Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Байдеряковская основная общеобразовательная школа
Яльчикского района Чувашской Республики»
Рассмотрен на заседании
методобъединения классных руководителей. Утверждаю
протокол №____от ______________г. Директор школы:_____О.Г.Петрова
Приказ № ___от _____________г.
П Р О Г Р А М М А
работы классного руководителя
с коллективом класса
«Мы вместе»
Срок реализации программы: 2013-2018г.
Автор: Карамаликова Альбина Николаевна,
учитель математики
МБОУ «Байдеряковская ООШ»
с. Байдеряково– 2013
Пояснительная записка
В последние годы в России и за рубежом мы наблюдаем всплеск жестокости и насилия со стороны не только взрослых, но и подрастающего поколения. Это тревожит все прогрессивное человечество земли. Как бороться с этим? Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Ежегодные государственные доклады «О положении детей в Российской Федерации» свидетельствуют о сложной ситуации в стране. Ежегодно несовершеннолетние или при их участии совершается правонарушений. Преступность, несмотря на принимаемые меры, остается одним из главных факторов, препятствующих проведению социально-экономических преобразований. Школа призвана оказать помощь детям и их родителям в решении проблем и конфликтов, в разрешении безвыходных ситуаций. Должна выступать посредником между личностью ребенка и семьей, специалистами различных социальных служб, ведомств. Работая многие годы классным руководителем , я пришла к решению систематизировать работу в данном направлении и создать программу «МЫ ВМЕСТЕ». Без участия педагога в деле воспитания толерантности у подрастающего поколения, решение этой задачи не возможно. Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.
Направленность программы
Программа направленности «Мы вместе!» предназначена для родителей с неадекватными стилями семейного воспитания. Программа актуальна при поведенческих проблемах детей: негативизм, лживость, воровство и т.д., связанных с проблемами в семье.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.
В жизни каждого человека семья занимает особое место. Ребенок растет в семье, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте. Так семья остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации.
В последнее время отмечается некоторое падение воспитательной роли семьи; в стране происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей, и поэтому проблема влияния семьи на процесс становления личности носит актуальный характер.
Предложенный вариант программы для родителей и детей, направлен на поиск совместных решений, сближения двух миров – столь близких, взаимозависимых, но не всегда мирно сосуществующих.
Целью данной программы является формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях; сплочение детей и родителей. А также гармонизация детско-родительских отношений с помощью проведения совместных мероприятий.
При работе с детско-родительской парой в данном направлении реализуются следующие задачи:
Сплочение членов семьи.
Гармонизация внутрисемейных отношений
Развитие коммуникативных навыков детей, повышение самооценки.
Положительная динамика в оценках родителями своих взаимоотношений с детьми.
Отличительной особенностью данной программы
является то, что в данной программе соединены разные направления воспитательной деятельности от пропаганды здорового образа жизни, физического и творческого развития личности, трудового и экологического воспитания до формирования гражданской позиции подрастающего поколения, через включение детей в социально-значимую деятельность и развитие самоуправления обучающихся. Данная программа призвана сформировать в участниках добровольческого объединения лидеров, способных вести за собой своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел, что и является педагогической целесообразностью программы.
Возраст детей: Программа «Мы вместе» разработана для обучающихся 12-16 лет, посещающих МБОУ «Байдеряковская ООШ»
Форма обучения: Программа «Мы вместе» предусматривает очную форму обучения.
Сроки реализации программы Общее количество часов, необходимых для прохождения программы – 45. Срок обучения – 5 лет.
Методы и формы работы: анкетирование, оформление портфолио, конкурсы, экскурсии, соревнования, выставки, праздники, аукционы, устные журналы, интеллектуальные игры, брейн-ринги, психологические тренинги, встречи с интересными людьми
Ожидаемые результаты: создание дружного коллектива детей и родителей; комфортность ребёнка в классе; рост воспитанности и культуры учащихся; высокий уровень учебной мотивации.
Форма подведения итогов реализации программы: при подведении итогов реализации программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся с почетными грамотами, благодарственными письмами родителям, призами.
Основные программные мероприятия:
Раздел 1. Диагностические мероприятия для родителей
Цель: познакомить участников с целью программы, ее задачами, прояснить организационные моменты, обсудить правила группы.
-изучения семьи ученика
Раздел 2. Диагностические мероприятия для детей
Цель: Воспитание уважительного отношения к своим близким людям, истории семьи и рода.
Раздел 3. Знакомство
Цель: настроить на занятия, актуальность проблемы, существующие в обществе, познакомить с правилами работы в группе.
Раздел 4. Я о себе
Цель: воспитание у учащихся самоценности, повышение самооценки, учить представлять себя.
Раздел 5. Я и другие
Цель: учить позитивно разрешать конфликты, познакомить с чертами толерантной личности.
Раздел 6. О дружбе мальчиков и девочек
Цель: развитие умения участвовать в совместной деятельности, закреплять доброжелательные отношения между девочками и мальчиками.
Раздел 7 Я в школе .
Цель: формировать сознательную дисциплину, понимание необходимости школьных правил, способствовать
Раздел 8. Я в обществе.
Цель: развитие социальной интуиции, чувствительности, понимания другого человека, осознание причин и следствия непонимания между людьми.
Раздел 9. Толерантная личность.
Цель: расширить знания о толерантности, познакомить с документами.
Раздел 10. Завершающий этап
Подведение итогов. Заключительная диагностика. Вручение грамот и фотографий.
План-график реализации программы
Раздел 1. Диагностические мероприятия для родителей |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
1. Опросник анализа семейных взаимоотношений | Выявление нарушений процесса воспитания. | Родители (групповое тестирование |
2. Заполнение анкеты «Оценка своих взаимоотношений с ребенком» | Оценка родителями своих взаимоотношений с ребенком. |
3.Оценка родителями своих взаимоотношений с ребенком. | Получение информации о субъективной семейной ситуации исследуемого родителя. |
4. Выполнение проективной методики «Семейнаясоциограмма» | Получение информации о межличностных семейных отношениях. |
Раздел 2. Диагностические мероприятия для детей | О К Т Я Б Р Ь |
1. Выполнение кинетического рисунка семьи | Получение информации о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка. | Групповое тестирование Индивидуальная беседа |
2. Выполнение проективной методики «Семейнаясоциограмма» | Выявление положения ребенка в системе межличностных семейных отношений. |
3. Заполнение психологом бланка коммуникативных навыков ребенка | Определение уровня сформированности коммуникативных навыков ребенка. |
Раздел 3. Знакомство | |
1Беседа | Познакомить с существующими в мире проблемами | Групповое | Н О Я Б Р Ь |
2. Тест « Круг» | Диагностика общения, заинтересованность |
3.Правила работы . | Познакомить с особенностями работы в тренинге |
4. Упражнение | Развитие сплоченности |
5. «Самооценка» | Осознание свойств личности | |
6. Деление на группы | Сформировать рабочие группы | |
Раздел 4. Я о себе | |
1.Разминка | Создание позитивного настроения | Занятие проводится с подгруппой в кругу | Д Е К А Б Р Ь |
2. «Молодец» | Повышение уверенности, самооценки |
3. «Незаконченные предложения» | Раскрытие себя, повышение внутригруппового доверия |
4. «Сказочный герой» | Формировать способность к самоанализу |
5. «Солнце» | Принятие себя |
Раздел 5. Я и другие |
1.Беседа | Заинтересовать темой | Групповая | Я Н В А Р Ь |
2. «Приветствие» | Обеспечить возможность контакта друг с другом |
3. «Различия в шуме» | Познакомить с чертами толерантности |
4. «Толковый словарь» | Умение работать в группе, обогащение словаря |
5. «Разыграй конфликт» | Развитие способности, поставить себя на место другого, обучение способам решения конфликтных ситуаций |
Раздел 6. О дружбе мальчиков и девочек | Ф Е В Р А Л Ь
|
1.Беседа | Закрепит черты толерантной личности | Групповая |
2. «Дружба» | Осознание сходства и различие между девочками и мальчиками, воспитание уважения друг другу |
3. «Почему хорошо быть» |
4. «Что у нас общего?» |
5. Дерево комплиментов | Формирование позитивного отношения друг к другу |
| | |
Раздел 7 Я в школе . |
1.Беседа | Понимание необходимости управлять своим поведением, признания школьных правил | Групповая | М А Р Т |
2.Приветствие | Повышение уверенности |
3. Создание школьной формы | Развивать умение обосновывать и защищать свои идеи, работать в группе , возможность выразить себя |
4. Перемена | Развивать способность к эмпатии | |
Раздел 8. Я в обществе. | А П Р Е Л Ь |
1.Разминка | Развитие чувствительности | Групповая |
2.Беседа | Понимание необходимости дорожить отношениями |
3. «Правила» | Закрепление правил поведения |
4.«Комплимент» | Повышение сплоченности, принятие других | |
5. Лестница | Воспитание уважения к другим людям. |
М А Й |
Раздел 9. Толерантная личность. |
1.Поздороваемся | Познакомить с правовыми документациями | Групповая |
2.Беседа |
Раздел 10. Завершающий этап |
1.Беседа 2. Диагностическая часть. 3. Подведение итогов, награждение грамотами, вручение фотографий. | Подведение итогов. Заключительная диагностика. Вручение грамот и благодарственными письмами родителям, призами | Групповая (родители совместно с детьми) |
Методическое обеспечение программы:
1.Правовой всеобуч / Конвенции ООН «О правах ребенка», «Семейное право», «Административное право»… Права и обязанности школьников и т.д.
2. Работа с родителями./ Родительское собрания. Лекции. Консультации специалистов (психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог)
3. Внеклассная работа /Тематические дни недели: «День отказа от курения», «Неделя прав». Внеклассные мероприятия: «Брейн-ринг», КВН…. Посещение театров, музеев Трудовая деятельность.
4. Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков./
Рейды. Работа с родителями.
5. Внешние связи/ Клубы, кружки, секции.
Тема: Знакомство
Инструментарий: жетоны с именами участников, листы (формат А4) на каждого участника, фломастеры, ручки, небольшая мягкая игрушка (символ группы), веревка (1 м.), несколько веревок (50 см.)
Перед началом работы имеет смысл познакомить участников с целью программы, ее задачами, прояснить организационные моменты, обсудить правила группы.
Правила группы.
Тренер вводит правила группы и обсуждает их с участниками тренинга.
Конфиденциальность (секретность) происходящего в группе.
Говорим только от себя и о себе («Я-высказывания»).
Доверительный стиль общения. Обращение по имени ко всем участникам, включая ведущего (10 мин).
1. Разминка.
Упражнение ««Помнишь мое имя?»» (участники сидят в кругу).
Инструкция: В начале игры каждый из участников получает жетон, на который записывает свое имя. Ведущий обходит всех участников с коробкой, куда каждый кладет свой жетон, громко называя свое имя. Жетоны перемешиваются и ведущий вновь обходит аудиторию. Теперь каждый из участников должен вспомнить, кому принадлежит тот жетон, который он достает из коробки. (10 мин).
Упражнение «Символ» (участники сидят в кругу)
Инструкция: «Нарисуйте личный символ, который характеризует ваш характер. Это может быть что угодно – животное, птица, насекомое и т. д. Затем объясните почему вы выбрали именно этот символ. (5 мин)
Упражнение «Меняемся местами» (участники сидят в кругу, тренер стоит в центре круга).
Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: водящий в центре круга (в данный момент - я) предложу поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то признаком (например, все, кто в брюках). Моя задача занять одно из пустующих мест. Кто остается без места становится водящим. Итак, меняемся местами …(10 мин)
2. Основная часть.
Упражнение «Фигуры» (участники стоят в кругу).
Цель: Сплочение команды. В ходе данной игры можно отследить многие моменты важные для тренинга, направленного на совместное взаимодействие. Например, роли участников, динамику группы и т. д. (15 мин.)
Инструкция: 1. «Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете, что задание выполнено, дайте мне знать.»
«Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.»
Обсуждение упражнения:
Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?
Что мешало, а что помогало построить фигуру?
Упражнение «Сиамские близнецы»
Цель: Получение опыта совместной работы, диагностика умения согласовывать свои действия. (15 мин)
Инструкция: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.» Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинами, головами и др.
Упражнение «Тень»
Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности, умения подстраиваться под другого.
Инструкция: Один - путник, друго– его тень. Путник идет через поле, а за ним, через 2-3 шага сзади, его тень. «Тень старается, точь в точь, скопировать движения путника. Через некоторое время участники меняются ролями (10 мин)
Обмен чувствами, впечатлениями.
3. Завершение группы.
Упражнение «Клубок» (участники сидят в кругу)
Цель: Сплочение группы, фиксация основных достижений тренингового занятия.
Инструкция: каждый участник по очереди, передавая клубок и одновременно разматывая его, говорит о своих чувствах, том, что понравилось, запомнилось, было неожиданным. Ведущий выступает последним, резюмирует, подытоживает день, настраивает на позитивное мышление. (10 мин.)
Ресурсное обеспечение программы:
классная комната с компьютером, мультимедийным проектором с выходом в Интернет, актовый зал, спортивный зал, спортивная площадка, столовая.
Список использованной для разработки программы литературы:
1. Послание Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 годаhttp://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/transcripts/5979
2. Изучение уровня школьной мотивации учащихся (по Н. Лускановой) http://teacher.at.ua/publ/shkilnij_psikholog/52-1-0-60683.
Изучение уровня воспитанности (методика Н.П.Купустина) http://bls1206.narod.ru/portfolio/test_na_opredelenie_urovnya_vospitannosti/
4. Малова Е.Г, Шашкарова О.И. « О тебе и твоих друзьях» методическое пособие для воспитателей, психологов, социальных педагогов, классных руководителей.