Приложение № __
Рассмотрено УТВЕРЖДЕНО
на заседании Педагогического совета приказом ФКП
протокол № __ от _____________ образовательного учреждения № 98
от _________________№____
П О Л О Ж Е Н И Е
о самостоятельной работе обучающихся по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования - программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии 29.01.34 «Оператор оборудования швейного производства»
в ФКП образовательном учреждении № 98
Курск
2024
2
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение о самостоятельной работе обучающихся по образовательной программе среднего профессионального образования (подготовка квалифицированных рабочих, служащих) ФКП образовательного учреждения № 98 (далее – Положение, ФСПО) разработано на основании:
- Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 29.01.34 Оператор оборудования швейного производства (по видам), утвержденного Приказом Министерства просвещения РФ от 18.09.2023 г. № 698.
Приказ от 24 августа 2022 года № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
Приказ Минобрнауки России, Минпросвещения России от 05.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 № 800 «Об Утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации образовательным программам среднего профессионального образования».
ОП определяет рекомендованный объем и содержание среднего профессионального образования по профессии 29.01.34 Оператор оборудования швейного производства (по видам), планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
ОП разработана для реализации образовательной программы на базе среднего общего образования образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОССПО с учетом получаемой профессии 29.01.34 Оператор оборудования швейного производства (по видам).
- Устава ФКП образовательного учреждения № 98, иных локальных нормативных (правовых) актов.
1.2. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
1.3. Самостоятельная работа обучающихся является одним из основных видов учебной деятельности.
1.4. Под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности обучающихся как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.
3
1.5. Самостоятельная работа реализуется в рамках учебной и внеучебной работы обучающихся. Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
Формирования и развития профессиональных и общих компетенций и их элементов знаний, умений, практического опыта в соответствии с требованиями ФГОС СПО и запросами работодателей;
1.5.2. Формирования компетенции поиска и использования информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного роста;
Формирования компетенции использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
Развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
1.5.5. Формирования самостоятельности профессионального мышления:
способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации;
1.5.6. Развития культуры межличностного общения, взаимодействия между
людьми, формирования умений работы в команде, эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями.
ВИДЫ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1. В образовательном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
2.2. Аудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине и междисциплинарному курсу выполняется обучающимися на учебных занятиях по заданию и под руководством преподавателя. Аудиторная самостоятельная работа может быть организована на всех видах учебных занятий, в условиях реализации компетентностного подхода - во время проведения активных и интерактивных форм занятий, а именно: деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий.
Формы аудиторной самостоятельной работы обучающихся в зависимости от видов и форм организации обучения:
-лекция (активное слушание и конспектирование лекций, самостоятельная работа с литературой в контексте лекции);
-семинар (представление рефератов, сообщений, участие в обсуждении);
-лабораторные, практические занятия (выполнение практических занятий, изучение учебной и справочной литературы, оформление результатов работы);
-деловая игра (работа по решению ситуационных задач и заданий, самостоятельная работа с раздаточным дидактическим материалом) и др.
2.3 Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся представляет собой планируемую, организационно и методически направленную преподавателем деятельность обучающихся по освоению учебного материала. Формами внеаудиторной самостоятельной работы могут являться:
-работа с основной и дополнительной литературой, источниками периодической печати (составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, анализ и др.);
-работа со словарями, справочниками; с нормативными документами;
4
-подготовка к контрольным работам, практическим и лабораторным занятиям, семинарским занятиям, деловым и ролевым играм, тренингам, промежуточной аттестации;
- выполнение тестовых заданий, заполнение рабочих тетрадей,
- решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
- решение задач и упражнений по образцу и др.;
- выполнение тестовых заданий, заполнение рабочих тетрадей, решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; решение задач и упражнений по образцу и др.;
-подготовка к учебной и производственной практикам и выполнение заданий, предусмотренных программами практик;
-другие формы деятельности, организуемые и осуществляемые образовательным учреждением в рамках создания условий, необходимых для всестороннего развития и социализации личности, развития воспитательного компонента образовательного процесса.
ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
3.1. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:
-в учебном плане образовательной программы;
- в рабочих программах учебных дисциплин, рабочих программах профессиональных модулей, практик, в КТП.
3.2. Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, должно ориентироваться преподавателем на примерные нормы времени, рекомендованные Министерством образования РФ для использования в учреждениях образования.
Преподавателем могут также эмпирически определяться затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного задания на основании собственных наблюдений над выполнением студентами аудиторной самостоятельной работы, опроса студентов о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента из расчета уровня подготовленности обучающихся.
3.3. Вопросы планирования объема внеаудиторной самостоятельной работы могут рассматриваться педагогическим советом и учитываться при разработке или корректировке учебного плана.
3.4. Дисциплина " Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий на спортивных площадках ИУ).
3.5. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня обучающихся не регламентируется учебным расписанием.
3.6. Тематика и формы внеаудиторной самостоятельной работы, в том числе активные и интерактивные, устанавливаются в рабочих программах учебных дисциплин, рабочих программах профессиональных модулей.
3.7. Виды заданий внеаудиторной самостоятельной работы могут быть тренировочными (по представленному образцу выполнения), поисковыми (самостоятельный поиск информации), творческими (самостоятельный поиск и самостоятельная обработка информации: реферат, доклад на конференцию, курсовая работа и др.).
5
3.8. Конкретные виды, задания, объем и форма отчета самостоятельной работы, соответствующей объему времени в учебном плане, указывается преподавателем в рабочей программе дисциплине и в КТП.
3.9. Преподаватель обязан ежегодно обновлять (полностью или частично) формы, виды и тематику самостоятельной работы с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных ФГОС СПО.
ОРГАНИЗАЦИЯ, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
4.1. Преподаватель, участвующий в реализации образовательной программы СПО, обязан:
-обеспечить заданиями по внеаудиторной самостоятельной работе и учебно-методической документацией для выполнения каждого задания все дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули;
-обеспечить доступ каждого студента к современным профессиональным базам данных, необходимым для выполнения самостоятельной работы обучающихся;
4.2. Самостоятельная работа обучающихся - особая система условий обучения, четко организованная преподавателем, включающая в себя следующие этапы:
-входной контроль знаний, умений и навыков в начале изучения дисциплины;
-составление графика предоставления отчетов по самостоятельной работе по дисциплине в соответствии с КТП и доведение его до сведения обучающегося;
-разработка конкретных заданий для самостоятельной работы и требований к каждому отчету (вид, форма, объем);
-организация регулярных консультаций по выполнению заданий;
-итоговый контроль по дисциплине в форме зачета или экзамена.
4.3. Сроки, формы учета, количество письменных работ внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающихся преподаватель разрабатывает самостоятельно.
5. Показателями оценки результата самостоятельной работы студента является:
-оценка уровня сформированности профессиональных и общих компетенций;
-оценка уровн развития и социализации личности.
5. МЕТОДИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Обучающийся должен быть обеспечен:
-Учебниками, учебными пособиями, справочниками, словарями и т.д.;
-учебно-методическими пособиями (для самостоятельного изучения разделов, тем учебной дисциплины, ПМ);
-сборниками задач, упражнений, контрольных заданий;
-УМК по ПМ, по учебной дисциплине;
-методическими указаниями и рекомендациями к выполнению заданий
6. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу в письменной, устной или смешанной форме.
- практические и семинарские занятия;
6
- включение изучаемого вопроса в перечень вопросов для самоконтроля, зачетных и экзаменационных билетов;
-тестовый контроль;
-защита рефератов, контрольных работ, курсовых работ, творческих проектов;
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
-степень освоения учебного материала на уровне компетенций;
-умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
-обоснованность и грамотность ответа;
-оформление отчетного материала в соответствии с требованиями;
-творческий подход к выполнению самостоятельной работы;
-уровень владения устным и письменным общением;
-уровень владения новыми технологиями, понимание их применения;
-уровень ответственности за свое обучение и самоорганизацию самостоятельной познавательной деятельности.
7
Примерные нормы времени для реализации самостоятельной работы
| | |
| |
Вид самостоятельной работы | | | | Норма времени | Примечание | |
| | | | | (ч) | | |
I. Работа с лекционным материалом | | | | | |
Работа над конспектом лекции | | | | 0,2 | 1 лекция | |
Доработка конспекта лекции с применением | 2 | 1 лекция | |
учебника, методической литературы, дополнительной | | | |
литературы, конспектирование источников | | | | |
Составление | вопросов | по | прочитанной | 0,5 | 1 лекция | |
лекции/учебнику | | | | | | | |
Самостоятельное | изучение | отдельных | тем, | 3-6 | | |
параграфов | | | | | | | |
II. Работа с литературными и информационными | | | |
источниками | | | | | | | |
Подбор, изучение, анализ и конспектирование | 2-4 | 1 статья (до 10 | |
рекомендованной литературы | | | | | стр.) | |
Работа со словарем, справочником | | | 1 | | |
Составление тезисов | | | | 1-2 | | |
Составление аннотации | | | | 1-2 | | |
- рецензий и отзывов на прочитанный материал | 1 | | | |
- обзор публикаций по теме | 2 | | |
- библиографического списка | 2 | 10-20 источни- |
| | ков | |
| | | |
Подготовка текста: | | | |
- текста доклада, написание тезисов доклада | 3 | 10-20 минут |
- доклада к конференции | 10 | | |
- сообщения | 2 | 5-10 минут |
- тезисов к публикации | 2 | | |
Ответы на вопросы по тексту | 0,5-1 | | |
Сравнительный анализ текстов | 1-2 | | |
Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр | 2 | | |
видеоматериала | | | |
Подбор цитат, афоризмов по изучаемой теме | 1 | 5 штук | |
Подбор пословиц, поговорок по изучаемой теме | 0,5 | 5 штук | |
Подбор литературы, диагностик, игр, упражнений и | 2-3 | | |
т.д. | | | |
III. Визуализация материала | | | |
Составление: | | | |
- схемы | 0,5-1 | | |
- графика | 0,5-1 | | |
- таблицы | 0,5-1 | | |
- кроссворда | 2 | 30 слов | |
8
| | | |
Разработка: | | | |
- памятки | 2 | | |
- модели | 2 | | |
- наглядных пособий | 2 | на 1 пособие |
- технологической карты | 2 | | |
- задания в тестовой форме | 2 | | |
Подготовка: | | | |
- плаката | 4 | | |
- газеты | 3 | | |
- экспозиции | 2 | | |
- к выполнению изделия, подбор материала, | 1 | | |
подготовка инструмента и т.д. | | | |
Выполнение чертежа и эскиза изделия | 2 | | |
Изучение аналогов продукта | 2 | | |
Изучение инструкционной и технологической карты | 1 | | |
Создание презентации | 4-6 | | |
IV. Практические и лабораторные работы | | | |
Подготовка к практическому занятию | 1-1,5 | | |
Решение ситуаций | 0,5 | | |
Решение задач и упражнений, ответы на вопросы, | 0,5 | |
задания в тестовой форме | | | |
Выполнение опыта и составление отчета по нему | 1 | |
Выполнение расчетно-графических работ | 2-3 | |
Составление вариативных заданий по образцу и об- | 0,5-1 | |
ратных задач | | | |
Подготовка к проведению фрагментов занятий, вне- | 2 | |
классных мероприятий и т.д. | | | |
Анализ художественных произведений и т.д. | 1 | |
V. Подготовка к контролю знаний: | | | |
- к опросу (устному, письменному) | | 1 | |
- к контрольной работе (задания в тестовой форме, | 1 | |
диктанты и т.п.) | | | |
- к выполнению лабораторной работы, оформлению | 1-2 | |
отчета | | | |
- к зачету | | 8 | |
- к семинарскому занятию | | 4 | |
- к экзамену 20 | | |
VI. Консультации: | | |
Консультация по сложным, непонятным вопросам | 0,3 | |