СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценочная работа по экономике за первое полугодие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Также можно использовать для проверки знаний в профильном 10 классе

Просмотр содержимого документа
«Оценочная работа по экономике за первое полугодие»

Контрольная работа за 1 полугодие 11 класс

Вариант 1


  1. Дайте определение понятию «экономика».

  2. Запишите слово, пропущенное в таблице.

    Политика государства

    Характеристика

    Денежно-кредитная

    (монетарная)

    совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста.


    . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    государственное регулирование экономики, осуществляемое правительством с помощью налогов и государственных расходов.

  3. Установите соответствие между сферами жизни общест­ва и приведенными характеристиками: к каждой пози­ции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второго столбца.

Характеристики

Сфера жизни общества

А) призвана интегрировать об­щество на основе учета инте­ресов различных групп

1. социальная

Б) охватывает финансовые ин­ституты

2. экономическая

В) включает отношения, скла­дывающиеся в системе мате­риального производства


Г) охватывает отношения обще­ства с внешней природной средой


Д) включает институты государ­ственной поддержки нуж­дающихся групп населения


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующей буквой

А

Б

В

Г

Д






  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам постиндустриального общества.

1) преобладание удаленных коммуникаций; 2) защита интеллектуальной собственности; 3) специализация производства; 4) промышленный переворот; 5) рост влияния СМИ; 6) глобальные информационные сети.

5. Выберите верные суждения о потребностях и их видах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Потребности - это ценности и идеалы, усвоенные личностью в процессе социализации.

2) К первичным потребностям относят физиологиче­ские потребности индивида.

3) Потребность в знаниях и творческой деятельности относят к социальным потребностям личности.

4) Потребности являются одним из мотивов деятельно­сти.

5) Удовлетворение материальных потребностей людей связано с функционированием экономической сферы общества

6. Выберите верные суждения о конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Конкуренция между производителями выступает регу­лятором хозяйства во всех экономических системах.

2) В условиях рынка конкуренция ведет к снижению издержек производства.

3) Одним из последствий конкуренции является разо­рение части производителей.

4) Главным видом конкуренции в условиях рынка яв­ляется конкуренция потребителей за лучшие товары и услуги.

5) Конкуренция стимулирует рост производительности труда.

7. Выберите верные суждения о факторах, содействующих эффективности производства в условиях рынка, и запи­шите цифры, под которыми они указаны.

1) На эффективность производства в условиях рынка влияет использование выгод международного разде­ления труда.

2) К факторам, содействующим эффективности произ­водства в условиях рынка, относится введение новых налогов.

3) Повышение эффективности производства в рыночной экономике определяется государственным регулиро­ванием затрат производства.

4) Инвестиционная политика - один из факторов, со­действующих эффективности производства в услови­ях рынка.

5) Эффективность производства в условиях рынка опре­деляется общими тенденциями развития экономики.

8. Найдите в приведенном списке операции, которые должны учитываться при подсчете ВВП, и запишите цифры, под которыми они указаны 

1)  оплата услуг салона красоты

2)  пособие по безработице

3)  покупка «пиратского» издания

4)  гонорар композитора

5)  покупка корпоративных облигаций

9. Найдите в приведённом ниже списке функции центрального банка и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1)  эмиссия денег

2)  кредитование населения и фирм

3)  лицензирование коммерческих банков

4)  увеличение размера налогов

5)  контроль над объёмом денежной массы

10. Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1)  Инфляция проявляется в снижении покупательной способности денег.

2)  Различают микроинфляцию и гиперинфляцию.

3)  Рост цен на ресурсы порождает инфляцию предложения.

4)  Одна из причин инфляции  — усиление конкуренции между производителями.

5)  К последствиям инфляции относится рост реальной заработной платы работников.

11. Выберите верные суждения о роли государства в условиях рынка и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1)  Одной из функций государства в условиях рынка является борьба с монополизацией экономики.

2)  Государство в рыночной экономике призвано поддерживать незащищенные слои населения.

3)  Важнейшей функцией государства является создание общественных благ.

4)  Государство в условиях рынка регулирует цены на товары первой необходимости.

5)  Процесс приватизации означает передачу частной собственности в руки государства.

12. Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1)  Экономику как науку иллюстрирует изучение способов использования ограниченных ресурсов.

2)  Экономику как науку иллюстрирует производство товаров пищевой промышленности.

3)  Экономика выступает как наука в процессе внедрения новых технологий в сельское хозяйство.

4)  Экономика как наука включает совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей.

5)  Экономика как наука включает материальное и нематериальное производство.

13. Установите соответствие между типами экономического роста и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А)  Чаепроизводящая фирма наняла дополнительное количество женщин для сбора чайных листьев на своих плантациях

Б)  Нефтедобывающая компания начала освоение нового месторождения нефти, истощив старое

В)  Овощеводческая ферма в летний период времени наняла на временную работу студентов и учащихся для сбора огурцов и кабачков

Г)  Японская фирма модернизировала линию по сборке автомобилей

Д)  За счет использования инновационных технологий на предприятии существенно возросла производительность труда

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

1)  экстенсивный

2)  интенсивный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 14-17.

 В приведенном ниже фрагменте текста автор анализирует развитие Сибири в условиях административно-командной системы в 1980-е годы. Административно-командная система предполагает полный контроль государства над экономическими процессами в стране. Органы власти самостоятельно решают какие сферы производства развивать, распределяя ресурсы согласно плану для достижения поставленных экономических целей. Таким образом, централизованное деление факторов производства способствует экономическому росту и увеличению масштабов производства, что, предположительно, должно выступать причиной сохранения социальной стабильности посредством равного распределения доходов между различными группами населения и отсутствием экономических спадов.

...Можно приводить немало примеров, когда «сила» того или иного ведомства, его стремление рассматривать территорию только как полигон для собственного развития брали верх над региональными интересами и в результате приводили к серьезным негативным последствиям на уровне региона. Так, интенсивное развитие крупной промышленности (машиностроение, нефтехимия, теплоэнергетика) в пределах только города Омска привело к его гипертрофии. Из этого естественным следствием возникал целый ряд проблем экологических, проблем развития социальной и производственной инфраструктуры и т.д., решать которые государство не спешило, а регион самостоятельно не мог. Несмотря на бурные темпы роста региональной экономики и более высокую «отдачу» (в 1980-х гг. выпуск продукции в расчете на единицу площади в Омской области был выше общесоюзного на 60%; степень занятости в народном хозяйстве также превышала средний по стране), население области имело относительно более низкий, чем по стране в целом, уровень жизни и уровень социальной защиты. Так, непростая экологическая обстановка не компенсировалась развитием здравоохранения. В 1986 году бюджетные затраты по этому направлению в области в расчете на одного жителя были в 2,17 раза меньше, чем по стране в целом.

Западная Сибирь стала районом зарождения наиболее массовых и относительно дальних транспортных потоков, среди которых доминируют поставки топлива и сырья в европейскую часть страны. К 1985 г. объем перевозок из Западной Сибири на Урал, в Центр и другие экономические районы европейской части страны в десятки раз превышал средний поток в обмене экономических районов СССР. По сути, государство мерами проводимой им политики, активно развивая Сибирь, по- прежнему рассматривало ее лишь в качестве ресурсно-производственной базы.


14. Какие показатели использует автор для анализа последствий экономического роста Омской области? (Укажите три из них).

15. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,

— укажите не менее трёх основных признаков понятия «командно-административная экономическая система»;

— объясните связь названных автором причин сохранения социальной стабильности. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

16. В условиях административно-командной экономики интересы развития отдельного региона нередко уступали узковедомственным целям. Какие проблемы вызвало интенсивное развитие Омской области в 1980-е годы? Назовите любые две проблемы, выявленные автором, и конкретизируйте любую из них с помощью примера.

17. Автор статьи подчеркивает, что в развитии Сибири акцент делался на ресурсно- промышленную политику при отставании социальных мер. Опираясь на знания экономического курса, назовите три направления расходов государственного бюджета, способствующих развитию социальной сферы.


18. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль государства в рыночной экономике». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.































Контрольная работа за 1 полугодие 11 класс

Вариант 2

  1. Дайте определение понятию «экономические ннституты»

  2. Запишите слово, пропущенное в таблице.

    Фактор производства

    Характеристика

    Капитал

    Денежные средства, знания, сооружения, оборудование, используемые при производстве товаров и услуг

    _______

    Используемые в процессе производства товаров и услуг физические и умственные способности людей

  3. Установите соответствие между социальными институ­тами и потребностями коллективов, общества в целом, которые они удовлетворяют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Потребности

Социальные институты

А) упорядочивать общественную

жизнь

1. школа

Б) социализировать детей и подростков

2. государство

В) обеспечивать общественную

безопасность

3.материальное производство

Г) создавать средства существования


Д) организовывать познавательный процесс


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующей буквой

А

Б

В

Г

Д






  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам традиционного об­щества.

1) натуральное хозяйство; 2) технологичность; 3) экономическая интеграция; 4) консерватизм; 5) про­стое воспроизводство; 6) опора на обычаи.

  1. Найдите в приведенном ниже списке условия, необходимые для развития конкуренции производителей.

1) снижение налогообложения;

2) экономическая свобода;

3) повышение требований к квалификации;

4) устранение чрезмерной монополизации экономики;

5) снижение затрат производства;

6) свободное ценообразование.

  1. Выберите верные суждения о государстве в условиях рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство в условиях рыночной экономики не должно заботиться о создании условий для экономи­ческого роста.

2) Одной из функций государства в условиях рыночной экономики является создание ее правовой базы.

3) Экономические функции государства в рыночной экономике определяются потребностями ее нор­мального функционирования, обеспечения конку­ренции и частного предпринимательства.

4) В странах с рыночной экономикой не существует го­сударственная собственность.

5) Одной из функций государства в условиях рынка является компенсация негативных внешних эффек­тов.

  1. Выберите верные суждения об экономическом росте и развитии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Под экономическим ростом понимается увеличение количества денег в обороте.

2) Одним из показателей экономического роста являет­ся прирост валового внутреннего продукта.

3) С переходом к постиндустриальному обществу при­оритетным становится производство товаров, ане услуг.

4) Экстенсивный экономический рост достигается за счет развития техники.

5) Интенсивный экономический рост связан с подъемом производительности труда.

  1. Найдите в приведенном списке операции, которые должны учитываться при подсчете ВВП, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  оплата труда домохозяйки

2)  покупка нового компьютера

3)  подарок внуку от бабушки

4)  пенсия шахтера

5)  оплата коммунальных платежей

  1. Укажите в приведенном перечне основные функции коммерческого банка.

1)  эмиссия денег

2)  выпуск ценных бумаг

3)  осуществление кредитных операций

4)  установление официального курса национальной валюты

5)  прием вкладов от граждан и юридических лиц

  1. Найдите в списке неценовые факторы спроса и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  цены на сопряженные товары

2)  количество продавцов на рынке

3)  уровень доходов потребителей

4)   предписания моды

5)  ставки налогов на производителя

6)  импортные таможенные пошлины

  1. Выберите верные суждения об условиях возникновения рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Регулярность обмена ведет к формированию рынка.

2)  Переход к парламентской демократии является ключевым фактором перехода к рыночной экономике.

3)  Распространение научного мировоззрения приводит к переходу к рынку.

4)  Углубление общественного разделения труда способствует развитию рыночных отношений.

5)  Появление норм права приводит к переходу к рыночной экономике.

  1. Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Одним из предметов изучения макроэкономики являются проблемы взаимодействия потребителей и производителей в условиях рынка.

2)  Микроэкономика изучает роль государства в регулировании экономики.

3)  Экономика как наука изучает способы хозяйствования, отношения между хозяйствующими субъектами.

4)  Ученые изучают как общие закономерности функционирования экономики, так и локальные проблемы ведения рыночного хозяйства.

5)  Экономика рассматривается только как наука.

  1. Установите соответствие между особенностями заработной платы и ее видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ

А)  начисляется работникам за отработанное время

Б)  выражается в материальных благах и услугах

В)  зависит от цен на приобретаемые товары

Г)  начисляется работникам за сверхурочные работы

Д)  начисляется работникам за определенное количество и качество выполненных работ

ВИДЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

1)  номинальная

2)  реальная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д


Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 14—17.

Считается, что государство имеет возможность лучше, чем рынок, координировать производство общественных благ  — небольшого класса товаров и услуг, потребление которых сложно ограничить только теми, кто за них платит...

Существует четыре основные причины, почему централизованное планирование будет почти наверняка приносить больше вреда, чем пользы.

Во-первых, оно просто заменяет рынок политикой. Напомним, что государство не является экономическим регулятором. Те, кто занимается централизованным планированием (а также контролирующие их законодатели), на самом деле вовсе не похожи на бескорыстных святых. Естественно, что субсидии и инвестиции, выделяемые плановыми органами, находятся под влиянием политических мотивов...

Во-вторых, есть все основания полагать, что инвесторы, рискующие своими деньгами, будут принимать более правильные решения, чем центральные плановые органы, распоряжающиеся деньгами налогоплательщиков. Инвестор, если хочет получить прибыль, должен вложить деньги B проект, который повышает ценность затраченных ресурсов, а если делает ошибку и инвестиционный проект оборачивается неудачей, то сам же и страдает от последствий этого. В противоположность этому связь между принятием эффективных проектов и личным благосостоянием тех, кто

занимается централизованным планированием, весьма и весьма слаба...

В-третьих, центральные плановые органы питаются неточной информацией. Поскольку они являются источником инвестиционных средств, руковоцители как частных, так и государственных предприятий с целью получения правительственных льгот будут предоставлять им искажённую информацию. Они будут пытаться убедить плановые органы, что их предприятие производит (или может производить) тот вид товаров или услуг, который чрезвычайно ценен для всего населения, и что, если их предприятию дать некоторые средства, они сделали бы для благосостояния общества нечто необыкновенное...

В-четвёртых, не существует способа получения информации, достаточной для раз-работки разумного государственного плана. Мы живём в мире динамичных изменений. Технические сдвиги, новые продукты, политические волнения, изменения спроса и скачки в погодных условиях постоянно меняют относительную дефицитность ресурсов и товаров. Никакая центральная власть не в состоянии поспеть за этими изменениями, а следовательно, не способна дать менеджерам компаний на местном уровне разумные инструкции.

Рынки фиксируют и сводят воедино раздробленную на миллионы частей информацию, формируя цены, которые становятся сигналами для предприятий и собственников ресурсов осуществлять свои действия в соответствии с изменившимися условиями. Ни один центральный плановый орган не в состоянии получить, и притом без искажений, эту важную, но рассеянную информацию.

Невероятное разнообразие нужд и желаний людей, знание уникальных особенностей времени и месторасположения - всё это лежит вне ведения любого планового органа. Эти органы действуют, располагая лишь малой долей необходимой информации, которая во многом становится неточной уже к моменту её поступления.


  1. Почему, по мнению авторов, централизованное планирование неэффективно? Используя текст, укажите четыре причины.

  2. Приведите три примера общественных благ и объясните, почему государство успешнее, чем рынок, организует их производство (используя обществоведческие знания, дайте два объяснения).

  3. Как в условиях рынка связаны свобода и ответственность экономических субъектов? Какие экономические и правовые институты обеспечивают возможность свободного выбора субъектов экономики? (Укажите любые два института и кратко поясните роль каждого из них.)

  4. Какие функции рынка рассмотрены авторами? Используя текст, укажите три функции. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «рынок».


  1. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Фирма в экономике». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.



































Ответы в1

  1. совокупность наук о ведении хозяйства, вид социальной науки, изучающий взаимоотношение людей в процессе производства, потребления, распределения и обмена товаров или услуг. 2

  2. бюджетно-налоговая (фискальная) 1

  3. 12221 2

  4. 34 1

  5. 245 1

  6. 235 1

  7. 145 1

  8. 14 1

  9. 135 2

  10. 13 1

  11. 123 1

  12. 14 1

  13. 11122 2

  14. В ответе могут быть названы следующие показатели: 2

− выпуск продукции в расчете на единицу площади;

− степень занятости в народном хозяйстве;

− уровень жизни;

− уровень социальной защиты;

− затраты бюджета на здравоохранение.

  1. 1)  Основные признаки понятия «командно-административная система»: 2

— государственная собственность на средства производства;

— государство отвечает на главные вопросы экономики;

— директивное ценообразование и др.

2)  Командно-административная система предполагает централизованное распределение факторов производства согласно плану, что приводит к экономическому росту и позволяет обеспечивать равный доступ населения к экономическим благам. Таким образом, различные социальные группы защищены от спадов в экономике и имеют схожее социальное положение, что позволяет сохранять стабильность общественных отношений.

  1. Правильный ответ должен содержать: 2

1)  указание проблем:

а)  проблемы экологические;

б)  проблемы социальные;

в)  проблемы развития производственной инфраструктуры;

2)  пример: непростая экологическая обстановка не компенсировалась развитием здравоохранения. В 1986 году бюджетные затраты по этому направлению в области в расчете на одного жителя были в 2,17 раза меньше, чем по стране в целом.

  1. В ответе могут быть приведены направления расходов бюджета, нацеленные на развитие социальной сферы: 2

− образование;

− культура и искусство;

− средства массовой информации;

− здравоохранение;

− физическая культура;

− выплата пенсий и пособий.

Могут быть названы другие направления социальных расходов государственного бюджета.

  1.  1.  Понятие экономической политики государства. 3

2.  Экономические функции государства:

а)  защита конкурентной среды;

б)  правовое регулирование рынка;

в)  производство общественных благ и т. д.

3.  Методы государственного регулирования рыночной экономики:

а)  косвенные (фискальная и монетарная политика);

б)  прямые (правовое регулирование).

4.  Инструменты монетарной политики:

а)  изменение ключевой (учетной) ставки;

б)  изменение норм обязательных резервов;

в)  операции на открытом рынке.

5.  Инструменты фискальной политики:

а)  изменение ставок налогов;

б)  изменение бюджетных расходов.

6.  Приоритет косвенных методов регулирования экономики.





Ответы в2

  1. нормы и правила, по которым взаимодействуют и осуществляют экономическую деятельность ее участники 2

  2. труд 1

  3. 21231 2

  4. 23 1

  5. 246 1

  6. 235 1

  7. 25 1

  8. 135 1

  9. 235 2

  10. 134 1

  11. 14 1

  12. 34 1

  13. 12211 2

  14. В правильном ответе должны быть указаны следующие причины: 2

1)  рынок заменяется политикой;

2)  центральные плановые органы никак не заинтересованы в успехе и не отвечают за неудачи планирования;

3)  центральные плановые органы получают искаженную информацию от лиц, заинтересованных в принятии тех или иных решений;

4)  информация устаревает так быстро, что разработка разумного плана, выдача каких-либо адекватных инструкций невозможна.

  1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 2

1)  примеры общественных благ:

− услуги бесплатного образования, здравоохранения;

− услуги охраны правопорядка и обеспечения безопасности;

(Могут быть приведены другие примеры.)

2)  объяснения, например:

− государство располагает большими средствами для их производства, и необходимость получения прибыли от их сбыта не является ограничивающим его деятельность обстоятельством;

− организация производства и предоставления общественных благ связана с реализацией социально-экономической политики государства и регулируется государством, исходя из политических соображений, которые мало актуальны для рынка.

  1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 2

1)  ответ на первый вопрос: субъекты делают свободный экономический выбор, рискуя при этом собственным и заемным капиталом, вложенным трудом, упущенными возможностями;

(Ответ на первый вопрос может быть сформулирован иначе.)

2)  институты и соответствующие пояснения, например:

− финансовые институты (инвестируют средства в различные проекты, кредитуют субъекты экономики, обеспечивая их экономическую деятельность);

− судебная система (обеспечивает правовое разрешение экономических конфликтов субъектов экономики).

  1. Рынок  — это совокупность отношений, складывающихся между потребителем и производителем экономических благ, по поводу купли-продажи товаров и услуг. 2

  2. Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 3

1.  Понятие фирмы.

2.  Показатели эффективности фирмы:

а)  прибыль;

б)  рентабельность;

в)  самоокупаемость и др.

3.  Издержки фирмы:

а)  постоянные издержки;

б)  переменные издержки.

4.  Постоянные издержки:

а)  арендная плата;

б)  расходы на содержание здания;

в)  затраты на подготовку и переподготовку кадров;

г)  заработная плата управленческого персонала и др.

5.  Переменные издержки фирмы:

а)  приобретение сырья;

б)  оплата энергии;

в)  оплата топлива;

г)  оплата транспортных услуг;

д)  расходы на тару и упаковку и др.

6.  Источники финансирования фирмы:

а)  внутренние источники финансирования;

б)  внешние источники финансирования.

7.  Виды организационно-правовых форм фирм:

а)  акционерное общество;

б)  общество с ограниченной ответственностью;

в)  производственный кооператив и т. д.

8.  Роль фирмы в экономике:

а)  производство товаров и услуг;

б)  создание рабочих мест;

в)  выплата налогов и т. д.