СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Падение мировой колониальной системы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Падение мировой колониальной системы»

Технологическая карта урока

Предмет: История

Курс 1

Тема урока: Падение мировой колониальной системы

Тип урока: комбинированный

Вид урока: лекция

Цели:

Образовательная- познакомить обучающихся с колониализмом.

Развивающая - способствовать развитию познавательных интересов учащихся;

- развивать навыки коллективной и самостоятельной работы;

Воспитательная - способствовать воспитанию творческой активности учащихся;

- воспитать культуру делового общения.


Универсальные учебные действия

Познавательные: разобрать материал про колониализм.

Регулятивные: изучение материала согласно плану

Коммуникативные: умение слушать и понимать других

Личностные: уметь осуществлять самооценку

Основное содержание темы, термины и понятия

Организация образовательного пространства

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Образовательные ресурсы: рабочие тетради, учебник


ХОД УРОКА


Планируемые результаты

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

I этап Организационный момент

Умение слушать и понимать других.

Приветствует, проверяет готовность обучающихся к уроку, организует внимание.

Слушают, записывают дату в тетрадь.

II этап Постановка цели и задач учебного занятия (7 мин.)

Развитие умения формулировать тему и задачи урока. Формирование умения прогнозировать свою работу.

Объяснение вкратце обучающимся что представлял из себя мир в политическом плане в первой половине 20 века.

Отвечают на вопрос

Записывают за преподавателем

IV этап Освоение новых знаний

Умение анализировать ситуацию.

После Второй мировой войны резко изменилось соотношение сил на международной арене. Влияние европейских стран уменьшилось, в то время как США и СССР стали сверхдержавами. Но самым существенным изменением был крах колониальной системы и появление новых независимых государств.

Обретение независимости.

Процесс освобождения народов Азии и Африки от колониального господства после Второй мировой войны вошел в историю под названием деколонизация. Ее можно условно разделить на три этапа.

Первый этап (1945 — середина 1950-х гг.) — независимость получили более десяти государств Азии и Африки.

Второй этап (середина 1950-х — середина 1960-х гг.) — освобождение от колониальной зависимости значительной части Африканского континента. В 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию «О предоставлении независимости колониальным странам и народам». С этого времени деколонизация была поставлена на международный контроль.

Третий этап (1975—1990-е гг.) ознаменовался крушением португальской колониальной империи, в результате чего территория Африки стала свободной от колониализма.

Развивающиеся страны.

Новые государства Азии и Африки, а также страны Латинской Америки стали называть развивающимися странами, или странами «третьего мира». Термин «третий мир» использовался для обозначения государств с менее развитыми технологиями, чем «первый мир» (западные индустриальные государства и Япония) или «второй мир» (страны социалистического лагеря).

Государства «третьего мира» существенно отличались друг от друга. Но у них была одна общая задача — проведение модернизации. Это подразумевало ликвидацию колониального наследия и экономической отсталости. Большинство развивающихся стран стали членами ООН, где они часто объединялись и выступали единым блоком. Многие из них стали играть заметную роль в глобальных политических и экономических процессах.

«Холодная война» и «третий мир».

Создание новых государств пришлось на период «холодной войны». США и СССР боролись за влияние в мире, предлагая развивающимся странам экономическую и военную помощь. Сверхдержавы стремились распространить свою идеологию и модель развития: капитализм или социализм. Ряд новых государств предпочли социализм главным образом из-за того, что их старые колониальные правители принадлежали к капиталистическому лагерю. Другие государства привлекало экономическое могущество и материальное благосостояние Запада.

Многие молодые государства отказались присоединяться к военным блокам. Сохраняя нейтралитет, они организовывали регулярные встречи глав государств или министров иностранных дел, согласовывали свои действия в международных организациях. Так в 1961 г. окончательно оформилось Движение неприсоединения. Основной его целью было ослабление международной напряженности и проведение выгодной для развивающихся стран экономической политики. Лидером этого движения стала Индия.

В странах Азии, Африки и Латинской Америки довольно часто вспыхивали локальные конфликты. Иногда «холодная война» превращалась в настоящую. США и СССР, как правило, поддерживали противоборствующие стороны. Используя такие конфликты, сверхдержавы косвенно, а не напрямую, воевали друг с другом. Яркими примерами тому служат корейская и вьетнамская войны. А одним из самых затяжных и острых конфликтов стало арабо-израильское противостояние на Ближнем Востоке. Важную роль в урегулировании этих конфликтов играла ООН. Окончание «холодной войны» не привело к ликвидации локальных конфликтов в нестабильных регионах.

Новые государства в поисках стабильности.

Многие развивающиеся страны, особенно в Африке, столкнулись с серьезными проблемами. Здесь они унаследовали территории, на которых проживали люди с разной языковой, религиозной и этнической принадлежностью. Отдельные государства были слабо подготовлены к самоуправлению: нередко богатая европеизированная элита контролировала и правительство, и экономику. Подавляющее большинство населения развивающихся стран оставалось бедным.

Особое место среди государств занимает Южно-Африканский Союз (с 1961 г. — Южно-Африканская Республика (ЮАР)). В 1948 г. здесь на всеобщих выборах победила Национальная партия. Она провела законы, ограничивающие права чернокожего населения. Эта политика получила название апартеида и означала, что коренное население было обязано проживать в специальных резервациях, заниматься низкооплачиваемым трудом, а также лишалось всех гражданских прав. Конечной целью было создание «Южной Африки для белых». Только в 1994 г. состоялись всеобщие демократические выборы, признанные международным сообществом, и период апартеида в ЮАР завершился.

По мере нарастания проблем к власти в новых государствах приходили военные или авторитарные лидеры. Часто это были те же люди, которые активно боролись за национальное освобождение. Они наводили порядок в стране, устанавливая однопартийную диктатуру и запрещая другие политические партии.

В 1975 г., победив в гражданской войне, к власти в Кампучии пришли «красные кхмеры» во главе с Пол Потом, которые взяли на вооружение марксистскую идеологию. Они развязали в стране геноцид против собственного народа, а спустя три года — войну с Вьетнамом. В 1979 г. вьетнамские войска свергли режим «красных кхмеров».

В ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки в конце 1980-х — начале 1990-х гг. произошли демократические преобразования. В результате многопартийных выборов были упразднены диктаторские режимы и однопартийные системы правления. Последствия демократического эксперимента оказались неоднозначными из-за возникших экономических проблем и отсутствия опыта конституционного правления в этих государствах.

Препятствия на пути развития.

Некоторые развивающиеся страны, например, Республика Корея, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, успешно модернизировали свои экономики. Их даже назвали «новые индустриальные страны». Другие государства не добились ощутимых результатов. Причины неудач были различными.

Во многих регионах географические условия стали серьезным препятствием на пути прогресса. Отдельные государства, имеющие небольшую территорию, испытывали недостаток природных ресурсов, необходимых для самостоятельного развития. Сложные климатические условия, нехватка земли, пригодной для сельского хозяйства, создавали дополнительные проблемы.

Рост населения стал еще одним серьезным препятствием. Улучшение медицинского обслуживания и качества питания привело к снижению смертности и демографическому взрыву, однако обратной стороной увеличения населения стал рост бедности и нищеты.

Экономические отношения, установившиеся в эпоху империализма, существенно не изменились и после 1945 г. Большинство новых стран сохранили зависимость от своих бывших метрополий. Они по-прежнему поставляют сельскохозяйственную продукцию и сырье индустриальному миру и нуждаются в западных промышленных товарах, технологиях и инвестициях. Во многих развивающихся странах сохранено производство какого-то одного вида продукции, например, сахара или какао. Поэтому их экономики находятся в полной зависимости от спроса на международном рынке. Большая часть природных ресурсов идет на выплату процентов по долгам.

Таким образом, развивающиеся страны оказались в зависимости от различных видов помощи со стороны бывших метрополий. Великобритания, Франция и другие страны Запада проводили политику, направленную на сохранение своего влияния в бывших колониях новыми, более гибкими экономическими методами. Эта политика получила название неоколониализма.

После обретения независимости многие страны рассчитывали, что именно социалистический путь развития поможет им быстро модернизировать экономику. Свою экономическую политику они строили по примеру Китая или СССР, добившихся быстрого индустриального роста. В 1950—1960-х гг. развивающиеся страны социалистической ориентации смогли осуществить некоторый прорыв. Однако закрепить этот успех не удалось. Под давлением Запада в 1980-х гг. страны стали переходить к рыночной экономике. Распад СССР окончательно поставил точку на социалистической ориентации развивающихся стран.

Решению социальных проблем и экономическому развитию в странах Азии и Африки мешали гражданские войны и другие конфликты. Военные диктаторы и авторитарные правители тратили деньги на оружие, а не на образование, жилье или здравоохранение. Сальвадор в Центральной Америке, Ливан на Ближнем Востоке, Камбоджа в Юго-Восточной Азии и Мозамбик в Африке — вот неполный перечень развивающихся стран, которые особенно пострадали от внутренних конфликтов и гражданских войн.

 








Записывают конспект.


V этап Формирование умений и навыков учащихся

Воплощение плана по обретению умений и навыков


Закрепляет полученный материал занятия просмотром конспектов занятия.

Осуществляет выборочный контроль освоения материала (произвести опрос по пройденному материалу, а также оценить работу с раздаточным материалом)

Отвечают на вопросы преподавателя


VI этап Рефлексия


Самостоятельная оценка действий обучающимися

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии

Ставит оценки

Формулируют конечный результат своей работы на занятии.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!