Просмотр содержимого документа
«П.П.Бажов. Сказ «Каменный цветок»»
П.П.Бажов.Путь писателя к сказу.
Бескраен, бездонен сказочно-сказовый рудный Урал. Речисты мастеровые уральские старики. В старом колодце синюю старуху ведьму они поселили. Горного козла дотошный трудовой уральский люд серебряным копытцем подковал. А про тайную силу, что нутро гор сторожит, людей привораживает, не одна, не две побывальщины. В темноте ведь светлые-то камешки добывались. А там мало ли страхов. И свою тень за горное чудище примешь. Сколько там невиданной красоты да каменной росписи.
На Урале в устной передаче слышали сказы, вероятно, многие, но только Бажову удалось собрать и огранить их точно так, как исстари гранят камни-самоцветы, С точки зрения Бажова, историческую ценность народных преданий, рассказов рабочих нужно видеть прежде всего в отражении взглядов народных масс на факты, события прошлого. Знание писателем истории края помогло ему уяснить особенности уральского фольклора и местных диалектов.
- В них можно узнать не только о жизни и деятельности писателя, но и о далеких годах становления самобытного богатейшего индустриального края. С детства Павел Бажов очень много слышал рассказов о Медной горе от бабушки и отца. Жил он в Сысерти и в Полевском, поэтому многие действия его сказов протекают в этих городах. В очерках «Уральские были» уже использовались такие наблюдения, воспоминания, которые позднее в художественной обработке вошли в сказы «Малахитовая шкатулка».
- В детстве все мы читали русские народные сказки.
- Давайте вспомним ваши самые любимые.
- Мы читаем сказ Павла Петровича Бажова «Каменный цветок».
- Он очень похож на сказку, не правда ли?
- Он похож на сказку, но это не сказка.
Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.
Для того, чтобы сравнить эти два жанра, нам необходимо:
- В сказках герой часто путешествует. Переходит в чуждый ему мир фантастических существ: Кощея Бессмертного, Бабы-Яги.
- Вспомните такие сказки.
- А был ли подобный мотив «дороги» в сказе Бажова?
В сказе действительно есть переход героя в иной мир:
- Реален ли мир Хозяйки или волшебен?
А вы знаете, что цифра «3» – священное число для сказок?
- Вспомните, чего в сказках бывает по три.
- три дороги на распутье, три брата, три сестры, трёхголовый змей, три испытания.
- Что из вышеперечисленного встречается в сказе у Бажова?
Три испытания Степана: какие?
- Первое испытание: сказать приказчику, чтобы тот «убирался» с Красногорского рудника.
- Второе испытание: на верность невесте.
- Третье испытание: забыть Хозяйку Медной горы.
Табу. Его нарушение.
- Табу – система запретов на совершение определенных действий.
- В сказках герои постоянно сталкиваются с какими-то запретами. Какими?
- И нарушение этих табу зачастую приводит к печальным последствиям.
- А нарушает ли какие-то запреты Данилушка в сказе?
А теперь давайте вспомним, как обычно начинаются сказки.
- «Жили-были…», «в некотором царстве, в некотором государстве…».
- Подобное традиционное начало в фольклоре называется «зачином».
- А как начинаются сказы Бажова?
Мы видим, что сказы Бажова начинаются как обычные рассказы реалистического содержания.
- Указывается не абстрактное место (тридевятое царство), а вполне конкретные места: Россия, Урал, Гумешки.
- И определенное время: 19 век.
Текст сказа содержит бытовые реалии России 19 века.
- Вспомните все явления жизни, характерные для того времени, которые мы встречаем в тексте.
- Шахты, затопление шахт, профессиональные болезни шахтёров;
- крепостное право, вольная грамота;
- Санкт-Петербург – центр жизни России…
А теперь сравним конец сказа и сказки.
- Чем всегда заканчиваются сказки?
- Несмотря на нарушение запрета герой получает второй шанс.
- А чем кончаются сказы Бажова?
- Почему герой не получает второго шанса?
Итак...
- В «Хозяйке медной горы» Степан, так и не получив счастья, умирает;
- В «Горном мастере» у Данило и Кати только иллюзия счастья;
- В «Серебряном копытце» драгоценные камни оказались снегом.
- Конец сказа лишен чудесного, он обыден и реален. То, что казалось волшебством, оборачивается обычной жизнью.
рассказ о необыкновен-
ных событиях и приключениях.
- В сказках добро побеждает зло.
Рассказчик повествует о временах давних, уже
забытых.
фантастическом вымыш-
ленном мире.
В сказке волшебство –
основа действия.
опирающийся на народные предания и легенды.
- Повествование, ведётся от лица рассказчика, свидетеля или участника событий.
- В основе сказа лежат события, которые происходили когда-то давно.
- Место действия кон-
кретное, реальное.
Волшебная сила – лишь
Источник вдохновения.
Сказ – литературное произведение, имеющее форму повествования от лица рассказчика.
- Герои – люди обыкновенные.
- Фольклорная первооснова.
- Присутствие рассказчика – человека из народа.
- Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.
- Волшебные герои – добрые и злые.
- Нет рассказчика.
- Чтобы произошло волшебство, герою нужно произнести заклинание.
- Не имеют реальной основы.
Вывод:
- Сказ и сказка имеют общие фольклорные элементы, характерные для устного народного творчества;
- Сказ от сказки отличается тем, что в нем представлены реальные факты реального времени и его конец закономерен.