СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

П Р О Г Р А М М А «Мы вместе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа актуальна при поведенческих проблемах детей: негативизм, лживость, воровство и т.д., связанных с проблемами в семье.

Просмотр содержимого документа
«П Р О Г Р А М М А «Мы вместе»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Байдеряковская основная общеобразовательная школа

Яльчикского района Чувашской Республики»





Рассмотрен на заседании

методобъединения классных руководителей. Утверждаю

протокол №____от ______________г. Директор школы:_____О.Г.Петрова

Приказ № ___от _____________г.








П Р О Г Р А М М А

работы классного руководителя

с коллективом класса

«Мы вместе»






Срок реализации программы: 2013-2018г.



Автор: Карамаликова Альбина Николаевна,

учитель математики

МБОУ «Байдеряковская ООШ»








с. Байдеряково– 2013

Пояснительная записка

В последние годы в России и за рубежом мы наблюдаем всплеск жестокости и насилия со стороны не только взрослых, но и подрастающего поколения. Это тревожит все прогрессивное человечество земли. Как бороться с этим? Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Ежегодные государственные доклады «О положении детей в Российской Федерации» свидетельствуют о сложной ситуации в стране. Ежегодно несовершеннолетние или при их участии совершается правонарушений. Преступность, несмотря на принимаемые меры, остается одним из главных факторов, препятствующих проведению социально-экономических преобразований. Школа призвана оказать помощь детям и их родителям в решении проблем и конфликтов, в разрешении безвыходных ситуаций. Должна выступать посредником между личностью ребенка и семьей, специалистами различных социальных служб, ведомств. Работая многие годы классным руководителем , я пришла к решению систематизировать работу в данном направлении и создать программу «МЫ ВМЕСТЕ». Без участия педагога в деле воспитания толерантности у подрастающего поколения, решение этой задачи не возможно. Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.


Направленность программы

Программа направленности «Мы вместе!» предназначена для родителей с неадекватными стилями семейного воспитания. Программа актуальна при поведенческих проблемах детей: негативизм, лживость, воровство и т.д., связанных с проблемами в семье.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. Ребенок растет в семье, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте. Так семья остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации.

В последнее время отмечается некоторое падение воспитательной роли семьи; в стране происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей, и поэтому проблема влияния семьи на процесс становления личности носит актуальный характер.

Предложенный вариант программы для родителей и детей, направлен на поиск совместных решений, сближения двух миров – столь близких, взаимозависимых, но не всегда мирно сосуществующих.


Целью данной программы является формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях; сплочение детей и родителей. А также гармонизация детско-родительских отношений с помощью проведения совместных мероприятий.

При работе с детско-родительской парой в данном направлении реализуются следующие задачи:

Сплочение членов семьи.

Гармонизация внутрисемейных отношений

Развитие коммуникативных навыков детей, повышение самооценки.

Положительная динамика в оценках родителями своих взаимоотношений с детьми.


Отличительной особенностью данной программы

является то, что в данной программе соединены разные направления воспитательной деятельности от пропаганды здорового образа жизни, физического и творческого развития личности, трудового и экологического воспитания до формирования гражданской позиции подрастающего поколения, через включение детей в социально-значимую деятельность и развитие самоуправления обучающихся. Данная программа призвана сформировать в участниках добровольческого объединения лидеров, способных вести за собой своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел, что и является педагогической целесообразностью программы.

Возраст детей: Программа «Мы вместе» разработана для обучающихся 12-16 лет, посещающих МБОУ «Байдеряковская ООШ»

Форма обучения: Программа «Мы вместе» предусматривает очную форму обучения.

Сроки реализации программы Общее количество часов, необходимых для прохождения программы – 45. Срок обучения – 5 лет.

Методы и формы работы: анкетирование, оформление портфолио, конкурсы, экскурсии, соревнования, выставки, праздники, аукционы, устные журналы, интеллектуальные игры, брейн-ринги, психологические тренинги, встречи с интересными людьми

Ожидаемые результаты: создание дружного коллектива детей и родителей; комфортность ребёнка в классе; рост воспитанности и культуры учащихся; высокий уровень учебной мотивации.

Форма подведения итогов реализации программы: при подведении итогов реализации программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся с почетными грамотами, благодарственными письмами родителям, призами.


Основные программные мероприятия:

Раздел 1. Диагностические мероприятия для родителей

Цель: познакомить участников с целью программы, ее задачами, прояснить организационные моменты, обсудить правила группы.

-изучения семьи ученика

Раздел 2. Диагностические мероприятия для детей

Цель: Воспитание уважительного отношения к своим близким людям, истории семьи и рода.

Раздел 3. Знакомство

Цель: настроить на занятия, актуальность проблемы, существующие в обществе, познакомить с правилами работы в группе.

Раздел 4. Я о себе

Цель: воспитание у учащихся самоценности, повышение самооценки, учить представлять себя.

Раздел 5. Я и другие

Цель: учить позитивно разрешать конфликты, познакомить с чертами толерантной личности.

Раздел 6. О дружбе мальчиков и девочек

Цель: развитие умения участвовать в совместной деятельности, закреплять доброжелательные отношения между девочками и мальчиками.

Раздел 7 Я в школе .

Цель: формировать сознательную дисциплину, понимание необходимости школьных правил, способствовать

Раздел 8. Я в обществе.

Цель: развитие социальной интуиции, чувствительности, понимания другого человека, осознание причин и следствия непонимания между людьми.

Раздел 9. Толерантная личность.

Цель: расширить знания о толерантности, познакомить с документами.

Раздел 10. Завершающий этап

Подведение итогов. Заключительная диагностика. Вручение грамот и фотографий.


План-график реализации программы


Раздел 1. Диагностические мероприятия для родителей





С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1. Опросник анализа семейных взаимоотношений

Выявление нарушений процесса воспитания.

Родители (групповое тестирование

2. Заполнение анкеты «Оценка своих взаимоотношений с ребенком»

Оценка родителями своих взаимоотношений с ребенком.

3.Оценка родителями своих взаимоотношений с ребенком.

Получение информации о субъективной семейной ситуации исследуемого родителя.

4. Выполнение проективной методики «Семейнаясоциограмма»

Получение информации о межличностных семейных отношениях.

Раздел 2. Диагностические мероприятия для детей



О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1. Выполнение кинетического рисунка семьи

Получение информации о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка.

Групповое тестирование

Индивидуальная беседа

2. Выполнение проективной методики «Семейнаясоциограмма»

Выявление положения ребенка в системе межличностных семейных отношений.

3. Заполнение психологом бланка коммуникативных навыков ребенка

Определение уровня сформированности коммуникативных навыков ребенка.

Раздел 3. Знакомство


1Беседа

Познакомить с существующими в мире проблемами

Групповое


Н

О

Я

Б

Р

Ь

2. Тест « Круг»

Диагностика общения, заинтересованность

3.Правила работы .

Познакомить с особенностями работы в тренинге

4. Упражнение

Развитие сплоченности

5. «Самооценка»

Осознание свойств личности


6. Деление на группы

Сформировать рабочие группы




Раздел 4. Я о себе


1.Разминка

Создание позитивного настроения

Занятие проводится с подгруппой в кругу

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

2. «Молодец»

Повышение уверенности, самооценки

3. «Незаконченные предложения»

Раскрытие себя, повышение внутригруппового доверия

4. «Сказочный герой»

Формировать способность к самоанализу

5. «Солнце»

Принятие себя

Раздел 5. Я и другие

1.Беседа


Заинтересовать темой

Групповая

Я

Н

В

А

Р

Ь

2. «Приветствие»

Обеспечить возможность контакта друг с другом

3. «Различия в шуме»

Познакомить с чертами толерантности

4. «Толковый словарь»

Умение работать в группе, обогащение словаря

5. «Разыграй конфликт»

Развитие способности, поставить себя на место другого, обучение способам решения конфликтных ситуаций

Раздел 6. О дружбе мальчиков и девочек

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь




1.Беседа

Закрепит черты толерантной личности

Групповая

2. «Дружба»

Осознание сходства и различие между девочками и мальчиками, воспитание уважения друг другу

3. «Почему хорошо быть»

4. «Что у нас общего?»

5. Дерево комплиментов

Формирование позитивного отношения друг к другу




Раздел 7 Я в школе .

1.Беседа

Понимание необходимости управлять своим поведением, признания школьных правил

Групповая

М

А

Р

Т

2.Приветствие

Повышение уверенности

3. Создание школьной формы

Развивать умение обосновывать и защищать свои идеи, работать в группе , возможность выразить себя

4. Перемена

Развивать способность к эмпатии


Раздел 8. Я в обществе.

А

П

Р

Е

Л

Ь

1.Разминка

Развитие чувствительности

Групповая

2.Беседа

Понимание необходимости дорожить отношениями

3. «Правила»

Закрепление правил поведения

4.«Комплимент»

Повышение сплоченности, принятие других


5. Лестница

Воспитание уважения к другим людям.





М

А

Й

Раздел 9. Толерантная личность.

1.Поздороваемся

Познакомить с правовыми документациями

Групповая

2.Беседа

Раздел 10. Завершающий этап

1.Беседа

2. Диагностическая часть.
3. Подведение итогов, награждение грамотами, вручение фотографий.

Подведение итогов. Заключительная диагностика. Вручение грамот и благодарственными письмами родителям, призами

Групповая (родители совместно с детьми)



Методическое обеспечение программы:


1.Правовой всеобуч / Конвенции ООН «О правах ребенка», «Семейное право», «Административное право»… Права и обязанности школьников и т.д.

2. Работа с родителями./ Родительское собрания. Лекции. Консультации специалистов (психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог)

3. Внеклассная работа /Тематические дни недели: «День отказа от курения», «Неделя прав». Внеклассные мероприятия: «Брейн-ринг», КВН…. Посещение театров, музеев Трудовая деятельность.

4. Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков./

Рейды. Работа с родителями.

5. Внешние связи/ Клубы, кружки, секции.

Тема: Знакомство

Инструментарий: жетоны с именами участников, листы (формат А4) на каждого участника, фломастеры, ручки, небольшая мягкая игрушка (символ группы), веревка (1 м.), несколько веревок (50 см.)

Перед началом работы имеет смысл познакомить участников с целью программы, ее задачами, прояснить организационные моменты, обсудить правила группы.

Правила группы.

Тренер вводит правила группы и обсуждает их с участниками тренинга.

  1. Конфиденциальность (секретность) происходящего в группе.

  2. Говорим только от себя и о себе («Я-высказывания»).

  3. Доверительный стиль общения. Обращение по имени ко всем участникам, включая ведущего (10 мин).

1. Разминка.

Упражнение ««Помнишь мое имя?»» (участники сидят в кругу).

Инструкция: В начале игры каждый из участников получает жетон, на который записывает свое имя. Ведущий обходит всех участников с коробкой, куда каждый кладет свой жетон, громко называя свое имя. Жетоны перемешиваются и ведущий вновь обходит аудиторию. Теперь каждый из участников должен вспомнить, кому принадлежит тот жетон, который он достает из коробки. (10 мин).

Упражнение «Символ» (участники сидят в кругу)

Инструкция: «Нарисуйте личный символ, который характеризует ваш характер. Это может быть что угодно – животное, птица, насекомое и т. д. Затем объясните почему вы выбрали именно этот символ. (5 мин)

Упражнение «Меняемся местами» (участники сидят в кругу, тренер стоит в центре круга).

Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: водящий в центре круга (в данный момент - я) предложу поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то признаком (например, все, кто в брюках). Моя задача занять одно из пустующих мест. Кто остается без места становится водящим. Итак, меняемся местами …(10 мин)

2. Основная часть.

Упражнение «Фигуры» (участники стоят в кругу).

Цель: Сплочение команды. В ходе данной игры можно отследить многие моменты важные для тренинга, направленного на совместное взаимодействие. Например, роли участников, динамику группы и т. д. (15 мин.)

Инструкция: 1. «Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете, что задание выполнено, дайте мне знать.»

«Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.»

Обсуждение упражнения:

  1. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?

  2. Что мешало, а что помогало построить фигуру?

Упражнение «Сиамские близнецы» 

Цель: Получение опыта совместной работы, диагностика умения согласовывать свои действия. (15 мин)

Инструкция: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.» Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинами, головами и др.

Упражнение «Тень» 

Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности, умения подстраиваться под другого.

Инструкция: Один - путник, друго– его тень. Путник идет через поле, а за ним, через 2-3 шага сзади, его тень. «Тень старается, точь в точь, скопировать движения путника. Через некоторое время участники меняются ролями (10 мин)

Обмен чувствами, впечатлениями.

3. Завершение группы.

Упражнение «Клубок» (участники сидят в кругу)

Цель: Сплочение группы, фиксация основных достижений тренингового занятия.

Инструкция: каждый участник по очереди, передавая клубок и одновременно разматывая его, говорит о своих чувствах, том, что понравилось, запомнилось, было неожиданным. Ведущий выступает последним, резюмирует, подытоживает день, настраивает на позитивное мышление. (10 мин.)


Ресурсное обеспечение программы:

классная комната с компьютером, мультимедийным проектором с выходом в Интернет, актовый зал, спортивный зал, спортивная площадка, столовая.

Список использованной для разработки программы литературы:

1. Послание Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 годаhttp://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/transcripts/5979

2. Изучение уровня школьной мотивации учащихся (по Н. Лускановой) http://teacher.at.ua/publ/shkilnij_psikholog/52-1-0-60683.

Изучение уровня воспитанности (методика Н.П.Купустина) http://bls1206.narod.ru/portfolio/test_na_opredelenie_urovnya_vospitannosti/

4. Малова Е.Г, Шашкарова О.И. « О тебе и твоих друзьях» методическое пособие для воспитателей, психологов, социальных педагогов, классных руководителей.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!