК ВКП (б), наркомом обороны СССР (с 1934 г.) К.Е.Ворошиловым, западные делегации были сформированы из второстепенных чиновников, не имевших полномочий на подписание соглашения. Характерный пример. Если английский премьер-министр и министр иностранных дел летали на свидание к Гитлеру на самолетах, то английскую военную делегацию во главе с отставным адмиралом отправили в СССР тихоходным пароходом. Переговоры сразу же привели к разногласиям. Советская делегация выразила готовность Красной Армии выступить в случае агрессии всей своей мощью. Западные делегации предлагали смехотворные размеры своей помощи: "две дивизии сразу и еще четыре – потом". Второй пункт разногласий – нежелание западных держав воздействовать на правительство Польши, по-прежнему отказывающееся пропустить советские войска (в случае необходимости) через свою территорию. Переговоры выявили нежелание западных держав сотрудничать с СССР, несмотря на всё обострявшуюся международную обстановку. Одновременно с идущими московскими переговорами правительство Англии летом 1939 г. вступило в тайные переговоры с Германией, имевшие целью широкое соглашение по спорным вопросам. Переговоры не увенчались успехом из-за непримиримости противоречий между обеими сторонами. В этих условиях Гитлер предложил советскому правительству заключить советско-германский договор о ненападении. Советско-германский пакт о ненападении. Оказавшись перед выбором невозможности достичь соглашения с западноевропейскими странами и стремясь хоть как-то обезопасить свою безопасность, советские руководители приняли предложение германского руководства заключить предлагаемый Гитлером пакт о ненападении» [5].

2. Назовите положения, характеризующие другую возможность развития внешней политики СССР в конце 30-х гг.XX века, перечислите причины, почему она была не реализована.

3. Нанесите на контурную карту границы СССР до и после советско – финской войны.

Повышенный уровень:

1. На основании текста источника, оцените международную обстановку, сложившуюся в мире в конце 30-х гг. XX века с точки зрения советского правительства.

2. Проанализируйте условия пакта Молотова – Риббентропа и аргументировано выскажите свою точку зрения о том, какая сторона больше выиграла от заключения советско – германского договора 23 августа 1939г.

«Советский Союз был вынужден подписать этот пакт ввиду безрезультативности своих попыток добиться организации коллективной безопасности против агрессии, сорванных Англией и Францией в 1939 г. Пакт о ненападении был выгоден прежде всего Германии, готовившейся напасть на Польшу, однако и Советскому Союзу он сулил возможность остаться в стороне хотя бы на время от близкого мирового конфликта. К тому же польское руководство не скрывало своей враждебности к Советскому государству, на территории Польши долгое время открыто действовали антисоветские группы. Польское правительство заигрывало с Гитлером, оно поддержало Мюнхенский сговор, захват и расчленение Чехословакии, отказалось пропустить советские войска в случае, если бы чехословацкое правительство в соответствии с договорами с СССР и Францией попросило у СССР военной помощи. За это фактическое пособничество агрессору оно получило от Гитлера часть уничтоженной Чехословакии – Тишинский край.

В год подписания советско-германского пакта о ненападении мировой общественности не сообщили о том, что одновременно с Пактом был подписан Секретный протокол с картой к нему, по которому Эстония, Латвия, Западная Украина и Западная Белоруссия признавались сферой советского влияния, а Польша и Литва – сферой интересов фашистской Германии. Через месяц с небольшим после этого был согласован ещё один документ, приложение к договору – "Договор о дружбе и границах» (от 28 сентября 1939 г., по которому Литва перешла в сферу интересов СССР)» [5].

3. Прочтите фрагмент из выступления И.В. Сталина пе­ред командным составом Красной Армии и назовите страну, о войне с которой идет речь.

«... Невозможно было обойтись без войны. Мирные переговоры не дали результатов, а безопасность Ленинграда надо было обес­печить безусловно, ибо его безопасность есть безопасность наше­го Отечества ... Надо было объявить войну, чтобы при помощи военной силы организовать, утвердить и закрепить безопасность Ленинграда» [6].

Ответ:-----------------------------------------------

Уровень высокой сложности:

1. В исторической литературе существует точка зрения, что в конкретных условиях лета 1939 г. заключение Пакта о ненападении было государственной необходимостью. Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её. Ответ за­пи­ши­те в виде таблицы.

Таблица 1. Оценка пакта о ненападении с точки зрения государственной необходимости

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

1)...

2)...

2)...



2. Оцените возможные альтернативы внешней политики СССР в августе 1939 г с точки зрения государственных интересов и национальной безопасности страны. Приведите факты, положения, которые раскроют вашу точку зрения. Просчитайте возможные сценарии дальнейшего развития событий.

3. Существуют две точки зрения на причины поражений Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны.

А) Они были вызваны преимущественно объективными обстоятельствами, не зависевшими от воли советского руководства.

Б) Поражения Красной армии были вызваны политикой советского руководства и просчетами Сталина.

Укажите, какая точка зрения вам представляется наиболее предпочтительной. Приведите не менее 3-х фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.