Өз алдынча иштөө №1
Сандык туюнтмалар
1. Туюнтманын маанисин тапкыла:
а) 9,5 - 5,6 + 2,3 - 1,2=________________________
б) 8,5 - 1,2 + 2,9 - 4,7=________________________
2. z=34 болгон учурда туюнтманын маанисин тапкыла:
.
12+4∗(3z−4)−(5z+6)=__________________________________________________________________________________
3. Берилген туюнтманы жонокойлотуп, а=25 болгондо эсептегиле:
42+4∗(12a−5)+(7a−3)=___________________________________________________________________________________
4. Решите задачу. При решении используйте этапы математического моделирования.
В библиотеке выдали книги 6, 7 и 8 классам. 6 классу раздали в 1,5 раза больше книг, чем 7 классу и на 40 книг больше, чем 8 классу. Сколько книг выдали каждому классу, если всего выдали 400 книг
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа №6( итоговая )
-
∠B = ∠C = 90°, ∠ADC= 50°, ∠ADB = 40°. Докажите, что ▲ABD = ▲ОСА.
2. В равнобедренном треугольнике угол между боковыми сторонами в три раза больше угла при основании. Найдите величины углов треугольника.
3. Параллельные прямые а и b пересечены двумя параллельными секущими АВ и CD, причем точки А и С лежат на прямой а, а точки В и D — на прямой b. Докажите, что АС = BD.
4.АВ = ВС, ВТ= 4 см. Вопросы: а) Между какими целыми числами заключена длина отрезка АС? б) Найдите сумму длин отрезков, соединяющих точку Т с серединами сторон АВ и ВС.
Самостоятельная работа №5
Прямоугольный треугольник.
Построение треугольника по трем элементам
-
В остроугольном треугольнике MNP биссектриса угла М пересекает высоту NK в точке О, причем ОК = 9 см. Найдите расстояние отточки О до прямой MN.
2.Один из углов прямоугольного треугольника равен 60°, а сумма гипотенузы и меньшего катета равна 42 см. Найдите длину гипотенузы.
3.Постройте прямоугольный треугольник по гипотенузе и острому углу.
4. С помощью циркуля и линейки постройте угол, равный 105°.
Өз алдынча иш №2
Туюнтмалар жана тендештиктер
1.Туюнтманы жөнөкөйлөткүлө:
а) 5+ 2(х – 1)=__________________________________________
б) 2а – (3б – а) + (3б – 2а)=________________________________
в)5(а – 3) – 3(3а – 5)=_____________________________________
г) 16с + (3с – 2) – (5с + 7)=________________________________
2. Теңдемени чыгаргыла:
А) 2х-14=28; б)3.5а+10=1,5а+12
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Туюнтманы жөнөкөйлөтуп , х=2 болгондогу маанисин тапкыла:
6,3х – 4 – 3(7,2х + 0,3)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Катя а ручканы 3 сомдон жана 15 карандашты b сомдон алды.
а) Алынган буюмдарды туюнтма турундо жазгыла
__________________________________________________
б) а = 4, b = 2,5 болгондо 3а+15в нын маанисин тапкыла
________________________________________________________
5. Туюнтманын маанисин салыштыргыла:
3 – 0,2а жана 5 – 0,3а , мында а = 7.
Өз алдынча иш №3
Бир өзгөрмөлүү сызыктуу теңдемелер
1. Төмөндөгү сандар х(х - 5) = -6 теңдемесинин тамыры болобу?
0; _________ 3? _________
2.Теңдемени чыгаргыла:
а)6x - (3 + 8x) = 11
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) 7х - 3(2x + 1) = х + 3
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ в) x(x+48)(x-23)=0
_______________________________________________________________________________________________________________
3.У тин кандай маанисинде томондогу барабардык туура болот?
3(у - 5) = -13?
________________________________________________________________________________________________________________
4.Маселени теңдеменин жардамында чыгаргыла:
Рабочие трёх бригад изготовили за смену 590 деталей. Вторая бригада изготовила деталей в четыре раза больше, чем первая, а третья — столько же, сколько первые две бригады изготовили вместе. Сколько деталей изготовила каждая бригада?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Сан катары берилген: 24, 23, 31, 27, 24, 25, 26, 32, 24.Модасын, медианасын жана арифметикалык орточо санын тапкыла.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа №4
Параллельные прямые
-
Параллельные прямые АВ и CD пересекаются с прямой EF в точках М и N соответственно. Угол AMN на 30° больше угла CNM. Найдите все образовавшиеся неразвернутые углы.
-
Отрезок DM — биссектриса треугольника CDE. Через точку М проведена прямая, пересекающая сторону DE в точке N так, что DN = MN. Найдите углы треугольника DMN, если угол CDE = 74°.
-
∠1 = ∠2; ∠3 в четыре раза меньше ∠4. Найдите ∠3, ∠4.
5.Найдите углы треугольника АВС, если угол В на 40° больше угла А, угол С в пять раз больше угла А.
Өз алдынча иш № 3
Сумма углов треугольника.
Соотношения между сторонами и углами треугольника
-
В треугольнике CDE точка М лежит на стороне СЕ, причем угол CMD острый. Докажите, что DE DM.
-
Найдите углы треугольника АВС, если угол А на 60° меньше угла В и в два раза меньше угла С.
-
В прямоугольном треугольнике ABC (∠C= 90°) биссектрисы CD и BE пересекаются в точке О. ∠BOC = 95°. Найдите острые углы треугольника АВС.
4.Треугольники АВС и PQR равны.Углы второго треугольника известны : ∠P=30, ∠ Q=70 , ∠R=80.Найдите углы треугольника АВС
Өз алдынча иш №4
Функциянын графиги
1. функцинын графигин түзгүлө: y=2x−4.
а) [-3; 0] кесиндисинде функциянын максимум жана минимумдарын эсептегиле
____________________________________________
б) Функция кайсы аралыкта ОХ огунун томон жагында жатат?
_______________________________________________
2. 4х−8y+2=0 теңдемеси берилген
а)Координата октору менен кесилиш чекитин тапкыла:.
____________________________________________________________________________________________________
б) (-2; 31⁄2) чекити теңдемеде жата тургандыгын текшергиле
__________________________________________________
3. y=3x жана y=x+2 түз сызыктары кайсы чекитте кесилишет?
____________________________________________________________________________________________________
Өз алдынча иш №5
Даражаларды көбөйтүү жана бөлүү
1. х = – 4 болгондо 1 – 5х2 маанисин эсептегиле
________________________________________________________
2.Амалдарды аткаргыла: а) у7· у1=
б) у20: у5=_________________________
в) (у2)8= ______________________
г) (2у)4=___________________________
3. Туюнтманы жөнөкөйлөткүло:
а) – 2ав3· 3а2· в4=______________________________
б) (– 2а5в2)3=________________________________________
4. у = х2
функциясынын графигин тургузгула жана графиктин жардамында
х = 1,5; х = – 1,5 болгондо утин маанисин тапкыла
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Өз алдынча иш № 2.
Треугольники
-
В равнобедренном треугольнике с периметром 48 см боковая сторона относится к основанию как 5 : 2. Найдите стороны треугольника.
2.На стороне АВ треугольника АВС взята точка Д.Чему равна сторона АВ треугольника ,если АД=5 см,а ВД =6см
3.В треугольнике АВС АВ = ВС. На медиане BE отмечена точка М, а на сторонах АВ и ВС — точки Р и К соответственно (точки Р, М, К не лежат на одной прямой). Известно, что угол BMP равен углу ВМК. Докажите, что:
а) углы ВРМ и ВКМ равны;
б) прямые РК и ВМ взаимно перпендикулярны.
4.Как с помощью циркуля и линейки построить угол, равный 67°30′ ?
Геометрия Өз алдынча иш №1
Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы
1.На луче с началом в точке А отмечены точки В и С. Известно, что АВ = 10,3 см, ВС = 2,4 см. Какую длину может иметь отрезок АС?
2.Разность двух углов, образовавшихся при пересечении двух прямых, равна 42°. Найдите все образовавшиеся неразвернутые углы.
3.Один из смежных углов в пять раз больше другого. Найдите углы, которые образует биссектриса большего угла со сторонами меньшего.
4. Прямые АВ и CD пересекаются в точке О. ОК — биссектриса угла AOD, угол СОК = 118°. Найдите величину угла BOD.
5.Точки А,В,С лежат на одной прямой.Может ли точка В разделять точки А и С,если АС=7м,ВС=7,6м.Обьясните ответ
Өз алдынча иш №6
Функция y=x^2 и её график.
Графическое решение уравнений
1.Найдите значение функции y = x2, если значение аргумента равно:
а) x=-5. ___________________________________
а) x= 4_____________________________________
2. Решите уравнение x2 = 4x графическим методом.
3. Постройте график функции y = x2:
а) на промежутке [-2;3]
б) в интервале -3≤x≤0.
4. Решите уравнение x2 = 5x графическим методом.
Өз алдынча иш № 7
МНОГОЧЛЕНЫ
-
Преобразовать в многочлен стандартного вида выражение:
-
а)х2 – 5х + 6 – 2х =
-
________________________________________
-
-
б)(2х + 3) х =____________________________
-
-
в)-3х2 (х2 – 2х + 1) =
-
________________________________________
-
-
(х - 2)(х2 + 2х + 4) =
________________________________________
-
-
2.Найти сумму, разность и произведение многочленов:
-
3х2 – 2х + 6 и 2х2 – 3х + 6 .
-
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
3.Решить уравнение:
-
3 – х2 = х – (х + 1) (х – 6) .
-
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
-
4.В первом овощехранилище было 50 т картофеля, а во втором – 58 т. Из первого ежедневно вывозят по 5 т картофеля, а из второго – по 3 т. Через сколько дней во втором овощехранилище картофеля останется вдвое больше, чем в первом?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Өз алдынча иш №14
Итоговая комплексная работа по алгебре в 7 классе
• 1. Упростите выражение:
а) 3а2b • (-5а3b)=___________________________________
б) (2х2у)3=________________________________________
• 2. Решите уравнение 3х - 5 (2х + 1) = 3 (3 - 2х).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• 3. Разложите на множители:
а) 2ху - 6y2=______________________________________
б) а3 - 4а=________________________________________
• 4. Периметр треугольника ABC равен 50 см. Сторона АВ на 2 см больше стороны ВС, а сторона АС в 2 раза больше стороны ВС. Найдите стороны треугольника.
Өз алдынча иш №13
Решите систему уравнений графическим методом.
3x+y=18,
4x−2y=4.
2. Решите данную систему уравнений методом подстановки.
x−y=−2,
x+y=6.
3. Решите эти системы уравнений методом алгебраического сложения.
x=3−y
2x−y=0.
4. Решите систему уравнений
3х - у = 7,
2х + 3у = 1.
3. Решите систему уравнений
2(
3х - у) - 5 = 2х - 3у,
5 - (х - 2у) = 4у + 16.
Өз алдынча иш №8
«Сумма и разность многочленов . Многочлены и одночлены»
1. Выполните действия:
а) (За - 4ах + 2) - (11а - 14ах)=______________________
__________________________________________________
б) 3у2 (у3 + 1)=____________________________________
2. Вынесите общий множитель за скобки:
а) 10аb - 15b2=_____________________________________
б) 18а3 + 6а2=_____________________________________
3. Решите уравнение 9х - 6 (х - 1) = 5 (х + 2).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Пассажирский поезд за 4 ч прошел такое же расстояние, какое товарный за 6 ч. Найдите скорость пассажирского поезда, если известно, что скорость товарного на 20 км/ч меньше.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Упростите выражение
2а (а + b - с) – 2b (а - b - с) + 2с (а - b + с)=
______________________________________________________________________________________________
5. Найдите значение выражения 1 - 5х2, при х = -4.
________________________________________________________
Өз алдынча иш №9
Действия с многочленами – сложение и вычитание, умножение и деление многочленов.", "Формулы сокращенного умножения"
1. Выполните умножение.
a) 2y(y+2)=_______________________________________
б) 3y2 x(3+y)=_____________________________________
2. Раскройте скобки.
а) (a-3)2=_________________________________________
б) (6x2 + y2)2=__________________________________
3. Вычислите значение выражения при z=3.
(z2 + 3z3 - z2) + (z - 1)= ______________________________
4. Выполните умножение.
a) 4z (z - 5)=______________________________________
б) 3x2 y(4 + y)=_________________________________
в) 2a (a - 3)=___________________________________
5. Разложите следующие выражения на множители.
а) 6х3 - 5х2=______________________________________
б) 15b3 – 3=______________________________________
в) 4c2 + 2c + 4 + 6c=____________________________
г) (у – 4)2 = ___________________________________________________________________
б) (7х + а)2=________________________________________
в) (5с – 1) (5с + 1)=_________________________________
г) (3а + 2в) (3а – 2в)=________________________________
Өз алдынча иш №12
1. Преобразуйте в многочлен:
а) (у – 4)2=_________________________________________________________________________________
б) (7х + а)2=___________________________________________
в) (5с – 1) (5с + 1)=_______________________________________
г) (3а + 2в) (3а – 2в)=_____________________________________
2. Упростите выражение:
(а – 9)2 – (81 + 2а)=
_______________________________________________________________________________________________________________
3.Разложите на множители:
а) х2 – 49=____________________________________
б) 25х2 – 10ху + у2=________________________________
-
Решите уравнение: (2 – х)2 – х(х + 1,5) = 4.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Выполните действия:
а) (у2 – 2а) (2а + у2)=______________________________________
________________________________________________________
б) (3х2 + х)2=_____________________________________________
________________________________________________________
в) (2 + т)2· (2 – т)2=______________________________________
________________________________________________________
6. Разложите на множители:
а) 4х2у2 – 9а4;=___________________________________________
б) 27т3 + п3 =_________________________________________________________________________________________
Өз алдынча иш №11
Формулы сокращенного умножения»
1. Преобразуйте в многочлен:
а) (у - 4)2=________________________________________
б) (7х + а)2=__________________________________________________________
в) (5с - 1) (5с + 1)=_________________________________
г) (3а + 2b) (3а - 2b)=_______________________________
• 2. Упростите выражение
(а - 9)2 - (81 + 2а)=_________________________________
• 3. Разложите на множители:
а) х2 – 49=________________________________________
б) 25х2 - 10ху + у2=_________________________________
4. Решите уравнение
(2 - х)2 - х (х + 1,5) = 4.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Выполните действия:
а) (у2 - 2а) (2а + у2)=________________________________
б) (3х2 + х)2=
__________________________________________________________________________
в) (2 + т)2 +(2 - т)2=
__________________________________________________
6. Разложите на множители:
а) 4х2y2 - 9а4=______________________________________
б) 25а2 - (а + 3)2 =
___________________________________________________________________________
в) 27т3 + п3=______________________________________
Өз алдынча иш №10
-
Выполните умножение:
а) (с + 2) (с – 3)=______________________________________
б) (2а – 1) (3а + 4)=_______________________________________
в) (5х – 2у) (4х – у)=_______________________________________
г) (а – 2) (а2 – 3а + 6)=_____________________________________
2.Разложите на множители:
а) а(а + 3) – 2(а + 3)=_____________________________________
________________________________________________________
б) ах – ау + 5х – 5у=_______________________________________
________________________________________________________
-
Упростите выражение:
– 0,1х (2х2 + 6) (5 – 4х2)=___________________________________
________________________________________________________
4. Представьте многочлен в виде произведения:
а) х2 – ху – 4х + 4у=_______________________________________-
________________________________________________________
б) аb – ас – bх + сх + с – b=_
________________________________________________________________________________________________________________
5. Из прямоугольного листа фанеры вырезали квадратную пластину, для чего с одной стороны листа фанеры отрезали полосу шириной 2см, а с другой, соседней, 3см. Найдите сторону получившегося квадрата, если известно, что его площадь на 51см2 меньше площади прямоугольника.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Өз алдынча иш №12
1. Преобразуйте в многочлен:
а) (у – 4)2
б) (7х + а)2=
в) (5с – 1) (5с + 1)=
г) (3а + 2в) (3а – 2в)=
2. Упростите выражение:
(а – 9)2 – (81 + 2а)=
3.Разложите на множители:
а) х2 – 49=
б) 25х2 – 10ху + у2=
-
Решите уравнение: (2 – х)2 – х(х + 1,5) = 4.
5. Выполните действия:
а) (у2 – 2а) (2а + у2)=
б) (3х2 + х)2=
в) (2 + т)2· (2 – т)2=
6. Разложите на множители:
а) 4х2у2 – 9а4;=
б) 27т3 + п3
. Өз алдынча иш №13
-
Решите систему уравнений графическим методом.
3x+y=18,
4x−2y=4.
2. Решите данную систему уравнений методом подстановки.
x−y=−2,
x+y=6.
3. Решите эти системы уравнений методом алгебраического сложения.
x=3−y
2x−y=0.
2. Решите систему уравнений:
• 1. Решите систему уравнений
3х
- у = 7,
2х + 3у = 1.
• 2. Велосипедист ехал 2 ч по лесной дороге и 1 ч по шоссе, всего он проехал 40 км. Скорость его на шоссе была на 4 км/ч больше, чем скорость на лесной дороге. С какой скоростью велосипедист ехал по шоссе, и с какой по лесной дороге?
3. Решите систему уравнений
2(
3х - у) - 5 = 2х - 3у,
5 - (х - 2у) = 4у + 16.
5. Выясните, имеет ли решения система и сколько:
5х
- у = 11,
-10х + 2у = -22.
Өз алдынча иш №14
Итоговая комплексная работа по алгебре в 7 классе
• 1. Упростите выражение: а) 3а2b • (-5а3b)=
б) (2х2у)3=
• 2. Решите уравнение 3х - 5 (2х + 1) = 3 (3 - 2х).
• 3. Разложите на множители: а) 2ху - 6y2=
б) а3 - 4а=
• 4. Периметр треугольника ABC равен 50 см. Сторона АВ на 2 см больше стороны ВС, а сторона АС в 2 раза больше стороны ВС. Найдите стороны треугольника.
5. Докажите, что верно равенство
(а + с) (а - с) - b (2а - b) - (а - b + с) (а - b - с) = 0.
6. На графике функции у = 5х - 8 найдите точку, абсцисс которой противоположна ее ординате.