Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последней жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. Конкретизируя задачи физического воспитания детей в контексте его основной цели – формирование физической культуры личности, мы определили для себя следующие задачи:
1. Оздоровительные задачи:
а) обеспечивать всестороннее и гармоническое развитие физических качеств дошкольников;
б) содействовать формированию гармонического телосложения, правильной осанки и стопы;
в) закаливать организм, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и воду), различные традиционные и современные методы закаливания;
г) способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
2. Образовательные задачи:
а) формировать и совершенствовать у дошкольника жизненно необходимые двигательные умения и навыки: ходьба, бег, лазание, метание и др.;
б) сделать достоянием каждого ребёнка элементарные базовые знания по гигиене, анатомии и физиологии человека.
3. Общепедагогические задачи:
а) воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями;
б) способствовать развитию воли, целеустремлённости;
в) формировать позитивные качества характера.
Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, которые не нарушали бы образовательную деятельность, мы разработали оздоровительную мини-программу, с которой и предлагаем вам ознакомиться.
Двигательный режим в старшей группе
Вид занятий
Продолжительность
Утренняя гимнастика
Ежедневно в группе или спортивном зале 10 минут.
Двигательные разминки
Ежедневно во время 10 минутных перерывов между занятиями.
Физкультминутки
Ежедневно на каждом статистическом занятии, по мере необходимости 3-5 минут.
Подвижные игры и упражнения на прогулке
Ежедневно 15-20 минут.
Индивидуальная работа по развитию движений
Ежедневно на прогулке 8-10 минут.
Гимнастика после дневного сна
Ежедневно 5-8 минут.
Учебные занятия по физической культуре в спортивном зале
2 раза в неделю по 25 минут.
Занятия в спортивной секции “Крепыш”
2 раза в неделю по 25 минут.
Физкультура на прогулке
1 раз в неделю на утренней прогулке 25 минут.
Самостоятельная двигательная активность
Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на свежем воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей.
Физкультурный досуг
1 раз в месяц 30 минут.
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.
Пальчиковая гимнастика
3-4 раза в день.
Физкультурные праздники
2 раза в год: зима и лето.
Дыхательная гимнастика
2 раза в неделю на прогулке после сна.
Ритмопластика
Во вторую половину дня, не ранее чем через 30 минут после приёма пищи. 2 раза в неделю в физкультурном или музыкальном залах.
Перемещение детей по зданию
Примерно 20 минут в день.
Всего за неделю (организованная двигательная активность)