СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОУД 13 Право группа 1-6 на 9-10.04

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОУД 13 Право группа 1-6 на 9-10.04»


План урока .

Предмед: ОУД 13 Право

Дата проведения 9/04-10/04.2020 Преподаватель: Абакарова С.Д.

Группа № 1-6

Тема урока : «Семья как социальный институт и малая социальная группа»

План урока:

  1. Особенности семьи как малой группы

  2. Психология семейных отношений

  3. Тендерное поведение

  4. Воспитание в семье

Полученную информацию о формах и типах семьи изображаем схематично выписываем в тетрадь, раскрывая незнакомые понятия
































Для подтверждения гипотезы выдвинутой детьми, предлагаю провести мини-исследование, сделать социологический срез на основе анкетирования учащихся класса, т.е. предлагаю учащимся вступить в роли респондентов.

Форма анонимной анкеты

(нужно поставить знак + в той клеточке,

которая соответствует типу вашей семьи).


Формы семьи

Тип семьи

нуклеарная

неполная

неполная

расширенная

эгалитарная

патриархальная








Заполните анкету, Отвечайте на вопросы:

1.Какие выводы можно сделать из полученных статистических данных?

2.Можно ли считать данные результаты , соответствующими существующей в стране ситуации?

3.О каких новых тенденциях в семейной структуре свидетельствуют результаты, полученные в ходе исследования?

Вывод: сегодня в современной семейной структуре преобладает тенденция к увеличению количества нуклеарных , демократических семей.

Психология семейных отношений.

Кто-то из великих людей сказал; «Нет ничего проще семьи, нет ничего сложнее семьи».И это так , потому что семейные отношения охватывают огромный спектр взаимоотношений:

Муж – жена Родители – дети Дети – дети Дети – бабушка и дедушка

Супружеская семья – родительская семья.

Представьте себя в роли семейного психолога, к которому на прием пришла молодая семейная пара. Супруги не знают психологические особенности семейных взаимоотношений. Ваша задача – продумайте советы, которые в можете дать молодым людям в их семейной жизни.

Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли - нормативные предписания и ожидания «правильному мужскому или женскому поведению». Выполнение соответствующей тендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида.

Вспомните, какие социальные стереотипы воспитания мальчиков и девочек существовали в разные исторические времена и эпохи (эпоха античности, Средневековья, Новое время).

- Как они развивались на протяжении веков: что изменилось в наши дни?

- Что осталось неизменным?

.Воспитание в семье.

Семейное воспитание – осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи.

-Какой из стилей воспитания вам кажется самым разумным, почему?

Закрепление: выполнение задания.

Домашнее задание.

Документально- методический комплекс

«Семья как малая группа и социальный институт»

Семья как социальный институт имеет и еще две особенности. Отметим, что семья это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи.

И еще важно подчеркнуть такую особенность: семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью.

Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции:

1) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

2) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

3) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

4) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми,

5) духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

6) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

7) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

8) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

9)Репродуктивная - воспроизводство людей


Патриархальный тип семьи - необычайно устойчивый тип семейных отношений. Это, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое абсолютистское государство с авторитарным стилем правления. Авторитет главы семьи непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических, правовых, политических, воспитательных) находилось только в его руках, индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.

Эгалитарная семья - это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. В такой семье признаются права личности ребенка, его права на свободу, автономию и инициативу. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости.

Тенденции в развитии современной семьи.

Проследить тенденции развития современной семьи можно исходя из изменений её функций, поскольку функции семьи в ходе истории изменяются, как и изменяется сама семья.

  1. Экономические функции. В любом обществе семья играет основную экономическую роль ( в производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ) . В крестьянском, сельскохозяйственном и ремесленном производстве семья является совместным кооперативным трудовым объединением. Обязанности распределяются в соответствии с возрастом и полом членов семьи. Среди огромных перемен, вызванных возникновением промышленного производства, произошло уничтожение этой кооперативной системы производства. Рабочие стали трудиться вне дома и экономическая роль семьи свелась лишь к трате денег, заработанных кормильцем семьи ( то есть только на стадии потребления)

  2. Передача статуса. В промышленном обществе существовали различные обычаи и законы, более или менее автоматически закреплявшие статус, занимаемый семьями из разных слоёв общества. Наследственная монархия представляла собой яркий пример такого обычая. Аристократы, владевшие землёй и титулами, могли передавать свой высокий статус детям. Среди представителей низшего класса существовали системы гильдий и обучения ремёслам; таким образом, профессии могли передаваться от одного поколения к следующему.

  3. Социальное благосостояние. В традиционных крестьянских и ремесленных обществах семья осуществляет множество функций по поддержанию “благосостояния” людей, например, заботу о больных и пожилых членах семьи. Но эти функции коренным образом изменились в ходе возникновения и развития общества. Врачи и медицинские учреждения почти полностью заменили семью в отношении заботы о здоровье людей, хотя члены семьи по-прежнему решают, существует ли необходимость обратиться за медицинской помощью. Страхование жизни, пособия по безработице и фонды по социальному обеспечению полностью ликвидировали необходимость для семьи брать на себя помощь её членам в период их экономических трудностей. Точно также социальные пособия, больницы, и дома для пенсионеров облегчили для семьи бремя заботы о престарелых.

  1. Социализация. Семья является главным агентом социализации во всех обществах. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых. Но индустриализация и связанные с ней социальные перемены в какой-то мере лишили семьи этой функции. В нуклеарной семье значительно усложняется проблема воспитания детей.

Семья выполняет прежде всего репродуктивную функцию- воспроизводство людей. Сегодня значительный удельный вес занимает семья с 1 ребёнком.

Наличие 1 ребёнка характерно для большинства городских семей. И хотя в 90-х годах количество таких семей уменьшилось, даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов страны.

И в этом смысле практически во всех индустриальных странах наблюдается тенденция к сокращению величины населения (в результате снижения уровня рождаемости).Одним из важных факторов, влияющих на данную функцию является занятость замужних женщин в сфере производства.

Занятость женщин оказывает глубокое влияние на семьи, где имеются маленькие дети. Тем не менее число семей с младенцами и детьми дошкольного возраста, где работают женщины, возрастает. .

За последние десятилетия возникло несколько других альтернатив семейной жизни. Среди них основными являются совместная жизнь без вступления в брак (сожительство) и создание коммуны.


Семья как малая группа

Семья как социальный институт

1

1

2

2

3

3


Форма анонимной анкеты

(нужно поставить знак + в той клеточке,

которая соответствует типу вашей семьи).


Формы семьи

Тип семьи

нуклеарная

неполная

неполная

расширенная

эгалитарная

патриархальная







Практические задания

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из прелагаемого ниже списка слова, которые необходимо поставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже, помните, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пробелов.

A.Дети. Б. Брак. B.Социализация Г. Коллектив Д. Обязанности. Е. Институт.

Ж. Отношения. 3. Группа. И. Любовь. К.Уважение.

Семья - это основанная на _____________1) и (или) кровном родстве малая_______2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными 3) по отношению друг к другу.

Также семьей называется социальный_________4). т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей , деторождение, первичная ________5) детей. значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к 6) и лицам пожилого возраста.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже, помните, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пробелов.

A. Потребности. Б. Психика. B. Личность. Г. Культура. Д. Общение.
Е. Семья. Ж. Контакты. 3. Группа. И. Гуманизм.

В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них-о значении стиля общения с ребенком для развития его 1). Теперь уже стало бесспорной истиной, что___________ 2) так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных_________ 3) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Все ваши ответы жду у себя на стр [email protected]