Ответы к олимпиаде по русскому языку в 10-11 классах

Категория: Русский язык

Данная разработка содержит ответы на олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах (школьный этап)

Просмотр содержимого документа
«Ответы к олимпиаде по русскому языку в 10-11 классах»

Ответы на вопросы олимпиады по русскому языку в 10 – 11 классе

Задание 1. Всего –5 баллов (по 1 баллу за каждое правильное слово).

Ответ: альт, куй, курю, сель, тощ.


Задание 2.

Ответ:

Примерами таких фразеологизмов могут быть следующие:

корову через ять пишет – о том, кто совершенно малограмотен, невежествен;

на ять – как следует, очень хорошо;

прописать ижицу – сделать выговор, а также высечь;

ни аза (в глаза) не знать или не смыслить – совсем ничего не знать, не смыслить.

(  1 балл за фразеологизм и  1 балл за объяснение)


Задание 3. Всего – 10 баллов

Ответ:

Армянка, бразильянка, индианка, артист балета (танцовщик), баронесса, генерал, директор, клоун, турчанка, черкешенка.


Задание 4. Всего – 6 баллов (1 балл за исправление и 1 балл за объяснение)

Ответ:

а) При парном сочетании однородных членов должен соблюдаться принцип подбора по признаку смежности, сходства, контраста. /В книгах и брошюрах, газетах и журналах, лекциях и докладах).
Б) / хорошо налажена воспитательная работа, успешно проводятся внеклассные мероприятия/ Нарушена смысловая сочетаемость слов.
В) неправильно выбрана падежная форма, существительное-сказуемое должно быть в Им.падеже. / Главное – художественная сторона./


Задание 5. Всего- 2 балла

Ответ: Поломя


Задание 6. Всего – 10 баллов (по 0,5 балла за правильный ответ и 0,5 за правильное написание + по 0,5 за написание каждого оставшегося слова)

 Ответ:

а) сибарит, б) эмансипации, в) перламутр, г) девальвацией, д) компрометировать,
е) прерогатива. 

Деградация, реабилитация, литургический, филантроп, приоритет, эквивалент, панегирик, апелляция.


Задание 7. Всего- 6 баллов

Ответ:

А. Краткое прилагательное

Б. Междометие

В. наречие

Г. частица

Д. слово категории состояния

Е. Наречие.


Задание 8. Всего – 4 балла

Ответ:

Примеры взяты из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. Даля.(1балл)

Это диалектные слова, употребляющиеся в различных местностях. Поскольку это не словарь литературного языка, он содержит в себе самую разную, в том числе диалектную лексику. Характерным для словаря Даля является и толкование слов, широко использующее синонимические ряды,  включающие  в  себя  нелитературные  элементы, устаревшие (см. толкование слова клевый). (обоснование – 3 балла)


Задание 9. Всего -5 баллов.

Ответ:

Бархударов, Виноградов, Даль, Розенталь, Щерба.

Задание 10. Всего- 4 балла

 объяснены причины вариативности знаков – 2 б.;

 за каждый пример варианта пунктуации – по 1 б.

Ответ:

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются менее отчетливо, чем в союзных предложениях. Вследствие этого может возникать вариативность в постановке знаков препинания.

1) Окна в домике были темны: там спали. – Отношения причины (Окна в домике были темны, так как там спали).

2) Окна в домике были темны – там спали. – Отношения вывода, следствия (Окна в домике были темны, так что там спали)


Задание 11. Всего - до 6 баллов:

 за каждое названное средство – по 1 баллу;

 за пример – по 1 баллу.

Ответ:

Инверсия (швейцара мимо); сравнение (стрелой летит); метафора (он летит)


Задание 12. Всего - до 6 баллов:

Ответ:

Год – понятие о времени, не отмеченном какими-либо исключительными событиями, то есть о времени как таковом.
Година – производное от «год», слово подчеркивало особый, эмоциональный характер обозначаемого им времени. Это время характеризовалось наиболее знаменательными событиями и явлениями (година спасения, година брачная). Например, в «Слове о полку Игореве» сказано: «Уже бо, братие, невеселая година въстала».
Существительное год со значением время вышло из употребления – было вытеснено заимствованием из старославянского языка «время». Слово относится к нейтральной лексике. Стилистически окрашенное слово година получило возвышенную стилистическую окраску (година бед, невзгод, испытаний…). Этому способствовал суффикс –ин-, подчеркивающий выразительность, эмоциональность значения слова.






Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас