3.развитие и воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
1.формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
2.формирование умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
3.формирование умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.
1.углубление знаний учащихся по формирование картографической грамотности учащихся.
2.
компьютер, проектор, мультимедийная презентация «Озеро Байкал-жемчужина Сибири», учебник, атласы по географии для 8 класса «Издательство ДИК. Дрофа», инструктивные листы.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный (1 мин) | Приветствие, проверка готовности к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к началу урока. | |
2 | Актуализация опорных знаний (3 мин.) | Учитель подводит к теме урока: Среди заснеженных хребтов на самой окраине Северной Азии лежит это огромное пресноводное озеро. Древнее. Чистое. Самое глубокое в мире. Самое красивое. Одно из величайших озер планеты, колыбель многих племен и народов древности, протянулось по поверхности земли на 636 километров! Сегодня мы познакомимся с этим чудом природы. Озером, которое является объектом мирового наследия. Демонстрация слайдов 1-5 | формулируют тему и цель урока. Ответы: Озеро Байкал, мы познакомимся на уроке с самым глубоким озером в мире. Просмотр слайдов | Саморегуляция, целеполагание |
3 | Этап мотивации (2 мин.) | Учитель подводит к постановке проблемы: Ребята, по какому плану мы будем изучать данную тему, что бы вы хотели узнать на уроке? План урока демонстрируется на слайде №6,после того как ребята самостоятельно сформулируют ответы. | Совместно обсуждают, формулируют план работы на уроке. (Приложение №1) Ответы: 1.Географическое положение Байкала. 2.Особенности климата. Вода Байкала. 3.Природный комплекс Байкала 4. Проблемы Байкала. Использование богатств Байкала. | Саморегуляция, целеполагание, планирование |
4 | Открытие нового знания (25 мин.) | Следуя нашему плану изучение Байкала мы начнем с географического положения. На вашем столе лежат инструктивные карты, куда вы будете заносить основные данные об озере Байкал. | Используя карту атласа и текст учебника ребята отвечают на вопросы и делают записи в инструктивном листе: 1. В какой части России расположено озеро? 2. Как расположено озеро по отношению к океанам? 3. На границе каких республик (областей) находится? 3. Каково направление протяженности Байкала? 4. Вычислите протяженность озера Байкал? (620 км) | Поиск и выделение необходимой информации; установление причинно - следственных связей, умение работать с основными источниками информации |
Опережающее домашнее задание. Организует выступление специалистов геологов и геоморфологов, корректирует ответы. | Выступление геолога: Байкал – древнейшее озеро на Земле, возникшее в результате действия тектонических процессов древности. Его возраст составляет 20-25 млн.лет. Происхождение Байкала до сих пор вызывает научные споры. Озеро расположено в рифтовой впадине и по своему строению схоже например, с бассейном Мертвого моря. Выступление геоморфолога: Одни исследователи объясняют образование Байкала его расположением в зоне древнего тектонического разлома, другие предполагают наличие под Байкалом гигантского разлома мантии земли, третьи объясняют образование впадины тектоническими процессами в результате движения материков Евразии и Индостана. Вулканическая деятельность на Байкале продолжается до сих пор - в окрестностях озера постоянно происходят землетрясения. По итогу выступления, заполняют инструктивный лист. | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Организует работу с текстом «Климат Байкала» и с климатической картой в атласе, заполнение таблицы в инструктивном листе. | Работа с климатической картой, с предложенным текстом. Приложение №2 | |
| | По теме вода Байкала, учитель рассказывает красивую легенду о реке Ангаре, которая вытекает из озера Байкал. (Разоряет дочка старика Байкала) Приложение №3 | Учащиеся работают с атласом и отвечают на вопросы в инструктивной карте. | |
| | Опережающее домашнее задание. Работа по слайдам, учащиеся делают сообщения по органическому миру Байкала. | Учащиеся выступают с сообщениями про сибирскую нерпу, красного волка, омуля, голомянку, сибирского осетра, баргузинского соболя. | |
| | Учитель подводит к проблемному вопросу учащихся: Байкал… Славное море… Священное озеро…Так почему же именно этот уникальный водоем был избран базой для строительства целлюлозно-бумажного комбината, который по плану должен был сбрасывать в озеро 200 000 кубометров сточных вод в сутки, что создало бы мертвую зону в несколько квадратных километров? Существуют и другие экологические проблемы Байкала. Ознакомьтесь с ними, используя учебник стр. 220, выявите основные проблемы и предложите пути их решения. | Дискуссия о влиянии на экологию озера Байкальского ЦБК, Селенгинского КБК, предлагают необходимые природоохранные мероприятия Ответы: 1. Запретить рубку леса на склонах хребтов, обращенных к Байкалу. 2.Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал. 3.Создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами (опасен «дикий туризм»). 4.Поднять экологическую культуру населения | |
5 | Подведение итогов (5 мин.) | Проведение итогового тестирования 1. Продолжите выражение «Кто Байкала не видел, тот ... (в Сибири не бывал.) 2.Как буряты называют озеро Байкал? (Байгал-далай.) 3.Что означает цифра 1620 м? (Максимальная глубина Байкала.) 4.Сколько лет Байкалу? (15-20млн. лет.) 5.332 года - что происходит за это время? (Происходит полная смены вода в Байкале.) 336 - 1. 6.Ураганный ветер на Байкале?9(Сарма) 7.Организмы, не встречающиеся больше нигде? (Эндемики) 8.Розово-белая полупрозрачная рыбка, не имеющая чешуи? (Голомянка) 9.Это северо-восточный ветер на Байкале (Баргузин) 10.Это самый большой остров на Байкале (Ольхон) | Выполняют итоговый тест. | анализ; контроль, коррекция оценка |
6 | Рефлексия (3 мин.) | Организует рефлексию, используя приём «Плюс – минус – интересно». Слайд № | Участвуют в рефлексивной деятельности: заполняют предложенные таблички (приложение). | Анализ, контроль, коррекция оценка; нравственно- этическая ориентация |
7 | Домашнее задание (1 мин.) | Предлагает варианты выполнения д/з: Параграф Составить из 10-15 слов кроссворд по теме Байкал | Записывают задание в дневник | Саморегуляция, самообразование. |