Тема работы:
Исследование качества воды на территории деревни Головково Нарофоминского района Московской области.
Цель работы:
Изучение качества воды, оценка экологического состояния воды.
Методы и приёмы:
Эмпирические, математические, гидрохимические, визуально-калориметрические, приборные лабораторные методы.
Мною рассмотрены несколько проб из разных источников: 1 проба - очистные(болото); 2 проба- река Таруса; 3 проба - водопроводная вода; 4 проба- родник.
1 проба-очистные (болото)
2 проба-река Таруса
3 проба- водопроводная вода
4 проба-родник
Провели следующие исследования:
- определение водородного показателя (рН) воды;
- определение общей и карбонатной жесткости воды;
- количественное определение нитратов, хлоридов и сульфатов;
- обнаружение солей тяжелых металлов;
- Сравнение полученных анализов водопроводной воды с данными «Водоканала».
Для определения рН использовали портативный тест-комплект. Окраску раствора сравнили с контрольной шкалой.
Исследование рН среды в разных водоемах
таблица №1
№
пробы
место отбора пробы
1
рН( H2O)
Очистные(болото)
2
Река Таруса
3
5
Водопровод
4
7,3
Родник
6,8
7,8
Вывод: пониженное значение рН в пробе №1. Это объясняется повышенным содержанием гуминовых и других природных кислот в болоте и наличием минеральных кислот в сточных водах очистного сооружения.
Более точно величину рН измеряли при помощи комбинированного измерителя L микро на компьютере.
Следующая проделанная мною работа - определение жесткости воды.
Определение жесткости воды
таблица №2
Вода
Общая жесткость
Очистные
5
Карбонатная
жесткость
Река Таруса
V HCl , мл
8
5,5
Водопроводная
2,4
4,7
Родник
11
9,2
4
2,6
2,7
6
2
Вывод: высокая карбонатная жесткость в водопроводной воде и в реке Таруса. Утечки из канализации приводит к растворению горных парод. Минерализации воды в водоёмах ещё определяется геологических строением, типом почвы.
Отработанный карьер
Жесткая вода вызывает образование камней в почках, печени, нарушает кальциевый баланс в организме, что приводит к заболеваниям костей, крови.
Определение сульфат и хлорид ионов.
Определение нитрат-ионов.
Данные исследования на хлорид, сульфат и нитрат ионов
Таблица №3
№
Место отбора
Содержание хлоридов нитратов и сульфат-ионов в воде
1
Очистные
Хлориды
2
3
Сульфаты
330
Река Таруса
420
Водопровод
4
290
Нитраты
450
159,75
43
Родник
500
52
210
30
343
50
Вывод: содержание сульфатов и хлоридов во всех пробах не превышает ПДК. Превышение нормы нитратами в пробах №2 и №4 можно объяснить стоками сельскохозяйственных угодий, полей, где используют удобрения и пестициды.
Для обнаружения ионов тяжелых металлов я использовала тест-комплекты и проводил качественные реакции на ионы.
2CuSO 4 +K 4 [Fe(CN ) 6 ]= Cu 2 [Fe(CN) 6 ] + 2K 2 SO 4 4Fe С l 3 +3K 4 [Fe(CN) 6 ]= Fe 4 [Fe(CN) 6 ] 3 + 12KCl Pb ( C Н3 COO ) 2 + K 2 CrO 4 = PbCrO 4 + 2 C Н 3 COOK
Качественные реакции на ионы меди, свинца и железа.
Содержание ионов тяжелых металлов в воде
Таблица №4
№
Место отбора пробы
1
Содержание
ионов свинца
Очистные
2
Река Таруса
Содержание ионов меди
3
0,006
1
0,001
4
Содержание ионов железа
Водопровод
Родник
0,5
__
0,4
__
0,3
__
__
2
1
Вывод: повышенное содержание ионов свинца в пробе №1, можно объяснить близким расположением металлического мусора.
Результаты исследования водопроводной воды и показатели «Водоканала» мг/л.
Таблица №5
Показатели
Жесткость
воды
рН
среда
Водоканала
Содержание
NO 3
8
Лицея
Cl
9,2
7,8
SO 4
-
6,8
30
200
C содержание ионов тяжелых металлов
458
F е
159,75
2
Р b
500
-
Си
2
0,5
__
__
Вывод: результаты анализов водопроводной воды приблизительно соответствует «Водоканалу». Значит исследовательская работа проведена правильно.
Пониженное значение рН в пробе №1
Высокая карбонатная жесткость в пробах №3 и №4
Превышение нормы нитрат иона в пробе №2 и №4
Превышение содержание свинца в пробе №1
Общий вывод:
1) Водоёмы на территории Головково загрязнены умеренно.
2) Качество водопроводной воды можно оценить удовлетворительно.
3) Водопроводная вода пригодна к употреблению.
4) Воды родника и речки будем исследовать повторно.
5) Водоканалу необходимо пересмотреть методы очистки сточных вод.
6) Необходимо ликвидировать мусор и установить контроль.
Работа выполнена Ученицей 10 класса МОУ лицея имени Героя России Веры Волошиной: Понаморевой Вероникой, под руководством Барановой Е.Е. – учителя экологии и географии.
Спасибо за внимание!