СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Оттепель» в духовной жизни общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был открытым и использовался на межшкольном образовательном обозе.

Просмотр содержимого документа
«« Оттепель» в духовной жизни общества»

Пояснительная записка

Я выбрал этот урок в 9 классе из раздела «СССР в 1953-1964гг вторым после урока «Последние годы сталинского правления» . На мой взгляд, это очень малоизученная на уроках тема, потому что не хватает времени дать представление о духовной культуре при огромном объеме информации, поэтому я решил на нескольких примерах из истории литературы и истории изобразительного искусства выявить основные противоречия хрущевской оттепели и дать возможность обучающимся самим из огромного материала выделить главное. Моя задача: на основе системно-деятельностного подхода, используя исследовательско-поисковую технологию, развивать личностные, предметные и метапредметные УУД. Поощрять обучающихся к самостоятельному поиску путей решения проблемных заданий, способствовать эффективному накоплению своего собственного личностного опыта и т.д.





МКОУ «Липицкая СОШ»

Учитель истории и обществознания

Ямницкий Игорь Юрьевич

Тема урока по истории в 9 классе:

« Оттепель» в духовной жизни общества»

Показ ролика и формирование темы урока.

Мотивация

Пилюгина. А. Эпиграф урока:

Я пропал, как зверь в загоне,

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду.

Будь, что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора-

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Борис Пастернак.



Целеполагание

Цели урока:

- Образовательные: охарактеризовать тенденции в развитии духовной жизни общества в 1953-1964; проанализировать противоречивый характер оттепели в духовной среде;

характеризовать данный период «славным десятилетием «или «оттепелью»; раскрыть сущность духовного развития общества;

-Развивающие: формировать мировоззренческие позиции; развивать направленность личности;

-Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к истории своей страны; толерантное отношение к мнению и позициям разных людей

Методические: предложить вариант нетрадиционного начала урока;

-показать возможность работы с презентацией и мультимедийным оборудованием;

-продемонстрировать обеспечение принципа наглядности;

-показать возможность использования метапредметных связей;

-продемонстрировать использование знаний данного урока применительно к дальнейшему изучению темы.

Личностные УУД:

- вырабатывать отношение к истории как к способу понимания со­временности;

-воспитывать патриотизм;

- готовить к самообразованию и саморазвитию;

- формировать научное мировоззрение на основе современных достижений науки и техники;

-формировать уважительное и бережное отношение к истории нашего народа;

- формировать историческое мыш­ление, под которым подразумевается определенный набор мысли­тельных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истол­ковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;

—   определять свою личную точку зрения, уметь ее формули­ровать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

—   осуществлять самоконтроль и самооценку.


Регулятивные УУД:

- применять условные схемы, диаграммы и карты для решения и оформления учебных и познавательных задач;

- получать информацию в результате смыслового прочтения текста;

- владеть первичными навыками учебной исследовательской и проектной деятельности;

—   определять и объяснять понятия;

—   уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и расска­зе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

—   рассматривать общественные явления в развитии, кон­кретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;

—   анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществ­лять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа дейст­вительности и собственного социального опыта;

—   определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;

—   уметь выбирать и использовать нужные средства для учеб­ной деятельности.




Познавательные УУД:

-осуществлять знаково-символическую деятельность;

-помогать ставить и решать проблему;

- осуществлять общеучебные действия;

- осуществлять логические действия;

- учиться решать проблемы, поставленные пе­ред нами жизнью и выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях;

—   рассматривать общественные явления в развитии, кон­кретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;

—   анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществ­лять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа дейст­вительности и собственного социального опыта.


Коммуникативные УУД:

- обучать навыкам коммуникативной компетентности;

- уметь аргументировать точку зрения, логически обосновывать выводы;

-работать в группе по решению общих учебных задач;

—   определять и объяснять понятия;

—   уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и расска­зе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

—   рассматривать общественные явления в развитии, кон­кретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;

—   обладать необходимыми коммуникативными умениями: вла­деть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать во­прос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы, ролевых играх.











Задача урока:

— установить, как складывались взаимоотношения между творческой интеллигенцией и властью в 50-60-е гг.? В развитии культуры конца 50 — первой половины 60-х гг. появились 2 противоположные тенденции:

- оживление культурной жизни, «оттепель»;

- стремление не выпустить духовную жизнь общества из-под контроля командно-административной системы.



Проблема урока: «Хрущевская оттепель» породила в обществе надежды или сомнения?

-Как вы понимаете эту проблему? Какие надежды и какие сомнения появились одновременно в период «оттепели»?

- Почему я выбрала к уроку такой эпиграф? Что вы знаете об авторе этого отрывка?

Назиров Д. Дополнительный материал по Борису Пастернаку



План урока:

1. Десталинизация

2. Пределы и противоречия оттепели

3 . VI всемирный фестиваль Молодежи и Студентов в Москве-1957г

4. Оттепель в искусстве: писатели и художники.

5. Конец оттепели

6. Массовые беспорядки в СССР



Слово учителя:

Актуализация знаний

-Что вам известно из истории о периоде «оттепели»?

Что вам известно о процессе десталинизации?

(десталинизация- процесс «разоблачения культа личности Сталина») Чьи имена деятелей культуры были реабилитированы во время «оттепели»?

Для начала давайте попытаемся составить психологический и политический портрет Никиты Хрущева. Как вы думаете, а для чего нам это нужно?(Нам тогда будет легче понять те поступки, то поведение Хрущева, которое прослеживалось на протяжении всего периода правления)

Михейчева А. «Политический портрет Н.С. Хрущёва.»

Слово учителя: ХХ съезд КПСС. Февраль 1956 г.

Известно, что стенограммы его выступления не велось. Сам доклад был зачитан уже после окончания основной работы ХХ съезда, когда Хрущева переизбрали секретарем партии. То есть снять его с высшего поста было в ближайшее время невозможно. На закрытое заседание не пригласили иностранных гостей. За время выступления никто из присутствующих не проронил ни слова. По свидетельству очевидцев стояла такая тишина, что слышно было, как пролетает муха. Никаких прений по докладу не открывали.

Но с 1953 г., несмотря на то, что тело Сталина было помещено в мавзолей рядом с телом Ленина, восхваление его личности происходило более по инерции. Новым руководителям было понятно, что автоматически перенести традицию почитания первого лица на кого либо из них практически невозможно. Народ просто бы этого не воспринял. Но как Маленкову, так и Хрущеву хотелось поскорее выйти из тени вождя, а следовательно, нужно было сделать что то, что «выделило» бы их из «коллективного руководства». И если Маленков сосредоточился на популярных мерах в сфере экономики, то для Хрущева главным делом стала политическая сфера. Однако любое решение здесь затрагивало личность Сталина, созданную им систему власти и, конечно же, вопрос о репрессиях предыдущих лет. Сами события подталкивали Хрущева к все более активным действиям - то есть к процессу, который часто называют «десталинизацией».

Итогом ХХ съезда стали важнейшие изменения в жизни СССР, которые затронули его внутреннюю жизнь и внешнюю политику. На волю после реабилитации стали выходить сотни тысяч людей. Если с 1953 до начала 1956 г. было реабилитировано лишь около 8 тыс. чел., то с 1956 по 1957 - свыше 500 тыс.

Ученик: Маркин М. Доклад «Оттепель».

Слово учителя: Научно-технический прогресс.

Ролик: Глазами бога. Ю. Гагарин. Переговоры Королёва и Гагарина.

Ученик: Гусев Н. Научно-технический прогресс.

Филиппов. В. Гагарин.

Слово учителя: Фестиваль молодёжи и студентов в Москве в 1957 году.



Презентация: «Фестиваль молодёжи и студентов в Москве в 1957 году».

Ученик: Маркин М. «О спорте».

Слово учителя: Литература и искусство. А.Т. Твардовский «Новый мир»

Ученики: Веденин А. «Эренбург».

Слово учителя: Хрущёв возмущается экспонатами

Посещение Хрущёвым выставки авангардистов — событие, имевшее место 1 декабря 1962 года. В этот день советский лидер Никита Хрущёв посетил выставку художников-авангардистов студии «Новая реальность» в Манеже, приуроченную к 30-летию московского отделения Союза художников СССР. Руководитель СССР, будучи неподготовленным к восприятию абстрактного искусства, подверг резкой критике их творчество, использовав нецензурные выражения.

Ролик: «Выставка в Манеже».

Ученик: Филиппов В. «Выставка в Манеже 1962 года».

Слово учителя: Окончание периода «Оттепели», антиправительственные выступления, отставка Н.С. Хрущёва. Приход к власти Л.И. Брежнева.

Рефлексия:

-Почему период с 1955 по 1964гг. называли «оттепелью»?

-Противоречия десятилетия?

-Итоги десятилетия для СССР?

Д/з пар. 41, вопросы на стр.287-288







Директор МКОУ «Липицкая СОШ»_____________ М.П.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!