Озеро – природное сообщество
3 класс
Тип урока:
урок взаимного обучения
Цель: продолжение знакомства с природным сообществом – озером, с видами озёр
Задачи:
- формировать представления учащихся о разнообразии, уникальности озёр
- развивать умение работать с информацией, пересказывать текст, анализировать, устанавливать связи между явлениями, формулировать выводы, обобщать
- развивать познавательный интерес, воображение учащихся
Оборудование:
карта мира, иллюстрации картин И. Шишкина и И. Левитана, иллюстрации озера Байкал, цветных и метеоритных озёр, рисунки растений и животных – обитателей озёр, тексты
Организационный момент
Учитель:
Организационный момент
Глядятся в него молодые рябинки, Цветные свои примеряя косынки. Глядятся в него молодые берёзки, Свои перед ним поправляя прически. И месяц и звёзды - В нём всё отражается ... Как это зеркало называется?
И.И. Левитан
Автопортрет
И.И. Шишкин –
«Царь леса»
Автопортрет
Картина И.И. Шишкина «Пейзаж
с озером»
Картина И.И. Левитана «Озеро»
Стадия вызова
Учитель:
Сегодня мы продолжим с вами разговор об озёрах
Актуализация знаний
- Что называется озером?
- Чем отличаются озёра от других водоёмов?
- Какие вы знаете озёра нашей Родины?
- Какое в нашей стране одно из самых глубоких озёр мира?
- Почему одни озёра пресные, а некоторые солёные?
- Какого цвета бывает вода в озёрах?
Примерные вопросы, на которые необходимо ответить в конце урока
- Почему можно пить воду из Байкала?
- Что такое Байкальский лоск?
- Сколько видов рыб обитает в озере Байкал?
- Откуда появилось название «Байкал»?
- Кто такая кабарга?
- Почему озеро Синяк имеет яркую голубую окраску ?
- В какой области России много белых озёр? И почему они имеют такой цвет?
- Почему некоторые озёра имеют малиновый цвет ? И почему от воды пахнет малиной?
- Где особенно много метеоритных озёр?
Карта мира
Алгоритм работы в стратегии «Зигзаг»
- В начале урока класс делится на 5 групп по 3 человека в каждой. Каждый участник в этих базовых (рабочих) группах получает свой номер (от1 до 3) и свой текст
- Для чтения пронумерованных текстов учитель предлагает ученикам образовать новые экспертные группы по 3 человека, в которые входят ученики, имеющие соответственно первые, вторые и т.д. номера. Они совместно вырабатывают план презентации своего отрывка
- После чтения текста ученики возвращаются в свои первоначальные группы для обмена информацией по прочитанному
Стадия осмысления Стратегия «Зигзаг»
Учитель:
Чтобы узнать много интересного об озёрах и найти ответы на некоторые вопросы, мы сформируем сначала рабочие группы по 3 человека.
В группе у каждого из вас будет свой номер: № 1, № 2, № 3 и свой текст
рабочих групп группы экспертов
«Озеро Байкал-озеро, из которого можно пить», «Цветные озёра», «Самые необычные озёра нашей планеты»
Стадия осмысления
Учитель:
Стадия осмысления
После прочтения текста эксперты:
- ищут озёра на карте мира
- составляют план презентации текста
- составляют опорный конспект
- оформляют презентационный лист
Стадия осмысления
- Ответы на вопросы
- Выполнение теста
Стадия рефлексии