СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отзыв о художественном произведении как оценочное высказывание

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над отзывом как оценочным высказыванием, с одной стороны, позволит обогатить словарный запас и грамматический строй речи обучающегося средствами выражения оценки, с другой стороны, обучение отзыву даст возможность совершенствовать умение употреблять средства выражения оценки в речи, то есть  создавать оценочное высказывание.

Просмотр содержимого документа
«Отзыв о художественном произведении как оценочное высказывание»

Из опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52» г.Курска Кожевниковой Ирины Ивановны

Отзыв – жанр сочинения

Работа над отзывом как оценочным высказыванием, с одной стороны, позволит обогатить словарный запас и грамматический строй речи обучающихся средствами выражения оценки. С другой стороны, обучение отзыву даст возможность совершенствовать умение употреблять средства выражения оценки в речи, то есть создавать оценочные высказывания.

Что же такое отзыв? Отзыв – это выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному, просмотренному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения, впечатления о нем с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания. Главным в отзыве является выражение эмоционально-оценочного, личностного отношения к предмету речи. Коммуникативная цель отзыва – дать оценку предмету речи.

В отзыве необходимо не только высказать свою оценку прочитанного (понравилось – не понравилось), но и в достаточной степени ее аргументировать. Мотивировать оценку можно выражением своего отношения к герою, его поступкам и поведению, суждением о его характере, отношении к жизни.

План для написания отзыва о художественном произведении.

1. Общая информация об авторе и книге. 
Очень важный пункт! 
Именно здесь мы пишем, какую именно книгу прочитали. Можно сказать пару слов об авторе. Например, читали ли вы его раньше или это первая книга; какие-то интересные факты и новости.
2. Сюжет. 
Несколько слов о сюжете.
ВАЖНО! Ни в коем случае нельзя открывать интригу романа или важные детали. 
3. Первоначальное впечатление.
Здесь вы пишете о своих ожиданиях и общем впечатлении. То есть, оправдала ли книга ожидания.
4. Герои. 
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ пункт.
Рассказываете о героях: главных, второстепенных, любых. Что запомнилось, что раздражало, чем впечатлили. Можно рассказать о примечательной внешности героев или неадекватности их поведения, например. Еще здесь можно написать об отношениях между героями. 
5. Впечатления. 
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ пункт. Сам отзыв. Чем книга понравилась, а чем – нет. Рассказать просто, что вы думаете о книге. Пункт обычно самый насыщенный эмоциями и большой по размеру.

6. Заключение. 
Даем оценку произведения. Советуем или не советуем прочитать.
7. Настроение. 
Под какое настроение эту книгу лучше всего читать, какой антураж способствует более полному впечатлению... Иногда пункт очень помогает.
При работе над отзывом часто допускаются неоправданные повторы слов: автор, книга, понравиться, интересный, описывать и др. Чтобы этого избежать, можно воспользоваться синонимами.
Автор – известный писатель, поэт, мастер слова, классик детской литературы.
Книга - рассказ, повесть, роман, сборник, произведение, любимые страницы.
Понравиться – запомниться, привлечь внимание, глубоко взволновать, произвести неизгладимое впечатление, запечатлеться в памяти.
Интересный – занимательный, увлекательный, любопытный.
Описывать – показывать, рассказывать, знакомить, вводить, обрисовывать, рисовать, очерчивать, изображать


ПРИЛОЖЕНИЕ

Отзыв о повести Л.Воронковой «Девочка из города»


Выполнил: Шашкин Александр,

5Г класс МБОУ «СОШ с УИОП № 52» г.Курска

Руководитель: Кожевникова Ирина Ивановна

Я прочитал повесть Л.Воронковой «Девочка из города». Мне интересно было узнать о судьбе девочки, у которой фашисты во время войны убили и маму, и папу, и маленького братишку. А ей всего-то лет шесть, дошкольница ещё. Как страшно остаться одной! Но Валентинке повезло. Её не бросили соседки, приютила деревенская женщина. Очень важно, чтобы в жизни встретились добрые, отзывчивые люди. А тетя Даша уже растила троих детей, но пожалела сироту и не побоялась взять её в семью. Мне не понравились бабка Устинья и тётка Марья, которые отговаривали её. Тёте Даше, конечно, хотелось, чтобы Валентинка называла её мамой, но разве ребёнок может забыть свою родную маму!

Писательница очень подробно и достоверно показывает, как девочке из города тяжело было привыкать к жизни в деревне. Она ничего не умела. Её дразнили городской барышней, издевались девчонки, Таиска постоянно сбивала её с толку. Но Валентинка оказалась хорошей, честной девочкой. Она пожалела глупого телёнка, перевернувшего ведро с пойлом, не оставила его голодным, не солгала, как подучивала Таиска. Ухаживала за маленькими ягнятами и теленком, помогала деду следить за ростками. Больше всего мне понравилось, как она предложила приготовить подарки к именинам тети Даши. Романок нарисовал танки на печке, Таиска, вся перепачкавшись, перемыла посуду, а Валентинка украсила красивыми цветами из масляной краски белую скатерть. Хорошо, что тетя Даша поняла и простила детей. У неё доброе сердце, она все время защищала приёмную дочку от нападок, а однажды закрыла собой от злого быка. И Валентинка привыкла к новой семье, а семья к ней. Хулиганка Таиска коршуном кинулась на мальчишек, заработала синяк, когда ребята снежками атаковали Валентинку, а та, не задумываясь, бросилась в ледяную воду и спасла Романка с уплывающей льдины. И дед на самом деле был вовсе не страшным и не сердитым, а научил девочку из города разбираться в лесных цветах. И отец прислал письмо с фронта и одобрил поступок тети Даши. И Валентинка в конце концов назвала ее мамой. Я рад и за девочку, и за женщину.

Эта повесть о добрых, чутких людях. Она мне понравилась.

Анализ стихотворения Н.М.Рубцова «Добрый Филя»

Выполнил: Иосипчук Егор,

ученик 6 Г класса МБОУ «СОШ с УИОП № 52» г.Курска

Руководитель: Кожевникова Ирина Ивановна

Когда я в первый раз прочитал стихотворение «Добрый Филя», относящееся к ранней лирике Н.М.Рубцова (1960г), на душе стало как-то спокойно, умиротворенно, на меня как будто повеяло теплотой и добротой русской души. Лирический герой стихотворения рассказывает о небольшом хуторке где-то среди лесных тропинок, навсегда врезавшемся в память.­ Он запомнил этот чудесный уголок, «как диво». Действительно, диво дивное! «Лесной хуторок» дремлет «счастливо» вдали от цивилизации. Стихотворение написано более полусотни лет назад, а кажется, что описывается домик в современной мне деревне! Чудесное место! Уверяю вас, такие места еще сохранились на просторах нашей необъятной Родины, несмотря на активное наступление прогресса. А в те времена милая сердцу Николая Рубцова Вологодчина, приютившая поэта, куда он любил возвращаться после многочисленных скитаний по стране, дала ему главную тему творчества – «старинную русскую самобытность».

Именно в русской деревне, в «лесном хуторке», который не просто «мирок», а целый «мир», живет главный герой стихотворения Филя. Он проживает свой век в «избе дере­вянной, без претензий и льгот, ...без газа, без ванной», но повествование автора о своем герое насыщено проникно­венным лиризмом. Ему удается передать свойственные крестьянскому мироощущению несуетные, пусть немногословные, Филины размышления («А о чем говорить?»). Этот человек не ворчит, не жалуется, не обвиняет всех подряд в отсутствии житейских удобств (проблема города и деревни). Он живет как будто по другим законам. Его отношение к жизни просто и бесхитростно: неприхотлив в еде, ходит на работу «в долину», развивается духовно («дует в дуду»), любит животных и заботится о них. Это беззлобный, добродушный человек. От своей бабушки я часто слышу фразу «Где родился, там и пригодился». Думаю, это как раз о таких людях, как Филя. В хуторке «средь звериных дорог» он на своем месте. Как рыба в воде. Ему здесь комфортно, несмотря на отсутствие элементарных удобств. Он чем-то напоминает святого преподобного Серафима Саровского, уединившегося в лесу для моления. В его мире нет гонки за богатством и благосостоянием, как в больших городах, никто ни с кем не спорит, не воюет, не гордится, не расталкивает локтями, не ждет и манны небесной. Филя добрый, потому что смиренный, довольствующийся тем, что есть. Его жизненный принцип: что бы ни случилось, Бог поможет, главное - никого не осуждать, никому не досаждать. Добрый Филя, по примеру Серафима Саровского, любит, то есть желает добра всем, а где любовь, там и мир. Это моё мнение.

Однако если в начале этого текста Н.Рубцов описывает чуть ли не деревенскую идиллию, то финальные строчки стихотворения мне кажутся ироничными: лирический герой называет мир таким справедливым, «даже нечего крыть…» Думаю, автор откровенно сочувствует совсем не легкой жизни хуторянина, жалеет его. Разве одиночество – это хорошо? Это тоже проблема.

Особенностями лирики Н.Рубцова являются максимальная приближенность лирического героя к автору и простота средств выразительности. В лексике стихотворения есть конкретные приметы современного быта и современного времени («без претензий и льгот», «без газа, без ванной»), но все же не только по форме, но и по духу своему оно кажется патриархальным, старозаветным. В тексте всего четыре строфы-четверостишья. Размер стиха двусложный – хорей. Рифма перекрестная. Поэтический синтаксис: в первой строфе – сравнительный и причастный обороты; во второй – обособление уточняющих членов предложения; в третьей – ряд однородных членов в восклицательном бессоюзном сложном предложении; в четвертой – бессоюзное сложное предложение, диалог из двух реплик – вопросительных предложений, обращение. В первой и последней строфах – прием умолчания (многоточие), а заканчивается стихотворение риторическим вопросом («А о чем говорить?»). Да, есть о чем поразмышлять.

Я считаю, в данном стихотворении Николая Рубцова отражена судьба народа и его нравственные ценности, прекрасный дух народа, вынесенный из всех потрясений его тысячелетней истории.