Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
МОУ «Кичигинская СОШ»
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
учебного предмета
«Обществознание»
базовый уровень
6-9 классы
(в соответствии с ФГОС ООО и ФОП ООО)
с. Кичигино, 2023
Оценочные материалы по предмету «Обществознание»
6 класс
Демонстрационный вариант контрольной работы
1 вариант
Инструкция по выполнению работы для учащихся
Контрольная работа состоит из 11 заданий. На выполнение работы по обществознанию отводится 1 урок (45 минут).
Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него. Работа содержит 3 задания, в которых представлены варианты ответа. Это задания №1,2 и 3 Ответ к таким заданиям записывается в виде одной цифры или буквы, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответы на задания №4 и 5 нужно записать в таблицу. В задании 6 в ответе нужно написать лишнее слово или словосочетание. В задании 8 нужно написать в ответе слово или словосочетание, объединяющее все иллюстрации. В задании 9 нужно записать несколько цифр, обозначающих правильные ответы. Работа содержит 3 задания (7, 10 и 11), на которые следует дать полный развёрнутый ответ. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Для выполнения заданий дополнительного оборудования не требуется. При выполнении работы можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Задание 1.Реши тест, выбери один вариант ответа.
1.1. Внутренне побуждение личности к действию:
А) мотив Б) инстинкт
В) потребность Г) агрессия
Правильный ответ ___________
1.2. Отношения, построенные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов:
А) альтруизм Б) симпатия
В) общение Г) дружба
Правильный ответ ___________
1.3. Сохранение черт характера, свойственных детскому возрасту в юности и зрелости.
А) инфантилизм Б) альтруизм
В) индивидуализм Г) эгоизм
Правильный ответ ___________
1.4. Традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива.
А) игра Б) учеба
В) обряды Г) творчество
Правильный ответ ___________
Задание №2 Реши тест, выбери несколько ответов.
Выбери из списка понятия, которые обозначают средства общения
1) речь;
2) память;
3) мимика;
4) жесты;
5) потребности.
_______________________________________________
Задание №3 Верны ли суждения:
3.1. А. Потребность в безопасности — это социальная потребность.
Б. Потребность в реализации своих способностей относится к физиологическим потребностям.
1) Верно только А 3) Оба суждения верны
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
Правильный ответ: __________________________________
3.2. А. Традиции сохраняются в течение длительного времени.
Б. Толерантность означает терпимость к иному.
1) Верно только А 3) Оба суждения верны
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
Правильный ответ ___________
Задание №4 Реши тест на сравнение с выбором ответов.
Выдели черты сходства и отличия искусства и науки:
1) направлено на создание художественных произведений;
2) часть духовной культуры;
3) направлена на изучение человека, природы, общества;
4) сфера деятельности человека.
Черты сходства | Черты отличия |
| |
Задание №5 Установи соответствие. К каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.
Соотнеси периоды детства и их название, запишите ответ в таблицу:
1) От рождения до 1 года | А) Младший школьный возраст |
2) От года до трех лет | Б) Раннее детство |
3) от 3 до 6 дет | В) Младенчество |
4) 7-11 лет | Г) Дошкольный период |
Ответ:
Задание №6 Какое понятие лишнее:
Физиологические потребности, потребности в безопасности, потребность в деньгах, потребность в общении, потребность в уважении, потребность в саморазвитии.
______________________________________________________________
Задание №7 Объясни смысл высказывания своими словами.
Назначение человека — в разумной деятельности. Аристотель
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №8 Какое понятие объединяет эти рисунки (материалы учебника стр. 153-159):
| | |
Старинная книга | Компьютер | Русская изба |
____________________________________________________________________
Задание №9 Выполни задание к диаграмме.
В одной из школ города Z среди шестиклассников был проведен опрос на тему «Какими качествами должен обладать ученый?». Можно было выбирать несколько вариантов ответа. Проанализируй диаграмму опроса и выбери правильные выводы к диаграмме из предложенных.
Качества, необходимые для ученого (в %)
1) Самым важным для ученого качеством большинство опрошенных считает трудолюбие.
2) Более половины опрошенных выделяют профессионализм и терпение как наиболее необходимые для ученого качества.
3) Более трети участников анкетирования считают настойчивость необходимым для ученого качеством.
4) Никто из опрощенных не считает необходимым для ученого такое качество как творчество.
_________________________________________________________
Задание №10 Ответь на вопрос.
Какие потребности человека определены его биологической природой, как они связаны с другими потребностями человека?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №11 Реши логическую задачу:
Правильно ли проведено деление: Можно выделить следующие виды человеческой деятельности: живопись, литературу, скульптуру, науку.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План (спецификация) контрольной работы
№ задания | Планируемые результаты обучения | Уровень сложности | Тип задания | Макс. балл за задание |
Часть 1 |
1 | Распознавать ключевые понятия базовых для школьного обществознания наук (Человек, общество) | Б | КО | 4 |
2 | Распознавать ключевые понятия базовых для школьного обществознания наук (Человек, общество) | Б | КО | 1 |
3 | Распознавать ключевые понятия базовых для школьного обществознания наук (Человек, общество) | Б | КО | 2 |
4 | Сравнивать ключевые понятия базовых для школьного обществознания наук, выявлять их общие черты и различия (Человек, общество) | Б | КО | 1 |
5 | Выделять сущностные характеристики ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук (Человек, общество) | Б | КО | 1 |
6 | Распознавать ключевые понятия базовых для школьного обществознания наук (Человек, общество) | Б | КО | 1 |
7 | Объяснять /использовать понятия для объяснения явлений социальной действительности (Человек, общество) | П | РО | 2 |
8 | Классифицировать социальные объекты, социальные явления по различным основаниям. (Человек, общество) | П | КО | 1 |
9 | Извлечение социальной информации, представленной в различных источниках. (Человек, общество) | Б | КО | 2 |
10 | Описывать ключевые понятия базовых для школьного обществознания наук, раскрывать их смысл (Человек, общество) | Б | РО | 2 |
11 | Решать познавательные и практические задачи, отражающие актуальные проблемы жизни человека и общества. (Человек, общество) | П | РО | 3 |
Уровень сложности задания Б – базовый, П – повышенный; тип задания КО – задание с кратким ответом, РО – задание с развернутым открытым ответом.
Критерии оценивания
Задания с кратким ответом проверяются путем сравнения ответов с эталонами. Задания с развернутым ответом проверяются в соответствии со специально разработанным перечнем критериев. Выполнение задания в зависимости от типа и трудности оценивается разным количеством баллов. Максимальный балл за выполнение всей контрольной работы – 20.
За верное выполнение заданий 1, 2, 4-6, 8 выставляется 1 балл, заданий 1, 3 по 4 и 2 соответственно. Задания считаются выполненными верно, если в каждом вопросе верно указана требуемая цифра. В задании 8 должно быть верно указано слово или словосочетание.
За верное выполнение заданий 7, 9-10 выставляется до 2 баллов, задание11 — 3 балла. Задания считаются выполненными верно, если полностью или частично соответствуют критериям оценивания.
Шкала перевода в пятибалльную систему
Баллы | Оценка |
От 15 до 20 | 5 |
От 10 до 14 | 4 |
От 5 до 9 | 3 |
Менее 5 | 2 |
7 класс
Демонстрационный вариант контрольной работы
1 вариант
Инструкция по выполнению работы для учащихся
Контрольная работа состоит из 11 заданий. На выполнение работы по обществознанию отводится 1 урок (45 минут).
Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него. Работа содержит 3 задания, в которых представлены варианты ответа. Это задания №1,2 и 3 Ответ к таким заданиям записывается в виде одной цифры или буквы, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответы на задания №4 и 5 нужно записать в таблицу. В задании 6 в ответе нужно написать лишнее слово или словосочетание. В задании 8 нужно написать в ответе слово или словосочетание, объединяющее все иллюстрации. В задании 9 нужно записать несколько цифр, обозначающих правильные ответы. Работа содержит 3 задания (7, 10 и 11), на которые следует дать полный развёрнутый ответ. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Для выполнения заданий дополнительного оборудования не требуется. При выполнении работы можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Задание 1. Реши тест, выбери один вариант ответа.
1.1. Способ организации политической власти в стране:
А) социум Б) государство
В) страна Г) суверенитет
1.2. Государство, главой которого является единоличный глава, получающий власть в порядке наследования:
А) монархия Б) демократия
В) республика Г) тирания
1.3. Политическая организация, выражающая интересы определенных социальных групп и участвующая в борьбе за власть:
А) государство Б) республика
В) политическая партия Г) федерация
1.4. Направление движения от низшего к высшему, поступательное движение веред к новому:
А) революция Б) реформа
В) прогресс Г) социальная мобильность
Задание №2 Реши тест, выбери несколько ответов.
Какие выражения верные:
Субъекты Федерации могут издавать свои законы.
Субъекты Федерации могут устанавливать свой государственный язык.
Субъекты Федерации могут создавать свою армию.
Субъекты Федерации могут вводить свою денежную единицу.
Субъекты Федерации могут иметь свои государственные символы.
Субъекты Федерации могут иметь свой бюджет.
Задание №3 Верны ли суждения:
3.1. А. По типу государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.
Б. Есть теории о происхождения государства благодаря договору между людьми.
1) Верно только А 3) Оба суждения верны
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
3.2. А. Восстание, мятеж — это формы эволюционного пути развития общества.
Б. Реформа — один из способов революционного преобразования общества.
1) Верно только А 3) Оба суждения верны
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
Задание №4 Реши тест на сравнение с выбором ответов.
Выдели черты сходства и отличия абсолютной монархии и конституционной, запиши их в таблицу:
1) является формой правления;
2) право издавать законы делится между парламентом и монархом;
3) власть передается по наследству;
4) власть монарха ничем не ограничена.
Черты сходства | Черты отличия |
| |
Задание №5 Установи соответствие. К каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.
Соотнеси признаки государства и их характеристики:
1) форма правления | А) способ распределения власти в государстве по его территории. |
2) государственное устройство | Б) Совокупность средств и способов осуществления государственной власти в конкретный период исторического развития |
3) политический режим | В) способ организации государства, включающий порядок образования органов государственной власти и характер отношений между ними |
Ответ:
Задание №6 Какое понятие лишнее:
Федерация, конфедерация, монархия, унитарное государство
Задание №7 Объясни смысл высказывания своими словами.
«Демократия — это не власть большинства, а защита меньшинства».
Альбер Камю
Задание №8 Какое понятие объединяет эти рисунки (по материалам учебника стр. 171):
Задание №9 Выполни задание к диаграмме.
Проанализируй диаграмму социологического опроса жителей РФ по материалам сайта http://www.sotsopros.ru/polls/politics/poll_203.html Выбери правильные выводы к диаграмме.
Вы интересуетесь новостями политики?
1) Большинство россиян интересуется политикой.
2) Более половины россиян считают, что от политики зависит их работа / бизнес.
3) Менее 10% опрошенных политика не волнует.
4) Более трети россиян считают, что в политике ничего не зависит от простого человека.
Задание №10 Ответь на вопрос.
Какие органы местного самоуправления в Челябинской области вы знаете? Как жители области могут участвовать в местном самоуправлении?
Задание №11 Задача по праву.
Ученик 7 класса Сережа К. заявил, что не будет больше посещать школу, так как получение образования является его правом. Он считает, что может пользоваться этим правом по своему усмотрению, кроме того, он имеет право на отдых, а также никто не может заставить его трудится (ст. 37 Конституции). Прав ли Сережа? При ответе используй текст статьи Конституции
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образован
План (спецификация) контрольной работы
№ задания | Планируемые результаты обучения | Уровень сложности | Тип задания | Макс. балл за задание |
Часть 1 |
1 | Распознавать ключевые понятия базовых для школьного обществознания наук (Человек, общество) | Б | КО | 4 |
2 | Распознавать ключевые понятия базовых для школьного обществознания наук (Человек, общество) | Б | КО | 1 |
3 | Распознавать ключевые понятия базовых для школьного обществознания наук (Человек, общество) | Б | КО | 2 |
4 | Сравнивать ключевые понятия базовых для школьного обществознания наук, выявлять их общие черты и различия (Человек, общество) | Б | КО | 1 |
5 | Выделять сущностные характеристики ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук (Человек, общество) | Б | КО | 1 |
6 | Распознавать ключевые понятия базовых для школьного обществознания наук (Человек, общество) | Б | КО | 1 |
7 | Объяснять /использовать понятия для объяснения явлений социальной действительности (Человек, общество) | П | РО | 2 |
8 | Классифицировать социальные объекты, социальные явления по различным основаниям. (Человек, общество) | П | КО | 1 |
9 | Извлечение социальной информации, представленной в различных источниках. (Человек, общество) | Б | КО | 2 |
10 | Описывать ключевые понятия базовых для школьного обществознания наук, раскрывать их смысл (Человек, общество) | Б | РО | 2 |
11 | Решать познавательные и практические задачи, отражающие актуальные проблемы жизни человека и общества. (Человек, общество) | П | РО | 3 |
Уровень сложности задания Б – базовый, П – повышенный; тип задания КО – задание с кратким ответом, РО – задание с развернутым открытым ответом.
Критерии оценивания
Задания с кратким ответом проверяются путем сравнения ответов с эталонами. Задания с развернутым ответом проверяются в соответствии со специально разработанным перечнем критериев. Выполнение задания в зависимости от типа и трудности оценивается разным количеством баллов. Максимальный балл за выполнение всей контрольной работы – 20.
За верное выполнение заданий 1, 2, 4-6, 8 выставляется 1 балл, заданий 1, 3 по 4 и 2 соответственно. Задания считаются выполненными верно, если в каждом вопросе верно указана требуемая цифра. В задании 8 должно быть верно указано слово или словосочетание.
За верное выполнение заданий 7, 9-10 выставляется до 2 баллов, задание11 — 3 балла . Задания считаются выполненными верно, если полностью или частично соответствуют критериям оценивания.
Шкала перевода в пятибалльную систему
Баллы | Оценка |
От 15 до 20 | 5 |
От 10 до 14 | 4 |
От 5 до 9 | 3 |
Менее 5 | 2 |
8 класс
Демонстрационный вариант контрольной работы
Вариант 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по обществознанию отводится 45 минут. Работа состоит из 2 частей, включающих 20 заданий.
Часть 1 содержит 16 заданий с выбором ответа. При выполнении этих заданий обведите кружком номер (-а) выбранного (-ых) ответа (-ов) в работе. Если Вы обвели не тот номер (-а), то зачеркните этот обведённый ответ крестиком и затем обведите номер (-а) правильных ответов. 2 задания с кратким ответом. Для этих заданий ответ записывается в работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 2 включает 2 задания, требующие развернутого ответа на поставленные вопросы.
Часть 1
1.К группе политических прав граждан, установленных Конституцией РФ, относится право
1 ) | получить бесплатное среднее образование |
2) | сохранять тайну частной жизни |
3) | избирать и быть избранным в органы государственной власти |
4) | получать социальное обеспечение в случае болезни |
2.Одна из обязанностей граждан РФ -
1) | участвовать в управлении делами государства |
2) | участвовать в культурной жизни |
3) | платить законно установленные налоги и сборы |
4) | иметь имущество в собственности |
3.Верны ли следующие суждения о международно-правовой защите жертв вооружённых конфликтов?
Международное гуманитарное право призвано
А. удерживать воюющие страны от бессмысленной жестокости.
Б. облегчить страдания людей, ставших жертвами вооружённых конфликтов.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
4.Родители восьмилетнего Алёши часто кричат на него, ругают грубыми словами. В этой ситуации нарушается право ребёнка
1) | жить и воспитываться в семье |
2) | на уважение человеческого достоинства |
3) | на выражение собственного мнения |
4) | на общение с родственниками |
5.Саше – 13 лет, Вале – 15 лет. Сравните правовой статус 13-летнего и 15-летнего подростков.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) | право совершать мелкие бытовые сделки |
2) | возможность лично вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими |
3) | право распоряжаться своими доходами |
4) | возможность получить наследство |
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
6.Особым правом ребёнка является право на
1) | свободу мысли, совести и религии |
2) | охрану здоровья |
3) | защиту от вмешательства в личную жизнь |
4) | опеку при потере родителей |
7.Инна сдала в химчистку шубу. Но приёмщик не предупредил её о том, что, возможно, после химчистки может немного измениться окрас меха. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?
1) | административного права |
2) | трудового права |
3) | уголовного права |
4) | гражданского права |
8.Родители подарили Елене автомобиль, но она не может использовать его до совершеннолетия. Какое правомочие Елены как собственника иллюстрирует этот пример в первую очередь?
1) | владения |
2) | пользования |
3) | распоряжения |
4) | дарения |
9.Верны ли следующие суждения о правовых основах брака и семьи?
А. Для вступления в брак необходимо наличие постоянной работы у жениха и невесты.
Б. Для вступления в брак необходимо достижение женихом и невестой установленного законом брачного возраста.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
10.Совершеннолетние Наталья и Пётр подали в Ленинский отдел ЗАГС города Магнитогорска заявление о государственной регистрации брака. Работники ЗАГС отказали им в их просьбе. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о правомерности действий сотрудников ЗАГС?
1) | Пётр удочерил Наталью, когда она была ребёнком. |
2) | Пётр преподавал в той школе, где училась Наталья. |
3) | Пётр был другом отца Натальи. |
4) | Пётр и Наталья принадлежат разным религиозным конфессиям. |
11.В подъезде многоквартирного дома поздней ночью собралась шумная молодёжная компания. Жильцы, которые так и не смогли уснуть, вынуждены были обратиться в ОВД своего района. Нормы какой отрасли права нарушили молодые люди?
1) | административного |
2) | жилищного |
3) | уголовного |
4) | гражданского |
12.Ученик выпускного класса средней школы города Южноуральска совершил кражу со взломом. Данная ситуация иллюстрирует правоотношения
1) | гражданские |
2) | уголовные |
3) | семейные |
4) | административные |
13.В приведённом перечне действий дисциплинарным проступком является
1) | спор школьника с учительницей из-за оценки |
2) | избиение выпускниками школы своего одноклассника с нанесением телесного повреждения |
3) | систематический прогул школьных занятий без уважительной причины |
4) | отказ уступить место пожилому человеку в транспорте |
14. Верны ли следующие суждения об особенностях трудоустройства несовершеннолетних?
А. Лица, не достигшие 18 лет, принимаются на работу без испытаний.
Б. Несовершеннолетний может работать в барах, ресторанах.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
15.В феврале 16-летняя Марина была принята на работу. В июне она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск в августе, однако администрация предприятия отказала Марине. Какая норма трудового законодательства, регламентирующая труд несовершеннолетних, была нарушена?
1) | На тяжелых работах с вредными условиями труда запрещается труд лиц моложе 18 лет. |
2) | Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к ночной и сверхурочной работе. |
3) | Работники моложе 18 лет имеют право использовать ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время. |
4) | Трудовой договор может быть заключён с лицом старше 14 лет при наличии согласия одного из родителей и медицинской справки. |
16. Установите соответствие между конституционными правами и группами прав человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца
| КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА | | ГРУППЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА | А) | право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства | Б) | право на охрану здоровья и медицинскую помощь | В) | право на свободу и личную неприкосновенность | Г) | право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания | Д) | право на защиту своей чести и доброго имени | | | 1) | гражданские (личные) | 2) | социально-экономические | 3) | культурные | | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
17. Каким из перечисленных ниже прав гражданин РФ может воспользоваться только по достижении полной дееспособности?
1) | на презумпцию невиновности |
2) | на участие в общественной организации |
3) | на свободу слова |
4) | на участие в выборах Президента |
18. Найдите в приведенном ниже списке социальные права граждан России.
1) | право на пенсионное обеспечение по возрасту |
2) | свобода собраний |
3) | право на проведение мирных шествий |
4) | право на отдых |
5) | право на жилище |
6) | свобода печати |
Часть 2
Прочитайте задания и ответьте на вопросы
19.Во время летних каникул 17-летний школьник Павел решил устроиться ночным сторожем в детский сад. Но работодатель отказался принять Павла на работу.
Правомерны ли действия работодателя? Свой ответ поясните. Назовите любые две особенности регулирования труда работников младше 18 лет.
_________________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
20.Объясните, что такое эмансипация подростка. В каких случаях несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
План (спецификация) контрольной работы
№ задания | Планируемые результаты обучения | Уровень сложности | Тип задания | Макс. балл за задание |
Часть 1 |
1 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (права человека) | Б | КО | 1 |
2 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (обязанности гражданина) | Б | КО | 1 |
3 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (международное гуманитарное право) | Б | КО | 1 |
4 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (права ребёнка) | Б | КО | 1 |
5 | Умение сравнивать, находить сходство и различия (правовой статус несовершеннолетних) | Б | КО | 1 |
6 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (права ребенка) | Б | КО | 1 |
7 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (отрасли права) | Б | КО | 1 |
8 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (право собственности) | Б | КО | 1 |
9 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (брак и семья) | Б | КО | 1 |
10 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (семейное право) | Б | КО | 1 |
11 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (административное право) | Б | КО | 1 |
12 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (уголовное право) | Б | КО | 1 |
13 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (трудовое право) | Б | КО | 1 |
14 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (особенности трудоустройства несовершеннолетних) | Б | КО | 1 |
15 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (особенности трудоустройства несовершеннолетних) | Б | КО | 1 |
16 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (конституционные права) | П | КО | 2 |
17 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (конституционные права) | Б | КО | 1 |
18 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (конституционные права) | П | КО | 2 |
Часть 2 |
19. | применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблема | В | РО | 3 |
20 | самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий | В | РО | 3 |
Уровень сложности задания Б – базовый, П – повышенный, В – высокий; тип задания КО – задание с кратким открыты ответом, РО – задание с развернутым открытым ответом.
Система оценивания контрольной работы
За верное выполнение заданий 1–15, 17 выставляется 1 балл. Задания считаются выполненными верно, если верно указаны требуемая цифра (-ы).
Задание 16, 18 оцениваются по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.
25-23 | 22-18 | 17-13 | менее 13 |
«5» | «4» | «3» | «2» |
высокий | повышенный | базовый | низкий |
9 класс
Демонстрационный вариант контрольной работы
Вариант №1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по обществознанию отводится 45 минут. Работа состоит из 2 частей, включающих 19 заданий.
Часть 1 содержит 17 заданий: с выбором ответа (14) - к каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых верный. При выполнении этих заданий обведите кружком номер выбранного ответа в работе. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведённый ответ крестиком и затем обведите номер правильного ответа. 4 задания с кратким ответом. Для этих заданий ответ записывается в работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 2 включает текст со статистическими данными и 2 задания к нему. Для выполнения этих заданий необходимо выбрать нужную информацию и записать цифры, под которыми она указана.
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа обведите кружком номер правильного ответа.
При выполнении заданий №5,10,11,17 запишите ответ так, как указано в тексте задания.
1. Цена булочки – 25 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) | средство обращения |
2) | средство накопления |
3) | мера стоимости |
4) | мировые деньги |
2. Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. | Деньги играют роль всеобщего эквивалента стоимости всех остальных благ. |
Б. | Деньги могут обмениваться на любой другой товар, облегчая связь между производителями товара. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
3. Центральный банк
1) | привлекает на депозиты сбережения домохозяйств |
2) | осуществляет денежную эмиссию |
3) | выдаёт потребительские кредиты |
4) | финансирует коммерческие фирмы |
4. Верны ли следующие суждения о банковской системе?
А. | Центральный банк кредитует коммерческие банки. |
Б. | Коммерческие банки работают со сбережениями граждан и капиталом фирм. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
5. Установите соответствие между функциями и уровнями банковской системы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ФУНКЦИИ | | УРОВНИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ | А) | монопольная эмиссия денег | Б) | кредитование населения | В) | хранение золотовалютных резервов государства | Г) | лицензирование финансовых организаций | Д) | осуществление платежей между фирмами | | | 1) | центральный банк | 2) | коммерческие банки | | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
6. Одним из источников доходов государственного бюджета являются(-ется)
1) | средства от приватизации предприятий |
2) | дивиденды по акциям, принадлежащим фирмам |
3) | содержание государственных учреждений |
4) | субсидии государства на жилищно-коммунальные услуги населению |
7. Верны ли следующие суждения о дефиците государственного бюджета?
А. | Дефицит государственного бюджета может быть покрыт за счёт иностранных займов и кредитов. |
Б. | Для устранения дефицита своего бюджета государство снижает таможенные пошлины на ввозимые товары. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
8. Что относится к расходам государственного бюджета?
1) | средства от продажи государственных облигаций |
2) | средства на защиту окружающей среды |
3) | таможенные пошлины и сборы |
4) | налоговые выплаты граждан и фирм |
9. Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Налоги в РФ делятся на федеральные, региональные, местные.
Б. Косвенные налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
10. Установите соответствие между примерами и видами налогов, которым они соответствуют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
| ПРИМЕРЫ | | ВИДЫ НАЛОГОВ | А) | акцизный сбор | Б) | налог на доходы физических лиц | В) | транспортный налог | Г) | налог с продаж | Д) | земельный налог | | | 1) | прямые налоги | 2) | косвенные налоги | | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
11. В приведенном списке указаны черты сходства прямых и косвенных налогов и отличия прямых налогов от косвенных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) | включение в цену товара |
2) | взимание непосредственно с имущества |
3) | невозвратные платежи |
4) | обязательность уплаты |
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
12. В стране Z с доходов граждан взимается 15-процентный налог на доходы физических лиц. Объектом налога является
1) | налогоплательщик |
2) | заработная плата |
3) | налоговое законодательство |
4) | 15%-ная ставка налога |
13. Экономический кризис привёл к закрытию предприятий и росту безработицы во многих отраслях. Какой вид безработицы иллюстрируется этим примером?
1) | фрикционная |
2) | циклическая |
3) | сезонная |
4) | структурная |
14. Верны ли следующие суждения о рынке труда?
А. Рынок труда характеризуется высокой профессиональной мобильностью.
Б. Люди, ищущие работу, формируют спрос на рынке труда.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
15.Что из перечисленного относится к факторам экстенсивного экономического роста?
1) | повышение производительности труда, улучшение распределения ресурсов |
2) | повышение квалификации работников предприятия |
3) | освоение новых земель, рост добычи полезных ископаемых |
4) | сокращение штата сотрудников административного аппарата |
16. Установите соответствие между примерами и функциями государства в рыночной экономике: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. |
| ПРИМЕРЫ | | ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА | А) | организация работы общественного транспорта | Б) | строительство железных дорог | В) | выплата пособий многодетным семьям | Г) | бесплатное обеспечение отдельных групп граждан лекарственными препаратами | Д) | обеспечение охраны правопорядка | | | 1) | производство общественных благ | 2) | социальное обеспечение населения | | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
17.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию "безработица".
Рынок труда, занятость, фондовая биржа, трудовые ресурсы, пособие.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ:__________________________
Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 18 и 19.
Начало формы
Социологической службой страны Z был проведён опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Какая из перечисленных проблем нашего общества тревожит Вас больше всего?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы. 18.Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. | |
| 1) | Наибольшая доля опрошенных обеспокоена ростом безработицы. | | 2) | У пятой доли опрошенных более всего вызывает тревогу сокращение производства отечественных товаров. | | 3) | Примерно для трети опрошенных главным предметом беспокойства является недоступность качественного образования и медицинских услуг. | | 4) | Одинаковые доли опрошенных обеспокоены как проблемами коррупции и ростом преступности, так и проблемами, связанными с политической жизнью. | | 5) | Опрошенные обеспокоены ростом цен и безработицей в большей мере, чем недоступностью качественного образования и медицинских услуг. | |
Конец формы
Начало формы
19.Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | За последние годы значительно вырос уровень доходов всех слоёв населения в стране Z. | | 2) | В стране Z население не получает качественные образовательные и медицинские услуги. | | 3) | Правительству страны Z необходимо сосредоточить основные усилия на решении социально-экономических проблем. | | 4) | В стране Z наметилось сокращение уровня преступности. | | 5) | Рост цен и безработица не являются самыми острыми проблемами для большинства населения страны. | |
План (спецификация) контрольной работы
№ задания | Планируемые результаты обучения | Уровень сложности | Тип задания | Макс. балл за задание |
Часть 1 |
1 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (функции денег) | Б | КО | 1 |
2 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (деньги) | Б | КО | 1 |
3 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (центральный банк) | Б | КО | 1 |
4 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (банковская система) | Б | КО | 1 |
5 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (банковская система/государственный бюджет) | П | КО | 2 |
6 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (государственный бюджет) | Б | КО | 1 |
7 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (доходы/расходы государственного бюджета) | Б | КО | 1 |
8 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (доходы/расходы государственного бюджета) | Б | КО | 1 |
9 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (налоги) | Б | КО | 1 |
10 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (налоги) | П | КО | 2 |
11 | Умение сравнивать, находить сходство и различия (виды налогов) | Б | КО | 1 |
12 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (структура /функции налогов) | Б | КО | 1 |
13 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (безработица) | Б | КО | 1 |
14 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (рынок труда) | Б | КО | 1 |
15 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (ВВП/экономический рост) | Б | КО | 1 |
16 | Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания (функции государства в экономике/экономический рост) | П | КО | 2 |
17 | Умение находить лишнее понятие в представленном ряду (деньги/ безработица) | Б | КО | 1 |
Часть 2 |
18 | Задание ориентировано на проверяемое умение (задание на выбор верных позиций из списка). Анализ статистической информации(производительность труда/развитие бизнеса) | П | КО | 1 |
19 | П | КО | 1 |
Уровень сложности задания Б – базовый, П – повышенный, В – высокий; тип задания КО – задание с кратким открыты ответом, РО – задание с развернутым открытым ответом.
Система оценивания контрольной работы
За верное выполнение заданий 1–4, 6-9, 11-15, 17-18 выставляется 1 балл. Задания считаются выполненными верно, если верно указаны требуемая цифра (-ы).
Задания 5,10 и 16 оцениваются по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.
22-20 | 19-16 | 15-12 | менее 12 |
«5» | «4» | «3» | «2» |
высокий | повышенный | базовый | низкий |