СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Озеро Байкал-жемчужина Сибири

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Озеро Байкал"

Просмотр содержимого документа
«Озеро Байкал-жемчужина Сибири»

Пояснительная записка к уроку

Тема: «Озеро Байкал - жемчужина Сибири» изучается в 8 классе.

Цель:

Образовательные: сформировать знания о природном районе озера Байкал; познать красоту, уникальность природного комплекса. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.

Воспитательные: формирование экологического сознания учащихся на примере экологических проблем Байкала и их причин.

Развивающие: развитие навыков работы с различными справочными материалами.

Задачи:

Направленные на достижение личностных результатов обучения:

1.развитие навыков самостоятельной работы учащихся;

2.развитие готовности применять знания на практике;

3.развитие и воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1.формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

2.формирование умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

3.формирование умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

1.углубление знаний учащихся по формирование картографической грамотности учащихся.

2.

Оборудование:

компьютер, проектор, мультимедийная презентация «Озеро Байкал-жемчужина Сибири», учебник, атласы по географии для 8 класса «Издательство ДИК. Дрофа», инструктивные листы.






Технологическая карта урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный (1 мин)

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к началу урока.


2

Актуализация опорных знаний

(3 мин.)

Учитель подводит к теме урока:

Среди заснеженных хребтов на самой окраине Северной Азии лежит это огромное пресноводное озеро. Древнее. Чистое. Самое глубокое в мире. Самое красивое. Одно из величайших озер планеты, колыбель многих племен и народов древности, протянулось по поверхности земли на 636 километров!

Сегодня мы познакомимся с этим чудом природы. Озером, которое является объектом мирового наследия.


Демонстрация слайдов 1-5



формулируют тему и цель урока.

Ответы:

Озеро Байкал,

мы познакомимся на уроке с самым глубоким озером в мире.



Просмотр слайдов

Саморегуляция, целеполагание

3

Этап мотивации (2 мин.)

Учитель подводит к постановке проблемы: Ребята, по какому плану мы будем изучать данную тему, что бы вы хотели узнать на уроке?


План урока демонстрируется на слайде №6,после того как ребята самостоятельно сформулируют ответы.

Совместно обсуждают, формулируют

план работы на уроке. (Приложение №1)

Ответы:

1.Географическое положение Байкала. 2.Особенности климата. Вода Байкала.

3.Природный комплекс Байкала

4. Проблемы Байкала.

Использование богатств Байкала.




Саморегуляция, целеполагание, планирование

4

Открытие нового знания (25 мин.)

Следуя нашему плану изучение Байкала мы начнем с географического положения. На вашем столе лежат инструктивные карты, куда вы будете заносить основные данные об озере Байкал.

Используя карту атласа и текст учебника ребята отвечают на вопросы и делают записи в инструктивном листе:
1. В какой части России расположено озеро?
2. Как расположено озеро по отношению к океанам?

3. На границе каких республик (областей) находится?
3. Каково направление протяженности Байкала?
4. Вычислите протяженность озера Байкал? (620 км)

Поиск и выделение необходимой информации; установление причинно - следственных связей, умение работать с основными источниками информации

Опережающее домашнее задание. Организует выступление специалистов геологов и геоморфологов, корректирует ответы.


Выступление геолога:

Байкал – древнейшее озеро на Земле, возникшее в результате действия тектонических процессов древности.

Его возраст составляет 20-25 млн.лет.

Происхождение Байкала до сих пор вызывает научные споры. Озеро расположено в рифтовой впадине и по своему строению схоже например, с бассейном Мертвого моря.

Выступление геоморфолога: Одни исследователи объясняют образование Байкала его расположением в зоне древнего тектонического разлома, другие предполагают наличие под Байкалом гигантского разлома мантии земли, третьи объясняют образование впадины тектоническими процессами в результате движения материков Евразии и Индостана. Вулканическая деятельность на Байкале продолжается до сих пор  - в окрестностях озера постоянно происходят землетрясения.

По итогу выступления, заполняют инструктивный лист.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Организует работу с текстом «Климат Байкала» и с климатической картой в атласе, заполнение таблицы в инструктивном листе.


Работа с климатической картой, с предложенным текстом.

Приложение №2




По теме вода Байкала, учитель рассказывает красивую легенду о реке Ангаре, которая вытекает из озера Байкал.

(Разоряет дочка старика Байкала) Приложение №3

Учащиеся работают с атласом и отвечают на вопросы в инструктивной карте.




Опережающее домашнее задание. Работа по слайдам, учащиеся делают сообщения по органическому миру Байкала.


Учащиеся выступают с сообщениями про сибирскую нерпу, красного волка, омуля, голомянку, сибирского осетра, баргузинского соболя.




Учитель подводит к проблемному вопросу учащихся:

Байкал… Славное море… Священное озеро…Так почему же именно этот уникальный водоем был избран базой для строительства целлюлозно-бумажного комбината, который по плану должен был сбрасывать в озеро 200 000 кубометров сточных вод в сутки, что создало бы мертвую зону в несколько квадратных километров?

Существуют и другие экологические проблемы Байкала. Ознакомьтесь с ними, используя учебник стр. 220, выявите основные проблемы и предложите пути их решения.

Дискуссия о влиянии на экологию озера Байкальского ЦБК, Селенгинского КБК, предлагают необходимые природоохранные мероприятия

Ответы:

1. Запретить рубку леса на склонах хребтов, обращенных к Байкалу.

2.Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал.

3.Создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами (опасен «дикий туризм»).

4.Поднять экологическую культуру населения



5

Подведение итогов (5 мин.)

Проведение итогового тестирования

1. Продолжите выражение «Кто Байкала не видел, тот ... (в Сибири не бывал.)

2.Как буряты называют озеро Байкал? (Байгал-далай.)

3.Что означает цифра 1620 м? (Максимальная глубина Байкала.)

4.Сколько лет Байкалу? (15-20млн. лет.)

5.332 года - что происходит за это время? (Происходит полная смены вода в Байкале.)

336 - 1.

6.Ураганный ветер на Байкале?9(Сарма)

7.Организмы, не встречающиеся больше нигде? (Эндемики)

8.Розово-белая полупрозрачная рыбка, не имеющая чешуи? (Голомянка)

9.Это северо-восточный ветер на Байкале (Баргузин)

10.Это самый большой остров на Байкале (Ольхон)


Выполняют итоговый тест.

анализ;

контроль, коррекция оценка

6

Рефлексия (3 мин.)

Организует рефлексию, используя приём «Плюс – минус – интересно». Слайд №


Участвуют в рефлексивной деятельности: заполняют предложенные таблички (приложение).

Анализ,

контроль,

коррекция

оценка;

нравственно-

этическая

ориентация

7

Домашнее задание (1 мин.)

Предлагает варианты выполнения д/з:

Параграф

Составить из 10-15 слов кроссворд по теме Байкал


Записывают задание в дневник

Саморегуляция, самообразование.