СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Озера, болота, вечная мерзлота, ледники.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для изучения темы  "Воды"в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Озера, болота, вечная мерзлота, ледники.»

Озера, болота, подземные воды, Ледники, многолетняя мерзлота

Озера, болота, подземные воды,

Ледники, многолетняя мерзлота

Россию можно назвать страной озер и такого феномена природы, как вечная мерзлота.  Наша страна необычайно богата разнообразными подземными водами, образующими обширные подземные моря. А в ряде районов на Крайнем Севере и высоко в горах все еще продолжается оледенение – распространены покровные и горные ледники.

Россию можно назвать страной озер и такого феномена природы, как вечная мерзлота.

Наша страна необычайно богата разнообразными подземными водами, образующими обширные подземные моря. А в ряде районов на Крайнем Севере и высоко в горах все еще продолжается оледенение – распространены покровные и горные ледники.

Цель урока : Выявить типы озерных котловин по происхождению и особенности классификации подземных вод, ледников. Познакомиться с географией озер, болот, многолетней мерзлоты и ледников России.

Цель урока :

  • Выявить типы озерных котловин по происхождению и особенности классификации подземных вод, ледников.
  • Познакомиться с географией озер, болот, многолетней мерзлоты и ледников России.
Понятия:   -типы озерных котловин( тектонические, ледниково-тектонические, ледниковые, карстовые, старицы, термокарстовые, вулканические ); -сточные и бессточные озера;  - грунтовые и артезианские воды, родник;  - многолетняя (вечная) мерзлота.

Понятия:

-типы озерных котловин( тектонические, ледниково-тектонические, ледниковые, карстовые, старицы, термокарстовые, вулканические ); -сточные и бессточные озера;

- грунтовые и артезианские воды, родник;

- многолетняя (вечная) мерзлота.

Географическая номенклатура:

Географическая номенклатура:

  Что относится к внутренним водам?

Что относится к

внутренним водам?

Реки

Реки

Озеро

Озеро

Болото

Болото

Подземные воды

Подземные воды

Ледники

Ледники

Многолетняя мерзлота

Многолетняя мерзлота

ОЗЕРА Вспомните: Что такое озеро? ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ: ОЗЕРА по происхождению по сточности по солености 1.________ 2.________ 3.________ 4.________ 5.________ 6.________

ОЗЕРА

Вспомните:

Что такое озеро?

ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ:

ОЗЕРА

по происхождению

по сточности

по солености

1.________

2.________

3.________

4.________

5.________

6.________

Назовите самые  крупные озёра мира! Назовите самые  крупные озера России! Назовите самые  глубокие озёра мира! 4. Что Вам уже известно  об озёрах?
  • Назовите самые

крупные озёра мира!

  • Назовите самые

крупные озера России!

  • Назовите самые

глубокие озёра мира!

4. Что Вам уже известно

об озёрах?

Всего озер в России:  менее 3 миллионов

Всего озер в России:

менее 3 миллионов

Каспийское море-озеро самое большое по площади.

Каспийское море-озеро

самое большое по площади.

Озеро Байкал – 1637 м самое глубокое озеро в мире

Озеро Байкал – 1637 м

самое глубокое озеро в мире

ЛАДОЖСКОЕ БАЙКАЛ 31,5 тыс.кв.км 17,7 тыс.кв.км Крупнейшие озера России Онежское Таймыр 9,7 тыс.кв.км 4,6 тыс.кв.км

ЛАДОЖСКОЕ

БАЙКАЛ

31,5 тыс.кв.км

17,7 тыс.кв.км

Крупнейшие озера России

Онежское

Таймыр

9,7 тыс.кв.км

4,6 тыс.кв.км

Размещение озер неравномерно. Зависит от: -геологического строения и рельефа местности; -климатических условий; -особенностей  залегания грунтовых вод.

Размещение озер

неравномерно.

Зависит от:

-геологического строения

и рельефа местности;

-климатических условий;

-особенностей

залегания грунтовых вод.

Задание:   По климатическим картам  определите, в какой части нашей страны условия для существования озёр наиболее благоприятные?

Задание:

По климатическим картам

определите, в какой части нашей

страны условия для

существования озёр наиболее

благоприятные?

Значение озёр:  -источники пресной воды; -источники пищевых продуктов; -источники сырья; - судоходные пути; -чудесные места отдыха

Значение озёр:

-источники пресной воды;

-источники пищевых продуктов;

-источники сырья;

- судоходные пути;

-чудесные места отдыха

Влияние озер: 1.Изменяют рельеф:  создают дно и берега,  обрывы и террасы;  2 Переполняют котловины  торфом, илом, солью;  3.Влияют на климат.

Влияние озер:

1.Изменяют рельеф:

создают дно и берега,

обрывы и террасы;

2 Переполняют котловины

торфом, илом, солью;

3.Влияют на климат.

Происхождение озер:  -тектоническое; -вулканическое; -термокарстовое; -ледниковое; -лиманы; -искусственное.

Происхождение озер:

-тектоническое;

-вулканическое;

-термокарстовое;

-ледниковое;

-лиманы;

-искусственное.

Задание в паре №1: Назовите и покажите по физической карте России крупнейшие озера. Задание в паре №2: Работа с картой, с учебником приведите примеры сточных и бессточных озер России. Задание в паре №3: Работа с учебником прочитайте текст подготовьте ответ на вопрос: какое значение имеют озера в природе и жизни человека? Задание №4 (опережающее): мультимедийная презентация «Озера России».
  • Задание в паре №1:

Назовите и покажите по физической карте России

крупнейшие озера.

  • Задание в паре №2:

Работа с картой, с учебником

приведите примеры сточных и бессточных озер России.

  • Задание в паре №3:

Работа с учебником прочитайте текст

подготовьте ответ на вопрос: какое значение имеют

озера в природе и жизни человека?

  • Задание №4 (опережающее):

мультимедийная презентация «Озера России».

Вопрос!!!  Отметьте положительные и отрицательные стороны создания водохранилищ.  Найдите на физической карте России крупнейшие водохранилища.

Вопрос!!!

Отметьте положительные

и отрицательные стороны

создания водохранилищ.

Найдите на физической

карте России крупнейшие

водохранилища.

Фронтальная работа:  1. прочитайте текст учебника на стр. 106;  2. составьте схему «Типы подземных вод». Типы подземных вод Каково значение подземных вод в природе и хозяйственной деятельности человека?

Фронтальная работа:

1. прочитайте текст учебника на стр. 106;

2. составьте схему «Типы подземных вод».

Типы подземных вод

Каково значение подземных вод в природе

и хозяйственной деятельности человека?

ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ Здесь, словно в сказке, каждая тропа Вас к роднику выводит непременно, Как будто в ней красоты всей вселенной.  А.Я.Яшин Вспомните: 1. Что такое подземные воды? 2.Какие воды называются грунтовыми? 3. Какие воды называются межпластовыми? 4. Что такое ключ (родник)?

ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ

Здесь, словно в сказке, каждая тропа

Вас к роднику выводит непременно,

Как будто в ней красоты всей вселенной.

А.Я.Яшин

Вспомните:

1. Что такое подземные воды?

2.Какие воды называются грунтовыми?

3. Какие воды называются межпластовыми?

4. Что такое ключ (родник)?

Подземные воды

Подземные воды

Подземные воды: Пресные  Минеральные     Термальные

Подземные воды:

Пресные Минеральные

Термальные

БОЛОТА Фронтальная работа: Определите по физической карте России районы распространения болот.

БОЛОТА

Фронтальная работа:

  • Определите по физической карте России

районы распространения болот.

Болота Площадь болот в России  около 2 млн кв. км

Болота

Площадь болот в России

около 2 млн кв. км

Причины образования болот: -переувлажнение грунта; -малая испаряемость; -замедленный сток.  Вопрос!!! Вспомните, как изображаются болота на карте. Найдите основные районы  размещения болот.

Причины образования болот:

-переувлажнение грунта;

-малая испаряемость;

-замедленный сток.

Вопрос!!!

Вспомните, как изображаются

болота на карте.

Найдите основные районы

размещения болот.

МНОГОЛЕТНЯЯ МЕРЗЛОТА Фронтальная работа с учебником:  1. прочитайте текст на стр. 107-108, 2. ответьте на следующие вопросы: - В какой части России распространена многолетняя мерзлота? -Что такое многолетняя мерзлота? -Каковы причины образования многолетней мерзлоты? -Какое влияние оказывает многолетняя мерзлота на природу и хозяйственную деятельность человека?

МНОГОЛЕТНЯЯ МЕРЗЛОТА

Фронтальная работа с учебником:

1. прочитайте текст на стр. 107-108,

2. ответьте на следующие вопросы:

- В какой части России распространена многолетняя мерзлота?

-Что такое многолетняя мерзлота?

-Каковы причины образования многолетней мерзлоты?

-Какое влияние оказывает многолетняя мерзлота на природу и хозяйственную деятельность человека?

Подумайте:  Как повлияет потепление климата на площадь  распространения многолетней мерзлоты?  К каким последствиям это может привести? Дома на сваях в Норильске

Подумайте:

Как повлияет потепление климата на площадь

распространения многолетней мерзлоты?

К каким последствиям это может привести?

Дома на сваях в Норильске

Многолетняя мерзлота

Многолетняя мерзлота

ЛЕДНИКИ Вспомните: Что такое ледник? Что такое снеговая линия? Условия образования ледника. Типы ледников. Работа с учебником (стр. 108): 1.Какова роль ледников в природе и жизни человека? 2.В какой части России распространены  покровные ледники? 3.Где в нашей стране распространены горные ледники?

ЛЕДНИКИ

Вспомните:

Что такое ледник?

Что такое снеговая линия?

Условия образования ледника.

Типы ледников.

Работа с учебником (стр. 108):

1.Какова роль ледников в природе и жизни человека?

2.В какой части России распространены

покровные ледники?

3.Где в нашей стране распространены горные ледники?

Ледники В России площадь ледников около 3 тыс.кв.км -На Кавказе – 1400; -на Алтае – 754; -в Восточной Сибири  - 200 ледников.

Ледники

В России

площадь ледников

около 3 тыс.кв.км

-На Кавказе – 1400;

-на Алтае – 754;

-в Восточной Сибири

- 200 ледников.

Горные Покровные

Горные Покровные

самопроверка Выберите озеро, имеющее тектоническое происхождение : 1). Ладожское. 2). Байкал. 3). Онежское. 2. Выберите озеро, имеющее ледниково-тектоническое происхождение : 1). Ладожское. 2). Селигер. 3). Кроноцкое. 3.Выберите озеро, имеющее вулканическое происхождение: 1). Валдай. 2). Кроноцкое. 3). Псковское. 4.Какую территорию в России называют озерным краем? 1). Карелию. 2). Камчатку. 3).Саяны. 5. Самое большое бессточное озеро России – 1). Байкал. 2). Баскунчак. 3).Ильмень. 6. Городами на сваях являются: 1). Норильск и Мирный. 2).Новосибирск и Омск. 3). Архангельск и Санкт- Петербург. 7. Почти 95% ледников России это- 1). Горные ледники. 2). Покровые ледники. 8. Самые крупные ледники в России: 1).Ледник Безенги на Кавказе. 2).Ледник Багдановича на Камчатке. 3).Оба ответа правильные.

самопроверка

  • Выберите озеро, имеющее тектоническое происхождение :

1). Ладожское. 2). Байкал. 3). Онежское.

2. Выберите озеро, имеющее ледниково-тектоническое происхождение :

1). Ладожское. 2). Селигер. 3). Кроноцкое.

3.Выберите озеро, имеющее вулканическое происхождение:

1). Валдай. 2). Кроноцкое. 3). Псковское.

4.Какую территорию в России называют озерным краем?

1). Карелию. 2). Камчатку. 3).Саяны.

5. Самое большое бессточное озеро России –

1). Байкал. 2). Баскунчак. 3).Ильмень.

6. Городами на сваях являются:

1). Норильск и Мирный. 2).Новосибирск и Омск. 3). Архангельск и Санкт- Петербург.

7. Почти 95% ледников России это-

1). Горные ледники. 2). Покровые ледники.

8. Самые крупные ледники в России:

1).Ледник Безенги на Кавказе. 2).Ледник Багдановича на Камчатке.

3).Оба ответа правильные.

ответы к самопроверке 1). 2 2). 1 3). 2 4). 1 5). 2 6). 1 7). 2 8). 3  Менее 50%- «2» 50-75%- «3» 75-85%- «4» Более 85- «5»

ответы к самопроверке

  • 1). 2
  • 2). 1
  • 3). 2
  • 4). 1
  • 5). 2
  • 6). 1
  • 7). 2
  • 8). 3

Менее 50%- «2»

50-75%- «3»

75-85%- «4»

Более 85- «5»

 Ответьте на вопросы:  Что я знал об этой  теме урока?  2. Что я узнал на этом уроке?  3. Что осталось непонятным?

Ответьте на вопросы:

  • Что я знал об этой

теме урока?

2. Что я узнал на этом уроке?

3. Что осталось непонятным?

Домашнее задание:  16, вопрос №5, Заполнить таблицу «Озера России Типы озерных котловин Примеры озер Отметить на к.карте озера (номенклатура). Индивидуальные задания к конференции «Человек и вода» Информация для любознательных: http://archive  travel.ru/

Домашнее задание:

  • 16, вопрос №5,

Заполнить таблицу «Озера России

Типы озерных котловин

Примеры озер

Отметить на к.карте озера (номенклатура).

Индивидуальные задания к конференции «Человек и вода»

Информация для любознательных:

http://archive travel.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!