Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
Утверждаю
Директор ГБПОУ КК КПК
________________/О.В.Решетняк/
«_______»_____________20_____ г.
Оценочные материалы промежуточной аттестации
в составе фонда оценочных средств
по учебной дисциплине
МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания
образовательной программы СПО
по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
На базе основного общего образования
Краснодар 2024 г.
Фонд оценочных средств дисциплины МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания составлен в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 742 от 17 августа 2022 г., зарегистрирован Министерством юстиции 22 сентября 2022 г., регистрационный № 70193.
Разработчик (и):
ГБПОУ КК КПК преподаватель Ушакова В.С.
Одобрено на заседании цикловой методической комиссии
математических и общих естественнонаучных дисциплин
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
Председатель ЦМК Плутова Н.А. /______________/
Одобрено Научно-методическим советом колледжа
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
СОДЕРЖАНИЕ
| Паспорт фонда оценочных средств |
| Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке |
| Форма и периодичность проведения промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом |
| Оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине (МДК): - Форма проведения промежуточной аттестации - Порядок проведения промежуточной аттестации - Вопросы и задания для самостоятельной подготовки обучающихся - Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации - Пакет экзаменатора (критерии оценивания, ведомость промежуточной аттестации, эталоны ответов, оборудование) |
| |
Паспорт фонда оценочных средств
Фонд оценочных средств предназначен для оценивания достижений запланированных результатов по дисциплине МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
В результате освоения учебной дисциплины МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности общими и профессиональными компетенциями:
Общие компетенции:
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1 Проектировать процесс обучения на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ начального общего образования
ПК 1.2 Организовывать процесс обучения обучающихся в соответствии с санитарными нормами и правилами;
ПК 1.3 Контролировать и корректировать процесс обучения, оценивать результат обучения обучающихся
ПК 1.4 Анализировать процесс и результаты обучения обучающихся
ПК 1.5 Выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса и отдельных обучающихся
ПК 1.6 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования с позиции эффективности их применения в процессе обучения
ПК 1.7 Выстраивать траекторию профессионального роста на основе результатов анализа процесса обучения и самоанализа деятельности
ПК 1.8 Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Результаты обучения: умения, знания, общие и профессиональные компетенции | Критерии оценки |
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; | Знание более одного способа решения профессиональной задачи. Аргументация выбора конкретного способа |
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; | Соответствие найденной информации заданной теме, владение разными способами представления информации, результативность и оперативность поиска информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, объективный анализ найденной информации; использование широкого спектра современных источников информации, в том числе Интернета при решении профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | Знание принципа экологической направленности, его реализация в образовательной деятельности; сохранение окружающей среды и соблюдения норм экологической безопасности; соблюдение правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; определение путей обеспечения ресурсосбережения; выбора действий и форм поведения в чрезвычайных ситуациях; соблюдение требований безопасности жизнедеятельности, охраны труда при организации образовательного процесса в начальной школе |
ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; | Умение проектировать процесс обучения с учетом индивидуального здоровья обучающихся на основе использования здоровьесберегающих технологий; Знание правил техники безопасности и санитарно-эпидемиологические требования при организации процесса обучения, правила охраны труда и безопасности образовательной среды; знать педагогические и гигиенические требования к организации учебных занятий в начальной школе |
ПК 1.1 Проектировать процесс обучения на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ начального общего образования | Знание требований ФГОС НОО по предметной области Естествознание; знание принципов разработки и оформления основных образовательных программ начального общего образования по окружающему миру; Умение грамотно проектировать образовательный процесс в начальных классах в соответствии с требованиями ФГОС и примерных основных образовательных программ начального общего образования по окружающему миру; соответствие выбранных форм работы индивидуально-возрастным особенностям обучающихся; точность соблюдения педагогических, гигиенических, специальных требований при проектировании образовательного процесса; знание содержания начального курса естествознания в пределах требований ФГОС НОО и основной общеобразовательной программы |
ПК 1.2 Организовывать процесс обучения обучающихся в соответствии с санитарными нормами и правилами; | Знание методики преподавания начального курса естествознания, методов, средств и форм организации учебного процесса по естествознанию, способы достижения и контроля планируемых результатов; Знание содержания начального курса естествознания в пределах требований ФГОС НОО и основной общеобразовательной программы; Умение проектировать и реализовывать процесс обучения с использованием различных средств, форм и методов учебной деятельности, с учетом преемственности между уровнями образования, индивидуальных особенностей обучающихся; обоснованность постановки целей и задач урока в соответствии с особенностями учебного предмета окружающий мир, возраста, класса, санитарно-гигиеническими нормами и правилами; соответствие структуры и содержания урока целям и сопутствующим задачам; обоснованность выбора методов и форм организации учебной деятельности обучающихся на уроках; обоснованность применения современных педагогических технологий в соответствии с индивидуально-возрастными особенностями обучающихся; точность распределения времени на этапах урока; рациональность использования ТСО при проведении урока |
ПК 1.3 Контролировать и корректировать процесс обучения, оценивать результат обучения обучающихся | Знание требований к результатам обучения младших школьников в предметной области «естествознание», знание основ контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов; Умение применять различные формы и методы диагностики результатов обучения; обоснованность выбора видов и форм контроля и методов диагностики результатов обучения; оптимальность подбора форм и средств оценивания результатов обучения обучающихся; обоснованность отбора контрольно-измерительных материалов для оценки результата обучения обучающихся; точность интерпретации результатов диагностики учебных достижений обучающихся; компетентность и объективность педагогического контроля и оценки результатов обучения; обоснованность подбора методов и средств корректировки процесса обучения на основе анализа результатов обучения. |
ПК 1.4 Анализировать процесс и результаты обучения обучающихся | Знание способов и логики анализа и оценки эффективности образовательных технологий в процессе обучения младших школьников; Умение осуществлять анализ и самоанализ при организации учебного процесса; глубина анализа результатов обучения обучающихся; адекватность и полнота самооценки педагогической деятельности; точность соблюдение этических норм при анализе процесса и результатов обучения обучающихся; точность и полнота оформления в бумажном и электронном виде планирующей и отчетной документации по результатам обучения. |
ПК 1.5 Выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса и отдельных обучающихся | Знание требований к учебно-методическим материалам, применяемым в начальной школе; знание структуры рабочих программ и УМК по окружающему миру (предметная область «естествознание») для начальной школы; Умение проектировать процесс обучения, программы развития УУД, проектно-исследовательскую деятельность в начальной школе; учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и класса в целом при разработке и применении учебно-методических материалов; точность соблюдения требований ФГОС, примерных образовательных программ, а также основных педагогических принципов при разработке учебно-методических материалов; целесообразность и точность отбора оценочных средств для проверки результатов освоения учебных предметов, курсов в соответствии с типом образовательной организации и особенностями обучающихся; соответствие оформления учебно-методических материалов требованиям нормативных документов и индивидуально-возрастным особенностям обучающихся |
ПК 1.6 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования с позиции эффективности их применения в процессе обучения | Знание способов систематизации и оценки педагогического опыта с позиции эффективности его применения в процессе обучения младших школьников начальному курсу естествознания; аргументированность и полнота анализа и самоанализа педагогического опыта и образовательных технологий в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, анализа деятельности других педагогов; соблюдение этических норм при анализе педагогического опыта и оценке эффективности применения образовательных технологий в учебном процессе; |
ПК 1.7 Выстраивать траекторию профессионального роста на основе результатов анализа процесса обучения и самоанализа деятельности | Знание способов проектирования траектории профессионального роста; Умение проектировать траекторию профессионального роста, индивидуальные образовательные маршруты; глубина самоанализа результатов профессиональной деятельности; обоснованность целей профессионального роста и развития; целесообразность выбранных форм и методов профессионально-личностного развития; эффективность реализации плана профессионального роста и развития. |
ПК 1.8 Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. | Знание специальных методов и форм организации учебной деятельности всех обучающихся, в том числе обучающихся с особыми потребностями в образовании, целесообразность их подбора; знание и целесообразность отбора оценочных средств для проверки результатов освоения начального курса естествознания обучающимися с особыми потребностями в образовании; полнота и эффективность включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании. |
Форма и периодичность проведения промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом
Форма промежуточной аттестации | Срок проведения (курс/семестр) |
Дифференцированный зачет | 2 курс, 3 семестр |
Экзамен | 2 курс, 4 семестр |
Оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине МДК. 01 05 Естествознание с методикой преподавания
1. Форма проведения дифференцированного зачета: устная (по вопросам)
Порядок проведения промежуточной аттестации:
Количество вопросов – 50
Зачет проводится в виде устного ответа по 2-м вопросам из предложенных
(по выбору преподавателя)
Оборудование:
Натуральные средства обучения: гербарии растений различных природных зон, культурных и дикорастущих растений; коллекции семян, комнатные растения, коллекции минералов и горных пород, коллекции удобрений, различных типов почв;
Искусственные средства обучения: учебники окружающего мира для начальной школы,, географические карты и атласы (физическая, природных зон, контурные карты), приборы (микроскопы, глобус, термометр), микропрепараты, муляжи (овощей и фруктов, грибов, скелета, костей), учебные картины и таблицы по различной тематике
Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету
по МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
1. Предметная область «Естествознание», ее содержание, значение в формировании личности младшего школьника.
2. Солнечная система, ее состав и происхождение. Две группы планет.
3. Земля как планета Солнечной системы. Развитие представлений о форме и положении Земли во Вселенной.
4. Виды вращения Земли. Осевое вращение и смена времени суток.
5. Виды вращения Земли. Орбитальное вращение и смена времен года.
6. Система Земля – Луна. Смена лунных фаз.
7. Горизонт, основные и промежуточные стороны горизонта. Способы определения сторон горизонта. Ориентирование по компасу
8. План предмета и местности. Масштаб. Чтение и составление плана местности.
9. Глобус и градусная сеть. Основные линии и цвета глобуса. Изображение Земли на глобусе.
10. Географические карты, их виды. Географические координаты. Изображение Земли на карте.
11. Литосфера. Внешнее и внутреннее строение Земли. Сферы Земли
12. Рельеф Земли. Внутренние факторы формирования рельефа
13. Рельеф Земли. Внешние факторы формирования рельефа
14. Горы и равнины. Особенности рельефа Краснодарского края
15. Понятие о минералах и горных породах. Строение и свойства минералов. Классификация горных пород по происхождению
16. Почвообразование. Механический состав и свойства почв. Типы почв.
17. Гидросфера. Значение воды в природе. Мировой океан
18. Вода и ее свойства. Круговорот воды в природе.
19. Подземные воды, их виды, характеристика. Минеральные источники, их значение для человека.
20. Поверхностные водоемы суши. Строение речной долины. Питание и геологическая деятельность рек. Озера и болота.
21. Значение атмосферы, ее состав и строение.
22. Температура воздуха. Факторы, влияющие на интенсивность солнечной радиации. Изотермы.
23. Пояса солнечного освещения Земли; линии, их ограничивающие.
24. Вода в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха.
25. Атмосферные явления: влажность воздуха, испарение и конденсация, образование облаков, виды осадков
26. Давление атмосферы, его измерение. Закономерности распределения давления на поверхности Земли. Изобары.
27. Ветер, его образование. Виды ветров. Циклоны и антициклоны.
28. Погода. Прогнозирование погоды. Методика организации наблюдений за погодой в начальной школе
29. Понятие о климате. Факторы, формирующие климат. Климатические пояса Земли
30. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Границы биосферы. Условия и плотность жизни. Основные критерии живого
31. Современная система органического мира. Ботаника – наука о растениях. Значение растений в природе и жизни человека.
32. Растения как продуценты органического вещества. Фотосинтез. Питание и дыхание растений.
33. Основы анатомии и физиологии растений. Особенности строения клеток и тканей растений.
34. Вегетативные части цветкового растения. Особенности строения и функций корня, его видоизменения.
35. Вегетативные части цветкового растения. Особенности строения и функций побега (стебля), его видоизменения.
36. Вегетативные части цветкового растения. Особенности строения и функций листа, его видоизменения.
37. Генеративные части цветкового растения. Цветок, соцветия, семя, плод.
38. Виды размножения растений. Семенное размножение растений. Сущность двойного оплодотворения.
39. Виды размножения растений. Вегетативное размножение, его виды.
40. Основы систематики растений. Низшие и высшие растения, их биологические особенности.
41. Водоросли, их биологические особенности, многообразие, значение в природе и жизни человека.
42. Мхи, их биологические особенности, значение в природе и жизни человека.
43. Папоротникообразные, их биологические особенности, многообразие, значение в природе и жизни человека.
44. Голосеменные растения, их биологические особенности, многообразие, значение в природе и жизни человека.
45. Покрытосеменные растения, их биологические особенности, многообразие, значение в природе и жизни человека.
46. Классификация покрытосеменных растений, биологические особенности классов и семейств цветковых растений, значение в природе и жизни человека.
47. Грибы, их биологические особенности, значение в природе и жизни человека.
48. Многообразие грибов. Плесневые грибы. Паразитические грибы, их значение в природе и жизни человека.
49.Зоология как раздел биологии. Основы систематики животных. Типы беспозвоночных животных, их многообразие, значение в природе и жизни человека.
50. Тип хордовые животные. Классы позвоночных животных, их биологические особенности, многообразие, значение в природе и жизни человека.
2. Форма проведения экзамена: устная (по билетам)
Порядок проведения промежуточной аттестации:
Количество вариантов задания – 27 билетов (по 2 вопроса)
Время подготовки ответов по билету – 20 минут
Оборудование:
ФГОС НОО, программы и учебники по предмету «Окружающий мир» в начальной школе;
Натуральные средства обучения: гербарии растений различных природных зон, культурных и дикорастущих растений; коллекции семян, комнатные растения, коллекции минералов и горных пород, коллекции удобрений, различных типов почв;
Искусственные средства обучения: учебники окружающего мира и учебные пособия, географические карты и атласы (физическая, природных зон, контурные карты), приборы (микроскопы, глобус, термометр), оборудование для опытов и лабораторных работ, микропрепараты, муляжи (овощей и фруктов, грибов, скелета, костей), учебные картины и таблицы по различной тематике
Вопросы и задания для подготовки к экзамену
по МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Методика преподавания предметной области «Естествознание» в начальной школе как педагогическая наука, ее предмет и задачи
Методы исследования методики преподавания естествознания
Естествознание как предметная область в изучении учебного предмета «Окружающий мир», принципы отбора содержания и построения курса
Развитие методики преподавания естествознания в ретроспективе
Методологические основы и межпредметные связи методики преподавания естествознания
Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Окружающий мир» (предметная область «Естествознание»)
Понятие как педагогическая категория. Характеристика естественнонаучных понятий начального курса «Окружающий мир»
Методика формирования и развития естественнонаучных представлений и понятий.
Примерная рабочая программа НОО по окружающему миру, ее структура, содержание
Форма обучения как педагогическая категория. Классификация форм организации учебного процесса по естествознанию
Урок как основная форма организации учебного процесса, его функции, требования к организации учебной деятельности на уроке
Универсальные учебные действия, освоенные на уроках окружающего мира
Типы уроков окружающего мира в начальной школе. Комбинированный урок, его структура
Воспитательные и развивающие возможности уроков окружающего мира в начальной школе
Экскурсия по изучению окружающего мира в начальной школе, ее значение, методика организации
Метод обучения как педагогическая категория. Классификация методов и приемов обучения естествознанию в начальной школе
Словесные методы, их виды, значение в процессе ознакомления с окружающим миром, методика организации
Практические методы обучения, их виды, значение, методика организации на уроках окружающего мира
Наблюдение – ведущий метод изучения природы в начальной школе, его виды, методика организации
Опыт как метод познания природы, методика организации демонстрационных опытов на уроках окружающего мира
Моделирование как метод обучения на уроках окружающего мира в начальной школе
Проектирование как метод обучения на уроках окружающего мира в начальной школе
Материальная база обучения естествознанию. Классификация и области эффективного использования средств обучения на уроках окружающего мира в начальной школе
Учебники окружающего мира, их функции, структура; методы и приемы работы с учебником на уроках окружающего мира
Натуральные средства обучения естествознанию, их характеристика, методика использования на уроках окружающего мира
Искусственные средства обучения естествознанию, их характеристика, методика использования на уроках окружающего мира
Педагогический контроль результатов освоения учебного предмета «Окружающий мир» (предметная область «естествознание»)
Логика анализа урока «Окружающий мир» (предметная область «естествознание»)
Земля как планета Солнечной системы, суточное и годовое движение Земли и их следствия, методика изучения в начальной школе
Горизонт, способы определения сторон горизонта. План и топографическая карта, методика изучения в начальной школе
Глобус – модель Земли. Основные линии и точки, цвета глобуса Градусная сеть, методика изучения в начальной школе.
Географические карты: виды, масштаб, координаты, проекции и цвета карты, методика изучения в начальной школе
Литосфера. Внешние и внутренние процессы, формирующие основные виды рельефа, методика изучения в начальной школе
Рельеф Земли, его основные формы. Рельеф Краснодарского края, методика изучения в начальной школе.
Понятие о минералах и горных породах. Классификация горных пород по происхождению, методика изучения в начальной школе
Полезные ископаемые, их свойства и применение, методика изучения в начальной школе
Почва, ее состав и свойства, методика изучения в начальной школе. Типы почв. Почвообразование
Гидросфера. Значение воды в природе. Состав гидросферы: подземные воды, поверхностные воды суши, Мировой океан, методика изучения в начальной школе
Вода и ее свойства. Круговорот воды в природе, методика изучения в начальной школе
Значение атмосферы, ее состав и строение. Температура воздуха. Факторы, влияющие на интенсивность солнечной радиации, методика изучения в начальной школе
Давление атмосферы, его измерение. Ветер, его образование. Циклоны и антициклоны, методика изучения в начальной школе.
Вода в атмосфере, влажность воздуха, образование облаков, виды осадков, методика изучения в начальной школе
Погода и климат. Тепловые пояса Земли. Методика организации наблюдений за погодой в начальной школе
Понятие о природных зонах России: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. Характер использования природных ресурсов зоны человеком, методика изучения в начальной школе
Биосфера. Основные критерии живого. Современная система органического мира. Ботаника – наука о растениях. Значение растений в природе и жизни человека, методика изучения в начальной школе
Основы анатомии и физиологии растений. Особенности строения клеток и тканей растений. Части растения. Фотосинтез, методика изучения в начальной школе
Основы систематики растений. Водоросли, мхи, папоротникообразные, их биологические особенности, значение, методика изучения в начальной школе
Голосеменные и покрытосеменные растения, их биологические особенности, многообразие, значение в природе и жизни человека, методика изучения в начальной школе
Грибы, биологические особенности, многообразие, значение в природе и жизни человека, методика изучения в начальной школе
Зоология – наука о животных. Основы систематики животных. Типы беспозвоночных животных, их многообразие, значение, методика изучения в начальной школе
Тип хордовые. Биологические особенности классов позвоночных животных, многообразие, значение в природе и жизни человека, методика изучения в начальной школе
Экология как наука. Экологические факторы. Классификация экологических факторов по происхождению. Экологические системы, методика изучения в начальной школе
Пищевые связи в экосистемах. Трофические уровни: продуценты, консументы, редуценты, методика изучения в начальной школе
Основные природные сообщества Краснодарского края, их характеристика: климат, флора и фауна. Охраняемые территории Кубани, методика изучения в начальной школе
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации (экзамена) по дисциплине МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания
Билет № 1
Методика преподавания предметной области «Естествознание» в начальной школе как педагогическая наука, ее предмет и задачи
Логика анализа урока «Окружающий мир» (предметная область «естествознание»)
Билет № 2
Методы исследования методики преподавания естествознания
Земля как планета Солнечной системы, суточное и годовое движение Земли и их следствия, методика изучения в начальной школе
Билет № 3
Естествознание как предметная область в изучении учебного предмета «Окружающий мир», принципы отбора содержания и построения курса
Горизонт, способы определения сторон горизонта. План и топографическая карта, методика изучения в начальной школе
Билет № 4
Развитие методики преподавания естествознания в ретроспективе
Глобус – модель Земли. Основные линии и точки, цвета глобуса Градусная сеть, методика изучения в начальной школе.
Билет № 5
Методологические основы и межпредметные связи методики преподавания естествознания
Географические карты: виды, масштаб, координаты, проекции и цвета карты, методика изучения в начальной школе
Билет № 6
Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Окружающий мир» (предметная область «Естествознание»)
Литосфера. Внешние и внутренние процессы, формирующие основные виды рельефа, методика изучения в начальной школе
Билет № 7
Понятие как педагогическая категория. Характеристика естественнонаучных понятий начального курса «Окружающий мир»
Рельеф Земли, его основные формы. Рельеф Краснодарского края, методика изучения в начальной школе.
Билет № 8
Методика формирования и развития естественнонаучных представлений и понятий.
Понятие о минералах и горных породах. Классификация горных пород по происхождению, методика изучения в начальной школе
Билет № 9
Примерная рабочая программа НОО по окружающему миру, ее структура, содержание
Полезные ископаемые, их свойства и применение, методика изучения в начальной школе
Билет № 10
Форма обучения как педагогическая категория. Классификация форм организации учебного процесса по естествознанию
Почва, ее состав и свойства, методика изучения в начальной школе. Типы почв. Почвообразование
Билет № 11
Урок как основная форма организации учебного процесса, его функции, требования к организации учебной деятельности на уроке
Гидросфера. Значение воды в природе. Состав гидросферы: подземные воды, поверхностные воды суши, Мировой океан, методика изучения в начальной школе
Билет № 12
Универсальные учебные действия, освоенные на уроках окружающего мира
Вода и ее свойства. Круговорот воды в природе, методика изучения в начальной школе
Билет № 13
Типы уроков окружающего мира в начальной школе. Комбинированный урок, его структура
Значение атмосферы, ее состав и строение. Температура воздуха. Факторы, влияющие на интенсивность солнечной радиации, методика изучения в начальной школе
Билет № 14
1. Воспитательные и развивающие возможности уроков окружающего мира в начальной школе
2. Давление атмосферы, его измерение. Ветер, его образование. Циклоны и антициклоны, методика изучения в начальной школе.
Билет № 15
Экскурсия по изучению окружающего мира в начальной школе, ее значение, методика организации
Вода в атмосфере, влажность воздуха, образование облаков, виды осадков, методика изучения в начальной школе
Билет № 16
Метод обучения как педагогическая категория. Классификация методов и приемов обучения естествознанию в начальной школе
Погода и климат. Тепловые пояса Земли. Методика организации наблюдений за погодой в начальной школе
Билет № 17
Словесные методы, их виды, значение в процессе ознакомления с окружающим миром, методика организации
Понятие о природных зонах России: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. Характер использования природных ресурсов зоны человеком, методика изучения в начальной школе
Билет № 18
Наблюдение – ведущий метод изучения природы в начальной школе, его виды, методика организации
Биосфера. Основные критерии живого. Современная система органического мира. Ботаника – наука о растениях. Значение растений в природе и жизни человека, методика изучения в начальной школе
Билет № 19
Опыт как метод познания природы, методика организации демонстрационных опытов на уроках окружающего мира
Основы анатомии и физиологии растений. Особенности строения клеток и тканей растений. Части растения. Фотосинтез, методика изучения в начальной школе
Билет № 20
Практические методы обучения, их виды, значение, методика организации на уроках окружающего мира
Основы систематики растений. Водоросли, мхи, папоротникообразные, их биологические особенности, значение, методика изучения в начальной школе
Билет № 21
Моделирование как метод обучения на уроках окружающего мира в начальной школе
Голосеменные и покрытосеменные растения, их биологические особенности, многообразие, значение в природе и жизни человека, методика изучения в начальной школе
Билет № 22
Проектирование как метод обучения на уроках окружающего мира в начальной школе
Грибы, биологические особенности, многообразие, значение в природе и жизни человека, методика изучения в начальной школе
Билет № 23
Материальная база обучения естествознанию. Классификация и области эффективного использования средств обучения на уроках окружающего мира в начальной школе
Зоология – наука о животных. Основы систематики животных. Типы беспозвоночных животных, их многообразие, значение, методика изучения в начальной школе
Билет № 24
Учебники окружающего мира, их функции, структура; методы и приемы работы с учебником на уроках окружающего мира
Тип хордовые. Биологические особенности классов позвоночных животных, многообразие, значение в природе и жизни человека, методика изучения в начальной школе
Билет № 25
Натуральные средства обучения естествознанию, их характеристика, методика использования на уроках окружающего мира
Экология как наука. Экологические факторы. Классификация экологических факторов по происхождению. Экологические системы, методика изучения в начальной школе
Билет № 26
1. Искусственные средства обучения естествознанию, их характеристика, методика использования на уроках окружающего мира
2. Пищевые связи в экосистемах. Трофические уровни: продуценты, консументы, редуценты, методика изучения в начальной школе
Билет № 27
1. Педагогический контроль результатов освоения учебного предмета «Окружающий мир» (предметная область «естествознание»)
2. Основные природные сообщества Краснодарского края, их характеристика: климат, флора и фауна. Охраняемые территории Кубани, методика изучения в начальной школе
Пакет экзаменатора:
Критерии оценивания:
1. Отметка "5" ставится, если студент:
- полно излагает изученный материал, даѐт правильное определенное языковых понятий;
- обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
2. Отметка "4" ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочѐта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
3. Отметка "3" ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
- излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
- излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
4. Отметка "2" ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьѐзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Ведомость промежуточной аттестации (или оценочный лист).
Эталоны ответов:
При ответе на вопрос необходимо отметить:
- определить основные понятия данной темы;
- раскрыть содержание указанных понятий;
- при изложении фактического материала предметной области Естествознание особое внимание обратить на методические особенности преподавания данной темы в начальной школе, указать планируемые результаты (УУД), методы, средства, формы организации учебной деятельности по данной теме