4
Муниципальный этап
Всероссийской олимпиады школьников по истории
2018-2019 учебный год
10-11 класс
Ответы
Задание № 1. [10 баллов].
Буква | Событие (обязательно с указанием города или п-ова) | Датировка (год) |
А | Взятие Красной Армией Уфы | 1919 г. |
Б | Взятие Красной Армией Казани | 1918 г. |
В | Высадка интервентов в Мурманске | 1918 г. |
Г | Освобождение Красной Армией Крымского п-ова | 1920 г. |
Д | Взятие Красной Армией Владивостока (или освобождение Приморья) | 1922 г. |
Каждое правильно названное событие (обязательно с названием города или п-ова) – 1 балл (даже если не назван год или назван неправильно), правильная датировка – 1 балл (даже не названо событие или названо неправильно). Итого – 10 баллов.
Задание № 2. [8 баллов].
Отечественная история | 1 | 2 | 3 | 4 |
Датировка события отечественной истории (год) | 1649 | 1809 | 1740 | 1755 |
Всемирная история (буква) | Г | Б | А | В |
Датировка события всемирной истории (год) | 1648 | 1807 | 1740 | 1756 |
За каждую правильную позицию – 1 балл; даты событий всемирной истории даны здесь для экспертов жюри, участники не обязаны их указывать! Итого – 8 баллов.
Задание № 3. [12 баллов].
А. [7 баллов]. 1. Подушная подать. 2. «Ревизские сказки». 3. Душа или ревизская душа [допустимы оба варианта]. 4. Крепостные. 5. Черносошные. 6. Экономические. 7. Дворцовые.
Б. [5 баллов]. 1. Центральный. 2. Воронежский. 3. Степной. 4. Западный. 5. Брянский.
Каждая правильная вставка – 1 балл. Итого – 12 баллов.
Задание № 4. [6 баллов].
Буква | Название фильма | Что описывается |
А | «Александр Невский» | Борьба с немецко-шведской агрессией на Новгородскую землю (Русь) |
Б | «Минин и Пожарский» | Освобождение Москвы от польских интервентов (1612) |
В | «Иван Грозный» | Правление Ивана IV |
За каждое ПОЛНОСТЬЮ правильное название фильма (даже если не названы или неправильно названы события) – 1 балл. За каждое в принципе правильное (допускаются и иные, не противоречащие смыслу формулировки) описание событий (даже если фильм не назван правильно или не назван вовсе) – 1 балл. Итого – 6 баллов.
Задание № 5. [9 баллов]. 1. А. Грибоедов А.С. Б. Жуковский В.А. В. Карамзин Н.М.
Г. Пушкин А.С.
Обоснование ряда № 1: Литераторы первой половины XIX века («Золотого века» русской литературы)
2. А. Циолковский К.Э. Б. Жуковский Н.Е. В. Вернадский В.И.
Обоснование ряда № 2: Отечественные учёные-естествоиспытатели начала XX века.
За каждого правильно названного деятеля (достаточно фамилии) – 1 балл, обоснование ряда (даже если деятели не названы или названы неправильно) – 1 балл. Итого – 9 баллов.
Задание № 6. [11 баллов].
1. Буквой «Б». 27 июня 1709 г. Главное значение – это генеральное сражение, в ходе которого была разгромлена полевая армия шведов, и они перешли к стратегической обороне.
Правильный выбор буквы (места битвы) – 1 балл, полностью (до года) правильная датировка сражения – 1 балл, правильно в принципе выделение значения – 1 балл. Итого – 3 балла.
2. Сражение при Лесной. Первая столь масштабная победа российских войск в полевом сражении (и произошла за 9 месяцев до Полтавы). Буква «В».
Правильное обозначение битвы – 1 балл, объяснение причины её названия (в принципе правильное) – 1 балл. Правильный выбор буквы (места битвы) – 1 балл. Итого – 3 балла.
3. Гангутское сражение. Буква «Е». 1714 г.
Правильное обозначение битвы – 1 балл. Правильный выбор буквы (места битвы) – 1 балл. Правильная датировка – 1 балл. Итого – 3 балла.
4. Могут быть названы следующие территории: Карелия, Ингрия (Ингерманландия), Эстляндия, Лифляндия.
Названы правильно 3-4 территории – 2 балла, 2 территории – 1 балл, 1 и менее – 0 баллов. Если в ответах указывается Финляндия, то 1 балл снимается. Итого – 2 балла.
Примечание: баллы в этих блоках ставятся вне зависимости от того, правильные ли даны ответы (и вообще даны) на другие вопросы.
Итого – 11 баллов.
Задание № 7. Краеведение [6 баллов].
Имение, населённый пункт | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Литератор | Б | Г | Е | Д | В | А |
Каждое правильно соотнесение (если стоят две буквы в одной клетке, то ответ считается неправильным) – 1 балл. Итого – 6 баллов.
Задание № 8. [8 баллов].
1. Переяславская рада. 1654 г.
Правильное название события – 1 балл, датировка (с точностью до года) – 1 балл. Итого – 2 балла.
2. Народные массы самым активным образом поддерживали факт воссоединения с Россией. Причины:
- религиозно-культурная (приверженность православию) близость;
- возможность Малороссии выстоять в борьбе с Речью Посполитой только благодаря объединению с Россией.
Характеристика настроений – 1 балл, за причины – до 2 баллов (могут быть названы и другие, не противоречащие смыслу). Итого – 3 балла.
3. Опасения вступать в прямую военную конфронтацию с достаточно сильной Речью Посполитой (с учётом опыта Смуты). Развёрнутый в принципе правильный ответ – 1 балл.
4. Уместно выделить следующие последствия:
- начало русско-польской войны 1654-1667 гг.;
- реальное воссоединение Малороссии (в итоге в 1667 г. Левобережной и Киева) с Россией.
За правильно выделенные последствия (могут быть выделены и иные, не противоречащие смыслу) – 2 балла.
Итого – 8 баллов.
Задание № 9. [10 баллов].
1. 1. Первая тенденция: уменьшение удельного веса торговли с социалистическими странами (или увеличение удельного веса торговли с капиталистическими странами).
Причины (могут быть названа любая):
- рост значимости для СССР торговли с развитыми странами;
- зависимость Советского Союза от Запада по ряду направлений наукоемкой продукции (в частности, в сфере электроники);
- зависимость Советского Союза от Запада по импорту сельскохозяйственной продукции и лекарств;
- объективная ограниченность торговой ёмкости социалистического лагеря по сравнению с глобальным уровнем;
2. Вторая тенденция: резкое увеличение объёмов экспорта в третьи страны. Причина:
- активное участие СССР в наращивании своего влияния в «третьем мире», в том числе в противовес США.
Тенденции могут быть названы в любом порядке. Каждая тенденция (даже если не объяснена) – 1 балл, объяснение (ТОЛЬКО если тенденция правильно названа) – 1 балл. Итого – 4 балла.
2. Отрицательным: так, в 1965 г. разница составляла 122 млн. рублей, в 1970 г. – 386 млн. рублей, а в 1975 г. – уже 3 564 млн. руб. Причины (может быть названа любая):
- активным развитием торговых обменов на фоне «разрядки»;
- изменением торговых контактов СССР с Западом: переходом к формуле «сырье в обмен на технологии».
Характеристика (обязательно с расчетами) – 2 балла, причина – 1 балл. Итого – 3 балла.
3. В 1970-1975 и 1975-1980 гг. Причины:
Внутриэкономическая: попытки экономических реформ («косыгинские реформы»);
Внешнеэкономическая: политика «разрядки».
Правильное обозначение пятилетий – 1 балл, каждая их причин – 1 балл (могут названы и другие, не противоречащие по смыслу). Итого – 3 балла.
Итого – 10 баллов.
Задание № 10. [5 баллов].
Верно | Неверно |
3, 7, 10. | 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9. |
! Каждое положение можно использовать только ОДИН раз
10 правильных положений – 5 баллов
8-9 правильных положений – 4 балла
6-7 правильных положений – 3 балла
4-5 правильных положений – 2 балла
2-3 правильные положения – 1 балл
1 и менее правильных положений – 0 баллов. Итого – 5 баллов.
Исторические эссе/развернутый ответ
Критерии оценки:
1-2. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). Умение сформулировать и раскрыть проблему, содержащуюся в теме эссе.
3. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
4. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
5. Умение выделить проблему. Четкость и доказательность основных положений работы.
6. Знание различных точек зрения историков по избранному вопросу.
За каждый критерий ставится от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты раскрытия. Итого – 15 баллов.
Обратите внимание, что за обобщенные критерии 1-2 выставляется в сумме от 0 до 3 баллов!!
Итого – 100 баллов
Желаем удачи!