Ответы на вопросы родителей
? Мой ребенок левша.Какой же рукой -- левой или правой -- нужно учить писать левшу?
Письмо -- это одно из самых сложно координированных действий,которое человек осваивает в своей жизни.В школе пытаются сформировать этот навык очень быстро,предъявляя высокие требования к качеству и скорости,что для многих детей может оказаться трудновыполнимым.
Поэтому совершенно естественно,что писать нужно ведущей рукой -- той,которой это делать легче и удобнее всего.
? Ребенок не может пересказать прочитанное.Как ему помочь?
Учиться пересказывать рочитанное лучше всего на русских народных сказках.Почему?
Сюжет их состоит из похожих эпизодов.
В них много повторяющихся диалогов,что облегчает запоминание и чтение.
Ребенок учится внимательному чтению.Каждая часть хоть и похожа на предыдущую,но все же имеет свои различия.Неправильно прочитаешь -- смысл сказки изменится,все сразу станет непонятным и даже смешным.
По сказке легко составлять вопросы и отвечать на них.Выберите сказку и подготовьте вопросы.Например:"Как называется сказка
?","Назови главных героев сказки","Как начинается сказка?Расскажи"и т.д.
Когда освоит пересказ сказок,можно давать короткие рассказы Л.Н.Толстого,а затем переходить к более сложным текстам.
? Как добиться у ребенка выразительного чтения?
Чтобы ребенок научился выразительно читал,должен дома читать вслух,обращая внимание на знаки препинания.Расскажите ему,что на точке нужно делать небольшую паузу.(заэто время нужно вслух сказать слова "раз-два").На запятой паузу более короткая.("раз")После этого обяснения предложите ему почитать,считая вслух.Постепенно нужно перейти от счета вслух к счету про себя,за это время у ребенка вырабатывается твердый навык делать паузы на знаках препинания.Такое умение резко поввышает понимание прочитанного.
Продемонстрируйте выразительное чтение на собственном примере.Попробуйте начать с чтения стихов:"Сейчас я прочитаю тебе стихотворение,а ты внимательно послушай,как я буду читать".Расскажите об образах,которые встречаются в произведении,обьясните,почему вы читаете именно так.Разобрав содержание произведения,всегда легче подобрать нужную интонацию для прчтения вслух.
? Как привить ребенку любовь к чтению?
Этот вопрос один из часто задаваемых родителями.Это понятно.Сегодня для многих книгу заменяет телевизор и компьютер.Но книги все равно не исчезают из современной жизни,и дети дилжны их читать и любить.
Пример из жизни
Рассказывает мама:
"С раннего возраста книга была рядом с дочкой.Все режимные моменты:умывание,еда,прогулка,игры,подготовка ко сну-- сопровождались детскими стихами,сказками,колыбельными.Каждый день мы садились читать интересную книгу.
Время шло.Когда дочке было года три-четыре,мы записались в детскую библиотеку.Затем появилась еще одна традиция -- в день "маминой зарплаты" мы шли в книжный магазин и покупали новую интересную книгу.В пять лет дочка уже читала книги сама и с удовольствием читала их другим детям.
Книга и сейчас всегда рядом с ней,несмотря на компьютер и телевизор.В свои одиннадцать лет она любит возвращаться к рассказам и повестям Виктора Драгунского и Николая Носова".
! Рекомендации по формированию интереса к чтению
1. Интерес к самостоятельному чтению книг быстрее формируется у тех детей,которые растут в читающих семьях.Видя,что в свободную минуту взрослые члены семьи берутся за книгу,ребенок невольно подражает им.
2. Всегда учитывайте,что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов.Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.
3. Приобретайте пластинки,кассеты с записями любимых песенок,стихов,сказок:пусть малыш слушает их снова и снова.
4.Запишите ребенка в библиотеку и регулярно посещайте ее.Пусть это станет своеобразной традицией.
5. Будьте примером для ребенка:пусть он видит,какое удовольствие вы получаете от чтения книг.
? Должен ли ребенок уметь читать при поступлении в школу?
На этот вопрос можно ответить положительно только в том случае,когда чтение является необходимым условием готовности ребенка к обучению при поступлении в конкретную школу.Такие требования выдвигают,например,некоторые гимназии с углубленным изучением иностранных языков.
Во всех остальных случаях обращают внимание на то,как говорит ребенок,оцениваются его речевые навыки.
Тест"Готов ли ваш ребенок учиться читать?"
Предложите ребенку рассмотреть картинку и рассказать,что на ней нарисовано.Можно использовать репродукции известных русских художников И.Шишкина,А.Саврасова,И.Репина и т.д.Понаблюдайте за малышом и попробуйте оценить его развитие речи.
Обратите внимание:
четко ли ребенок произносит звуки
как строит предложения
говорит полными или неполными предложениями
предложения не использует совсем,а говорит отдельными фразами,словами.
Если произношение звуков хорошее и речь достаточно развита,то и обучение чтению пойдет с хорошими результатами.
? Что такое дисграфия и как своевременно выявить предпосылки этого недуга?
Одним из серьезных препятствий в овладении детьми грамотой и усвоении грамматики родного языка является дисграфия(нарушение письма).
Некоторые родители считают дисграфические ошибки нелепыми,вызванными личностными качествами детей:неумением слушать,невнимательностью и т.д.На самом деле в основе ошибок лежат более серьезные причины:плохо сформированная звуковая и грамматическая стороны речи.
Бедность словрного запаса,неумение выразить свою мысль распространенным предложением,непонимание причинно-следственных связей приводят к тому,что дети на более поздних этапах обучения не умеят писать изложения и сочинения.
За помощью нужно обратиться к логопеду.Он проведет обследование ребенка по трем направлениям:
1.оценка фонематического(звукового)синтеза и анализа,состояния фонематического представления и восприятия
2.оценка состояния зрительного восприятия,пространственных представлений
3.определение уровня сформировванности лексико-грамматического строя речи:обьем словаря,понимание смыслового значения слов,уровень развития связной речи,звукопроизношение.
Стоит отметить,что логопед -- не дублер и не репетитор.Выполняя свою основную работу по коррекции уже имеющихся у детей дефектов, он лишь закрепляет учебный материал,данный учителем.связанный с корекционным процессом.
Необходимо учитывать и то,что дети-дисграфики уже с 1-го класса отстают в овладении письмом.Нужно выявить предпосылки этих трудностей и начать работу по их преодолению с первого класса.
Для этого должна быть разработана индивидуальная программа коррекции и развития,в реализации которой исходят от конкретных причин отставания ребенка.Только тогда такая программа будет успешной.
! Рекомндации для профилактики дисграфии
1.Используйте игры и упражнения,направленные на знакомство с буквами,развитие речевого слуха и формирование навыка звуко-буквенного анализа.Например,называйте поочередно каждую букву в слове,а затем предложите малышу найти местонахождение какой-нибудь буквы;определите с ребенком звуки,которые повторяются в слове и т.д.
2.Будьте всегда примером малышу:в правильном произношении слов,употреблении лексических значений слов;старайтесь не делать при нем грамматических ошибок.
3.Познакомьте ребенка с алфафитом,расскажите ему,что гласные буквы можно пропеть,а согласные -- нет.Выкладывайте слова с помощью счетных палочек,обращайте внимание на элементы,которые входят в написание букв.
4.Если вы заметили,что ваш ребеок делает корявые соединения,не умеет ориентироваться на листе бумаги и недостаточно владеет карандашом.уделите внимание развитию общей и мелкой моторики руки.
5.Если вас что-то тревожит в процессе выполнения ребенком вышеперечисленных заданий,обязательно обратитесь к таким специалистам,как психолог и логопед.