СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценивание учебных достижений учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к докладу на пед.совете. Составлена в соавторстве с педагогом Амелиной Ольгой Анатольевной для обмена опытом.

Просмотр содержимого документа
«Оценивание учебных достижений учащихся.»

Оценивание  учебных достижений  учащихся ГБОУ ТРОЦ «Солнышко», Константиниду М.В., Амелина О.А.  Москва Троицк 2017

Оценивание учебных достижений учащихся

ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»,

Константиниду М.В.,

Амелина О.А.

Москва Троицк

2017

 В соответствии с требованиями ФГОС меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся.  ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ   сочетание внешней и внутренней оценки оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач комплексный подход к оценке результатов образования уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их использование планируемых результатов освоения ООП в качестве содержательной и критериальной базы оценки использование новых форм работ (проекты, творческие работы, самоанализ и т.д.) оценка динамики образовательных достижений обучающегося

В соответствии с требованиями ФГОС меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся.

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ

сочетание внешней и внутренней оценки

оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач

комплексный подход к оценке результатов образования

уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их

использование планируемых результатов освоения ООП в качестве содержательной и критериальной базы оценки

использование новых форм работ (проекты, творческие работы, самоанализ и т.д.)

оценка динамики образовательных достижений обучающегося

Существует понятие « ВНУТРИКЛАССНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ». Что же это такое?   ВНУТРИКЛАССНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – это оценивание учителем своих учеников, плюс оценивание учениками самих себя и своих товарищей. В том числе оценивание группой учеников работы своей или другой группы в целом и каждого ее участника в отдельности. Традиционная работа учителя в классе сегодня уже включает в себя эти элементы внутриклассного оценивания, они также присутствуют в новых образовательных стандартах.   Однако возникают вопросы:   Что оценивать?  По какой шкале?  Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание?  Как определять итоговую оценку?

Существует понятие « ВНУТРИКЛАССНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ». Что же это такое?

ВНУТРИКЛАССНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – это оценивание учителем своих учеников, плюс оценивание учениками самих себя и своих товарищей. В том числе оценивание группой учеников работы своей или другой группы в целом и каждого ее участника в отдельности. Традиционная работа учителя в классе сегодня уже включает в себя эти элементы внутриклассного оценивания, они также присутствуют в новых образовательных стандартах.

Однако возникают вопросы:

Что оценивать?

По какой шкале?

Где накапливать и фиксировать результаты?

Кто должен осуществлять оценивание?

Как определять итоговую оценку?

ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? КТО ОЦЕНИВАЕТ?  Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные! Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку-знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной). Привычная форма оценки теперь дополняется такой новой формой контроля результатов, как: – самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности) . Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойные оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака в фиксированной системе). Результаты учителя – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (итоговая диагностика).

ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

КТО ОЦЕНИВАЕТ?

Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные!

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку-знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной). Привычная форма оценки теперь дополняется такой новой формой контроля результатов, как:

– самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности) .

Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойные оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака в фиксированной системе).

Результаты учителя – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (итоговая диагностика).

В системе оценивания на начальной ступени обучения мы используем преимущественно внутреннюю оценку, выставляемую педагогом. Она включает в себя разнообразные методы оценивания и самооценку учащихся. Виды оценивания: Традиционные : -тест; - экспресс-опрос; -расширенный опрос -контрольные упражнения. Интерактивные : -наблюдения; -задания, моделирующие реальные жизненные ситуации,; -взаимоконтроль и самоконтроль.

В системе оценивания на начальной ступени обучения мы используем преимущественно внутреннюю оценку, выставляемую педагогом. Она включает в себя разнообразные методы оценивания и самооценку учащихся.

Виды оценивания:

Традиционные :

-тест;

- экспресс-опрос;

-расширенный опрос

-контрольные упражнения.

Интерактивные :

-наблюдения;

-задания, моделирующие реальные

жизненные ситуации,;

-взаимоконтроль и самоконтроль.

 В нашем ОУ в 1-2 классах принята безоценочная система обучения, однако необходимо наблюдать за динамикой развития обучающихся, отмечать их достижения и фиксировать результаты этих наблюдений с целью организации дальнейшего обучения.   Для этого мы используем таблицы, технологические карты, листы достижений, куда в течение обучения в 1 и 2 классах вносим результаты  наблюдений.

В нашем ОУ в 1-2 классах принята безоценочная система обучения, однако необходимо наблюдать за динамикой развития обучающихся, отмечать их достижения и фиксировать результаты этих наблюдений с целью организации дальнейшего обучения. Для этого мы используем таблицы, технологические карты, листы достижений, куда в течение обучения в 1 и 2 классах вносим результаты наблюдений.

В начале 1 класса мы заполняем технологическую карту. Результаты достижений во 2,3,и 4 классах в дальнейшем фиксируются в ней, что позволяет проследить динамику развития обучающегося.

В начале 1 класса мы заполняем технологическую карту. Результаты достижений во 2,3,и 4 классах в дальнейшем фиксируются в ней, что позволяет проследить динамику развития обучающегося.

Одним из элементов комплексной диагностики сформированности УУД на основе системно-деятельностного подхода с целью мониторинга индивидуального прогресса учебных действий является ведение ЛИСТА НАБЛЮДЕНИЙ (метапредметные умения)

Одним из элементов комплексной диагностики сформированности УУД на основе системно-деятельностного подхода с целью мониторинга индивидуального прогресса учебных действий является ведение ЛИСТА НАБЛЮДЕНИЙ (метапредметные умения)

 В процессе обучения учитель осуществляет НАБЛЮДЕНИЕ за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (результаты фиксирует в таблице).  Например: Дата наблюдения:__.2 класс. Лист наблюдений за формированием регулятивных УУД  (представляются только положительные результаты ) Предмет: Русский язык . Схема фиксирования результатов наблюдения: Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 1. Иван С. Ученики Умение учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. 2. Роман С.  Умение учиться планировать учебную деятельность на уроке.  + Умение высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки  + Умение работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты)  + +/- Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем +   + Формирование УУД в соответствии с необходимым уровнем ВЫВОДЫ + Формирование УУД не соответствует необходимому уровню

В процессе обучения учитель осуществляет НАБЛЮДЕНИЕ за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (результаты фиксирует в таблице).

Например:

Дата наблюдения:__.2 класс. Лист наблюдений за формированием регулятивных УУД

(представляются только положительные результаты )

Предмет: Русский язык . Схема фиксирования результатов наблюдения:

Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

1. Иван С.

Ученики

Умение учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

2. Роман С.

Умение учиться планировать учебную деятельность на уроке.

+

Умение высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

+

Умение работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты)

+

+/-

Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

+

+

Формирование УУД в соответствии с необходимым уровнем

ВЫВОДЫ

+

Формирование УУД не соответствует необходимому уровню

Оценка выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в паре или группе (например, выполнение ими экспериментальных работ, чтение и пересказ, участие в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.);

Оценка выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в паре или группе (например, выполнение ими экспериментальных работ, чтение и пересказ, участие в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.);

Взаимооценка Оценивание работы в парах при изучении нового материала Оценивание работы в группах при изучении нового материала Оценивание работы в парах и группах при закреплении материала : Критерии взаимооценки: - правильность изложения материала   -логика изложения материала, чёткость   -культура изложения материала   -поведение в группе, умение сотрудничать
  • Взаимооценка
  • Оценивание работы в парах при изучении нового материала
  • Оценивание работы в группах при изучении нового материала
  • Оценивание работы в парах и группах при закреплении материала
  • :
  • Критерии взаимооценки:

- правильность изложения материала

-логика изложения материала, чёткость

-культура изложения материала

-поведение в группе, умение сотрудничать

Наблюдение за участием в групповой работе * ( за один урок наблюдение ведётся за одним учеником, за неделю – всеми учениками одной группы, за месяц – за всеми учениками класса )  Схема фиксирования результатов наблюдения

Наблюдение за участием в групповой работе * ( за один урок наблюдение ведётся за одним учеником, за неделю – всеми учениками одной группы, за месяц – за всеми учениками класса ) Схема фиксирования результатов наблюдения

Также используем:  -ТЕСТИРОВАНИЕ  (как правило, для оценки продвижения в освоении системы формальных знаний, но не только; см., например, стандартизированные варианты итоговых комплексных работ, проверочных работ; -ДИАГНОСТИКИ УУД  В соответствии с требованиями ФГОС необходимой составляющей системы оценивания достижений обучающегося является ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЛЕКСИИ .  Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
  • Также используем:
  • -ТЕСТИРОВАНИЕ (как правило, для оценки продвижения в освоении системы формальных знаний, но не только; см., например, стандартизированные варианты итоговых комплексных работ, проверочных работ;
  • -ДИАГНОСТИКИ УУД

  • В соответствии с требованиями ФГОС необходимой составляющей системы оценивания достижений обучающегося является ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЛЕКСИИ .

  • Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

«Алгоритм самооценки»:   Какое было задание (учимся вспоминать цель работы).  2. Удалось ли выполнить задание (учимся сравнивать результат с целью).  3. Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки).  4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью (учимся оценивать процесс).  В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы, например: «какую себе поставишь отметку?» и т.д.

«Алгоритм самооценки»:

  • Какое было задание (учимся вспоминать цель работы).

2. Удалось ли выполнить задание (учимся сравнивать результат с целью).

3. Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки).

4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью (учимся оценивать процесс).

В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы, например: «какую себе поставишь отметку?» и т.д.

Лист самооценки Ф. И. _______________________ Сегодня на уроке Знаю/умею Хочу знать/научиться   Узнал/научился                                  

Лист самооценки

Ф. И. _______________________

Сегодня на уроке

Знаю/умею

Хочу знать/научиться

 

Узнал/научился

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВНЕШНЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ УРОВНЯ САМОЦЕНКИ   Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями.   Этот способ деятельности мной еще не освоен. Мне не все понятно. В моей работе есть ошибки, мне нужна помощь.   Я не понял материал, не мог выполнить задания. Мне срочно нужна помощь.

ВНЕШНЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ УРОВНЯ САМОЦЕНКИ

Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями.

Этот способ деятельности мной еще не освоен. Мне не все понятно. В моей работе есть ошибки, мне нужна помощь.

Я не понял материал, не мог выполнить задания. Мне срочно нужна помощь.

Результаты итоговых контрольных работ также фиксируются в таблице Линия развития Речевые умения Умения Фамилия, правильно списывать слова, предложения,тексты проверять написаное 1. Самойлов В. составлять предложения, текст на заданНую тему + 2.Старовойтов Р. имя проверять написанное +/- ученика Учебно-языковые умения усп-ть по классу + /- + выполнять звуко-буквенный анализ слов 55% - - находить корень в группе однокоренных + 30% слов 50% подбирать однокоренные - + находить в словах суффиксы, приставки слова + + 50% Овладение орфографией и пунктуацией - 100% + ставить вопросы к словам в предложении делить слова для переноса - 50% + 50% +/- + писать большую букву в словах безударная гласная, проверяема яударением - 75% + - 50% слова с непроверяемой безударной гласной корне + - проверяемые согласные на конце слова 50% ь для обозначения мягкости согласного звука + 50% буквосочетания чк, чн нч и пр. - + - разделительный 50% ь и ъ графически объяснять выбор написаний + находить и исправлять ошибки Итоговая отметка - успеваемость % + 50% - качество 100 10 100 50% 10 55% 55%

Результаты итоговых контрольных работ также фиксируются в таблице

Линия развития

Речевые умения

Умения

Фамилия,

правильно списывать слова, предложения,тексты проверять написаное

1. Самойлов В.

составлять предложения, текст на заданНую тему

+

2.Старовойтов Р.

имя

проверять написанное

+/-

ученика

Учебно-языковые умения

усп-ть по классу

+ /-

+

выполнять звуко-буквенный анализ слов

55%

-

-

находить корень в группе однокоренных

+

30%

слов

50%

подбирать однокоренные

-

+

находить в словах суффиксы, приставки

слова

+

+

50%

Овладение орфографией и пунктуацией

-

100%

+

ставить вопросы к словам в предложении

делить слова для переноса

-

50%

+

50%

+/-

+

писать большую букву в словах

безударная гласная, проверяема яударением

-

75%

+

-

50%

слова с непроверяемой безударной гласной корне

+

-

проверяемые согласные на конце слова

50%

ь для обозначения мягкости согласного звука

+

50%

буквосочетания чк, чн нч и пр.

-

+

-

разделительный

50%

ь и ъ

графически объяснять выбор написаний

+

находить и исправлять ошибки

Итоговая отметка

-

успеваемость

%

+

50%

-

качество

100

10

100

50%

10

55%

55%

В конце каждого учебного года можно заполнить таблицу своих достижений. МОИ УСПЕХИ В 1 КЛАССЕ Чему я научился на уроках по всем предметам (общеучебные и предметные умения) Умения Самооценка и оценка учителя 1.Я могу сказать, что и зачем мы будем делать на уроке 2.Я могу сказать, что нового я узнал на уроке. 3.Я умею наблюдать и делать выводы. 4.Я могу запомнить важные сведения. 5.Я с уважением отношусь к другим людям. 6.Я выполняю правила поведения в классе

В конце каждого учебного года можно заполнить таблицу своих достижений.

МОИ УСПЕХИ В 1 КЛАССЕ

Чему я научился на уроках по всем предметам (общеучебные и предметные умения)

Умения

Самооценка и оценка учителя

1.Я могу сказать, что и зачем мы будем делать на уроке

2.Я могу сказать, что нового я узнал на уроке.

3.Я умею наблюдать и делать выводы.

4.Я могу запомнить важные сведения.

5.Я с уважением отношусь к другим людям.

6.Я выполняю правила поведения в классе

Особое место в новой системе оценивания отводится портфелю достижений (ПОРТФОЛИО) – средству накопления информации об образовательных результатах ученика. Это индивидуальная папка, в которой отмечаются достижения по учебным предметам. В рубриках «Мои достижения» накапливаются работы учащихся, отражающие динамику их учебных достижений, грамоты за участие в конкурсах

Особое место в новой системе оценивания отводится портфелю достижений (ПОРТФОЛИО) – средству накопления информации об образовательных результатах ученика.

Это индивидуальная папка, в которой отмечаются достижения по учебным предметам.

В рубриках «Мои достижения» накапливаются работы учащихся, отражающие динамику их учебных достижений, грамоты за участие в конкурсах

Особенности оценивания учебных достижений детей в начальной школе.   1) Оценивание должно начинаться с первого дня обучения;  2) При оценивании необходимо опираться на успех ребенка;  3) Оценивание должно осуществляться последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке ее содержания;  4) Оценка обязательно должна вырисовывать перспективы ребенку;  5) Оценка должна осуществляться на основе четких, понятных ребенку критериев;   6)Оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные ЗУН, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребенка, его прилежание и старание;  7) Оценивание должно проводиться в системе.

Особенности оценивания учебных достижений детей в начальной школе.

1) Оценивание должно начинаться с первого дня обучения; 2) При оценивании необходимо опираться на успех ребенка; 3) Оценивание должно осуществляться последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке ее содержания; 4) Оценка обязательно должна вырисовывать перспективы ребенку; 5) Оценка должна осуществляться на основе четких, понятных ребенку критериев;  6)Оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные ЗУН, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребенка, его прилежание и старание; 7) Оценивание должно проводиться в системе.

 Все применяемые средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.

Все применяемые средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.