СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценочные материалы по русскому языку 10-11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приложение к рабочей программе по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Оценочные материалы по русскому языку 10-11 класс»

Оценочные материалы по русскому языку 10-11 класс


Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

  1. полнота и правильность ответа;

  2. степень осознанности, понимания изученного;

  3. языковое оформление ответа.

Отметка 5 Критерии

Ученик 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

  1. обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

  2. излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка 4 Критерии

Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка 3 Критерии

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

  1. не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

  2. излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка 2 Критерии

Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отметка 2 отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

  1. Оценка диктантов

Контрольный диктант

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать соотношения, которое представлено в данной таблице.

Класс

Объём текста (количество

слов)

Количество орфограмм

Количество пунктограмм

Количество слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями

5

90-100

12

2-3

не более 5 слов

6

100-110

16

3-4

не более 7 слов

7

110-120

20

4-5

не более 7 слов

8

120-150

24

10

не более 10 слов

9

150-170

24

15

не более 10 слов


В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

До конца первого триместра (а в 5 классе – до конца I полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

в переносе слов;

на правила, которые не включены в школьную программу; на еще не изученные правила;

в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; в передаче авторской пунктуации;

описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки: в исключениях из правил;

в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

в написании ы и и после приставок;

в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

в собственных именах нерусского происхождения;

в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более.

Диктант оценивается одной отметкой.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две отметки за каждый вид работы.

Отметка

Орфографические / пунктуационные

ошибки

Дополнительные задания

(фонетическое, лексическое, орфографическое, грамматическое)

«5»

0/0; или 0/1 (негрубая); или 1/0 (негрубая)

выполнены верно все задания

«4»

2/2; или 1/3; или 0/4;

3/0 (если среди них есть однотипные)

правильно выполнено

не менее ¾ заданий

«3»

4/4; или 3/5; или 0/7;

в 5 кл. допускается: 5/4;

6/6 (если имеются ошибки однотипные и негрубые)

правильно выполнено

не менее половины заданий

«2»

до 7/7; или 6/8; или 5/9; или 8/6

не выполнено более половины

заданий

«1»

при большем количестве ошибок

не выполнено ни одно задание


При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются

для отметки «4» - 2 орфографические ошибки,

для отметки «3» - 4 орфографические ошибки (для 4 класса - 5 орфографических ошибок), для отметки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Критерии оценки орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

  1. на изученные правила;

  2. на неизученные правила;

  3. на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

  1. в словах-исключениях из правил;

  2. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  3. в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

  4. в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

  5. в написании ы и и после приставок;

  6. в написании собственных имен нерусского происхождения;

  7. в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

  1. ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

  2. ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

  3. ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.


Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:


Класс

Количество

слов

Оценка

Критерии оценивания

контрольного словарного диктанта

5

15-20

«5»

нет ошибок

6

20-25

«4»

1-2 ошибки

7

25-30

«3»

3-4 ошибки

8

30-35

«2»

5-7 ошибок

9

35-40

«1»

при большем количестве ошибок


  1. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». С помощью сочинений и изложений проверяются:

  1. умение раскрывать тему;

  2. умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачейвысказывания;

  3. соблюдение языковых норм и правил правописания.

Класс

Примерный объём текста для

подробного изложения

Примерный объём сочинений

5

100 – 150 слов

0,5 – 1страница

6

150 – 200 слов

1 – 1,5 страницы

7

200 – 250 слов

1,5 – 2 страницы

8

250 – 350 слов

2 – 3 страницы

9

350 – 450 слов

3 – 4 страницы

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Основные критерии оценки творческой работы (сочинение, изложение)

Отметка

Содержание и речь

(0 недочёт в содержании – 0 речевой недочёт)

Грамотность

0 орф-х ош-к – 0 пунк-х ош-к – 0

гр.ош.

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций,

точностью словоупотребления.

  1. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Допускается: 1 – 0 – 0

или 0 – 1 – 0

или 0 – 0 – 1


В целом в работе допускается:

1 недочёт в содержании и — 1-2 речевых недочёта


«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается: 2 недочета в содержании — 3-4 речевых недочёта

Допускается: 2 – 2 – 0

или 1 – 3 – 0

или 0 – 4 – 2

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается:

4 недочета в содержании — 5 речевых недочётов

Допускается: 4 – 4 – 0

или 3 – 5 – 0

или 0 – 7 – 4

в 6 классе: 5 – 4 – 4

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2.Допущено много фактических неточностей.

  1. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  2. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  3. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено:

6 недочетов в содержании — до 7 речевых недочетов

Допускаются: 7 – 7 – 0

или 6 – 8 – 0

или 5 – 9 – 0

или 8 – 6 – 0

а также 7

грамматических ошибок

«1»

В работе допущено:

7 недочетов в содержании — 8 речевых недочетов

имеется более

7 – 7 – 7


Примечания:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2– 3– 2;

2– 2– 3;«3» ставится при соотношениях: 6– 4– 4; 4– 6– 4; 4– 4– 6.

При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

  1. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

  1. степень самостоятельности учащегося;

  2. этап обучения;

  3. объем работы;

  4. четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, отметки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для отметки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

V/ Оценка тестовых работ.

По русскому языку:

«5»-81-100%

«4»-61-80%

«3»-41-60%

«2»-40-0%

по литературе

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 76 – 89 %;

«3» - 50 – 75 %;

«2» - менее 50 %.


VI.Оценка зачетных работ.

Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки

Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:

1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов; 2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.

Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.


VII.Комплексный анализ текста

«5»

ученик блестяще освоил теоретический материал, получил навыки его применения па практике, свободно владеет навыками комплексного

анализа текста, активно принимал участие в обсуждении тем, свободно


использует словари, творчески мыслит

«4»

при понимании 75% основных фактов

«3»

при понимании менее 50% основных фактов


«2»

не ставится, ученик получает возможность доработать с текстом, получить

консультацию.

VIII. Выведение итоговых оценок

За учебный триместр и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении триместра (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2».









































10 класс


Изложение лингвистического текста

Языковая картина мира

Язык – это своего рода зеркало, которое стоит между нами и миром. Язык отражает общие представления всех говорящих на нём о том, как устроен мир. Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка.

Так, в языках некоторых северных народов существует множество названий для снега. Это легко объяснить: снег занимает в их жизни важное место, его количество и состояние очень важны. Например, по плотному снегу удобнее передвигаться, чем по пушистому; в слежавшемся снегу можно делать укрытия, такой снег используют канадские эскимосы при строительстве снежных жилищ – иглу.

Каждый язык отражает свою картину мира и через грамматику. Есть языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве. Некоторые лингвисты связывают это с условиями жизни человека в горах. Именно в горной местности такие характеристики предмета, как положение его дальше или ближе, выше или ниже, вплотную или вдали, становятся весьма существенными для собеседников. (160 слов)


Контрольная работа по теме «Фонетика»

Диктант


Численность человечества на много порядков больше, чем численность сравнимых с ним видов животных. В живой природе передача информации от поколения к поколению и её распространение в пределах популяции происходят генетически. Только человек обладает способностью к передаче информации путём социального наследования. Информационное взаимодействие, связанное с речью и сознанием как общественными явлениями, выраженными в культуре, технике и науке, определяет динамику развития человечества на всём пути его развития.

В тысяча семисотом году число жителей на Земле было в десять раз меньше, чем сегодня, а за последние триста лет произошло его утроение. Ежедневно население Земли растёт на двести пятьдесят тысяч человек, и этот прирост практически весь приходится на развивающиеся страны. Такие темпы роста характеризуют как демографический взрыв, способный потрясти планету. Однако в последние годы численность населения стабилизируется. Учёные предсказывают смену количественного роста качественными формами развития человечества.

(132 слова) (По С. П. Капице)


Грамматические задания

1. Выполнить фонетический разбор.

Вариант I: (в) живой (предложение 2).

Вариант II: (с) речью (предложение 4).

2. Выполнить морфемный разбор (разбор слова по составу).

Вариант I: произошло (предложение 1 второго абзаца).

Вариант II: приходится (предложение 2 второго абзаца).

3. Выполнить морфологический разбор.

Вариант I: практически (предложение 2 второго абзаца).

Вариант II: весь (предложение 2 второго абзаца).

4. Выполнить синтаксический разбор.

Вариант I: предложение 2.

Вариант II: последнее предложение текста.

Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием по теме «Лексика и фразеология»


ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО

Самое большое озеро в Европе раскинулось на площади величиной с пол-Швейцарии у самого края Балтийского щита. С юга на север протянулось оно на двести двадцать километров, а в ширину достигает восьмидесяти. Глубина Ладоги местами превышает двести метров.

На Ладоге много островов, самый знаменитый – Валаам. Скалистые берега острова круто, почти отвесно, опускаются в воду и уходят на полтораста метров в глубину. Здесь новгородские монахи основали монастырь еще в четырнадцатом веке. Удивительные по своей красоте бронзовые мачтовые сосны на гранитных куполах скал и памятники старины привлекают сюда множество туристов.

В южной части озера есть необычный маленький островок Сухо. Это единственный здесь остров искусственного происхождения. В восемнадцатом веке по приказу Петра Первого его соорудили из каменных глыб на месте опасной мели, которая мешала судоходству.

(По материалам «100 великих чудес природы».)

(120 слов)

Грамматическое задание по тексту:

•    Определите тему и основную мысль текста.

•    Определите стиль речи, обоснуйте свое мнение.

•    Определите тип речи, обоснуйте свое мнение.

•    Произведите фонетический разбор слов: Европа, опускаются, происхождение.



Итоговая контрольная работа.


Примеры для текстов комплексного анализа

Текст №1

Когда в губернском городе С. пр..езжие жаловались на скуку и одн..образие жизни то местные жители как (бы) оправдываясь говорили что напротив в С. очень хорошо что в С. есть библиотека театр клуб бывают балы что наконец есть умные интересные пр..ятные семьи с которыми можно завести знакомства. И указывали на семью Туркиных как на самую образова(н,нн)ую и т..лантливую.

Эта семья жила на главной улице возле губернатора в собстве(н,нн)ом доме. Сам Туркин Иван Петрович полный красивый брюнет с бак..нами устраивал любительские спектакли с благ..творительною целью сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много ан..кдотов шарад поговорок любил шутить и острить и всегда у него было такое выражение что нельзя было понять шутит он или говорит серьёзно. Жена его Вера Иосифовна худощавая миловидная дама в пенсне писала повести и романы и охотно читала их (в)слух своим гостям. Дочь Екатерина Ивановна молодая девушка играла на роял... Одним словом у каждого члена семьи был какой(нибудь) свой т..лант.

1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Графически объясните.

  1. Определите тему текста.

  2. Определите идею текста.

  3. Определите стиль текста.

  4. Определите тип речи.

  5. Произведите морфемный разбор деепричастия.

  6. Произведите морфологический разбор любого прилагательного.

  7. Выпишите из текста по одному существительному 1, 2 и 3 склонения.

  8. Найдите в тексте безличное предложение.

  9. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения. Составьте его схему.


Текст №2


1.Наконец он нашел себе занятие. 2. Однажды в его присутствии Василий Иванович перевязывал мужику раненую ногу, но руки тряслись у старика, и он не мог справиться с бинтами. 3. Сын ему помог и с тех пор стал участвовать в его практике, не переставая в то же время подсмеиваться и над средствами, которые сам же советовал, и над отцом, который тотчас же пускал их в ход. 4. Но насмешки Базарова нисколько не смущали Василия Ивановича, они даже утешали его. 5. Придерживая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке и покуривая трубочку, он с наслаждением слушал Базарова, и чем больше злости было в его выходках, тем добродушнее хохотал осчастливленный отец. 6. Он даже повторял эти иногда тупые и бессмысленные выходки в течение нескольких дней.

7.Мысль, что он имеет такого помощника, приводила его в восторг, наполняла гордостью. 8. «Да, да, — говорил он какой-нибудь бабе, - ты, голубушка, должна Бога благодарить за то, что сын мой у меня гостит: по самой научной и новейшей методе тебя лечат теперь, понимаешь ли ты это? 9. Император французов Наполеон, и тот не имеет лучшего врача».

(По гл. XXVII романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»)


  1. Из предложений 3—5 выпишите существительное, образованное приставочно - суффиксальным способом.

  2. Из предложений 1—4 выпишите отглагольное прилагательное.

  3. В 1-м абзаце найдите производный предлог. Выпишите его.

  4. Во 2-м абзаце найдите сложноподчинённое предложение с одним придаточным. Определите его вид. Запишите номер предложения.

  5. Найдите в тексте предложение с обращением. Запишите номер предложения.

  6. Найдите в тексте среди предложений 1—7 простое предложение с однородными определениями.

  7. Запишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте.

  1. Синекдоха.

  2. Умолчание.

  3. Эпитеты.

  4. Сравнительная синтаксическая конструкция.

  5. Гипербола.


Задание. Лексическая сочетаемость слов. Слова-паронимы.

Исправьте речевые ошибки, впишите во второй столбик слова-паронимы, которыми необходимо заменить выделенные слова. Какие слова употреблены верно?

Эти развалины служат нам скорбным ВОСПОМИНАНИЕМ о событиях прошлого.


Жак-Ив Кусто, ЗАЧИНЩИК подводных исследований и киносъёмок, «пионер» изучения подводного мира, изобрел водонепроницаемые камеры и осветительные приборы, а также первую подводную телевизионную систему.


АДРЕСАНТ должен сам прийти на почту, как только узнает о том, что для него пришло заказное письмо.


Система контроля в дальнейшем может ПЕРЕТЕРПЕТЬ значительные изменения.


На летние месяцы школьников отправляют в международный ЯЗЫКОВЫЙ лагерь, одно из основных направлений которого – изучение иностранных языков.


Информацию о НАЛИЧНОСТИ мест на поезд дальнего следования и стоимости железнодорожных билетов можно узнать не ранее, чем за 45 суток до даты его отправления.


ДЕЛОВИТЫЙ обед можно рассматривать как вариант рабочего общения при условии, что вы пришли на этот обед не для того, чтобы утолить голод или жажду.


Часть комнаты решено ОГОРОДИТЬ шифоньером.


Новый дом культуры – ГОРДЫНЯ села.


После обсуждения радостной новости вся компания пребывала в ИГРИСТОМ настроении, поэтому подготовку к экзамену было единодушно решено перенести на следующий день.


Кошки чрезвычайно терпеливы и могут часами ОЖИДАТЬ, когда мышь покинет своё убежище.


Абитуриенты до назначенного дня должны ПРЕДСТАВИТЬ все необходимые для приёма в выбранное учебное учреждение документы.


При раскатывании теста необходимо периодически ОТРЯХИВАТЬ лишнюю муку со скалки.


Поторопитесь приобрести АБОНЕНТЫ Московской филармонии на новый концертный сезон.


НЕ следует УНИЖАТЬ значение победы нашей сборной в чемпионате мира по тяжёлой атлетике.


В музыкальном салоне был представлен огромный ОТБОР дисков с записями известных исполнителей и начинающих певцов.


Настоящий педагог должен стремиться ОХВАТИТЬ вниманием всех своих учеников.


Уже не в первый раз российская женская сборная по баскетболу одерживает ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНУЮ победу над командой соперниц.


Дефицит кальция в организме помогут ПОПОЛНИТЬ прежде всего такие продукты, как молоко, творог, сыр.


Настя ОДЕЛА бальное платье и, напевая мелодию вальса, легко закружилась перед зеркалами


Этот выдающийся учёный-физик считал себя полным НЕВЕЖЕЙ в литературе.


СЫТНЫЙ тётушкин суп понравился всем детям.


Шутки Коли казались нам подчас ОБИДЧИВЫМИ.


Не так легко было найти выход из ЗАТРУДНЁННОГО положения, в котором мы все оказались.


В недавно обнародованном документе это небольшое островное государство угрожало своим соседям разрывом ДИПЛОМАТИЧНЫХ отношений.



Контрольно- измерительный материал для проведения мониторинга по русскому языку для учащихся 10 классов

Инструкция по выполнению работы

Контрольная работа состоит из двух частей.

Часть 1 состоит из текста, которую нужно переписать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Оценивается по пятибалльной системе.

Часть 2 состоит из восьми заданий по тексту. За верное выполнение каждого задания части 2 обучающийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. На выполнение работы отводится 45 минут. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются и выводится общая оценка.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха!


Переписать текст, вставить пропущенные буквы.


Море и лес.

(1)Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуга ых птиц, низко несутся над морем. (2)Пронзительный, резкий ветер с океана то сбивает их в тёмную сплошную массу, то, словно играя, разрывает и мечет, гр моздя в причудливые очертания. (3)Поб лело море, зашумело непогодой. (4)Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. (5)Ветер злобно роется по их к сматой поверхности, д леко разнося солее ые брызги. (6)А вдоль излучистого берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагром ждённого на отмелях льду. (7)Точно титаны в тяж...лой хватке накидали эти гигантские обломки. (8)Обрываясь крутыми уступами с прибрежных высот, к самому морю хмуро надвинулся дремучий лес. (9)Ветер гудит красными стволами вековых сосен, кр нит стройные ели, качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с п чально поникших з лёных ветвей. (10)Бесследно проходят седые века над молчаливой страной, а дремучий лес стоит и спокойно, сумрачно, точно в глубокой думе, к чает темными вершинами. (11)Ещё (н ) один его могучий ствол (н ) упал под дер ким топором алчного лесопромышленника: топи да непроходимые болота зал гли в его тёмной чаще. (12)А там, где столетние сосны перешли в мелкий кустарник, мёртвым простором потянулась безжизне ая тундра и пот рялась бесконечной границей в холодной мгле низко нависшего тумана. (190 слов) (По А. Серафимовичу.)

Задания к тексту

1. Выделить номер предложения, в котором наиболее обобщённо выражена основная мысль текста?

2. Какой тип речи представлен в тексте?

3. Объясните лексическое значение слов "титаны", "алчного".

4. Из 12 предложения выпишите слова, образованные разными способами.

5.Выпишите из 2 предложения слово(а), соответствующее(ие) схеме: одна приставка+корень+один суффикс+окончание.

6. Из 1 предложения выпишите словосочетания со связью примыкание, управление, согласование. 7. Найдите в тексте простые предложения, осложнённые обособленными обстоятельствами. Напишите их номера.

8. Найдите в тексте предложения с однородными сказуемыми. Напишите их номера.


11 класс

ДКР №1


Готовимся к ЕГЭ: задания 17

1.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Встречи с искусством живописи дарят радость открытия (1) исключительно (2) внимательному и терпеливому зрителю. Посещение художественного музея (3) например (4) требует от нас способности и готовности воспринимать и переживать увиденное.

2.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

На улице нас кольцом окружили собаки и ни малейшего желания (1) кажется (2) не имели признавать в нас знакомых. Их воинственное настроение было (3) видно (4) каждому прохожему.

3.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Следует признать, что мы живём в мире, где человек не застрахован от опасностей. В настоящее время (1) однако (2) накоплен большой опыт в предотвращении последствий катастроф. В Мексике (3) например (4) землетрясения обходятся почти без жертв, потому что с населением постоянно проводятся занятия.

4.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В природе (1) бесспорно (2) нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё спят в каменных домах люди, а лес (3) напротив (4) полнится жизнью: начинают радостно петь птицы, шелестит листва, трепещут бабочки.

 5.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Почти в каждом зале музея вы (1) наверняка (2) увидите статуи. В скульптуре каждая сторона фигуры (3) без сомнения (4) имеет своё особенное выражение, которое нужно уловить, вглядываясь в творение со всех сторон.

6.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Сегодня в литературе (1) по мнению критиков (2) резко меняется тип писателя и тип читателя. Воспитательная миссия литературы (3) по-видимому (4) уходит в прошлое.

7.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Роман М.Ю. Лермонтова (1) по мнению учёных (2) проникнут единством мысли, и потому его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные (3) на мой взгляд (4) повести и несколько не менее превосходных рассказов, но романа знать не будете.

8.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

9.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Третьяковская галерея (1) как известно (2) называется по имени Павла Михайловича Третьякова – купца, своё богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Зверей в лесу заставляет насторожиться (1) должно быть (2) даже шорох падающих листьев. Очертание строившегося дома (3) казалось (4) похожим на корабль.

11. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вот (1) кажется (2) солнце коснулось тихой воды у берега. Океан (3) кажется (4) заснувшим, тихим, не слышно даже плеска волн.

12. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.

13. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В такой тишине, когда без кузнечика в траве в своих собственных ушах (1) казалось (2) пели кузнечики (3) наверное (4) с березы, затертой высокими елями, слетел медленно вниз желтый листик.

14. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Из всех дорог (1) мне помнится (2) черная лента асфальта, мокрая от росы, и листья ясеня на ней, дорога, по которой (3) мне помнится (4) мы шли утром, и ты боялась, что будет с тобой завтра, а завтра не было, было только сегодня, счастливое сегодня.

15. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Слушателей изумила (1) правда (2) об их прошлом, так неожиданно услышанная. Однако (3) рассказчик заметил, что некоторых она (4) конечно (5) очень смутила.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По мнению японских исследователей (1) льды в Северном Ледовитом океане в этом году тают быстрее, чем обычно. Это (2) конечно (3) вызывает беспокойство по поводу того, что теперь (4) очевидно (5) площадь не покрытой льдом части океана будет больше.


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Учитель (1) очевидно (2) был прекрасно образован и начитан. По мнению многих (3) его влияние на учеников было (4) очевидно.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пустырь простирался почти (1) напротив дома. Неподалеку в пыли купались дворовые собаки, жители не прогоняли их и (3) напротив (4) даже наблюдали эту картину.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Однако (1) нездоровье природы заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, почвы, воды. Видимо (2) лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность (3) возможной (4) в будущем экологической катастрофы.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Рита (1) кажется (2) не расстроилась. Ведь (3) эта фраза произнесена (4) между прочим.

21. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Книга была (1) по его словам (2) единственным украшением одиноких вечеров... О приближающемся приезде гостей все поняли (3) по словам (4) и действиям хозяина.

22. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Новая книга известного писателя-публициста (1) может быть (2) вам понравится. Солнце в жаркий июльский день (3) казалось (4) изжелта-красным.

23. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.

24. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хорошие книги (1) конечно (2) развивают ум и вырабатывают вкус. В конце апреля (3) всё-таки (4) уже тепло.

25. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Память о том, как принял его первую книгу В.Г. Белинский, осталась с Ф.М. Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком.


Ответы:

1) 3,4

2) 1,2

3) 1,2,3,4

4) 1,2,3,4

5) 3,4

6) 1,2.3,4

7)1,2,3,4

8) 1,2,3,4

9) 1,2

10) 1,2

11) 1,2

12) 3,4

13) 1,2,3,4

14) 3,4

15) 4.5

16) 1,2, 3,4,5

17) 1,2,3

18) 3,4

19) 2

20) 1,2

21) 1,2

22) 1,2

23) 1,2

24) 1,2

25) 1,2






ДКР №2

Синтаксис и пунктуация


Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями


Поле боя оглашалось исступленными криками. Они то затихали, то возобновлялись с нечеловеческой силой, ибо в этих криках не было уже ничего человеческого. Арсений пошел на крики. Кричавшего окружала толпа, но никто не решался к нему подойти. Скрюченный человек катался по кровавой земле, а за ним волочились, собирая пыль и сосновые иголки, вывалившиеся кишки. Когда человека на мгновение распрямило судорогой, Арсений увидел, что кричавшим был стражник Власий.

Арсений сделал шаг к Власию, и толпа перед ним расступилась. Она ждала того, кто сделает этот шаг. Ее горячее желание помочь воплотилось в том, как быстро и широко она приготовила Арсению путь. Арсений склонился над раненым. Власий, немногословный, доброжелательный Власий, превратился в исходящую криком страдающую плоть. И Арсений спросил сам у себя, есть ли ныне в этой плоти дух, и ответил, что не может не быть.

Острым ножом Арсений разрезал на страдальце одежду и оголил ему торс. Спросил воды. Когда ему принесли кувшин с водой, он приказал окружающим держать Власия за ноги и за руки. Затем приподнял с земли кишки Власия и стал омывать их струей. На их скользкой поверхности он чувствовал сгустки крови и слизи. Власий закричал так, как еще не кричал. Амброджо, чтобы поддержать Арсения, касался его спины, но смотрел в другую сторону, потому что смотреть на происходящее с Власием сил у него не было. Арсений вправил кишки в живот и обмотал его холстиной. Несколько человек подняли раненого и положили на один из возов поверх шкур. Голова его безжизненно свесилась. Власий был без сознания.

1. Из первого абзаца выпишите существительное(ые), образованное(ые) путем перехода из другой части речи.

2. Из второго абзаца выпишите все местоимения и укажите их разряд по значению.

3. Подчеркните основы односоставных безличных предложений, входящих в состав сложных, в первом абзаце. Какова их стилистическая роль?

4. В третьем абзаце найдите сложноподчиненные предложения с одним придаточным, составьте схемы, определите вид придаточного.

5. Найдите сложноподчиненное(ые) предложение(я) с двумя или более придаточными частями в третьем абзаце и определите вид связи их с главной частью.

6. Какие языковые средства выразительности используются во втором абзаце?



Публицистический стиль речи

Изложение публицистического стиля с элементами сочинения

Самое большое.

А в чем самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство,  хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

       Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

      Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

      Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.

      Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.


      Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость – всегда» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.

(Д.С.Лихачев)

Задание: Озаглавить текст, при написании изложения использовать любой жанр. В заключение работы выразить свое отношение к проблеме, поднятой автором.


ДКР №3


1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.


1) Неохраняемое стадо копытных животных во много раз здоровее охраняемого, так как волки нападают только на молодых, больных и слабых животных.

2)Нападая на стада северных оленей или овцебыков, волчья стая пытается создать в нѐм панику, чтобы отогнать в сторону свою жертву — слабое или больное животное.

3)Так как волки нападают только на молодых, больных и слабых животных, оставляя сильных и выносливых, стадо копытных животных , которое не охраняется, во много раз здоровее охраняемого.

4) В стаде, охраняемом от нападения волков, остаются только сильные и здоровые особи.

5)Когда волчья стая нападает на стадо северных оленей или овцебыков, волки бросаются на боль- ных или ослабленных животных.


(1)Здоровым и сильным копытным животным волки в подавляющем большинстве случаев не страшны, так как волчья стая всегда высматривает молодняк, старых или больных зверей,

которых легче поймать. (2)Это хорошо видно, когда волчья стая нападает на стадо северных оленей или овцебыков: волки бросаются на больных или ослабленных животных, и самые слабые из них становятся лѐгкой добычей. (3) стадо, на которое постоянно нападают волки, будет во много раз здоровее того, которое хорошо охраняется от нападений.

2.Какое из приведѐнных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста?

Не случайно

Тем не менее

Наоборот, Однако

Таким образом

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛАБЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведѐнном фрагменте словарной статьи.

СЛА́ БЫЙ, -ая, -ое; слаб, слаба, слабо, слабы и слабы.

    1. Отличающийся малой силой, мощностью. С. человек. С. голос. С. мотор. Слабые токи.

    2. Болезненный, нездоровый, а также (о здоровье) плохой. С. ребѐнок. Слабые лѐгкие. Слабое здоровье. Слабое зрение.

    3. Малый, незначительный. С. ветер. Слабая боль. Слабая надежда. Слабые признаки жизни.

    4. Лишѐнный твѐрдости, устойчивости, последовательности. С. характер. Слабая воля.

    5. Неискусный, плохой. С. писатель. С. работник. С. ученик. Слабая книга. Слаб в науках кто-н.

    6. Не крепкий, не насыщенный. С. чай. С. раствор.

    7. Не тугой, не плотный. Верѐвка слабо (нареч.) натянута.

    8. слабо, в знач. сказ., кому, с неопред. Не может кто-н., не хватает сил, уменья, решительности у

кого-н. (прост.). Слабо тебе с ним справиться!


4.В одном из приведѐнных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.


слИвовый

избалОванный

нАчатый

срЕдства (моющие)

кралАсь


5.В одном из приведѐнных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


Стать ДИПЛОМАНТОМ Московской консерватории — большая честь даже для знаменитостей.

Длинные и узкие лыжи специально предназначены для ГОНЧЕГО бега.

Внезапно до его слуха донѐсся ЯВСТВЕННЫЙ звук колокольчика.

Я знал и этот монастырь, и это глубокое РЫБНОЕ озеро.

Сегодня холодно, так что я НАДЕНУ теплую куртку.


6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.


пара ДЖИНСОВ

более СВЕТЛЫЙ

ЗАПРЕТЯЩИЙ игры

более ПОЛУТОРАСТА зрителей

около трех АРШИН


7.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесѐнности глагольных форм

  1. И. С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

  2. Все, кто побывал в Крыму, увѐз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

  3. В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

  4. С. Михалков утверждал, что мир купеческого

Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актѐров.

  1. В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезѐнным из поездки на Восток.

  2. Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А. И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.

  3. В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.

  4. Счастливы те, кто после долгой дороги с еѐ холодом

и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.

9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображѐн в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М.

Достоевского.






Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


A


Б


В


Г


Д








8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.


ор..гинальный

интелл..ктуальный

б..гровый

к..вычки

к..снуться


9.Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

с..гласие, поз..вчера;

ра..положиться, бе..деятельный;

пр..образовать, пр..неприятный;

без..ядерный, прем..ера;

о..говорка, пре..сказать.


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.


милост.. вый

замш..вый

продл..вать

коч..вать

отта..вший


11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.


обнаруж..нный

завис..шь

поссор..вшиеся

раска..вшись

догон..шь


12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


Кустики брусники усыпаны ещѐ (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.

Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.

В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.

Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически.


13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувство.

Заплакала она (ОТ)ТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого года.

Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.



На разрезе волнушки выделяется горький белый сок, (ПО)ЭТОМУ эти грибы нужно сначала подержать в холодной воде, ЧТО(БЫ) вся горечь из них вышла.

(В)СВЯЗИ с непогодой по вечерам мы затапливали печи, багровые отсветы огня (В)ВИДЕ чудо- вищ дрожали на стенах.


14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.


Ели и сосны, скова(1)ые морозом, застыли черные и неподвижные, только изредка сухо потрескивали, словно простуже(2)о кашляли. Волк поднял голову и завыл – тоскливо и дли(3)о. В ответ ему испуга(4)о залаял в избе пес.


15.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.


1)И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.

2)Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.

3)Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.

4)Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории.

5)До отхода поезда оставалось всего несколько минут и становилось всѐ грустнее от предстоя-

щей разлуки.


16.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания.


Поприветствовав гостей (1) прибывших на борт катера (2) коротким кивком (3) и попросив их надеть спасательные жилеты (4) молодой человек завѐл двигатель.


17.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания.


Маргарита (1) к сожалению (2) не смогла приехать на вечер встречи выпускников (3) одна- ко (4) обещала навестить своих учителей сразу после летней сессии.


18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


Та самая река (1) на берегу (2) которой (3) Евгений провѐл большую часть своей жизни (4) была неузнаваема.

19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания.


Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримѐрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актѐров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проѐм был достаточно низкий.


20.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.


  1. Писатель должен наблюдать за жизнью снаружи.

  2. Если взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений и оставить четверть написанного, литература очень много потеряет.

  3. Писателю очень полезны отказ редакции или суровая встреча критики.

  4. Писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. 5) Только профессионалы пишут достойные внимания читателя книги.


(1)Трудное и запутанное дело — писательство. (2)Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая еѐ не снаружи, а изнутри. (3)Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание — и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (4)И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5)И на глазах свежий росточек таланта желтеет,

сохнет. (6)И нет уж писателя. (7)Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8)Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9)Придѐт время, и то же писательство самотѐком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.

(10)Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11)Обычная теперь для него среда — товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12)Варка в собственном соку. (13)А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и

«набирает материал».

(14)Нужно в жизни жить, работать — инженером, врачом, педагогом, рабочим. (15)— Хорошо, а когда же тогда писать? — спросите вы.

(16)— Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, — отвечу я. (20)— Много ли тогда напишешь?

(21)— И очень хорошо, что немного. (22)Всѐ, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23)А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений — много ли потеряет литература, если выбросить из неѐ три четверти написанного?

(24)Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25)И как в это время бывает полезен жестокий щелчок — отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26)Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее. (27)И тогда мы наверняка узнаем настоящего писателя.


(По В. Вересаеву*)

* Викентий Викентьееич Вересаев (1867—1945), прозаик, литературовед, критик. Центральная тема творчества — раскрытие идейных исканий русской интеллигенции.


21Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.


  1. 3 предложение текста противопоставлено по смыслу предложению 2.

  2. В предложениях 4—14 представлено рассуждение.

  3. Предложения 22—23 объясняют содержание предложений 20—21.

  4. В предложениях 24—27 перечислены последовательные события. 5) В предложении 6 не содержится вывод из 5-го.

22.Из предложения 2 выпишите антонимы.


23.Среди предложений 15—23 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью частицы и антонима. Напишите номер этого предложения.


24.Прочитайте фрагмент рецензии. В нѐм рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.


«С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг проблемы. Размышляя о настоящем писателе, он во втором предложении использует (А) («не наблюдать, ...а жить»). Автор подчѐркивает, что если писатель будет вести себя по-другому, то «...свежий росточек таланта желтеет, сохнет». Этот троп — (Б) усиливает впечатление от прочитанного. (В) (предложения 15—23) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как (Г) (предложения 11, 13) помогают автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса».


Список терминов:

    1. контекстные антонимы

    2. сравнительный оборот

    3. фразеологизм

    4. анафора

    5. развѐрнутая метафора

    6. общественно-политическая лексика

    7. вопросно-ответная форма изложения

    8. цитирование

    9. ряды однородных членов


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A


Б


В


Г






Тест по теме "Культура речи"

Цели урока: закрепление понятие языковая норма; закрепление навыков владения основными грамматическими нормами; развитие коммуникативной компетенции; повышение уровня речевой культуры; воспитание бережного отношения к родному языку.

Вариант № 1.

1. Отметьте слово с ударением на первом слоге.

А) ДО-ГО-ВОР В) И-СКРА

Б) ГНА-ЛА Г) ШО-ФЕР


2. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

А) чёрный рояль В) яблочное повидло

Б) покрыть толью Г) огромный мозоль


3. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р.п. от существительных мн. числа.

А) килограмм помидоров В) несколько башкиров

Б) табор цыган Г) герои басней


4. Отметьте неправильное сочетание слов.

А) принять меры В) принять решение

Б) предпринять меры Г) предпринять шаги


5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко.

Б) Проснувшись от холода, я увидел, что уже семь часов.

В) В комнате был камин, в котором уже давно не разжигали огонь и служивший жильцам полкой.

Г) Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года.


6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Писатель подробно описывает о жизни.

Б) Эта истина очевидна для всех.

В) Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?

Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия, Франция и др.

Д) Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.


7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Я согласился на это скрипя сердцем.

Б) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.

В) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.

8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Наконец его давнее стремление стать лётчиком осуществилось

Б) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.

В) Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.

Г) Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.


9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Незнакомая женщина сказала, что знает о готовящемся спектакле и хотела бы встретиться с исполнительницей главной роли.

Б) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

В) Определяя творческую задачу, молодой поэт восклицает, что « хочу воспеть свободу миру!..».

Г) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир.


Вариант № 2.

1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

А) ЗВО-НИТ В) КА-ТА-ЛОГ

Б) КУ-ХОН-НЫЙ Г) АЛ-ФА-ВИТ


2. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

А) жареный картофель В) чёрное кофе

Б) густой вуаль Г) компетентное жюри


3. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

А) нашествие варваров В) оружие осетинов

Б) пара резиновых сапогов Г) отряд солдат


4. Отметьте неправильное сочетание слов.

А) надеть шляпу В) одеть очки

Б) надеть на палку Д) одеть ребёнка


5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Создавая ценности, человек обновляет себя.

Б) Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор.

В) Этот новый роман, опубликованный в журнале «Юность» и который рассказывает о событиях последних лет, очень понравился мне.

Г) Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.


6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.

Б) Море глаз устремились на знаменитого актёра.

В) Кротким характером девушка выдалась в отца.

Г) В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

Д) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.

7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Ваше предложение мне совсем не по душе.

Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.

Г) Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.


8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Большинство летних месяцев я провёл на даче.

Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.

Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.


9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц, так как уходит в отпуск.

Б) Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».

В) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

Г) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.


Критерии оценивания

(за каждый правильный ответ теста – 1 балл)

9 баллов – «5»

8-7 баллов – «4»

6-5 баллов – «3»

4 и меньше баллов – «2»