СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

П.И.Чайковский. Балет "Щелкунчик"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку музыкальной литературы в 4-м классе ДМШ и ДШИ по теме "Балет".

Просмотр содержимого документа
«П.И.Чайковский. Балет "Щелкунчик"»

МАУ ДО «ДШИ №7»  города Набережные Челны, Татарстан Презентация к уроку  музыкальной литературы на тему:  «П.И.Чайковский  Балет «Щелкунчик»   Еливанова Ольга Владимировна, преподаватель теоретических дисциплин

МАУ ДО «ДШИ №7» города Набережные Челны, Татарстан

Презентация к уроку музыкальной литературы на тему: «П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»

Еливанова Ольга Владимировна,

преподаватель теоретических дисциплин

Балеты П.И.Чайковского За всю свою жизнь композитор написал три балета: «Лебединое озеро» 1877г. «Щелкунчик» 1892г. «Спящая красавица» 1889г.

Балеты П.И.Чайковского

За всю свою жизнь композитор

написал три балета:

«Лебединое озеро» 1877г.

«Щелкунчик» 1892г.

«Спящая красавица» 1889г.

История создания. Авторы Мариус Петипа Итальянский балетмейстер, создатель либретто , определил характер музыки и строение номеров двухактного балета. Работу завершил Лев Иванов – второй балетмейстер театра. Эрнест Теодор Амадей Гофман Немецкий писатель-романтик автор рождественской сказки «Щелкунчик и мышиный король», композитор, художник и юрист.

История создания. Авторы

Мариус Петипа

Итальянский балетмейстер, создатель либретто , определил характер музыки и строение номеров двухактного балета. Работу завершил Лев Иванов – второй балетмейстер театра.

Эрнест Теодор Амадей Гофман

Немецкий писатель-романтик автор рождественской сказки «Щелкунчик и мышиный король», композитор, художник и юрист.

Премьера балета Премьера прошла с большим успехом 6 декабря 1892 года в Петербурге на сцене Мариинского театра одновременно с камерной оперой «Иоланта». Мариинский театр в Санкт-Петербурге Первые фотографии сцен балета «Щелкунчик»

Премьера балета

Премьера прошла с большим успехом 6 декабря 1892 года в Петербурге на сцене Мариинского театра одновременно с камерной оперой «Иоланта».

Мариинский театр

в Санкт-Петербурге

Первые фотографии сцен

балета «Щелкунчик»

Инструментовка Мир добра – это мир детства, поэзии и красоты. В увертюре, детских сценах у ёлки, в царстве сластей Конфитюренбурге «поют» струнные инструменты; их дополняют «тёплые», насыщенные по тембру голоса гобоев, английского рожка, кларнетов. Фантастический мир мышиного царства, злое «Зазеркалье» связано со звучанием крайних, неприятных для слуха регистров инструментов – низких альтов, кларнетов, фаготов, с отрывистым «сухим» звучанием струнных и «мышиным писком» флейты-пикколо. Чайковский включил в партитуру и детские музыкальные инструменты: детские трубы, барабаны и тарелки.   Самый необычный инструмент партитуры – челеста. Её хрустальный, прозрачно-звонкий голос впервые зазвучал на русской сцене. Этот инструмент П.И.Чайковский услышал в Париже и выписал его себе для постановки «Щелкунчика».

Инструментовка

Мир добра – это мир детства, поэзии и красоты. В увертюре, детских сценах у ёлки, в царстве сластей Конфитюренбурге «поют» струнные инструменты; их дополняют «тёплые», насыщенные по тембру голоса гобоев, английского рожка, кларнетов.

Фантастический мир мышиного царства, злое «Зазеркалье» связано со звучанием крайних, неприятных для слуха регистров инструментов – низких альтов, кларнетов, фаготов, с отрывистым «сухим» звучанием струнных и «мышиным писком» флейты-пикколо.

Чайковский включил в партитуру и детские музыкальные инструменты: детские трубы, барабаны и тарелки.

Самый необычный инструмент партитуры – челеста.

Её хрустальный, прозрачно-звонкий голос впервые

зазвучал на русской сцене. Этот инструмент П.И.Чайковский услышал в Париже и выписал его себе для постановки «Щелкунчика».

Увертюра Увертюра настраивает на весёлый, «детский» характер спектакля. Миниатюрная оркестровая пьес с лёгкой, тонко детализированной оркестровкой, прозрачная по звучанию, в темпе быстрого марша. «Марш» Детей впускают в нарядную гостиную и начался праздник. Он открывается маршем. Его упругая по ритму музыка, «воздушность» звучания близка маршевой теме из увертюры. Особая примета – начальные фанфарные фразы, подчёркивают торжественность момента – раздачу подарков. «Рост ёлки» Чудесный «рост ёлки» изображён в музыке «бесконечным», головокружительным восхождением по сказочным ступеням грандиозной мелодии - секвенции. Нотная хрестоматия

Увертюра

Увертюра настраивает на весёлый, «детский» характер спектакля.

Миниатюрная оркестровая пьес с лёгкой, тонко детализированной оркестровкой, прозрачная по звучанию, в темпе быстрого марша.

«Марш»

Детей впускают в нарядную гостиную и начался праздник. Он открывается маршем. Его упругая по ритму музыка, «воздушность» звучания близка маршевой теме из увертюры. Особая примета – начальные фанфарные фразы, подчёркивают торжественность момента – раздачу подарков.

«Рост ёлки»

Чудесный «рост ёлки» изображён в музыке «бесконечным», головокружительным восхождением по сказочным ступеням грандиозной мелодии - секвенции.

Нотная хрестоматия

Сцены из балета

Сцены из балета

Сцена сражения Кукольная война замечательно изображена в музыке. Военные «фанфары» , исполняемые гобоями (а не трубами), барабанный бой детских барабанчиков , суетливый бег струнных (мыши), пронзительные мотивы флейт (мышиный визг) – всё это «военная музыка» игрушек. Встречные гаммообразные линии оркестровых пассажей также отражают противоборство «военных» сил. Эти элементы музыкального языка создают картину фантастического сражения, зловещего по своему оркестровому колориту.

Сцена сражения

Кукольная война замечательно изображена в музыке. Военные «фанфары» , исполняемые гобоями (а не трубами), барабанный бой детских барабанчиков , суетливый бег струнных (мыши), пронзительные мотивы флейт (мышиный визг) – всё это «военная музыка» игрушек. Встречные гаммообразные линии оркестровых пассажей также отражают противоборство «военных» сил. Эти элементы музыкального языка создают картину фантастического сражения, зловещего по своему оркестровому колориту.

«Вальс снежных хлопьев» Картина тревожного, печального настроения: тональность e-moll у Чайковского - тональность элегической музыки, сменяется контрастным светлым колоритом (вступление детского хора). Безмятежно-светлая мелодия в соль мажоре (тональность детского марша) словно разгоняет ночной сумрак. Детские голоса сливаются со звоном колокольчиков , звучат воздушно и красиво. «Ощущение дрожи от холода и игра лунного света в мелькающих снежинках переданы не только в виртуозной инструментовке, но и в самой теме, её ритме и гармонии». Г.Ларош

«Вальс снежных хлопьев»

Картина тревожного, печального настроения: тональность e-moll у Чайковского - тональность элегической музыки, сменяется контрастным светлым колоритом (вступление детского хора). Безмятежно-светлая мелодия в соль мажоре (тональность детского марша) словно разгоняет ночной сумрак. Детские голоса сливаются со звоном колокольчиков , звучат воздушно и красиво.

«Ощущение дрожи от холода

и игра лунного света

в мелькающих снежинках

переданы не только в

виртуозной инструментовке,

но и в самой теме,

её ритме и гармонии».

Г.Ларош

II акт Дивертисмент Щелкунчик и Мари прибывают во дворец сластей Конфитюренбург «в колеснице из раковины… Музыка ширится и прибывает, как бушующие струи» (либретто М.Петипа). Большинство танцев дивертисмента написано в простой трёхчастной форме. В отличие от классических танцев балета, в этом дивертисменте исполняются танцы характерные. В блестящем дивертисменте танцуют гости из разных стран мира. Каждому из них композитор придал яркий национальный характер: Шоколад (испанский танец) Кофе (арабский танец) Чай (китайский танец) Трепак (русский танец) Танец трёх пастушков (Франция) Вальс цветов

II акт Дивертисмент

Щелкунчик и Мари прибывают во дворец сластей Конфитюренбург «в колеснице из раковины… Музыка ширится и прибывает, как бушующие струи» (либретто М.Петипа). Большинство танцев дивертисмента написано в простой трёхчастной форме. В отличие от классических танцев балета, в этом дивертисменте исполняются танцы характерные. В блестящем дивертисменте танцуют гости из разных стран мира. Каждому из них композитор придал яркий национальный характер:

Шоколад (испанский танец)

Кофе (арабский танец)

Чай (китайский танец)

Трепак (русский танец)

Танец трёх пастушков (Франция)

Вальс цветов

«Вальс цветов» Этот танец является венцом дивертисмента. Он принадлежит к лучшим вальсам П.Чайковского. Торжественное вступление с виртуозной каденцией арф. И вот словно издалека раздаётся торжественно- праздничная фанфарная тема трёх валторн (тема А). Эта главная тема продолжается гирляндой гибких и широких по дыханию мелодий одна прекраснее другой (темы В и С). Форма вальса трёхчастная А ВСВ А – кода. Нотная хрестоматия

«Вальс цветов»

Этот танец является венцом дивертисмента. Он принадлежит к лучшим вальсам П.Чайковского. Торжественное вступление с виртуозной каденцией арф. И вот словно издалека раздаётся торжественно-

праздничная фанфарная тема трёх валторн (тема А). Эта главная тема продолжается гирляндой гибких и широких по дыханию мелодий одна прекраснее другой (темы В и С). Форма вальса трёхчастная А ВСВ А – кода.

Нотная хрестоматия

«Адажио» Главный лирический номер Па-де-дё ( Pa-de-deux – танец для двоих) – «колоссальное по эффекту адажио» (из либретто Петипа). Это смысловой центр балета. Мари и Щелкунчик лишь наблюдают танец феи Драже и принца Оршада, словно заглядывая в своё будущее.

«Адажио»

Главный лирический номер Па-де-дё ( Pa-de-deux – танец для двоих) – «колоссальное по эффекту адажио» (из либретто Петипа). Это смысловой центр балета. Мари и Щелкунчик лишь наблюдают танец феи Драже и принца Оршада, словно заглядывая в своё будущее.

«Танец феи Драже» Утончённо-хрупкая, слегка печальная тема челесты украшена хроматизмами. Её ровный, механически чёткий, повторяющийся ритм напоминает движения старинных заводных игрушек. Танец написан в простой трёхчастной форме. В среднем разделе феерически роскошно сверкают хрустальные перезвоны. «…Надо, чтобы было слышно падение капель воды в фонтанах» (из либретто Петипа). В репризе оркестровка темы становится наряднее, но механическая кукольность сохраняется до конца.

«Танец феи Драже»

Утончённо-хрупкая, слегка печальная тема челесты украшена хроматизмами. Её ровный, механически чёткий, повторяющийся ритм напоминает движения старинных заводных игрушек. Танец написан в простой трёхчастной форме. В среднем разделе феерически роскошно сверкают хрустальные перезвоны. «…Надо, чтобы было слышно падение капель воды в фонтанах» (из либретто Петипа). В репризе оркестровка темы становится наряднее, но механическая кукольность сохраняется до конца.

Словарь Дивертисмент - дополнительные эпизоды из балетных номеров, исполняемые между актами спектакля или в конце его. Могут составлять единое развлекательное представление (с сюжетом основного представления не связано). Либретто – краткое содержание сценического произведения (спектакля, оперы, балета). назад Увертюра - (фр.  ouverture , от лат.  apertura  — открытие, начало) — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере,балету, оперетте), но иногда и к драматическому, а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям или к инструментальным пьесам сюитного типа. Начиная с XX века такого рода музыкальные вступления нередко предваряют и кинофильмы. Секвенция  – повторение мотива или гармонического оборота на другой высоте непосредственно вслед за первым его проведением.

Словарь

Дивертисмент - дополнительные эпизоды из балетных номеров, исполняемые между актами спектакля или в конце его. Могут составлять единое развлекательное представление (с сюжетом основного представления не связано).

Либретто – краткое содержание сценического произведения (спектакля, оперы, балета). назад

Увертюра - (фр.  ouverture , от лат.  apertura  — открытие, начало) — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере,балету, оперетте), но иногда и к драматическому, а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям или к инструментальным пьесам сюитного типа. Начиная с XX века такого рода музыкальные вступления нередко предваряют и кинофильмы.

Секвенция – повторение мотива или гармонического оборота на другой высоте непосредственно вслед за первым его проведением.

Источники информации: Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения. – М.: «Музыка», 2000г. – 222с.  Электронные ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki /Щелкунчик https://ru.wikipedia.org/wiki/ Петипа,_Мариус

Источники информации:

  • Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения. – М.: «Музыка», 2000г. – 222с.

Электронные ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki /Щелкунчик

https://ru.wikipedia.org/wiki/ Петипа,_Мариус