План урока .
Предмед: ОУД 13 Право
Дата проведения 9/04-10/04.2020 Преподаватель: Абакарова С.Д.
Группа № 1-6
Тема урока : «Семья как социальный институт и малая социальная группа»
План урока:
Особенности семьи как малой группы
Психология семейных отношений
Тендерное поведение
Воспитание в семье
Полученную информацию о формах и типах семьи изображаем схематично выписываем в тетрадь, раскрывая незнакомые понятия
Для подтверждения гипотезы выдвинутой детьми, предлагаю провести мини-исследование, сделать социологический срез на основе анкетирования учащихся класса, т.е. предлагаю учащимся вступить в роли респондентов.
Форма анонимной анкеты
(нужно поставить знак + в той клеточке,
которая соответствует типу вашей семьи).
Формы семьи | Тип семьи |
нуклеарная | неполная | неполная | расширенная | эгалитарная | патриархальная |
| | | | | |
Заполните анкету, Отвечайте на вопросы:
1.Какие выводы можно сделать из полученных статистических данных?
2.Можно ли считать данные результаты , соответствующими существующей в стране ситуации?
3.О каких новых тенденциях в семейной структуре свидетельствуют результаты, полученные в ходе исследования?
Вывод: сегодня в современной семейной структуре преобладает тенденция к увеличению количества нуклеарных , демократических семей.
Психология семейных отношений.
Кто-то из великих людей сказал; «Нет ничего проще семьи, нет ничего сложнее семьи».И это так , потому что семейные отношения охватывают огромный спектр взаимоотношений:
Муж – жена Родители – дети Дети – дети Дети – бабушка и дедушка
Супружеская семья – родительская семья.
Представьте себя в роли семейного психолога, к которому на прием пришла молодая семейная пара. Супруги не знают психологические особенности семейных взаимоотношений. Ваша задача – продумайте советы, которые в можете дать молодым людям в их семейной жизни.
Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли - нормативные предписания и ожидания «правильному мужскому или женскому поведению». Выполнение соответствующей тендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида.
Вспомните, какие социальные стереотипы воспитания мальчиков и девочек существовали в разные исторические времена и эпохи (эпоха античности, Средневековья, Новое время).
- Как они развивались на протяжении веков: что изменилось в наши дни?
- Что осталось неизменным?
.Воспитание в семье.
Семейное воспитание – осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи.
-Какой из стилей воспитания вам кажется самым разумным, почему?
Закрепление: выполнение задания.
Домашнее задание.
Документально- методический комплекс
«Семья как малая группа и социальный институт»
Семья как социальный институт имеет и еще две особенности. Отметим, что семья это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи.
И еще важно подчеркнуть такую особенность: семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью.
Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции:
1) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
2) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
3) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
4) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми,
5) духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
6) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
7) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
8) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
9)Репродуктивная - воспроизводство людей
Патриархальный тип семьи - необычайно устойчивый тип семейных отношений. Это, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое абсолютистское государство с авторитарным стилем правления. Авторитет главы семьи непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических, правовых, политических, воспитательных) находилось только в его руках, индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.
Эгалитарная семья - это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. В такой семье признаются права личности ребенка, его права на свободу, автономию и инициативу. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости.
Тенденции в развитии современной семьи.
Проследить тенденции развития современной семьи можно исходя из изменений её функций, поскольку функции семьи в ходе истории изменяются, как и изменяется сама семья.
Экономические функции. В любом обществе семья играет основную экономическую роль ( в производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ) . В крестьянском, сельскохозяйственном и ремесленном производстве семья является совместным кооперативным трудовым объединением. Обязанности распределяются в соответствии с возрастом и полом членов семьи. Среди огромных перемен, вызванных возникновением промышленного производства, произошло уничтожение этой кооперативной системы производства. Рабочие стали трудиться вне дома и экономическая роль семьи свелась лишь к трате денег, заработанных кормильцем семьи ( то есть только на стадии потребления)
Передача статуса. В промышленном обществе существовали различные обычаи и законы, более или менее автоматически закреплявшие статус, занимаемый семьями из разных слоёв общества. Наследственная монархия представляла собой яркий пример такого обычая. Аристократы, владевшие землёй и титулами, могли передавать свой высокий статус детям. Среди представителей низшего класса существовали системы гильдий и обучения ремёслам; таким образом, профессии могли передаваться от одного поколения к следующему.
Социальное благосостояние. В традиционных крестьянских и ремесленных обществах семья осуществляет множество функций по поддержанию “благосостояния” людей, например, заботу о больных и пожилых членах семьи. Но эти функции коренным образом изменились в ходе возникновения и развития общества. Врачи и медицинские учреждения почти полностью заменили семью в отношении заботы о здоровье людей, хотя члены семьи по-прежнему решают, существует ли необходимость обратиться за медицинской помощью. Страхование жизни, пособия по безработице и фонды по социальному обеспечению полностью ликвидировали необходимость для семьи брать на себя помощь её членам в период их экономических трудностей. Точно также социальные пособия, больницы, и дома для пенсионеров облегчили для семьи бремя заботы о престарелых.
Социализация. Семья является главным агентом социализации во всех обществах. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых. Но индустриализация и связанные с ней социальные перемены в какой-то мере лишили семьи этой функции. В нуклеарной семье значительно усложняется проблема воспитания детей.
Семья выполняет прежде всего репродуктивную функцию- воспроизводство людей. Сегодня значительный удельный вес занимает семья с 1 ребёнком.
Наличие 1 ребёнка характерно для большинства городских семей. И хотя в 90-х годах количество таких семей уменьшилось, даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов страны.
И в этом смысле практически во всех индустриальных странах наблюдается тенденция к сокращению величины населения (в результате снижения уровня рождаемости).Одним из важных факторов, влияющих на данную функцию является занятость замужних женщин в сфере производства.
Занятость женщин оказывает глубокое влияние на семьи, где имеются маленькие дети. Тем не менее число семей с младенцами и детьми дошкольного возраста, где работают женщины, возрастает. .
За последние десятилетия возникло несколько других альтернатив семейной жизни. Среди них основными являются совместная жизнь без вступления в брак (сожительство) и создание коммуны.
Семья как малая группа | Семья как социальный институт |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 3 |
Форма анонимной анкеты
(нужно поставить знак + в той клеточке,
которая соответствует типу вашей семьи).
Формы семьи | Тип семьи |
нуклеарная | неполная | неполная | расширенная | эгалитарная | патриархальная |
| | | | | |
Практические задания
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из прелагаемого ниже списка слова, которые необходимо поставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже, помните, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пробелов.
A.Дети. Б. Брак. B.Социализация Г. Коллектив Д. Обязанности. Е. Институт.
Ж. Отношения. 3. Группа. И. Любовь. К.Уважение.
Семья - это основанная на _____________1) и (или) кровном родстве малая_______2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными 3) по отношению друг к другу.
Также семьей называется социальный_________4). т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей , деторождение, первичная ________5) детей. значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к 6) и лицам пожилого возраста.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже, помните, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пробелов.
A. Потребности. Б. Психика. B. Личность. Г. Культура. Д. Общение.
Е. Семья. Ж. Контакты. 3. Группа. И. Гуманизм.
В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них-о значении стиля общения с ребенком для развития его 1). Теперь уже стало бесспорной истиной, что___________ 2) так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных_________ 3) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
Все ваши ответы жду у себя на стр [email protected]