озерная котловина, верховые и низинные болота, торф.
Учебник: 5 класс, География В.А. Кошевой, Т.Л. Смоктунович, О.А. Родыгина. Москва БАЛАСС 2012 год
1) сформировать понятия “озеро”, “озерная котловина”, “болото”; представление о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер, болот;
1) развивать умение ставить цель и планировать свою деятельность.
2) учить работать с географической картой, показывать озера, болота.
5) развивать умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
6) находить в различных источниках, анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы.
Этапы урока | Содержание урока |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I.Организационно-мотивационный этап урока |
1.Орг. момент. а) Приветствие учащихся. б)Проверка готовности учащихся к уроку. в) Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока. | Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики; готовность рабочего места; создает ситуацию успеха - Здравствуйте, ребята! - Я рада видеть вас! Надеюсь, что мы с вами сможем сегодня активно поработать! И вы порадуете меня своими глубокими познаниями! При помощи сигнальных карточек покажите мне своё настроение вначале урока: (красный цвет - отличное, желтый цвет - нормальное, синий – плохое) - А наш урок я начну с китайской мудрости: На доске: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне действовать самому – и я пойму! (научусь) Мне хотелось, чтобы вы сегодня больше делали сами и тогда всему научитесь, всё усвоите! | Готовят рабочее место. Приветствуют ; при помощи сигнальных карточек показывают своё настроение вначале урока Результаты: соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке; приобретают познавательный интерес и становление смыслообразовательного мотива; умение переходить от одного вида общения к другому. | Личностно – регулятивные умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности»; установление целевых приоритетов; самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулирование проблемы. Коммуникативные: отображение содержания планируемых действий для достижения цели, решение задач в форме громкой речи, в форме внутренней речи. |
Технологии: дифференцированный подход в обучении; индивидуально-личностное обучение |
II. Этап целеполагания: совместное определение темы урока |
1. Подготовка учащихся к восприятию материала | - Что такое гидросфера? Показ 1 слайда Гидросфера. - Посмотрите на схему, какой вопрос у вас возникает? (На какие части делится гидросфера?) - Какие у вас будут гипотезы? Проверим! Перечислите воды суши. | Высказывают предположения. Учащиеся вступают в диалог и называют части гидросферы. | Личностно – регулятивные: готовность к самообразованию; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: выбор средств и методов, адекватных поставленным целям. Коммуникативные: представление конкретного содержания и сообщение его. |
2. Определение темы урока | Показ 2 слайда Озера (изображение 6 необычных озер и болот) - Посмотрите на слайд и выскажите предположение, чему будет посвящен наш урок? - Отгадайте загадку: Все обходят это место: Здесь земля Как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи Нет опоры для ноги. (Болото) – Сформулируйте тему урока! - Запишите тему урока в Карте ученика. Слайд 3 (Тема урока: «Озера и болота») | Высказывают предположения. Отгадывают загадку. Формулируют тему урока: «Озера и болота». Записывают тему урока в карту ученика. | Личностно – регулятивные: самостоятельный анализ условий достижения целей. Познавательные: умение определять; умение проявлять интерес к коллективному творчеству. Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
Технологии: поэтапное формирование умственных действий; дифференцированное обучение; первичное проектирование индивидуального маршрута выполнения задач урока |
III. Постановка проблемы и актуализация знаний. |
1.Формулирование проблемы урока. | - Какую проблему поставим перед собой? - Чем отличается озеро от болота? - Это главный вопрос нашего урока! - Это проблема нашего урока! -Что же нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему? | Выделяют проблему, предполагают пути решения проблемы урока. | Личностно – регулятивные: готовность к самообразованию; умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной и коллективной деятельности; освоение основ ознакомительного, поискового действия. Познавательные: умение формировать предметные понятия. Коммуникативные: умение вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
2.Формулирование цели и задач урока. | - Какие мы поставим цели и задачи урока? Сформулируйте их! - Дайте своё определение понятиям: «Озеро», «Котловина» - А как ты думаешь? Почему? Объясни! - Сравним его с определением, написанным на слайде. - Запишем определение в Карте ученика. | Ставят перед собой цели и задачи урока. Дают своё определение понятиям «Озеро, «Котловина». Дети сравнивают, проговаривают, записывают определения. |
Технологии: дифференцированный подход, анализ результатов поэтапного формирования умственных действий, развивающее обучение, |
IV.Поиск решения. |
1.Поиск решения. | 1. Работа с физической картой Мира. - Как изображают озера на физической карте? - Как правильно показать озера на карте? - У всех ли озер одинаковый контур? - Какой можно сделать вывод? (Контур озер разный, озера бывают различные по внешнему виду.) - Покажите самое большое озеро, самое глубокое. - Вспомним, что мы уже знаем об озерах? - Посмотрите на схемы. Чем они отличаются? Показ 4 слайда (Сточные и бессточные озера) - Какой можно сделать вывод? - Приведите примеры сточных и бессточных озер и покажите их на карте. Показ слайда 5. (Озера пресные и соленые) - Что такое соленость воды? - В чем выражается соленость воды? - Какова средняя соленость морской воды? Работа с картой. Показать пресные и соленые озера мира. - Какую проблему мы поставили перед собой? - Если озеро это природное углубление, то каким может быть его происхождение? - Какие природные процессы и явления могут привести к образованию озерных котловин? - А решать эту проблему предлагаю самостоятельно! (в парах, группах, каждый над своей задачей по уровням) - Предлагаю выполнить мини-проект: «Озера и болота» В конце работы вам нужно найти контур озер, подобрать иллюстрации и прикрепить всё это на «нашу карту». | Работают с картой у доски, работают с атласом. Отвечают на вопросы, приводят примеры, делают выводы. Самостоятельно выполняют задания по группам в зависимости от постановки проблемы Определяют последовательность своих действий. Работают с текстом, с таблицей, схемой, рисунками, выводят закономерную связь между явлениями. Находят аргументы для своей оценки. | Личностно – регулятивные: освоение основ ознакомительного, поискового действия; умение составлять алгоритмы решения задач; формирование устойчивого познавательного интереса. Познавательные: умение формировать предметные понятия; формирование навыков практических задач. Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения; умение вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
2.Самостоятельная работа в парах, группах. 3. Обсуждение. | 1 группа Проблема: | 2 группа Проблема: | 3 группа Проблема: | – Такие озёра, как Каспийское, Мёртвое, Аральское, названы морями. – Проанализируйте представленную информацию. – Какой вопрос у вас возникает? – Почему эти озёра называют морями? – Как нам действовать, чтобы ответить на основной вопрос урока? Какие у вас будут гипотезы? – Составьте план действий. (работа по подгруппам А, Б) | - Как образуются болота? - Какие типы болот различают? - Какое значение имеют болота? | - Как размещены озёра по территории России? - Какие виды озёр встречаются? - Как влияют озёра на природу и жизнь человека? - Изменяется ли уровень воды в озёрах? -Изменяется ли площадь озёр? - Какое значение имеют озёра? Природные особенности озера Балхаш. | Работа с учебником. Стр.114 Дополнительный материал. | Работа с учебником. Стр.117 Дополнительный материал. | Работа с учебником. Стр.116 Дополнительный материал. | - Какой вывод можно сделать? | 1 группа. А. Сравните озеро и море. Результаты сравнения занесите в таблицу. Особенности | Море | Озеро | 1.Принадлежность к Мировому океану. | | | 2. Определение водоёма. | | | 3. Особенности происхождения. | | | 4. Особенности вод. | | | - Проанализируйте информацию, собранную в таблице. В чём сходство и различие озера и моря? 1 группа. Б Происхождение озёр. Озерные котловины. Тектонические (разломы в земной коре, опускание в земной коре), моренные, термокарстовые, запрудные, вулканические, ледниковые, озера-старицы. 1 группа. В Озёра и болота Калужской области. - Как новые задания помогли нам ответить на основной вопрос урока? - Чем отличается озеро от болота? - Послушаем, как справилась с проблемой 1 группа, 2, 3? 3. Демонстрация материалов «мини – проекта», (на ватмане, на карте полушарий находят озера, приклеивают их названия, иллюстрации и весь подготовленный материал) 4. Просмотр видеофильма: «Образование озер и болот» 5. Проведение дискуссии: «Надо ли осушать болота или необходимо их сохранять и беречь?». - Выскажите свою точку зрения по этому вопросу. Памятка « Правила ведения дискуссии». Говорить по сути проблемы. Главное – аргументы, факты, логика, доказательства. Придерживаться правила культуры общения, уважать точку зрения оппонента. Быть сдержанным, четко формулировать свои мысли. Стараться найти истину. Быть самокритичным, уметь признавать собственные ошибки и недостатки своей аргументации. Не навязывать личных суждений. - Необходимо выдержать основное направление дискуссии, особенно в момент ы свободного обсуждения. 6.Дальнейшая работа по формированию знаний. - Назовите основные классификации озер, (местоположение, типы котловины, водный режим, питание, размеры (площадь), замерзаемость, объем воды, состав воды) 7. Работа над формированием понятия «Лужа» - Сформулируйте определение, что такое Лужа? - Вспомните, ведь вы сами называли лужу в числе других примеров вод суши. Лужа – природное образование? (существует во времени и в пространстве…) - Давайте сравним наши определения с определением из «Толкового словаря» В.Даля и С.И. Ожегова. |
Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта, развивающее обучение, здоровьесбережение. |
IV. Самостоятельное применение знаний. |
1. Работа с физической картой. 2. Работа с контурной картой. 3. Составление Кластера «Виды озер» 4. Составление Синквейна «Озеро», «Болото». 5 Игра «Третий – лишний». | – Приведите примеры и покажите на карте озёра: а) крупные; б) глубокие; в) пресные; г) солёные; д) сточные; е) бессточные. - Изменяется ли уровень воды в озёрах? Какие причины влияют на этот процесс? - Могут ли озёра образовывать систему? Найдите и покажите на карте примеры озёрных систем. В чём их особенности? Дети, 2 группы – на контурной карте Мира, 3,4 группы - на контурной карте России. - Отметить основные озёра Мира, России. - Дети 1, 2 группы, составьте, пожалуйста, Кластер «Виды озер» 3 группа - Составление таблицы: «Значение озер и болот», (используя текст на с. 117–118) - Составление Синквейна «Озеро», «Болото» | Работают с атласами, контурными картами. Составляют Кластер. Синквейн | Личностно – регулятивные: готовность к самообразованию; умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной и коллективной деятельности; умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе урока и корректировать их; самостоятельное применение знаний в новой ситуации. Познавательные: умение работать по алгоритмам; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: формирование вопросов для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, учителем. |
V. Рефлексия. Домашнее задание. |
Рефлексия. Домашнее задание. Проектирование (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении («каждому по силам») | –Ребята, какую проблему мы с вами выделили в начале урока? - Как думаете: мы с вами решили эту проблему? – Что такое озеро? – Что такое болото? – Чем отличается озеро от болота? - Каково значение озёр и болот?.. - Оцените свою работу. - Если вы считаете, что хорошо поработали группой, справились со своими заданиями, то возьмите красный цвет. - Если поработали недостаточно хорошо и считаете, что вам еще нужно поработать над этой темой, то возьмите желтый цвет. - А теперь оцените работу своего соседа, своей группы! А теперь при помощи сигнальных карточек покажите мне своё настроение в конце урока: (красный цвет - отличное, желтый цвет - нормальное, синий – плохое) Домашнее задание: § 21, индивидуальные задания. подготовьте рассказ о любом озере мира, которое, по-вашему, мнению необычное и интересное. - Молодцы, на уроке Вы открыли новые знания, научились применять их на практике, хорошо работали. -Спасибо за урок! | Оценивают степень достижения цели и задач урока. Дети выбирают задания в соответствии со способностями и потребностями. Записывают в дневник | Личностно – регулятивные: умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им; формирование умений самоанализа результатов и самооценки готовности к выполнению заданий формирование программы личных достижений, преодоления проблемных зон в знании и способах деятельности. Познавательные: создание алгоритма для решения задач. Коммуникативные: с помощью вопросов добывать недостающую информацию. |
Технологии: анализ результатов реализации проекта, здоровьесбережение. |