Педагогические цели | Создать условия для развития умений находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»), рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать свое отношение к ней, работать со страничкой для любознательных (знакомство с происхождением названий цветов (голубой, лазоревый, бирюзовый) |
Тип урока | Развитие речи. |
Планируемые результаты (предметные) | Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владеют умением проверять написанное |
Личностные результаты | Проявляют эстетические потребности, ценности и чувства, этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; имеют установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: общеучебные – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); используют справочную литературу для решения учебной задачи; логические – осуществляют анализ, сравнение; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; составляют план и последовательность действий; оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения |
Основное содержание темы, понятия и термины | Сочинение-высказывание (отзыв). Роль имен прилагательных в тексте. Имена прилагательные – синонимы. Словосочетание |
Образовательные ресурсы | Учебник, с. 70–71. Репродукция картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь», презентация. |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Наблюдение |
II. Повторение изученного, актуализация знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа | -Какую часть речи мы изучаем? -Расскажите об имени прил. -Какую роль прилагательные выполняют в тексте? | Анализируют, устанавливают связи | Осуществляют контроль за установлением связи в учебном материале | Беседа по вопросам |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа | -Из какого произв. эти строки? -Назовите автора сказки? -Вспомните, как он описал Царевну-Лебедь? -Сегодня мы познакомимся с образом Царевны-Лебедя художника М.А. Врубеля Тема урока- на доске -Как мы будем работать по картине? Формулируем учебную задачу. | Читают тему урока, предлагают формулировки учебной задачи: -будем писать сочинение; -составим план текста описания; - познакомимся с автором картины; -будем знаком. с им. прилагательными. | Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя | Беседа по вопросам |
IV. Развитие знаний и способов действий. 1. Работа с текстом (упр. 122) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа автор текста Игорь Викторович Долгополов Коко́шник — старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы, символ русского традиционного костюма | Предлагает прочитать текст и ответить на вопросы к нему: -Понравился вам текст? -Какой тип текста? -Чем он интересен? -Какие эпитеты подобраны к девушке птице и к её лицу? - Какие интересные прилаг. встретились в описании образа царевны? -Познакомимся с происхождением этих прилаг.-стр.71 (показ предметов) | Читают текст, отвечают на вопросы к нему Читают по-очереди. | Осознанно воспринимают текст. Извлекают из текста необходимую информацию | Беседа по вопросам |
2. Развитие речи. Работа с репро- дукцией картины М. А Врубеля «Царевна-Лебедь» | Царевна-Лебедь» — картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Премьера оперы, лежащей в основе картины, состоялась в Частной опере 21 декабря 1900 года. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Ивановна Забела-Врубель | | |
Фронтальная. Словесный. Работа с картиной, беседа, рассказ | Организует работу с репродукцией картины. Предлагает сравнить текст с репродукцией -Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, брови, губы, общее выражение лица). Сравним, как об этом сказано в тексте. -Рассмотрите головной убор и платье царевны. -Какие краски использовал художник для образа царевны? Сравним, как об этом сказано в тексте. -Почему художник показал нам вечер? Сравним, как об этом сказано в тексте. -Где происходит событие, изображённое на картине? Сравним, как об этом сказано в тексте. -Какое настроение создаёт картина? | Рассматривают репродукцию картины. Выполняют задания (У царевны бледное грустное лицо, большие печальные синие глаза. Их можно сравнить с драгоценными камнями или с цветом вечернего неба. Её лицо полно задушевности и грусти.) (На голове царевны серебряный кокошник с синими и зелёными драгоценными камнями. На царевне воздушное, белое с розовыми и сиреневыми переливами платье. Платье уже начало превращаться в крылья лебедя). (Царевна превращается в лебедя не днём, а вечером, потому что вечером всё кажется необычным, сказочным, волшебным). | Осуществляют сравнение текста с репродукцией картины. Рассказывают о своих впечатлениях (Событие происходит в море, вдали виден остров). (Выбор красок помог художнику сделать картину более сказочной, таинственной. Картина создаёт грустное тревожное настроение). | Беседа по вопросам, рассказ |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Проводит физкульт- минутку Лебеди летят, Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой) Прогнулись над водой, Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись) Прямо и гордо умеют держаться, Тихо-тихо на воду садятся (приседания) | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий. Развитие речи. Роль имен прилагательных. Синонимы. Словосочетания (упр. 123) | Парная, фронтальная. Словесный, практический. Упражнение | Формулирует задания упражнения, осуществляет контроль выполнения - Работа в паре: подобрать из текста и записать в карточку синонимы. Проверим, как справились. - Для чего нам нужно уметь подбирать синонимы? - Дополнительно подберём синонимы для слов к сочинению. (на экране) - Подготовимся писать отзыв. -Сколько обычно частей в тексте? -Найдите в тексте упр. и подчеркните 5 словосочетаний, которые вам понравились и вы хотели бы использовать в своём отзыве. -Запишите отзыв. | Читают текст, находят имена прилагательные, выписывают слово- сочетания Запишем план: 1.Общее представление о картине. 2. Образ Царевны - Лебедь. 3.Моё отношение к картине. -Попробуем рассказать 1 часть, 2 часть, 3 часть. | Умеют работать с текстом. Распознают имена прилагательные-синонимы, подбирают синонимы к указанным именам прилагательным | Упражнение |
VI. Подведение итога урока | Фронтальная. Словесный. Беседа | -Кто прочитает свой отзыв? -Чей отзыв вам больше всего понравился? -Чему мы учились? -Что нового узнали? | Читают отзывы. | Умение анализировать. | Беседа по вопросам. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: Урок помог мне… Для меня было сложным… Мне понравилось… | Заканчивают предло- жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
Домашнее задание: страничка для любознательных (с. 71) НЕ ЗАДАНО, по желанию | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. - Придумать по 2 словосочетания с сущ. на каждое прилагательное с.71 | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | Текст |