Отзыв о стихотворении Ю.Мориц «Пасека жизни»
Oportet vivere!
Надо жить!
Что такое жизнь?.. Может, это танец. Целый хоровод эмоций, страсти, чувств, выраженный в каждом малейшем движении, как в действии жизни. Танец быстрый, танец медленный – каждый выбирает свой вариант, как свой путь. Но танец становится ещё прекрасней, если двигаемся мы не одни... Возможно, жизнь – это школа. С началом нового дня мы познаём что-то совершенно новое, основываясь на хорошо изученное старое. Мы помогаем, нам помогают. Ошибаемся, исправляемся и двигаемся дальше…Жизнь – это нескончаемое, непрерывное движение. И человек никогда не двигается один. Даже если он сопротивляется, всё равно никогда не спрячется и не уйдёт от взаимодействия с другими и от их постоянного влияния. Но стоит лишь на мгновение остановится одному – и жизнь всех людей нарушается. Возникают разногласия, какие-то споры. И затягивается это на достаточно долгий срок. Человек слишком глубоко и надолго прячется в себя, забывая о, так сказать, «общем благе». И нет восторга от такой жизни ни такому человеку, ни его окружающим, ни всем остальным людям. Но жизнь не должна быть такой. Ведь она заключается в улыбке близких, в радости каждой глупой мелочи, в, конце концов, простом человеческом счастье…
Замечательно об этом сказала Юнна Мориц: «…Титаническая капля вечности в недрах человеческой жизни – не от нее ли рождается ритм и колотится, как сумасшедшее, сердце Поэзии? («Ты – вечности заложник у времени в плену».) Эта удивительная поэтесса и человек остается верной жизни и творчеству: много работает, много пишет и рисует, занимается литературой, графикой и живописью. В русской поэзии Юнна Мориц – величественная, сильная, яркая и резкая личность. То, что предлагала ей жизнь, было порой невыносимым, но она с гордостью вынесла все испытания. Сложные жизненные ситуации (в 19 лет ее исключили из Литинститута за «нарастание нездоровых настроений в творчестве», в 1970 за свои стихи попала в «черные списки», долгие годы была «невыездной») только закалили характер и усилили внутреннее сопротивление, отразившееся в творчестве.
В лирике Юнна Мориц близка Пастернаку. Поэтому неслучайно, что то, с чем мы соприкасаемся в ее поэзии, находится на грани неуловимого и понятного, реального и нереального, на грани музыки и слова. Каждый читатель открывает свою Мориц, близкую себе, находит в стихотворениях поэтессы отголоски своих мыслей и переживаний. И Юнна Мориц становится другом, дорогим и любимым, который вводит читателя в мир Поэзии.
Стихотворение «Пасека жизни» − доказательство этого. Жизнь полна красок, творчества, звуков.
«Пасека жизни», на мой взгляд, − стихотворение философское. Написанное в 2016 году «не для печати», оно позволяет понять, что есть жизнь для лирического героя. Это размышление о жизни, которая видится ему как простая пасека: «Пасека жизни мёдом полна». Эта параллель – основа композиции стихотворения. Так автор связывает природу и людей в единое целое. Отсюда и определение темы стихотворения – полнота и прелесть жизни, несмотря ни на что. Стихотворение представляет собой развертывающуюся структуру философских раздумий, в которой можно выделить две части: 1 – мотив «пасека… мёдом полна», 2 – мотив «Пасечник Бог раздает человекам, Жизни…»
Стихотворение исполнено лиризма. Оно производит яркое впечатление на читателя благодаря изобразительным средствам, которые использует автор. Метафоры делают язык более выразительным, помогают увидеть и почувствовать то, что видит и чувствует автор, − «ночь прилетает пчелками звезд», «медом луны золотится волна». Разве ночь может прилетать? А волна золотится медом? Мёд – золото, свет, тепло. Лексические анафорыи повторы позволяют в полной мере почувствовать сладость жизни: «Мёдом небесным полна глубина, / Мёдом луны золотится волна, / Мёдом волны отражается мост, / Мёд фонарей…» Поэт идет дальше и позволяет нам услышать музыку жизни. Сначала задумчивую и спокойную, а потом динамичную и ритмичную. Это достигается инструментовкой стиха и перекличкой звуков (использование гласных звуков [о], [э], сонорных [р], [м], [л], [н], выбором рифмовки; использование синонимов в градационном ряду («мрак или морок», «задаром, за так»).
Морфологический состав стихотворения представлен в основном существительными, которые передают предметность мира, помогают увидеть каждую деталь. Глаголов не так много в стихотворении, но форма настоящего времени помогает передать динамику жизни («отражается», «раздает», «золотится»).
Большинство предложений стихотворения – сложные бессоюзные или простые, так как, на мой взгляд, Ю.Мориц не надо показывать некие временные, условные, причинные отношения. Задача поэта − показать жизнь, скорее даже полноту жизни, а не объяснять некие понятия. Синтаксический параллелизм позволяет создать единый поэтический образ:
…Мёдом небесным полна глубина,
Мёдом луны золотится волна,
Мёдом волны отражается мост…
«Я верую в Творца Вселенных, в безначальность и бесконечность, в бессмертие души», − писала Ю.Мориц. Это объясняет упоминание в стихотворении Бога, но автор отводит ему особую роль – роль «пасечника», который «раздает человекам, / Жизни волокнам, окнам, и рекам, / С творческих створок – сквозь морок и мрак!»
В стихотворении поэтесса использует устаревшее слово морок (значение «мрак, сумерки; нечто, помрачающее рассудок») и форму слова «человекам», которые придают сложность понимания. Поэтому стихотворение нельзя читать между делом, просто скользя по строкам. Стихотворение требует вдумчивого, углубленного постижения философского смысла, усиления мысли.
Философская лирика открывает для читателей внутренний мир поэта. Для меня стихотворение «Пасека жизни» − размышление, соприкосновение с тайными души и мысли поэтессы Юнны Мориц. Она не придерживается неких форм и шаблонов. Для меня Юнна Мориц − оригинальный поэт, который рисует картину жизни словом. И может, не зря она затронула в 2016 году такую важную тему? Все мы пришли в эту жизнь с какой-то целью. Об этом никогда не стоит забывать. Мир, данный нам в руки свыше, должен быть сохранен. Ведь все мы пчелы на «пасеке жизни», а наш общий «мёд» − мирная, счастливая жизнь каждого.
Стоит всегда помнить:
Oportet vivere!
Надо жить!
Автор – Ошуковская Ольга, учащаяся 11 класса ГУО «Гимназия имени Я.Купалы»