СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

П.П.Бажов. Сказ "Медной горы хозяйка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жанр. Сказ и сказка. Фольклорная основа обрара Хозяйки. Реальнео место дейсвтие. Образ Хозяйки. Образ Сепана. 

Просмотр содержимого документа
«П.П.Бажов. Сказ "Медной горы хозяйка"»

Жанр произведения На какой фольклорный жанр похоже это произведения? Докажите. Сказка. На странице 68 в учебнике вам дано определение такого жанра как сказ . Прочитайте его. Подумайте, что в этом произведении не дает нам право говорить, что это сказка? Докажите. Какие отличительные черты сказа вы можете обозначить?

Жанр произведения

  • На какой фольклорный жанр похоже это произведения? Докажите.
  • Сказка.
  • На странице 68 в учебнике вам дано определение такого жанра как сказ . Прочитайте его.
  • Подумайте, что в этом произведении не дает нам право говорить, что это сказка? Докажите.
  • Какие отличительные черты сказа вы можете обозначить?
Сравним! Сказка Сказ вымышленные события Реальность +  вымысел сказочные герои обычные люди абстрактное место действия конкретное место действия Добро побеждает Зло Добро не всегда побеждает нет рассказчика часто есть повествующее лицо

Сравним!

Сказка

Сказ

вымышленные события

Реальность +

вымысел

сказочные герои

обычные люди

абстрактное место действия

конкретное место действия

Добро побеждает Зло

Добро не всегда побеждает

нет рассказчика

часто есть повествующее лицо

Место действия Гумёшевский медный рудник ( Медная гора, Гумешки ;  от стар .  гуменце  — невысокий пологий холм ) — расположенное в городе Полевской Свердловской области горнорудное предприятие, на одном из старейших на Урале медных месторождений. В XVIII веке Гумёшевский рудник приобрёл всемирную известность как основной поставщик зелёного поделочного камня —  малахита  ( карбоната меди ). И являлся крупнейшим в то время в Российской империи месторождением медных руд  на Среднем Урале. К середине XX века был выработан .

Место действия

  • Гумёшевский медный рудник ( Медная гора, Гумешки ; от стар . гуменце  — невысокий пологий холм ) — расположенное в городе Полевской Свердловской области горнорудное предприятие, на одном из старейших на Урале медных месторождений.
  • В XVIII веке Гумёшевский рудник приобрёл всемирную известность как основной поставщик зелёного поделочного камня —  малахита ( карбоната меди ). И являлся крупнейшим в то время в Российской империи месторождением медных руд  на Среднем Урале.
  • К середине XX века был выработан .
Образ Хозяйки Медной горы Хозяйка Медной горы ( Малахитница, Азовка-девка,   Каменная девка ) — персонаж легенд уральских горняков, мифический образ хозяйки Уральских гор,  Гумёшевского рудника  («Медной горы»). Горный дух и  дух-хранитель ценных минералов. В фольклоре представлялась как прекрасная девушка в платье из «шелкового малахита», или ящерица с короной.

Образ Хозяйки Медной горы

  • Хозяйка Медной горы ( Малахитница, Азовка-девка,   Каменная девка ) — персонаж легенд уральских горняков, мифический образ хозяйки Уральских гор,  Гумёшевского рудника  («Медной горы»). Горный дух и  дух-хранитель ценных минералов.
  • В фольклоре представлялась как прекрасная девушка в платье из «шелкового малахита», или ящерица с короной.
Образ Хозяйки Медной горы Найдите описание Хозяйки в тексте. На что обращает внимание герой? Почему? Как вы понимаете фразу « а по косе видать девка » * На Руси одну косу носили только девушки , это был показатель того, что она не замужем . Замужние женщины носили две На девичнике подруженьки переплетали одну косу в две . Одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство. Считалось, что в женских волосах хранится сила , способная энергетически поддерживать ее семью. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, больше не видел ее кос . На Руси женщины обязательно закрывали голову повойником (головным убором), сорвать головной убор считалось страшнейшим оскорблением ( отсюда и выражение « опростоволоситься» ,что значит опозориться ).

Образ Хозяйки Медной горы

  • Найдите описание Хозяйки в тексте.
  • На что обращает внимание герой? Почему?
  • Как вы понимаете фразу « а по косе видать девка » *
  • На Руси одну косу носили только девушки , это был показатель того, что она не замужем . Замужние женщины носили две На девичнике подруженьки переплетали одну косу в две . Одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство. Считалось, что в женских волосах хранится сила , способная энергетически поддерживать ее семью. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, больше не видел ее кос . На Руси женщины обязательно закрывали голову повойником (головным убором), сорвать головной убор считалось страшнейшим оскорблением ( отсюда и выражение « опростоволоситься» ,что значит опозориться ).
Образ Хозяйки Медной горы На что похожи ее плавные, «круглые» движение , описанные в тексте? О чем она попросил а Степана? Почему? Почему Хозяйка помогает Степану? Как она отреагировала на отказ Степана жениться на ней? Как это ее характеризует ? А как его?*  Почему Хозяйка плачет , расставаясь с героем? Во что превратились ее слезы ?  Что случается с Медной горой после того, как Степан получает волю?  Что об этом думают местные жители ? Почему?  В какой момент перед нами возникает Хозяйка? Почему?

Образ Хозяйки Медной горы

  • На что похожи ее плавные, «круглые» движение , описанные в тексте?
  • О чем она попросил а Степана? Почему?
  • Почему Хозяйка помогает Степану?
  • Как она отреагировала на отказ Степана жениться на ней?
  • Как это ее характеризует ? А как его?*
  • Почему Хозяйка плачет , расставаясь с героем? Во что превратились ее слезы ?
  • Что случается с Медной горой после того, как Степан получает волю?
  • Что об этом думают местные жители ? Почему?
  • В какой момент перед нами возникает Хозяйка? Почему?
Образ главного героя - Степана Как мы узнаем имя главного героя? Почему использован такой прием? Выполнил ли Степан то, о чем его просила девушка? Сомневался ли он? Почему?  Как его наказали за это?  Как ему удалось получить волю? Что он для этого делал?*  Что он попросил у барина из Санкт-Петербурга? О чем это говорит?  Как сложилась его жизнь? Почему?  Как Как он поступил со слезами Хозяйки?  Найдите в тексте описание умершего Степана? Чему но рад? *  Как он поступил с ее подарком (драгоценными камнями – слезами)? Почему?

Образ главного героя - Степана

  • Как мы узнаем имя главного героя? Почему использован такой прием?
  • Выполнил ли Степан то, о чем его просила девушка? Сомневался ли он? Почему?
  • Как его наказали за это?
  • Как ему удалось получить волю? Что он для этого делал?*
  • Что он попросил у барина из Санкт-Петербурга? О чем это говорит?
  • Как сложилась его жизнь? Почему?
  • Как Как он поступил со слезами Хозяйки?
  • Найдите в тексте описание умершего Степана? Чему но рад? *
  • Как он поступил с ее подарком (драгоценными камнями – слезами)? Почему?

Образ главного героя - Степана Как мы узнаем имя главного героя? Почему использован такой прием? Выполнил ли Степан то, о чем его просила девушка? Сомневался ли он? Почему?  Как его наказали за это?  Как ему удалось получить волю? Что он для этого делал?*  Что он попросил у барина из Санкт-Петербурга? О чем это говорит?  Как сложилась его жизнь? Почему?  Как Как он поступил со слезами Хозяйки?  Найдите в тексте описание умершего Степана? Чему но рад? *  Как он поступил с ее подарком (драгоценными камнями – слезами)? Почему?

Образ главного героя - Степана

  • Как мы узнаем имя главного героя? Почему использован такой прием?
  • Выполнил ли Степан то, о чем его просила девушка? Сомневался ли он? Почему?
  • Как его наказали за это?
  • Как ему удалось получить волю? Что он для этого делал?*
  • Что он попросил у барина из Санкт-Петербурга? О чем это говорит?
  • Как сложилась его жизнь? Почему?
  • Как Как он поступил со слезами Хозяйки?
  • Найдите в тексте описание умершего Степана? Чему но рад? *
  • Как он поступил с ее подарком (драгоценными камнями – слезами)? Почему?

Смысл названия Как вы думаете, почему сказ назван «Медной горы Хозяйка», ведь главный герой – Степан?* Что собой олицетворяет Хозяйка? К чему она призывает людей? Образ хозяйки – это природа Урала , хранительница недр, горных богатств. Она не только покровительствует упорным , трудолюбивым, но «учит» людей бережно относиться к природным богатствам . Чем покорил ее сердце Степан? Чем он ей понравился? Степан – выходец из народа, честный рабочий , умелец из простого народа. Ему не важны богатства . Кто смог раскрыть эти качества в нем? Хозяйка Медной горы .

Смысл названия

  • Как вы думаете, почему сказ назван «Медной горы Хозяйка», ведь главный герой – Степан?*
  • Что собой олицетворяет Хозяйка? К чему она призывает людей?
  • Образ хозяйки – это природа Урала , хранительница недр, горных богатств. Она не только покровительствует упорным , трудолюбивым, но «учит» людей бережно относиться к природным богатствам .
  • Чем покорил ее сердце Степан? Чем он ей понравился?
  • Степан – выходец из народа, честный рабочий , умелец из простого народа. Ему не важны богатства .
  • Кто смог раскрыть эти качества в нем?
  • Хозяйка Медной горы .
Идея Сталкиваясь с природными богатствами, человек проявляет свое истинное лицо : кто-то относиться к ним расточительно , злоупотребляя ими, а кто-то стремиться их возвеличить , восхищаясь ими и бережно относясь, стараясь сделать так, чтобы и другие увидели их красоту.

Идея

  • Сталкиваясь с природными богатствами, человек проявляет свое истинное лицо : кто-то относиться к ним расточительно , злоупотребляя ими, а кто-то стремиться их возвеличить , восхищаясь ими и бережно относясь, стараясь сделать так, чтобы и другие увидели их красоту.
Домашнее задание Всем: Читать «Теплый хлеб» Индивидуальное: Сообщение о фильмах по мотивам сказов Бажова: 1) «Каменный цветок» 2) «Степанова памятка» 3) «Книга мастеров» По желанию: Нарисовать Хозяйку Медной горы.

Домашнее задание

  • Всем: Читать «Теплый хлеб»
  • Индивидуальное: Сообщение о фильмах по мотивам сказов Бажова:

1) «Каменный цветок»

2) «Степанова памятка»

3) «Книга мастеров»

  • По желанию: Нарисовать Хозяйку Медной горы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!