Оценка: понятие, функции Связь оценки и самооценки
Исполнитель :
Гладких А.А
Понятие
« Оценка» - это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме.
«Оценка» - это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
«Оценка» может быть разнообразной, вариативной в зависимости от типа образовательных учреждений, их специфики и направленности .
«Опять двойка» Ф.Решетников
Понятие
Р.Ф. Кривошаповой и О.Ф. Силютиной оценка понимается как развернутое, глубоко мотивированное отношение учителя и коллектива класса к результатам достижений каждого учащегося.
Н.А. Батурин считает, что оценка - это психический процесс отражения объект-объектных, субъект-субъектных и субъект-объектных отношений превосходства и предпочтения, который реализуется в ходе сравнения предмета оценки и оценочного основания.
«Опять двойка» Ф.Решетников
- Оценка – элемент педагогической технологии .
- Оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.
- Оценка – это процесс или деятельность, связанная с оцениванием интеллектуальной, мнемической, перцептивной и двигательной активности школьника (решение задачи). Отметка – это формально-логический итог оценочной деятельности
Оценка выражает результат, а отметка служит для установления численных аналогов оценочных суждений
- Отметка - способ выражения педагогической оценки
- Отметка - это балльное выражение педагогической оценки в соответствии с программными нормами по учебным предметам.
«Опять пятерка» (1954) Н. Заболотский
В отличие от других способов оценивания, отметки учащихся фиксируются в школьной документации - классных журналах, протоколах экзаменов, ведомостях, а также в личной документации учащихся - дневниках, свидетельствах, аттестатах, специально выдаваемых справках
«Переэкзаменовка» Ф. Решетников
Функции оценки
- ориентация ученика об уровне его знаний и степени соответствия нормативу;
- информирование об успехах и неудачах в учебе;
- выражение общего суждения учителя об ученике;
- стимулирование активной учебной деятельности.
-
По Б.Г. Ананьеву оценка может быть :
- ориентирующей, воздействующей на умственную работу школьника, содействующей осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний;
- стимулирующей, воздействующей на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха и неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
- воспитывающей - под непосредственным влиянием отметки происходит «ускорение или замедление темпов умственной работы, качественные сдвиги (изменение приемов работы), изменение в структуре апперцепции, преобразование интеллектуальных механизмов».
Существует несколько способов оценки
- Сопоставительный или сравнительный. (Учитель сравнивает действия, навыки и знания одного ученика с другим.)
- Нормативный. (Таким способом оценивают итоги исходя из требований стандарта образования и из программных требований.)
- Личностный. (Ответ ученика сравнивают с его действиями, навыками, знаниями и ответами в прошлом, соотносят с личностным потенциалом обучающегося.)
Виды педагогической оценки
в психолого-педагогической литературе выделяют оценки по знаку (положительные и отрицательные); по времени (упреждающие, констатирующие, отсроченные); по объему работы (за часть работы, за полностью выполненную работу); по широте личности (в целом или отдельные проявления); по форме (оценочное суждение, отметка, поведение в отношении ученика) и др.
Виды педагогической оценки
- Предметные оценки
- Персональные педагогические оценки
- Материальные
- Моральная
- Результативные
- Процессуальные
- Количественные
- Качественные
Ананьев Б.Г. рассматривает оценку как динамическую систему и выделяет уровни ее развития:
- 1) парциальные оценки (существуют в форме отдельных высказываний учителя о качествах личности школьника и его достижениях в ситуации опроса);
- 2) фиксированные оценки (существуют в форме отметок как знаков оценки);
- 3) интегрированные оценки (существуют в форме педагогических характеристик; педагогическая характеристика – это не просто набор высказываний учителя, а определенная связь между ними, то есть сочетание и соотношение качеств личности школьника).
Психолог и педагог Б.Г. Ананьев выделял типы оценок в ситуации опроса:
опосредованная, неопределенная оценка, замечание, отрицание, согласие, ободрение,
порицание, одобрение, подкрепление и наказание
«Прибыл на каникулы» Ф. Решетников
- Самооценка — оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка - это феномен, представляющий собой ценность, приписываемую себе как личности и собственным деяниям индивидами, которая выполняет три стрежневые функции: регуляцию, развитие и защиту.
Самооценка
- Завышенная самооценка - это склонность человека преувеличивать собственные способности и достижения, часто преуменьшая при этом способности других.
- Заниженная самооценка - это склонность человека не вполне объективно оцениваем себя и свои способности, преуменьшая их значимость.
«Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись» (В.А. Сухомлинский)
Спасибо за внимание