СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Овеянный славой наш флаг и герб

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Овеянный славой фаг наш и герб. За ясные зори умытые росами.

Просмотр содержимого документа
«Овеянный славой наш флаг и герб»

Классный час

в 5 классе

Тема : Овеянные славою флаг наш, герб и гимн.

Цели :

  • Воспитание патриотизма и гражданственности;

  • Изучение учащимися истории государственной символики России;

  • Расширение исторических знаний и представлений обучающихся об истории появления государственной символики.

Оборудование: мультимедийный проектор для просмотра слайд-шоу, иллюстрации с изображением герба и флага России.


Ход классного часа:

  1. Звучит Гимн России.


Учитель: Здравствуйте, ребята! Что за музыка сейчас звучала? (Гимн России)

- Совершенно верно. И сегодня мы с вами собрались на необычный классный час. Посмотрите внимательно на доску. О чем мы с вами сегодня будем говорит?

Ученик: (заранее подготовленный )

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем,

Тебя по – славянски назвали РОССИЕЙ.

Россия… Россия… Раздолье. Равнины.

Березы босые, седые осины.

Всё дорого с детства.

Все памятно с детства.

И все же не можем никак наглядеться.

Ученик: Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей…

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою-рекою,

С могучим, быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом - «Русь».


Учитель: Как и любое государство в мире Россия имеет свои государственные символы. Давайте с вами вспомним, какие же символы есть у нашей страны? (Слайд2 )

давайте вспомним историю возникновения гербов

Герб - это отличительный знак страны. Есть слова, ко­торые имеют похожее значение - «эмблема», «символ». Госу­дарственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначен­ных для проезда на территорию нашей страны./ Слайд 1/

Слово «герб» происходит от немецкого erbe, что означает «наследство», оно пришло в русский язык в XVI-XVII вв. В отличии от родового герба, который являлся принадлежностью и опознавательным знаком лишь одного рода, государственный герб свидетельствовал о суверенитете страны, ее независимости, высоком статусе среди других стран. В России герб имеет давнюю историю, начиная со Средневековья. (Слайды2(учащиеся по очереди читают))

Изображены на гербе следующие символы власти (Слайд-2):

Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита крас­ного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец, сидящий на белом коне. За его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей - это символ зла. Он повержен героем, верный конь воина топчет дракона копытами.

Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.

Царское «яблоко». Борис Годунов к тем регалиям, ко­торые были у царей до него, добавил еще одну державу, которая тогда именовалась «яблоко». По форме она напоминает этот фрукт. Держава представляет собой золотой шар с крестом на­верху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об исто­рическом прошлом нашей родины, символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других госу­дарств. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Далее ученики читают стихи: Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию –

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть!


Следующий не менее важный символ нашего государства – это флаг. Ребята, а как выглядит российский флаг?

Государственный флаг Российской Федерации - это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства. Описание государ­ственного флага и порядок его использования определяются Федеральным конституционным законом. Государственный флаг России постоянно развевается над зданием администрации Президента, Правительства, Совета Федерации и Государствен­ной Думы, областных и районных органов местного самоуправ­ления. Флаг Российской Федерации вывешивают на жилых до­мах в дни государственных праздников. Государственный флаг является бортовым отличительным знаком для воздушных и морских судов России.

Государственный флаг - это знак (символ) свободы, не­зависимости и самостоятельности государства. У каждой стра­ны есть собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран. Давайте посмотрим историю возникновения и изменения флага) На современном государственном флаге России - нашей родины - мы видим три цветные полосы, одинаковые по размеру.

У историков существует несколько версий происхождения цветов в Государственном флаге.

Первая версия относится к временам правления Петра I, который взял эти цвета у герба Москвы.Вторая точка зрения утверждает, что появление триколора имеет историческое значение.

Гимн также является одним из главных символов страны. Гимн России мы с вами прослушали в самом начале. А кто, ребята, скажет что такое гимн? Когда мы можем его услышать?

Гимн в переводе с греческого - восхваление.(Слайд3-6/)

Гимны чрезвычайно разнообразны - государственные, военные, религиозные, в честь исторического события или героя. В му­зыкальной энциклопедии гимн трактуется как особое музы­кальное произведение, отличающейся образностью литератур­ного текста, широкой, легко запоминающейся мелодией, разме­ренным маршевым ритмом, величавостью музыки. Каждый новый день в нашей стране начинается с мелодии гим­на России, который звучит по радио в 6 часов утра по местному времени. Мелодия гимна - величественная, торжественная. Люди издавна любили гордые и смелые песни. С древ­них времен существовали торжественные песнопения.

В них славилась красота родной земли, ее богатства, подвиги героев. Из поколения в поколение передавались представления людей о Родине и счастье, о добре и зле. Государственный гимн звучит в особо торжественных случаях: во время встреч руководителей государств, торжественных собраний. Во время исполнения гимна все присутствующие встают. Этим они выражают свое уважение к стране. Гимн страны исполняется и во время спор­тивных состязаний в честь победителей. Присмотритесь к их лицам: они серьезны и взволнованы. Они прославили родину своей победой, и весь мир с уважением слушает гимн страны, воспитавшей таких спортсменов.

Ученик: В древней Греции и Риме

Пели гимны в честь богов

Распевает гимн и ныне

В школе хор учеников.

Только гимн совсем иной-

Гимн страны моей родной!

Подведение итогов.

Учитель: Ребята, что значит любить Родину? (Выслушиваются ответы учащихся))

- Я думаю, что все вы вырастите достойными гражданами России.

Будете любить её и охранять природу родной земли. И если потребуется, сможете защитить нашу страну. Я также надеюсь, что вы будете уважать государственные символы нашей Родины.




















Литература:

  1. Амусина Л.М. Славься, Отечество! - // газета «Последний звонок», №4, 2006 г., с.6.

  2. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – В помощь учителям. Материалы проведения уроков, посвященных государственной символике России / сост. Т.В. Шепелева – Волгоград: Учитель, 2007 г.

  3. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XX-XVI вв.. – М.: ОЛМА –ПРЕСС Образование, 2003.- 736 с.

  4. Школьная энциклопедия «Руссика». История России.XVII-XVII вв. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2003.- 736 с.

5. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XX век– М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2003.- 554 с.


8