СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценочные материалы по русскому языку 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценочные материалы по русскому языку 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Оценочные материалы по русскому языку 9 класс»

Для учащихся 9 класса.



  1. Диктант с грамматическим заданием.

Тучу передёрнуло синим пламенем. Медленно загремел гром. Он то усиливался, то почти затихал. И дождь, подчиняясь грому, начинал временами идти сильнее и широко шуметь по листве, потом останавливался.

Вскоре сквозь тучи пробилось солнце*. Старый пушкинский парк в Михайловском и крутые берега Сороти запылали рыжей глиной и мокрой травой.

Стройная радуга зажглась над пасмурной далью. Он сверкала и дымилась, окружённая космами пепельных туч. Радуга была похожа на арку, воздвигнутую на границе заповедной земли.

С особенной силой здесь, в пушкинских местах, возникали мысли о русском языке. Здесь Пушкин бродил с непокрытой головой, со спутанными осенним ветром холодными волосами, слушал влажный гул сосновых вершин, смотрел, прищурившись, откуда несутся осенние тучи, толкался по ярмаркам, подолгу просиживал на полу около горящей печки, шутил с няней, пел, смеялся. Здесь чудесные слова переполняли его, стесняли душу и, наконец, слагались под огрызком гусиного пера в звенящие строфы.

(По К. Паустовскому.) (139 слов)


Грамматическое задание.

1. Разберите по составу выделенные слова.

2. В предложении, помеченном *, напишите части речи.

3. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

















Контрольная работа.

  1. Сжатое изложение.

Задание:

1) Прослушать текст, озаглавить и написать сжатое изложение (не менее 90 слов).

2) Передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.


Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.

И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.

Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.

Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.



  1. Диктант с грамматическим заданием.


Можно провести релейныйдиктант(релейный диктант – форма контроля, при котором диктуемые предложения взяты из ранее обсуждённых, выполненных или заранее указанных упражнений) по предложениям из упражнений учебника (номера указываются заранее). В этом случае будет не связный текст, а отдельные предложения.


Примерные грамматические задания.

1. Сделать синтаксический разбор любого ССП.

2. Найти слова, интересные для фонетического, морфемного разбора, и произвести эти разборы.

3. Объяснить графически знаки препинания в отдельных предложениях.

4. Найти предложение, соответствующее характеристике: сложное, состоящее из двух частей с соединительным союзом и т. д.



























  1. Тест – 1 полугодие

(Урок 31). Контрольная работа по теме «Сложное предложение» за 1 полугодие

Дата проведения__________________

Фамилия, имя учащегося______________________________


А1. Какое предложение не является сложносочинённым?


1. Мы подолгу беседовали и подолгу молчали, или же она играла мне на рояле.

2. Луна взошла багровая, хмурая, звезды тоже потускнели.

3. Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи, не то тихие, ласково звучащие крики.

4. Был уже март, однако деревья по ночам трещали от холода.


А2. Укажите предложение с противительным союзом.


1. Ни одно насекомое не прожужжит в траве, ни одна птичка не защебечет на дереве.

2. Слышались одинокие голоса на краю деревни, да изредка тявкала сонная собака.

3. Зимой здесь рано спускается сумрак, зато летом неделями длятся синие ночи.

4. Или к нам приедут бабушка с дедушкой, или мы сами уедем в деревню на все каникулы.


A3. В каком предложении нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).


1. Брат сел под кустом разобрав удочки а Левин отвел лошадь к дереву.

2. На лужайке в саду поставлены скамейки и сделана небольшая сцена.

3. После длительного перехода люди устали лошади тоже нуждались в отдыхе.

4. Была зима но все последние дни стояла оттепель напоминающая о скорой весне.


А4. В каком сложноподчинённом предложении придаточная часть присоединяется союзом, а не союзным словом?


1. Мы спустились с горы и пошли мимо окон дома, где скрылась наша красавица.

2. Я люблю наблюдать, как капли дождя стекают по стеклу.

3. Старуха на все мои вопросы отвечала, что она глуха, не слышит.

4. Мы шли по аллее, что вела от площадки дома в дебри парка.


А5. В каком сложноподчинённом предложении место придаточного нельзя изменить?


1. Туча так надвинулась на солнце, что стало темно, как ночью.

2. Тот, кто был летом на севере, навсегда запомнит его белые ночи.

3. Мы сами не знали, где спрятаны конфеты.

4. Я стал подражать странному звуку, чтобы приманить птицу.


А6. В каком предложении нет речевых ошибок?


1. О тех, кто станут победителями олимпиады, напишут в газете.

2. Я рассказал маме то, что мы всем классом едем на экскурсию.

3. То, о чем я тебе рассказал, является тайной.

4. Если даже у меня не буде получаться, но я не брошу начатого дела.


А7. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?


1. Поэт, к встрече с которым мы так долго готовились, каждому оставил автограф.

2. Для того чтобы выяснить влияние леса на окружающую среду, нам нужны заповедники.

3. Сколько я ни напрягал зрение, не мог увидеть конца этой долины.

4. Там где небо сходится с землей, что-то угрожающе темнело.


А8. Какое предложение содержит придаточное местоименно-определительное?


1. Глядел он ласково и долго на всех, кто встретится ему.

2. Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных

3. В окна, что выходили на запад, виднелось далекое светло-серое небо.

4. Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать.


В1. Из предложения выпишите грамматическую(ие) основу(ы):


Прохладой дунуло, и прошлогодний лист зашелестел в дубах.

______________________________________________________________


В2. Напишите цифрой количество грамматических основ в предложении:


Разноцветные листья насыпаны в лесу, и между ними ждёшь увидеть грибы. _______


В3. Напишите вид придаточного в данном предложении.


А тот, кого учителем считаю, прошел, как тень.___________________


В4. Выпишите из данного предложения слово, к которому относится придаточное.


Ягода росла там, где мы никак не ожидали её увидеть. ________________


В5. Напишите нейтральный синоним к подчинительному союзу.


Раз ты мне больше не доверяешь, лучше тогда нам прекратить общение.

_________________________________

С1. Напишите, чем отличаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.





























  1. Диктант с грамматическим заданием.


Ночь в Балаклаве

В конце октября, когда дни ещё по-осеннему ласковы, Балаклава начинает жить своеобразной жизнью. Уезжают обременённые чемоданами последние курортники, которые в течение долгого здешнего лета наслаждались солнцем и морем, и сразу становится просторно, свежо и по-домашнему деловито, как будто уехали нашумевшие непрошеные гости.

Поперёк на́бережной расстила́ются рыба́чьи се́ти, и на полиро́ванной булы́жниками мостово́й они́ ка́жутся не́жными и то́нкими. Капита́ны рыболове́цких барка́сов точат иступи́вшиеся белу́жьи крючки́, несмотря на то, что в магазинах большой выбор рыбацких принадлежностей. А у ка́менных коло́дцев, где беспреры́вно сере́бряной стру́йкой лепе́чет вода́, суда́чат, собира́ясь в свобо́дные мину́ты, темноли́цые же́нщины – ме́стные жи́тельницы.

Опускаясь за море, садится солнце, и вскоре звездная ночь, сменяя короткую вечернюю зарю, обволакивает землю. Весь город погружается в глубокий сон, и наступает тот час, когда ниоткуда не доносится ни звука. Лишь изредка хлюпает вода о прибрежный камень, и этот одинокий звук еще более подчеркивает ничем не нарушаемую тишину. Чувствуешь, как ночь и молчание слились в одном черном объятии. Нигде, по-моему, не услышишь такой совершенной, такой идеальной тишины.

(По А. Куприну.) (161 слово)


  1. Диктант.

Бессоюзное сложное предложение.


Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере; мы пили чай ночью, дожидаясь далекого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне историю о зайце.

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Под­нялся ветер, дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затяги­вало кусты, стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураганный, огонь гнало по земле с неслыханной ско­ростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати ки­лометров в час.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

Вскоре дед увидел зайца. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спаса­ются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем. Заяц вывел деда из огня.



(По К. Паустовскому)

(176 слов)



Задание:


Подчеркнуть грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях.







  1. Контрольная работа.

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Диктант.


 Мы продолжали молча идти друг подле друга. Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге; но благодаря отливу снегов мы легко могли различать дорогу, которая всё ещё шла в гору, хотя уже не так круто. Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся на долину; но густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрывал её совершенно, ни единый звук не долетал уже оттуда до нашего слуха.

До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранявшем последний отблеск зари. На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и мне показалось, что оно гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика.

Гуд-гора курилась; по бокам её ползали лёгкие струйки облаков, а на вершине лежала чёрная туча, такая чёрная, что на тёмном небе она казалась пятном. (200 слов.)

(М.Ю. Лермонтов.)



Грамматическое задание.

1. Определите стиль и тип речи.

2. Укажите номер(а) предложения(ий) с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

3. Начертите схему 7 предложения.

4. Из 3 предложения выпишите по одному примеру со связью согласование, управление, примыкание, выполните их синтаксический разбор.



  1. Итоговая контрольная работа.


Когда он вернулся из школы, пришлось долго звонить - никто не открывал. Что она, уснула? Он здорово рассердился на бабушку и уже готовился высказать ей свое недовольство, но дверь открыл отец.

- Почему ты трезвонишь? - тихо, но с укором произнес отец.

- Где Баваклава?

С раннего детства он привык так называть бабушку Клаву. Вместо "баба" "бава" и в одно слово.

- Нет ее, - отвернувшись, сказал отец.

- Ушла? Заболела?

Не поднимая головы, отец ответил:

- Если б заболела! Умерла…

Потом он повернулся к сыну и резко сказал:

- Понимаешь, бабушка умерла!

Мальчик никак не отреагировал на слова отца. Слова прозвучали, но их смысл не дошел до его сознания. Хотя сердце бабушки уже не билось, юный Шаров продолжал думать о ней, как о живой. Горе запаздывало, задерживалось в пути.

И мальчик только смутно догадывался о его приближении. Он все еще ждал, что дверь отворится и в комнату войдет бабушка. "Три часа, а ты еще не обедал!" - воскликнет она и заснуёт, засуетится, чувствуя себя виноватой за опоздание.

Привычка видеть бабушку живой, неутомимой, вечно бодрствующей была настолько сильна и неистребима, что смерть отступала перед ней. В сознании юного Шарова бабушка продолжала жить. Он вспомнил,что по пути из школы поленился зайти в аптеку и взять для бабушки глазные капли. Эти капли действовали только два дня, их нельзя было купить впрок, и в его немногочисленные обязанности входило приносить бабушке свежие капли. Мальчику было двенадцать лет, но он был убеждён, что прожил долгую жизнь и умудрён опытом. Однако были всё-таки на свете вещи, которые он не мог понять: например, он радовался, когда брал, получал. И это было естественно. Баваклава же радовалась, когда отдавала. Хотя отдавать ей было особенно нечего. Только теперь, когда её не стало, он с опозданием начал смутно догадываться, что Баваклава не только кормила, будила, обстирывала его, но и делала ещё незаметную, очень важную для него работу. Это открытие удивило его. Потому что до сегодняшнего дня он считал Баваклаву тёмной и отсталой. Она не знала о «чёрных дырах» Вселенной — сверхплотных звёздах, не знала о королевских примулах — цветах, распускающихся накануне землетрясения, не знала, почему «Крылышки» сильнее ЦСКА…И тогда взгляд его упал на старые стенные часы. Две большие латунные гири лежали на полу, а маятник замер…Сейчас надо было разрушить эту неподвижность! Пусть хоть маятник движется, прищёлкивает, шагает…И юный Шаров завёл часы, к которым ему запрещали притрагиваться. Часы вдруг захрипели, откашлялись и стали бить. Они били гулко и, как показалось юному Шарову, весело. Часы проснулись. Ожили. А Баваклава спала…

И тут юный Шаров совершенно серьёзно подумал, что жизнь в доме остановится, если бабушка не проснётся. Остановится, как часы, у которых кончился завод. Ему никогда и в голову не приходило, что можно жить без неё. Она была чем-то насущным и вечным, как воздух, вода, хлеб. Она была тем вечным двигателем, который приводил в движение жизнь дома.Отец и мама целый день были на работе, юный Шаров — в школе. А дом жил: в нём варился обед, стиралось бельё, выметался мусор, гладились брюки, чтобы не было пузырей на коленках. Делалось множество больших и малых дел. И всё это — руками бабушки. Сердце Баваклавы не только разгоняло кровь по старым жилам, но и обогревало дом, делало его живым. Сегодня он впервые взглянул на себя со стороны, другими глазами. Какой он, оказывается, чёрствый, грубый, невнимательный. Опаздывал, а то и вовсе не заходил в аптеку. Вот и сегодня принёс свежие капли с опозданием.«Она умрёт, когда её забудут, но, пока хоть одно сердце помнит её, она жива», — неожиданно подумал мальчик. Эти слова сами всплыли в памяти. Память бросила их ему, как спасательный круг. Она жива! Её жизнь зависит от него, от его сердца.Он должен жить не только для того, чтобы ходить в школу, гонять на коньках, смотреть по телику хоккей. Он должен жить, чтобы не пропустить самого главного — заводить часы в бабушкиной комнате и хранить лоскуток полкового знамени. Он должен жить, чтобы нести людям то, чему его незаметно научила Баваклава. Жить для людей.

По Ю.Яковлеву



Задание:

Как Вы понимаете значение слова ЗАБОТА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит жить для людей», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваше рассуждение: один пример-аргумент приведите из жизненного опыта, второй – из произведений художественной литературы. Объём сочинения должен составлять не менее 150 слов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!