СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценка: понятие, функции.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочная деятельность учителя  завершается выставлением оценок. По сложившейся традиции в учебном процессе слово «оценка» означает некий результат. В более  широком значении под этим словом понимается не только конечный результат, но и процесс формирования оценки. Оценивание является необходимым компонентом процесса контроля, результаты которого имеют большое значение для учащихся и их родителей, поскольку школьные оценки влияют в той или иной степени на будущее ребенка и вносят элемент  соревнования в отношения учащихся. Казалось бы, такие аргументы  должны вызывать у педагога стремление к максимальной  объективности и беспристрастности. Однако зачастую этого не  происходит, например, в тех случаях, когда оценки ставятся в спешке или зависят от личностных отношений учителя и ученика,  посещаемости занятий, поведения учащегося на уроках и т.д. Для придания оценки максимальной объективности и  адекватности поставленной цели контроля необходимо сосредоточиться на предмете оценивания и минимизировать влияние других  факторов, смещающих оценочные суждения. Конечно, в реальности на каждую оценку, выставленную традиционным путем, оказывают влияние различные факторы, поэтому такие оценки нельзя использовать для сравнения результатов работы учителей,  интерпретировать их в управлении качеством образования. Педагогические оценки нередко ошибочно отождествляют с отметками. ( Современные средства оценивания результатов обученияЗвонников В.И., Челышкова М.Б., 2007. Учебное пособие посвящено истории, методам и средствампедагогического контроля.)

Просмотр содержимого документа
«Оценка: понятие, функции.»

Оценка: понятие, функции  Связь оценки и самооценки Исполнитель : Гладких А.А

Оценка: понятие, функции Связь оценки и самооценки

Исполнитель :

Гладких А.А

Понятие « Оценка»  - это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме.  «Оценка» - это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями. «Оценка» может быть разнообразной, вариативной в зависимости от типа образовательных учреждений, их специфики и направленности . «Опять двойка» Ф.Решетников

Понятие

« Оценка» - это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме.

«Оценка» - это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.

«Оценка» может быть разнообразной, вариативной в зависимости от типа образовательных учреждений, их специфики и направленности .

«Опять двойка» Ф.Решетников

Понятие Р.Ф. Кривошаповой и О.Ф. Силютиной оценка понимается как развернутое, глубоко мотивированное отношение учителя и коллектива класса к результатам достижений каждого учащегося. Н.А. Батурин считает, что оценка - это психический процесс отражения объект-объектных, субъект-субъектных и субъект-объектных отношений превосходства и предпочтения, который реализуется в ходе сравнения предмета оценки и оценочного основания. «Опять двойка» Ф.Решетников

Понятие

Р.Ф. Кривошаповой и О.Ф. Силютиной оценка понимается как развернутое, глубоко мотивированное отношение учителя и коллектива класса к результатам достижений каждого учащегося.

Н.А. Батурин считает, что оценка - это психический процесс отражения объект-объектных, субъект-субъектных и субъект-объектных отношений превосходства и предпочтения, который реализуется в ходе сравнения предмета оценки и оценочного основания.

«Опять двойка» Ф.Решетников

Оценка – элемент педагогической технологии . Оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Оценка – это процесс или деятельность, связанная с оцениванием интеллектуальной, мнемической, перцептивной и двигательной активности школьника (решение задачи). Отметка – это формально-логический итог оценочной деятельности  
  • Оценка – элемент педагогической технологии .
  • Оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.
  • Оценка – это процесс или деятельность, связанная с оцениванием интеллектуальной, мнемической, перцептивной и двигательной активности школьника (решение задачи). Отметка – это формально-логический итог оценочной деятельности  
Оценка выражает результат, а отметка служит для установления численных аналогов оценочных суждений Отметка - способ выражения педагогической оценки Отметка - это балльное выражение педагогической оценки в соответствии с программными нормами по учебным предметам.     «Опять пятерка»  (1954)  Н. Заболотский

Оценка выражает результат, а отметка служит для установления численных аналогов оценочных суждений

  • Отметка - способ выражения педагогической оценки
  • Отметка - это балльное выражение педагогической оценки в соответствии с программными нормами по учебным предметам.

  «Опять пятерка»  (1954)  Н. Заболотский

В отличие от других способов оценивания, отметки учащихся фиксируются в школьной документации - классных журналах, протоколах экзаменов, ведомостях, а также в личной документации учащихся - дневниках, свидетельствах, аттестатах, специально выдаваемых справках «Переэкзаменовка» Ф. Решетников

В отличие от других способов оценивания, отметки учащихся фиксируются в школьной документации - классных журналах, протоколах экзаменов, ведомостях, а также в личной документации учащихся - дневниках, свидетельствах, аттестатах, специально выдаваемых справках

«Переэкзаменовка» Ф. Решетников

Функции оценки ориентация ученика об уровне его знаний и степени соответствия нормативу; информирование об успехах и неудачах в учебе; выражение общего суждения учителя об ученике; стимулирование активной учебной деятельности.  

Функции оценки

  • ориентация ученика об уровне его знаний и степени соответствия нормативу;
  • информирование об успехах и неудачах в учебе;
  • выражение общего суждения учителя об ученике;
  • стимулирование активной учебной деятельности.
  •  
По Б.Г. Ананьеву оценка может быть : ориентирующей, воздействующей на умственную работу школьника, содействующей осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний; стимулирующей, воздействующей на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха и неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений; воспитывающей - под непосредственным влиянием отметки происходит «ускорение или замедление темпов умственной работы, качественные сдвиги (изменение приемов работы), изменение в структуре апперцепции, преобразование интеллектуальных механизмов».

По Б.Г. Ананьеву оценка может быть :

  • ориентирующей, воздействующей на умственную работу школьника, содействующей осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний;
  • стимулирующей, воздействующей на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха и неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
  • воспитывающей - под непосредственным влиянием отметки происходит «ускорение или замедление темпов умственной работы, качественные сдвиги (изменение приемов работы), изменение в структуре апперцепции, преобразование интеллектуальных механизмов».
Существует несколько способов оценки Сопоставительный или сравнительный. (Учитель сравнивает действия, навыки и знания одного ученика с другим.) Нормативный. (Таким способом оценивают итоги исходя из требований стандарта образования и из программных требований.) Личностный. (Ответ ученика сравнивают с его действиями, навыками, знаниями и ответами в прошлом, соотносят с личностным потенциалом обучающегося.)

Существует несколько способов оценки

  • Сопоставительный или сравнительный. (Учитель сравнивает действия, навыки и знания одного ученика с другим.)
  • Нормативный. (Таким способом оценивают итоги исходя из требований стандарта образования и из программных требований.)
  • Личностный. (Ответ ученика сравнивают с его действиями, навыками, знаниями и ответами в прошлом, соотносят с личностным потенциалом обучающегося.)
Виды педагогической оценки   в психолого-педагогической литературе  выделяют оценки  по  знаку (положительные и отрицательные); по  времени (упреждающие, констатирующие, отсроченные); по  объему работы (за часть работы, за полностью выполненную работу); по  широте личности  (в целом или отдельные проявления); по  форме  (оценочное суждение, отметка, поведение в отношении ученика) и др.

Виды педагогической оценки

  в психолого-педагогической литературе  выделяют оценки  по  знаку (положительные и отрицательные); по  времени (упреждающие, констатирующие, отсроченные); по  объему работы (за часть работы, за полностью выполненную работу); по  широте личности  (в целом или отдельные проявления); по  форме  (оценочное суждение, отметка, поведение в отношении ученика) и др.

Виды педагогической оценки Предметные оценки Персональные педагогические оценки   Материальные   Моральная   Результативные   Процессуальные Количественные   Качественные

Виды педагогической оценки

  • Предметные оценки
  • Персональные педагогические оценки  
  • Материальные  
  • Моральная  
  • Результативные  
  • Процессуальные
  • Количественные  
  • Качественные
Ананьев Б.Г. рассматривает оценку как динамическую систему и выделяет уровни ее развития: 1) парциальные оценки (существуют в форме отдельных высказываний учителя о качествах личности школьника и его достижениях в ситуации опроса); 2)   фиксированные оценки (существуют в форме отметок как знаков оценки); 3)    интегрированные оценки (существуют в форме педагогических характеристик; педагогическая характеристика – это не просто набор высказываний учителя, а определенная связь между ними, то есть сочетание и соотношение качеств личности школьника).

Ананьев Б.Г. рассматривает оценку как динамическую систему и выделяет уровни ее развития:

  • 1) парциальные оценки (существуют в форме отдельных высказываний учителя о качествах личности школьника и его достижениях в ситуации опроса);
  • 2)   фиксированные оценки (существуют в форме отметок как знаков оценки);
  • 3)    интегрированные оценки (существуют в форме педагогических характеристик; педагогическая характеристика – это не просто набор высказываний учителя, а определенная связь между ними, то есть сочетание и соотношение качеств личности школьника).
 Психолог и педагог Б.Г. Ананьев выделял типы оценок в ситуации опроса:  опосредованная, неопределенная оценка, замечание, отрицание, согласие, ободрение, порицание, одобрение, подкрепление и наказание   «Прибыл на каникулы» Ф. Решетников

Психолог и педагог Б.Г. Ананьев выделял типы оценок в ситуации опроса:

опосредованная, неопределенная оценка, замечание, отрицание, согласие, ободрение,

порицание, одобрение, подкрепление и наказание  

«Прибыл на каникулы» Ф. Решетников

Самооценка — оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
  • Самооценка — оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка - это феномен, представляющий собой ценность, приписываемую себе как личности и собственным деяниям индивидами, которая выполняет три стрежневые функции: регуляцию, развитие и защиту.

Самооценка - это феномен, представляющий собой ценность, приписываемую себе как личности и собственным деяниям индивидами, которая выполняет три стрежневые функции: регуляцию, развитие и защиту.

Самооценка Завышенная самооценка - это склонность человека преувеличивать собственные способности и достижения, часто преуменьшая при этом способности других. Заниженная самооценка  - это склонность человека не вполне объективно оцениваем себя и свои способности, преуменьшая их значимость.

Самооценка

  • Завышенная самооценка - это склонность человека преувеличивать собственные способности и достижения, часто преуменьшая при этом способности других.
  • Заниженная самооценка - это склонность человека не вполне объективно оцениваем себя и свои способности, преуменьшая их значимость.
«Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись» (В.А. Сухомлинский)

«Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись» (В.А. Сухомлинский)

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!