Итоговая контрольная работа. Герои произведений XIX века (письменный ответ, тесты, творческая работа)
Цели контрольной работы:
проверить и оценить знания, умения и навыки у обучающихся.
установить соответствие уровня обученности обучающихся требованиям ФГОС ООО.
Элементы содержания, проверяемые заданиями контрольной работы по литературе:
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Литературные роды и жанры.
Художественная литература как искусство слова.
1. Соотнесите имя, отчество и фамилию русских писателей:
А) Михаил Юрьевич 1) Гоголь
Б) Николай Васильевич 2) Некрасов
В) Николай Алексеевич 3) Лермонтов
Г) Лев Николаевич 4) Бунин
Д) Иван Алексеевич 5) Толстой
Е) Валентин Григорьевич 6) Платонов
Ж) Виктор Петрович 7) Распутин
З) Андрей Платонович 8) Астафьев
2. О каком писателе идет речь?
У себя дома, в имении Ясная Поляна под Тулой, он создает школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создает четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и из Севастополя, где шла Крымская война. Он- один из самых знаменитых писателей России , в собрании его сочинений более девяноста томов.
А) об Н.А.Некрасове; б) о Н.В. Гоголе; в) о Л.Н. Толстом
3. Соотнесите автора и название произведения:
А) А.С.Пушкин 1) «Левша»
Б) Н.А.Некрасов 2) «Три пальмы»
В) Н.С.Лесков 3) «Железная дорога»
Г) М.Ю.Лермонтов 4) «Повести Белкина»
4. Определите вид изобразительно-выразительного средства: «Степью лазурною, цепью жемчужною…»
А) метафора; Б) эпитет; В) сравнение; Г) олицетворение.
5. Как называется сборник, куда вошел рассказ «Бежин луг» И.С. Тургенева?
А) «Записки путешественника» Б) «Записки рыбака» В) «Записки охотника» Г) «Записки Тургенева»
6. Определите жанр произведения:
А) И.А. Крылов «Осёл и Соловей» -- _______________
Б) А.С. Пушкин «Дубровский»-- ___________________
В) А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка» _________________
Г) М.Ю. Лермонтов «Утёс» - ____________________
7. Кто автор этих строк?
В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
________________________
8.Что заставило Дубровского отказаться от мести Троекурову?
а) страх перед Троекуровым б) любовь к Марье Кирилловне в) уважение к богатому соседу
9. Соотнесите изобразительные средства и их названия:
А) «нивы бесплодные» 1) сравнение
Б) «звёзды…тепло и кротко в душу смотрят» 2) эпитет
В) «их тощая зелень, как иглы ежа…» 3) олицетворение
10. Хорей – это…
а) двусложный размер стиха с ударением на втором слоге;
б) двусложный размер стиха с ударением на первом слоге;
в) трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.
11. Какие человеческие пороки Чехов осмеивает в рассказе «Толстый и тонкий»?
А) чрезмерную простоту и глупость Б) лень и эгоизм В) зависть и жадность Г) лицемерие и чинопочитание.
12. Кто из писателей написал о себе такие строки: «Вот и начал я помаленьку да полегоньку писать рассказы о своем детстве, о селе родном, о его обитателях, о дедушке и бабушке, ни с какой стороны не годных в литературные герои той поры»?
а)А.С. Грин; б) В. П. Астафьев; в) К.М. Симонов.
13. Великая Отечественная война сделала его фронтовым корреспондентом газеты « Красная звезда». Он получил возможность печатать рассказы и очерки от героических событиях и людях воны. Однако другие его произведения не печатались. О ком идет речь?
а) А.П. Платонов; б) В. П. Астафьев; в) К.М. Симонов.
14. Кто из писателей написал о себе такие строки: « Вот так и случилось, что спустя более чем двадцать лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной. Пятиклассником, мальчишкой из глубокой сибирской деревни»?
а) В. П. Астафьев б) К.М. Симонов. в) В.Г. Распутин
15. Кто является автором произведения « Конь с розовой гривой»?
А) А.С. Грин; б) В. П. Астафьев; в) К.М. Симонов.
16. Какой рассказ имел первоначальный заголовок « Истинное происшествие»?
а) «Чудесный доктор»; б) «Конь с розовой гривой»; в) «Уроки французского».
17. Какое произведение относится к жанру феерия?
а) «Неизвестный цветок» б) «Алые паруса» в) « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».
18. В каком литературном произведении «живут» профессор Пирогов, Гришка Мерцалов, Машутка, Елизавета Ивановна?
а) «Уроки французского»; б) «Чудесный доктор»; в) «Алые паруса».
19. Истинный смысл игры в «замеряшки» в рассказе В.Г. Распутна «Уроки французского»
а) подготовить ученика к районной олимпиаде по французскому языку;
б) повысить общую успеваемость в классе;
в) помощь учительницы способному, но голодному ученику.
20. Мальчик в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» обманул бабушку, потому что:
а) не любил бабушку; б) поддался на уговоры деревенских ребят;
в) решил, что всё обойдётся.
21. Описание главного героя «…тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки» принадлежит главному герою из произведения
а) «Конь с розовой гривой»; б) «Уроки французского»; в) «Чудесный доктор».
22. За что возненавидел Меннерса Лонгрен в произведении А.Грина «Алые паруса»?
а) за то, что он не пришёл на помощь Мери и обрёк её на смерть;
б) за то, что он утаил правду о корабле с алыми парусами;
в) за то, что он разбил лодку Лонгрена.
23. Какую сказку Эгль подарил девочке?
а) о золотой карете, в которой ее увезет прекрасный принц;
б) о прекрасном замке, хозяйкой которого она станет;
в) о корабле под алыми парусами, на котором приплывёт прекрасный принц и увёзёт её.
24. Как изображает Платонов животных и растения в своих произведениях?
а) как равноправных героев и добрых друзей человеку; б) как зависимых от людей существа; в) как немых свидетелей человеческого вмешательства в природу.
25. Какова мораль сказки-были А.П. Платонова « Неизвестный цветок»?
а) уметь не обозлиться и вопреки обстоятельствам сохранить доброе сердце;
б) жить по принципу «после нас хоть потоп»; в) жить на зависть всем.
26. Какую заветную мечту высказал А Платонов в сказке?
а) о будущем человечества, где труд победит враждебные силы природы, а любовь и добро помогут людям объединиться и преодолеть все преграды
б) о том, чтобы не было войны, и люди жили в согласии с природой
в) о том, чтобы родители не отправляли своих детей в лагеря, а всегда были с ними вместе
27. Главный герой рассказа В.П. Астафьева « Конь с розовой гривой» расплакался на кухне, потому что:
а) считал себя незаслуженно обиженным; б) ему не удалось обмануть бабушку;
в) ему было стыдно за своё поведение перед бабушкой и дедушкой;
28. Что символизирует подаренный бабушкой пряник из рассказа В.П. Астафьева « Конь с розовой гривой»:
а) мудрое умение любить и прощать; в) искреннюю заботу о мальчике;
б) обыкновенный знак внимания.
29. Какую роль в жизни героя сыграла его учительница Лидия Михайловна из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»?
а) Она научила его азартным играм, что пригодилось ему в будущем;
б) Общение с Лидией Михайловной стало для героя уроками жизни, воспитанием чувств;
в) Она научила его выживать в трудное, послевоенное время.
30. Чем закончилось произведение В.Г. Распутина «Уроки французского»?
а) Лидия Михайловна уехала домой на Кубань;
б) герой перешел учиться в другую школу
в) директор попросил прощения у Лидии Михайловны за нечуткое отношение к учителям и ученикам.
Ключ ответов.
1 | 31254786 |
2 | в |
3 | 4312 |
4 | б |
5 | в |
6 | Басня, роман, повесть, стихотворение |
7 | Некрасов |
8 | б |
9 | 231 |
10 | а |
11 | г |
12 | б |
13 | А |
14 | В |
15 | Б |
16 | А |
17 | Б |
18 | Б |
19 | В |
20 | Б |
21 | Б |
22 | А |
23 | В |
24 | А |
25 | А |
26 | А |
27 | В |
28 | А |
29 | Б |
30 | А |
Система оценки: верный ответ на 1 вопрос дает 1 балл .
5 – 28-30
4- 21 -27
3- 13-20
Итоговая контрольная работа. Тема семьи в произведениях XX – начала XXI вв. (письменный ответ, тесты, творческая работа)
Цели контрольной работы:
проверить и оценить знания, умения и навыки у обучающихся.
установить соответствие уровня обученности обучающихся требованиям ФГОС ООО.
Элементы содержания, проверяемые заданиями контрольной работы по литературе:
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Литературные роды и жанры.
Художественная литература как искусство слова.
1. Определите жанр произведения В.М. Шукшина «Стенька Разин»
а) рассказ; б) роман; в) повесть; г) сказка-быль.
2.Выберите (два) правильных утверждения. Рассказ – это…
а) эпическое произведение небольшого объёма;
б) драматическое произведение;
в) для рассказа характерна одна сюжетная линия, небольшой объем;
г) в рассказе много действующих лиц, много событий.
3. В произведении В.М.Шукшина «Чудик» есть предложение:
«Но только он [Чудик] представил, как он огорошит всех этим своим заявлением, как подумают многие: «Конечно, раз хозяина не нашлось, он и решил прикарманить».Что означает слово «огорошить»?
а) рассмешить; б) опечалить; в) сильно озадачить, поставить в тупик.
4. Какая тематика стихотворений М.В. Исаковский «Катюша», А. А Сурков «Бьется в тихой печурке огонь», К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь», Б.Ш. Окуджава «Здесь птицы не поют» ?
а) о животных; б) о войне; в) о природе; г) о любви
5. Укажите стихотворный размер следующих строк: Расцветали яблони и груши,/ поплыли туманы над рекой…
а) амфибрахий; б) ямб; б) дактиль;г) анапест.
6. Сопоставьте тропы и примеры
а) метафора 1. На поленьях смола, как слеза…
б) эпитет 2. И поет мне в землянке гармонь
в) сравнение 3. В белоснежных полях под Москвой
г) олицетворение 4. О тебе мне шептали кусты…
7. Закончите предложение: Фантастическое в литературе – это____
________________________________________________________________
________________________________________________________________
8. Фантастическим в произведении Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» является…
а) умение лошадей говорить; б) место действия;
в) время, в котором живут герои; г) суперсила рассказчика.
9. Закончите предложение: Лирический герой стихотворения – это____
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
10. Лирический герой и автор – одно и то же?
а) да; б) нет.
11. С кем жил мальчик рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»?
а)с родителями; б)с приемными родителями;в) с бабушкой и дедушкой.
12. Укажите автора, название стихотворения.
Горит и кружится планета,
над нашей родиною дым,
и, значит, нам нужна одна победа,
одна на всех, мы за ценой не постоим…
____________________________________________________________________________________________________________________________________
13.Как только Динка приехала к бабушке Тасе, у неё появилось два друга (Т. Михеева «Легкие горы»)
а) Юла и лес; б) Люся и Беляша; в) Юрась и содед; г) лес и Таисия.
14. Берра подарил дедушке (У. Старк «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна»):
а) цветок; б) фотографию; в) книгу ; г) очки.
15. Берра и дедушка Нильсон из тонкой блестящей шали с розами сделали(У. Старк «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна»):
а) сумку; б) воздушного змея; в) самодельные цветы; г) скатерть.
Ключи:
1. а
2. а, в.
3. в
4. Б
5. б
6.А2,; Б3; В1; Г4
7. Не существующее в действительности, вымышленное, нереальное
8. А
9.это тот, кто переживает чувства и эмоции в произведении или является действующим лицом произведения
10. б
11.в
12. Б.Ш. Окуджава «Здесь птицы не поют»
13. А
14. А
15. Б
Система оценки: верный ответ на 1 вопрос дает 1 балл .
5 – 14-15
4- 12-13
3- 10-11