Требования к оформлению презентаций обучающихся. Критерии оценивания презентаций.
Материал подготовила: учитель русского языка и литературы: Христолюбова Ю.А.
Работа (проект, исследование) без критериев оценки напоминает стрельбу с завязанными глазами
Оценка – это не кнут и не пряник , а просто показатель роста , разумеется, если она максимально точна и достоверна.
Всякая оценка предполагает измерение того что есть и его сравнение с тем, что должно быть или тем, что предполагалось.
В работе оценка связана с достижением цели и критериями успешности.
Составляющие успешной работы
Содержание
Оформление
Выступление
Общие подходы к оценке творческих работ учащихся
- Исследовательский характер работы.
- Новизна исследования, эвристичность(творческая состовляющая).
- Актуальность работы.
- Практическая и/или теоретическая значимость.
- Соответствие структуры работы общепринятым требованиям для научных трудов.
- Грамотность и логичность изложения .
Критерии оценивания – четкие эталоны, положения, с помощью которых собственно и осуществляется оценивани е ,
учителю необходимо разработать самостоятельно, а иногда и совместно с учениками. Четко сформулированные критерии оценивания являются своего рода соглашением о "правилах игры", то есть содержат перечень признаков, по которым на защите будут оцениваться результаты ученических работ.
Разработка критериев оценивания – один из самых важных аспектов планирования и организации учебного процесса. Разобраться в технологиях создания критериев оценивания будет проще, если конкретно обозначить, что нужно учитывать, вырабатывая критерии оценивания.
ВО-ПЕРВЫХ, Принципы оценивания ученических работ :
- Важность – оценивание только самых важных ожидаемых результатов;
- Объективность – оценка объективна только тогда, когда основана на конкретных критериях;
- Открытость – ученики изначально знают, что будет оцениваться и по каким критериям;
- Простота – формы оценивания должны быть просты и удобны в применении.
ВО-ВТОРЫХ, критерии оценивания должны стать для учеников надёжной руководящей опорой для обеспечения действительной реализации целей работы. Это произойдет только тогда, когда:
- критерии оценивания будут заранее известны ученикам;
- критерии оценивания будут максимально поддерживающими, стимулирующими полную (разностороннюю) работу по теме проекта;
- критерии оценивания будут поощрять творчество детей;
- критериев будет достаточно много, «чтобы никто не застрял «около нуля»;
- корректно оформленные критерии оценивания могут предъявляться в устной форме, записываться на доске, на бумаге или выводиться при помощи мультимедийного проектора на экран.
В-третьих, одни и те же критерии не должны использоваться для работ разного типа, поэтому для удобства предлагается следующая классификация работ:
Классификация творческих работ учащихся
- Проблемно – реферативные
- Информационно-реферативные
- Экспериментальные
- Натуралистические и описательные
- Исследовательские /проектные
Все эти работы можно выполнить при помощи создания презентаций в Microsoft PowerPoint и др.
В-четвертых , критерии оценивания должны учитывать возраст учеников.
В-пятых , оценивается не сам ученик, а только его деятельность. А одним из компонентов деятельности является самооценка. Значит, должны быть критерии, при помощи которых учащиеся смогут дать себе содержательную и развернутую характеристику собственных результатов.
Главная цель, которую ставит перед собой учитель, разрабатывающий критерии оценивания, - показать ученикам, как на каждом этапе работы они приближаются к запланированным результатам и какие изменения происходят в учебном процессе. Для этого процедура оценивания должна быть организована так, чтобы
- ученик мог самостоятельно развиваться и вести исследование окружающего мира и себя, имея четкое представление, с какой целью он это делает;
- ученик имел четкие критерии оценивания, способствующие не только достижению цели, но и постепенному продвижению к ней;
- ученик получал обратную связь, помогающую корректировать свои действия, направленные на достижение цели.
Таким образом
- при оценке успешности обучающегося в работе (проекте или исследовании )необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности).
- положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел,
который надо зажечь.
Блез Паскаль
Основные правила оформления презентаций
Оформление титульного слайда
Название образовательного учреждения, где выполнялась работа
(название учреждения по уставу, размер шрифта – не менее 24 пт).
Название
( не менее 28 пт, полужирный без точек, без кавычек,
без сопроводительного текста )
Автор: Ф.И.О., класс.
Соавтор : …..
Научный руководитель: Ф.И.О., учёная степень, звание, должность (размер шрифта – не менее 24 пт).
Оформление второго слайда
Общий объём слайда – не более 15 строк текста
Цели и задачи
( размер шрифта – не менее 24 пт)
Общие требования к оформлению презентации
- Единый стиль оформления.
- На слайдах поля, не менее 1 см с каждой стороны.
- « Светлый текст на темном фоне» или « темный текст на светлом фоне».
- Допускаемый размер шрифта – не менее 20 пт., рекомендуемый размер шрифта ≥ 24 пт.
Общие требования к оформлению рисунков
- Не более 2 рисунков на одном слайде.
- Нельзя совмещать статические и динамические рисунки .
Общие требования к оформлению презентации
Все рисунки имеют:
- сквозную нумерацию;
- название;
- при необходимости
сопроводительный текст
не более двух строк.
Рис 1. Автоматизированное рабочее место учителя
Повышения эффективности учебных материалов презентации с помощью цвета
Не более трех цветов и неограниченное количество оттенков этих цветов.
Холодные цвета вызывают торможение и снижение эффективности умственной деятельности.
Теплые цвета улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность.
Влияние фона на восприятие презентационного материала
вызывают отрицательные эмоции
и
торможение в восприятии материала
Влияние фона на восприятие презентационного материала
воспроизведение учебного материала фрагментальное
воспроизведение учебного материала детальное
Общие требования к оформлению заключительных слайдов презентации
- Слайд выводы или заключение (выводы пишутся изходя из целей)
- Библиография
- (ГОСТ 7.05-2008 по
- оформлению
- библиографических ссылок )
Рекомендации
Для правильной работы презентации все вложенные файлы (документы, видео, звук и пр.) размещайте в ту же папку, что и презентацию.
Рисунки необходимо сжимать.
Пример оценочного листа презентации ученика
Оценочный лист презентации
Фамилия, имя ученика, класс
Содержание:
1) соответствие заявленной теме;
Форма (зрительный ряд):1) имеет четкую понятную структуру;
Выступление:
2) сформулированы цели задачи;
2) имеет логическую последовательность (обязательно титульный лист и список используемой литературы);
1) соответствующее заявленным пунктам защитное слово,
3) логичность и последовательность изложения текста;
3) текст презентации читаем;
2) понимание информационного содержания презентации,
4) раскрытие выбранной темы;
4) отсутствие ошибок (логических, фактических, орфографических, этических и т.п.)
5) корректное цветовое оформление, подобраны соответствующие иллюстрации.
3) умение общаться с аудиторией,
5) наличие выводов.
4) беглое и выразительное прочтением защитного слова,
5) полные и содержательные ответы на вопросы аудитории.
За каждый пункт ставится от 0 до 5 баллов, максимальная сумма 15 баллов.
Критерии:
- 15-14 баллов – «5»
- 13-11 баллов – «4»
- 10-8 баллов – «3»
- 7-0 баллов – «2»
Спасибо за внимание
Список используемой литературы:
- http ://www.myshared.ru/slide/899382 /
- http:// ru.calameo.com/read/00061754085060184ee8a
- http:// pandia.ru/text/78/625/49399.php
- http:// nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/10/31/problemy-shkolnoy-otsenki-v-sovremennoy
- http:// ppt4web.ru/informatika/trebovanija-k-oformleniju-prezentacii0.html
- http:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/10/07/trebovaniya-k-multimediynym-prezentatsiyam
- http:// www.ivanovff.narod.ru/support/teach_su/dokument/ocenkapr.htm