П.И.Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
Схема музыкальной драматургии
Идейное содержание увертюры
Программность музыки увертюры
Авторы произведения
Уильям Шекспир
П.И.Чайковский
Нет повести печальнее на свете…
Я хотел поведать Вам о печальном событии, об одном ужасном несчастье, происшедшем в нашем городе с двумя влюбленными. Между их семьями по неизвестной уже причине возникла жестокая кровная вражда.
Патер Лоренцо
… Две равно уважаемых семьи В Вероне, где встречают нас события…
Сонатная форма увертюры.
Вступление
Экспозиция (главная и побочная)
Разработка
Реприза
Кода
Схема музыкальной драматургии
Вступление – тема патера Лоренцо. Он начинает свой рассказ
Главная тема экспозиции – тема вражды двух семейств
Побочная тема – тема любви Ромео и Джульетты
Разработка . В ней сталкиваются темы вражды и любви. Они противостоят друг другу. Тема вражды доминирует над темой любви, обрывая и уничтожая её.
В репризе тема вражды звучит ещё более неистово и исступленно, уничтожая тему любви, от которой остаются одни разрозненные фрагменты.
Кода . Патер Лоренцо завершает свой рассказ, снова слышна его тема. А заканчивает увертюру тема любви, которая звучит гимном этому светлому чувству, победившему вековую вражду.
Рассказ патера Лоренцо.
- Тема патера Лоренцо звучит во вступлении увертюры. Он предстает здесь как повествователь, рассказывая историю влюбленных.
- Музыка патера Лоренцо схожа со средневековым католическим хоралом, так как он был священником, монахом.
… Ведут междоусобные бои И не хотят унять кровопролитья…
- За спокойной повествовательной темой вступления следует главная тема экспозиции, которую называют темой вражды между семьями Монтекки и Капулетти.
...Друг друга любят дети главарей…
- Теме вражды противопоставлена тема любви Ромео и Джульетты. Эта побочная тема увертюры звучит сначала тихо, неуверенно и робко, но с каждым разом она набирает мощь и силу, приобретая величие и торжественность, словно чувства героев становятся сильнее и глубже.
Девичьи грезы
- Она влюблена и мечтает о сильной и счастливой любви
- Она думает о любимом Ромео
- Она думает о свидании с ним
Чувство любви
… Но им судьба подстраивает козни…
- Воинственность музыки в разработке
- Борьба мракобесия и всего чистого и светлого не на жизнь, а на смерть
- Постоянно тема любви грубо обрывается темой вражды.
- Кто победит?
… Средь царства смерти и полночной тьмы…
Похороны Джульетты
… И гибель их у гробовых дверей…
- Музыка в репризе звучит напряженно, трагично как погребальный колокол. Тема любви звучит, как бы из последних сил, изнемогая, погибая.
Смерть героев. Зачем? Почему?
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец непримиримой розни
… .Их жизнь и страсть, и смерти торжество И поздний мир родни на их могиле…
- Патер Лоренцо заканчивает свой рассказ в назидание будущим поколениям
Программность
- Программное произведение – это произведение, в основе которого лежит определенный сюжет, основанный на тех или иных жизненных событиях, взятый из истории или современной жизни, или из других видов искусств: литературы, живописи; или рожденный творческой фантазией самого композитора.
Программность увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта»
- Взята из произведения Уильяма Шекспира - великого английского драматурга и поэта, жившего свыше 400 лет тому назад.
- Поэт в основу своего произведения положил древнюю итальянскую легенду о любви и верности двух юных героев и их трагической смерти из-за родовой вражды и ненависти их семей.
- Прочитайте трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта» и вы будете знать программу этого произведения.
Эпоха Средневековья и эпоха Возрождения
- Борьба двух эпох, уходящего Средневековья и наступающей эпохи Возрождения.
- Вражда семейств – это символ умирающего Средневековья.
- Любовь Ромео и Джульетты – это символ все воспевающего Возрождения.
Идея увертюры «Ромео и Джульетта»
- Любовь продолжает озарять людей светом даже после смерти.
- Она творит чудеса, примиряя враждующих.
- Видимая идея увертюры - это любовь двух юных созданий, Ромео и Джульетты.
- Невидимая, на первый взгляд идея – это смена двух эпох: Средневековья , с его тяжелыми, мрачными законами, представителями которого являются семейства Монтекки и Капулетти, и Возрождения , в котором воплотилась идея о совершенном человеке, и Ромео и Джульететта становятся воплощением нового века.