СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

П.П.Бажов. Сказ «Каменный цветок»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

П.П.Бажов. Сказ «Каменный цветок» 

Просмотр содержимого документа
«П.П.Бажов. Сказ «Каменный цветок»»

П.П.Бажов.Путь писателя к сказу.

П.П.Бажов.Путь писателя к сказу.

Бескраен, бездонен сказочно-сказовый рудный Урал. Речисты мастеровые уральские старики. В старом колодце синюю старуху ведьму они поселили. Горного козла дотошный трудовой уральский люд серебряным копытцем подковал.  А про тайную силу, что нутро гор сторожит, людей привораживает, не одна, не две побывальщины. В темноте ведь светлые-то камешки добывались. А там мало ли страхов. И свою тень за горное чудище примешь. Сколько там невиданной красоты да каменной росписи.

Бескраен, бездонен сказочно-сказовый рудный Урал. Речисты мастеровые уральские старики. В старом колодце синюю старуху ведьму они поселили. Горного козла дотошный трудовой уральский люд серебряным копытцем подковал. А про тайную силу, что нутро гор сторожит, людей привораживает, не одна, не две побывальщины. В темноте ведь светлые-то камешки добывались. А там мало ли страхов. И свою тень за горное чудище примешь. Сколько там невиданной красоты да каменной росписи.

На Урале в устной передаче слышали сказы, вероятно, многие, но только Бажову удалось собрать и огранить их точно так, как исстари гранят камни-самоцветы, С точки зрения Бажова, историческую ценность народных преданий, рассказов рабочих нужно видеть прежде всего в отражении взглядов народных масс на факты, события прошлого. Знание писателем истории края помогло ему уяснить особенности уральского фольклора и местных диалектов.

На Урале в устной передаче слышали сказы, вероятно, многие, но только Бажову удалось собрать и огранить их точно так, как исстари гранят камни-самоцветы, С точки зрения Бажова, историческую ценность народных преданий, рассказов рабочих нужно видеть прежде всего в отражении взглядов народных масс на факты, события прошлого. Знание писателем истории края помогло ему уяснить особенности уральского фольклора и местных диалектов.

В них можно узнать не только о жизни и деятельности писателя, но и о далеких годах становления самобытного богатейшего индустриального края.  С детства Павел Бажов очень много слышал рассказов о Медной горе от бабушки и отца. Жил он в Сысерти и в Полевском, поэтому многие действия его сказов протекают в этих городах. В очерках «Уральские были» уже использовались такие наблюдения, воспоминания, которые позднее в художественной обработке вошли в сказы «Малахитовая шкатулка».
  • В них можно узнать не только о жизни и деятельности писателя, но и о далеких годах становления самобытного богатейшего индустриального края. С детства Павел Бажов очень много слышал рассказов о Медной горе от бабушки и отца. Жил он в Сысерти и в Полевском, поэтому многие действия его сказов протекают в этих городах. В очерках «Уральские были» уже использовались такие наблюдения, воспоминания, которые позднее в художественной обработке вошли в сказы «Малахитовая шкатулка».
В детстве все мы читали русские народные сказки. Давайте вспомним ваши самые любимые. Мы читаем сказ Павла Петровича Бажова «Каменный цветок». Он очень похож на сказку, не правда ли? Он похож на сказку, но это не сказка.
  • В детстве все мы читали русские народные сказки.
  • Давайте вспомним ваши самые любимые.
  • Мы читаем сказ Павла Петровича Бажова «Каменный цветок».
  • Он очень похож на сказку, не правда ли?
  • Он похож на сказку, но это не сказка.
Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Сказ  – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

Для того, чтобы сравнить эти два жанра, нам необходимо: найти общее между ними;  найти различия;

Для того, чтобы сравнить эти два жанра, нам необходимо:

  • найти общее между ними;

  • найти различия;

В сказках герой часто путешествует. Переходит в чуждый ему мир фантастических существ: Кощея Бессмертного, Бабы-Яги. Вспомните такие сказки.  А был ли подобный мотив «дороги» в сказе Бажова?
  • В сказках герой часто путешествует. Переходит в чуждый ему мир фантастических существ: Кощея Бессмертного, Бабы-Яги.
  • Вспомните такие сказки.

  • А был ли подобный мотив «дороги» в сказе Бажова?
В сказе действительно есть переход героя в иной мир: Реален ли мир Хозяйки или волшебен?

В сказе действительно есть переход героя в иной мир:

  • Реален ли мир Хозяйки или волшебен?
А вы знаете, что цифра «3» – священное число для сказок? Вспомните, чего в сказках бывает по три. три дороги на распутье, три брата, три сестры, трёхголовый змей, три испытания. Что из вышеперечисленного встречается в сказе у Бажова?

А вы знаете, что цифра «3» – священное число для сказок?

  • Вспомните, чего в сказках бывает по три.
  • три дороги на распутье, три брата, три сестры, трёхголовый змей, три испытания.
  • Что из вышеперечисленного встречается в сказе у Бажова?
Три испытания Степана: какие? Первое испытание: сказать приказчику, чтобы тот «убирался» с Красногорского рудника. Второе испытание: на верность невесте. Третье испытание: забыть Хозяйку Медной горы.

Три испытания Степана: какие?

  • Первое испытание: сказать приказчику, чтобы тот «убирался» с Красногорского рудника.
  • Второе испытание: на верность невесте.
  • Третье испытание: забыть Хозяйку Медной горы.
Табу. Его нарушение. Табу – система запретов на совершение определенных действий. В сказках герои постоянно сталкиваются с какими-то запретами. Какими? И нарушение этих табу зачастую приводит к печальным последствиям. А нарушает ли какие-то запреты Данилушка в сказе?

Табу. Его нарушение.

  • Табу – система запретов на совершение определенных действий.
  • В сказках герои постоянно сталкиваются с какими-то запретами. Какими?
  • И нарушение этих табу зачастую приводит к печальным последствиям.
  • А нарушает ли какие-то запреты Данилушка в сказе?
А теперь давайте вспомним, как обычно начинаются сказки. «Жили-были…», «в некотором царстве, в некотором государстве…».  Подобное традиционное начало в фольклоре называется «зачином».  А как начинаются сказы Бажова?

А теперь давайте вспомним, как обычно начинаются сказки.

  • «Жили-были…», «в некотором царстве, в некотором государстве…».
  • Подобное традиционное начало в фольклоре называется «зачином».
  • А как начинаются сказы Бажова?
Мы видим, что сказы Бажова начинаются как обычные рассказы реалистического содержания. Указывается не абстрактное место (тридевятое царство), а вполне конкретные места: Россия, Урал, Гумешки. И определенное время: 19 век.

Мы видим, что сказы Бажова начинаются как обычные рассказы реалистического содержания.

  • Указывается не абстрактное место (тридевятое царство), а вполне конкретные места: Россия, Урал, Гумешки.
  • И определенное время: 19 век.
Текст сказа содержит бытовые реалии России 19 века. Вспомните все явления жизни, характерные для того времени, которые мы встречаем в тексте. Шахты, затопление шахт, профессиональные болезни шахтёров; крепостное право, вольная грамота; Санкт-Петербург – центр жизни России…

Текст сказа содержит бытовые реалии России 19 века.

  • Вспомните все явления жизни, характерные для того времени, которые мы встречаем в тексте.
  • Шахты, затопление шахт, профессиональные болезни шахтёров;
  • крепостное право, вольная грамота;
  • Санкт-Петербург – центр жизни России…
А теперь сравним конец сказа и сказки. Чем всегда заканчиваются сказки? Несмотря на нарушение запрета герой получает второй шанс. А чем кончаются сказы Бажова? Почему герой не получает второго шанса?

А теперь сравним конец сказа и сказки.

  • Чем всегда заканчиваются сказки?
  • Несмотря на нарушение запрета герой получает второй шанс.
  • А чем кончаются сказы Бажова?
  • Почему герой не получает второго шанса?
 Итак... В «Хозяйке медной горы» Степан, так и не получив счастья, умирает;  В «Горном мастере» у Данило и Кати только иллюзия счастья;  В «Серебряном копытце» драгоценные камни оказались снегом.  Конец сказа лишен чудесного, он обыден и реален. То, что казалось волшебством, оборачивается обычной жизнью.

Итак...

  • В «Хозяйке медной горы» Степан, так и не получив счастья, умирает;
  • В «Горном мастере» у Данило и Кати только иллюзия счастья;
  • В «Серебряном копытце» драгоценные камни оказались снегом.
  • Конец сказа лишен чудесного, он обыден и реален. То, что казалось волшебством, оборачивается обычной жизнью.
СКАЗКА - занимательный  рассказ о необыкновен-  ных событиях и приключениях. В сказках добро побеждает зло.  Рассказчик повествует о временах давних, уже  забытых. События происходят в  фантастическом вымыш-  ленном мире.  В сказке волшебство –  основа действия.   СКАЗ – жанр эпоса,  опирающийся на народные предания и легенды. Повествование, ведётся от лица рассказчика, свидетеля или участника событий. В основе сказа лежат события, которые происходили когда-то давно. Место действия кон-  кретное, реальное.  Волшебная сила – лишь  Источник вдохновения.
  • СКАЗКА - занимательный

рассказ о необыкновен-

ных событиях и приключениях.

  • В сказках добро побеждает зло.

Рассказчик повествует о временах давних, уже

забытых.

  • События происходят в

фантастическом вымыш-

ленном мире.

В сказке волшебство –

основа действия.

  • СКАЗжанр эпоса,

опирающийся на народные предания и легенды.

  • Повествование, ведётся от лица рассказчика, свидетеля или участника событий.
  • В основе сказа лежат события, которые происходили когда-то давно.
  • Место действия кон-

кретное, реальное.

Волшебная сила – лишь

Источник вдохновения.

Сказ – литературное произведение, имеющее форму повествования от лица рассказчика. Герои – люди обыкновенные. Фольклорная первооснова. Присутствие рассказчика – человека из народа. Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.  Волшебные герои – добрые и злые. Нет рассказчика. Чтобы произошло волшебство, герою нужно произнести заклинание. Не имеют реальной основы.

Сказ – литературное произведение, имеющее форму повествования от лица рассказчика.

  • Герои – люди обыкновенные.
  • Фольклорная первооснова.
  • Присутствие рассказчика – человека из народа.
  • Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.
  • Волшебные герои – добрые и злые.
  • Нет рассказчика.
  • Чтобы произошло волшебство, герою нужно произнести заклинание.
  • Не имеют реальной основы.
Вывод: Сказ и сказка имеют общие фольклорные элементы, характерные для устного народного творчества;  Сказ от сказки отличается тем, что в нем представлены реальные факты реального времени и его конец закономерен.

Вывод:

  • Сказ и сказка имеют общие фольклорные элементы, характерные для устного народного творчества;
  • Сказ от сказки отличается тем, что в нем представлены реальные факты реального времени и его конец закономерен.