СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект: Ознакомление дошкольников с родным краем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа направлена на воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников, на расширение представления детей о родном крае.

Просмотр содержимого документа
«Проект: Ознакомление дошкольников с родным краем.»

Ознакомление дошкольников с родным краем.


Задачи.

  1. Формировать представление о малой Родине.

  2. Обогащать и систематизировать знания детей о достопримечательностях родного края.

  3. Ознакомить с историческим прошлым малой родины.

  4. Учить детей видеть и восхищаться красотой родной природы, беречь окружающий мир.

  5. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к настоящему и историческому прошлому родной земли.

Ожидаемый результат.

Углубление знаний детей о родном крае, об истории, событиях, традициях, подвигах русского народа. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Актуальность программы.

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Понятие «патриотизм» включает в себя и любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, и гордость за исторические свершения народа. Потому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал ответственность за родную землю и её будущее. Необходимо ещё до школы сформировать у детей представление об истории нашей Родины, интерес к её изучению, а начинать надо с ознакомления воспитанников с родным краем.

Цель программы.

Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников, чувства гордости за Родину, родной край; расширять представления детей о месте, где живешь.

Вовлечение родителей в педагогический процесс, осознание важности патриотического воспитания дошкольников.

Формы реализации программы:

  • экскурсии;

  • беседы;

  • наблюдение за природой;

  • рассматривание иллюстраций;

  • чтение художественных произведений;

  • прослушивание музыкальных произведений;

  • продуктивная деятельность: выставки рисунков, поделок;

  • народные игры;

  • работа с семьей;

  • проведение праздников;

  • работа мини-музея.

Этапы реализации программы.

I этап. Организационно-подготовительный – работа с литературой, сбор информации, иллюстраций, фотографий; планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию программы. Сотрудничество с семьей.

II этап. Основной – реализация программы.

III этап. Заключительный – подведение итогов ежегодно.

По ознакомлению с родным краем нужно учитывать следующие принцип интеграции.

Тесное сотрудничество воспитателей, педагогов детского сада, детей разного возраста и семей. Работа по патриотическому воспитанию организуется в соответствии с программой МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Марьино».

Принцип научности.

Достоверное освещение фактов, объяснение различных процессов, явлений на доступном и в то же время научном уровне.

Принцип историзма.

Сохранение исторического порядка описываемых событий сводится к двум понятиям: прошлое (давным-давно, когда не было на свете даже ваших дедушек и бабушек и т.д.) и настоящее (наши дни).

Принцип гуманизации. Создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержке его инициативы творческой деятельности и индивидуально-ориентированного подхода в образовании.

Принцип природосообразности.

Необходимо учитывать психо-физиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

Принцип культуросообразности.

Приобщение дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к семье, себе, другим людям, их труду, к природе, историческому прошлому) через освещение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.

Принцип разнообразия.

Темы мероприятий по ознакомлением с родным краем должны быть разнообразны. Чередование технологий в работе: игровые, развивающие, познавательно-исследовательские, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.

Принцип креативности.

Проявляется в организации, содержании ,оформлении мероприятий, в поддержке творчества детей и взрослых.

Принцип непрерывности.

Работа по ознакомлению с родным краем систематизирована и является частью образовательного пространства детского сада: НОД, игры, экскурсии, прогулки, праздники, выставки, мини-музей и т. д.



Планирование реализации проекта.

Темы

Задачи

Мероприятия

Ожидаемый результат

История названия поселка Марьино и села Ивановское.

Улица, дом.

1. Педагогам пополнить знания об историческом прошлом родного края. Перечитать, проанализировать и отобрать материал для детей из книг С.И.Федорова «Марьино князей Барятинских», Б.И.Воровича «Марьино: годы, события, люди».

2. Познакомить детей с историей села и поселка; рассказать детям о том, что село возникло раньше, чем поселок, почему оно так называется; развивать связную речь, логическое мышление; воспитывать интерес к прошлому родного края.

Закрепить представления детей о названиях улиц. Учить детей логически мыслить, делать выводы о том, почему так называются улицы, обогащать словарный запас детей (двухэтажный, трехэтажный, пятиэтажный); воспитывать любовь к месту, где живешь.

Беседа «Название села и нашего поселка» (с использованием ИКТ).

Рассматривание иллюстраций. Экскурсии по улицам поселка «Центральная», «Садовая», «Сироткина», «Коперативная». Фотосъемка. Фотостенд «Мой поселок».

Игра «Почтальон».

Д/игра «Назови адрес»

Село названо по имени князя Барятинского Иван – Ивановское. Поселок – по названию дворца Марьино , по имени жены князя Барятинского. Мария – Марьино.

Называют улицы, объясняют название. Улица Центральная, потому что в центре поселка, вдоль центральной дороги.

Улица Садовая – на ней много фруктовых деревьев, похожа на сад. Улица Сироткин названа в честь героя Анатолия Сироткина, на этой улице он жил. Дети знают свой адрес.

Достопримечательности родного поселка.

1. Рабочие учреждения.































2. Санаторий «Марьино» - жемчужина архитектуры XIX века.

Обогащать и систематизировать знания детей о достопримечательностях родного края; развивать интерес к людям разных профессий ; расширять знания детей о профессиях родителей, значимости их труда; воспитывать чувство патриотизма, уважения к родителям и своей малой Родине.




















Познакомить детей с историей дворца, рассказать об архитектуре дворца, познакомить детей с акустическими особенностями, сформировать понятия «князь», «крепостные люди»; воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому дворца, эмоциональную отзывчивость на архитектурные «особенности дворца.

Экскурсии по темам: «Магазин», «Почта», «Амбулатория», «Контора», «Аптека», «Библиотека», «Школа», «Дом культуры», «Гараж», «Электростанция», «Котельная».

Беседа о профессиях с рассматриванием демонстрационного материала «Профессии»

Д/игра «Кому, что нужно».

Д/игра «Отгадай загадку».

Знакомство с пословицами и поговорками о труде, объяснение их смысла.

НОД «Путешествие по морю профессий» (с ИКТ).

Досуг совместно с родителями «Путешествие по родному поселку» (с ИКТ).


Экскурсии: «Передний и задний фасад дворца», «Архитектурные особенности дворца: голубая, розовая комнаты, акустика, свет»

Рассматривание иллюстраций в книгах С.Н.Федорова, Б.И.Воровича (с ИКТЭ).

Сбор открыток, иллюстраций, книг о дворце.

Рассказы детей о работе своих родителей в санатории.

Называют правильно рабочие учреждения.

Правильно называют профессии.

Называют предметы, которые относятся к профессиям.

Знают несколько пословиц и поговорок о труде.

Знают профессии сотрудников детского сада, своих родителей, рассказывают о них.










Положительная эмоциональная отзывчивость детей на архитектурные особенности дворца. Восхищение мастеровыми.

Понимание слов «князь», «княгиня» (богатые люди), «крепостные» (собственность богатых людей; его могут продать, даже убить)

Природа родного края.

Расширять знания детей о растительном и животном мире родного края, учить детей видеть и восхищаться красотой окружающего мира; формировать у детей обобщенное представление о том, что растения приспосабливаются к сезонным изменениям; уточнить представление детей о значении растений в жизни человека; учить видеть взаимосвязь явлений в природе; познакомить детей с историей возникновения парка, прудов, рассказать об архитектурных особенностях построек парка; воспитывать бережное отношение к природному миру.

Наблюдение за природой в разные времена года.

Экскурсии в парк, к озеру в разные сезоны.

Беседы: «Деревья на территории детского сада», «Лиственные и хвойные деревья родного края», «Разнообразие растительного мира парка».

Рассматривание картинок, иллюстраций, использование ИКТ.

Досуг «Люблю березку русскую».

Экскурсии:

1.»Растения – земли украшения».

2. «Липовая аллея».

3. «Дуб-великан».

4. «Рассказ дуба о строительстве дворца и возникновении прудов».

5. «История ели о чугунном монументе «Орел».

6. «Повесть липы о строительстве мостов».

7. «Озеро. Острова, кирха, ротонда»

Пословицы и поговорки о Родине.

Называют изменения растительного мира в соответствии с сезонами. Называют породы деревьев, их плоды.

Определяют название дерева по плоду, листу, коре дерева.

Д/игры «Угадай дерево по листку», «С какого дерева плод?»

Дети знают, что озеро в парке и речки, соединяющие пруды (Эрмитаж, Мухин пруд) искусственные, их вырыли вручную.

Называют архитектурные сооружения в парке (красные мосты, горбатый мост, монумент «Орел», кирха, ротонда.

Знают несколько пословиц и поговорок о родном крае.

Животные парка.

Закреплять знания детей о животных и птицах парка; расширять представления об особенностях внешнего вида, повадках, о видах питания животных и птиц в разные времена года; воспитывать интерес и заботливое отношение к обитателям парка.

Наблюдение за оленями, косулями, белками парка. Д/игры «Кто живет в озере?», «Кто живет в парке?», «Назови птицу»

Проект «Зимующие птицы». Организация «столовой» для зимующих птиц.

НОД по ознакомлению с природой родного края.


Называют лебедя, дикую утку, гусей, лягушек, рыб.

Называют ежей, зайцев, лисиц, косулей, оленей, белок.

Называют, узнают на картинках птиц: дятел, воробей, голубь, синица, ворона, грач, ласточка, поползень, снегирь.

Уверенно отвечают на вопросы педагога, находят соответствующие картинки.

Русские народные игры, формирующие отношение к окружающей среде.

Расширить и углубить знания дошкольников по истории и культуре родного края; разучить народные игры с текстами, за… , народными за…, местными считалками; развивать речь, внимание, выдержку, умение ориентироваться в пространстве; способствовать развитию силы, выносливости, находчивости, быстроты движений.

Воспитывать интерес и уважение к народным играм.

Народные игры как физкультминутка, динамическая пауза, упражнения для релаксации, самостоятельной деятельности. «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи»,»Зайка», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Пчелы», «Коршун и наседка», «Стадо», «Хромая лиса», «Лягушата», «Зайки и ежи».

Знают и выполняют правила игры, текст игры.

Самостоятельно играют.

Праздники.

Православные.

Рождество

Масленица

Пасха

Приобщать детей дошкольного возраста к истокам народной культуры; расширять и углублять знания детей о народных праздниках, об обычаях и традициях русского народа; вызвать желание познавать и сохранять культуру и традиции родного края.

Познакомить детей с историей возникновения праздников.

Развлечение «Пришла Коляда»

Театрализованное представление «Рождественская сказка»

Праздник Масленицы «Ох, блин-блинок»

Праздник Пасхи «Светлое воскресенье»

Знают несколько рождественских колядок, принимают активное участие в колядовании.

Знают за…, запевки, хороводные игры.

Знают обычаи и традиции.

Государственные патриотические праздники.

12 июня – День России.

4 ноября – День народного единства.

23 февраля – День защитника Отечества.

9 мая – День Победы.

Расширить знания детей о государственных праздниках, дать представление о символике страны, о подвиге Минина и Пожарского.

Познакомить детей с военными профессиями, с полководцами русской армии, с родами войск. Формировать представление о значении победы в Великую Отечественную войну, ознакомить с историческими фактами военных лет. Формировать гражданскую позицию. Воспитывать уважение и чувство гордости по отношении к государственной символике России, воспитывать патриотические чувства, любовь к родной стране, бережное отношение к ее богатствам, благодарность, желание быть достойным своих предков.


Досуг «Наша Родина – Россия»

НОД «Подвиг Минина и Пожарского».

Спортивное развлечение, посвященное Дню защитника Отечества. Конкурс юных чтецов «Моя армия». Утренник «Никто не забыт, ничто не забыто». Конкурс чтецов «Я помню, я горжусь!» (участники – педагоги ДОУ)

Велопробег, посвященный Дню Победы (сотрудники ДОУ)

Выступление педагогов ДОУ в концерте «День Победы порохом пропах» перед односельчанами.

Дети знают символы страны: флаг, герб, гимн.

Называют рода войск, узнают по иллюстрациям русских полководцев. Рассказывают о своих прадедах, участвовавших в Великой Отечественной войне. С уважением относятся к ветеранам.

Сформированность понятий «подвиг», «захватчик», «ветеран».

Музейная педагогика.

Способствовать обогащению развивающей предметной среды, воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять кругозор детей, формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания; уметь понимать язык предметов как носителей закодированной информации времени; сотрудничать с родителями и представителями социума за пределами детского сада; расширять знания детей об истории, традициях, культуре родного края; воспитывать гражданское самосознание и чувство причастности к своим истокам, уважение к своей нации.

Беседы: «Какие бывают музеи» (с использованием ИКТ), «Что такое коллекция?»

Экскурсия с детьми в музей санатория «Марьино» (с фотосъемками).

Экскурсия «Усыпальница князей Барятинских». Сообщения и фотосъемки о музеях, которые посещали родители с детьми. Пополнить мини-музей детского сада «Преданье старины» новыми экспонатами, поделками, макетами, иллюстрациями, литературой. Экскурсии, НОД, беседы в мине-музее детского сада.

Интересуются историческим прошлым. Называют предметы быта старины: прялка, ухват, чугун, кувшин, ступа, рубель, утюг, ручник, лапти, сарафан, кафтан, половик (домотканая дорожка) и др. Проявляю интерес, уважение к русскому быту, в рисунках отражают свои впечатления.

Работа с родителями.

Привлечь родителей к работе по ознакомлению детей с родным краем, укреплять детско-родительские отношения: участие в организации экскурсий, выставок, конкурсов, праздников, сбор предметов быта для мини-музея, материал о родном крае; воспитывать нравственные чувства.

Совместные выставки взрослых и детей.

«Осенняя фантазия»

«Зимние мотивы»

«Рукодельница»

«Пасхальное яйцо»

Конкурсы: «Лучшая кормушка», «Постройки из снега»

Участие в организации экскурсий, в шествии «Бессмертный полк». Буклеты для родителей «Как знакомить детей с историей родного края», «Как охранять природу». Рекомендации по воспитанию у детей бережного отношения к природе.

Повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Дети гордятся результатами совместных работ. Гордятся своими предками. Совместно с родителями сделали генеалогическое древо.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя