Основы математики
Тема: «Шар»
Маша: Здравствуйте ребята!
Ребята, я очень рада вас видеть.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
-А теперь посмотрите друг на друга, подарите улыбку.
Отлично!
Маша: Ребята, вы любите играть, давайте поиграем
Ребята, посмотрите, что лежит у меня в коробке. Что это?
Дети. Это — воздушный шарик.
Воздушный шарик надуваю.
Его, как мячик я катаю,
Бросаю вверх, опять ловлю.
На форму я его смотрю.
Он круглый, как и плоский круг.
Но кругу он объемный друг.
Такой же формы апельсин,
Арбуз, и мяч, и мандарин.
Фигуру, что могу катать,
Я буду шаром называть.
Игра «Что катится?»
Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? А нам чем можно путешествовать?
Дети. На автобусе, машине, поезде.
(Поезд с квадратными колесами)
Воспитатель. На таком поезде мы сможем доехать?
Дети. Нет, не сможем.
Воспитатель. Не сможем? Почему?
Дети. У этого поезда квадратные колеса.
Воспитатель. Вы не хотите узнать, что быстрее катиться — кубик или шарик?
Дети. Хотим.
Воспитатель проводит на полу две черты.
Воспитатель. Что прикатилось быстрее?
Дети. Быстрее катился шар.
Воспитатель. Почему шар катиться быстрее?
Дети. У него нет углов.
Воспитатель: Правильно, шар круглый. Давайте возьмем шарики, (дети берут шарики)
Воспитатель: Покатайте их в руках, прокатите по полу. Как катится шарик? (быстро, легко)
Воспитатель: А, что же помешало кубику быстро катиться? (мнения детей)
Воспитатель: Да, кубику катиться мешают углы.
Воспитатель: Возьмите теперь кубики. Потрогайте их. Кубик такой же гладкий, как и шар? (ответы детей)
Воспитатель: Что есть у кубика? (стороны и углы)
шар докатился быстрее. А как вы думаете почему? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, шар круглый. Давайте возьмем шарики, (дети берут шарики)
Воспитатель: Покатайте их в руках, прокатите по полу. Как катится шарик? (быстро, легко)
Воспитатель: А, что же помешало кубику быстро катиться? (мнения детей)
Воспитатель: Да, кубику катиться мешают углы.
Воспитатель: Возьмите теперь кубики. Потрогайте их. Кубик такой же гладкий, как и шар? (ответы детей)
Воспитатель: Что есть у кубика? (стороны и углы)
Воспитатель. Что надо сделать, чтобы поезд поехал быстрее?
Дети. Надо поменять колеса.
Воспитатель. Какие должны быть колеса?
Дети. Должны быть круглыми.
Игра «Наряди елку».
Совсем недвно мы отмечали самый любимый праздник для детей и взрослых Новый Год, а на Новый Год всегда украшают елку. Я тоже предлагаю вам украсить елку в нашей группе. Посмотрите, сколько много елочных украшений лежит в коробке, но нам нужны будут только шары. Выберите из всех игрушек только шары. (дети выбирают)
Воспитатель: Я предлагаю вам большие шары повесить на нижние лапы елки, так кат они крепче, а маленькие шары повесить на верхние, так как они тоньше. Согласны?
Воспитатель: Посмотрите, какой стала наша елочка? (нарядной, красивой)
Игра «Что катится?»
Посмотрите на картинку и найдите— предметы шарообразной формы.
Правильно: Новогодний шарик, футбольный мяч, снеговик.
Что нового узнали сегодня?
Кто приходил к нам в гости?
Понравилось вам играть с ними?
Что больше всего понравилось?
-Ребята, мойте почаще руки с мылом.
Досвидания, до новых встреч!
Основы математики
Тема: «Овал»
Ребята, послушайте нам надо отгадать одну загадку:
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая вот окружность-
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал
Получился вдруг …. (овал)
Д.: Овал.
В.: Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с геометрической фигурой овал. (Вешаю на доску овал)
Посмотрите на доску – это овал. Повторим все вместе – овал.
Скажите есть ли у овала углы?
Правильно, у овала нет углов
Сегодня мы с вами снова проведем опыты и узнаем все свойства овала.
Вы согласны?
Тогда будьте внимательны!
Посмотрите овал у нас плоский, если овал положить на страницу книги, его почти не видно
Давайте все вместе проверим (прикладываю к доске плоскую фигуру). Давайте все вместе повторим – плоский.
А давайте мы его попробуем поставить на стол? (пытаюсь поставить овал ребром). Ребята, он не стоит. О каких свойствах овала говорит наш опыт?
Д.: Он неустойчив
Посмотрите внимательно на овал и скажите, на какую геометрическую фигуру похож овал?
Д.: Круг. (Вешаю на доску круг)
В.: Чем он похож на круг?
Д.: У овала, как и у круга нет углов, он плоский, тонкий, неустойчивый. Круг и овал имеют округлую форму.
В.: А чем же тогда они отличаются друг от друга?
Д.: Овал вытянутый.
В.: Какие молодцы, заметили отличие. Правильно он вытянутый, продолговатый. Давайте повторим вместе — вытянутый, продолговатый.
А давайте мы проверим путем накладывания, на сколько вытянут овал? Берем круг и кладем его на овал. Смотрите на сколько вытянут овал. А как вы думаете, катится ли овал так же как и круг? А давайте проверим. Что мешает овалу катиться?
Д.: Он вытянутый, поэтому и не катится.
В.: А на какую геометрическую фигуру еще похож овал?
Д.: Прямоугольник. (вешаю на доску прямоугольник)
В.: А почему вы так думаете?
Д.: Прямоугольник, как и овал – вытянут.
В.: А давайте мы проверим путем наложения. Чем же они похожи?
Д.: Прямоугольник и овал вытянуты, плоские фигуры, тонкие, неустойчивые, не катятся
В.: А чем же они тогда отличаются?
Д.: У прямоугольника есть углы, а у овала нет.
В.: Ребята, вы назвали все свойства овала и не ошиблись.
Игра «Что катится?»
Посмотрите на картинку и найдите— предметы похожие на овал.
Правильно яйцо,
В.: А какие свойства овала мы с вами сегодня узнали?
Д.: Овал вытянутый, плоский, тонкий, неустойчивый, без углов ;
В.: -Ребята, мойте почаще руки с мылом.
Досвидания, до новых встреч!