СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Падеж имен существительных"

Категория: Русский язык
Тема: ЧАСТЬ 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект для 3 класса на урок русского языка на тему:"Падежи имен существительных для 3 класса

Просмотр содержимого документа
«"Падеж имен существительных"»

Учитель начальных классов МОУ «СОШ№7»

г.Колпашева Томской области

Мартемьянова Ольга Викторовна.


Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе.

«Все падежи в гости к нам».

Цель.

1.Прививать интерес к русскому языку.

2.Закрепить знания грамматических значений падежей.

3.Развивать творческие способности детей.


Оборудование.

1.Таблички с названиями падежей, падежных вопросов, предлогов. 2.Пословицы записаны на доске.

3.Корона для короля русского языка, надписи для глашатаев и костюма ошибок.

4.У детей карточка с любым падежным окончанием.


Ведущий. Ребята, сегодня у нас внеклассное занятие по русскому языку. Я вам прочитаю стихотворение В.Левина, а вы определите, о чём мы будем говорить.


Я прилагаю всё старанье, хочу понять правописанье.

Но очень часто, тем не менее, я прихожу в недоумение.

«Сидят на ветке воробьи. Болтают про дела свои.

Вспорхнули с ветки воробьи.

Сидят на Е, вспорхнули с И. А почему?»

Я прилагаю всё старанье, я проявляю прилежанье,

Но вызывает, тем не менее, правописанье удивление.


-Да, сегодня мы будем говорить о падежах. Это одно из грамматических значений в русском языке. Для чего надо знать падежи?

Нам посчастливится побывать на параде падежей. Итак, слушайте.


(выходят глашатай, пажи -падежи, король Русский язык)

1 глашатай.

У слова есть шесть падежей, шесть верных маленьких пажей.

Они проходят чередой. За слово в бой готов любой.

Вверяют окончаниям судьбу и жизнь свою

И про своё призвание на ушко им поют.


2 глашатай.

Я - грозное склонение! Вношу я изменения!

Велю я существительным стоять, сидеть, скакать.

-1-

Я доброе склонение. Всем людям без сомнения

Я помогаю в жизни друг друга понимать.


3 глашатай.

Мои славные падежи! Скорее сюда!

Пора начинать парад в честь его Величества Русского языка!

Глашатаи, собрали ли вы на наш праздник помощников,

отличников и эрудитов?


4 глашатай.

Внимание, внимание! Его Величество Русский язык приглашает всех жителей королевства Выдумляндии, Фантазерии и островов Стихосложения на праздник!

Сегодня праздник творчества! Вы все приглашены!

Из города, деревни, из любой страны!

Сегодня праздник творчества! Вас приглашаю я!

Все прыгайте в кареты и в гости к нам, друзья!

Спешите фантазировать, спешите сочинять,

Ведь праздник быстро кончится и можно опоздать!


Ошибка 1.

Ну что, собрались? Отличники! Разрядились как новогодние ёлочки ! А про нас, лучших друзей русского языка, забыли? Даже приглашение на праздник не прислали.


Ошибка 2.

А ведь нас так любят, так уважают! А некоторые дети без нас совсем прожить не могут. Смотрите, какой костюмчик я себе на праздник сшила!

(на костюме надпись «ашипка»)


Ошибка 1.

Кстати, жи-ши тоже пишется через ы. Ну, ладно, как говорят великие труженики «Меньше дела, больше слов». Давай-ка, им праздник испортим, перепутаем все падежные вопросы.

(путают карточки на доске и убегают, по очереди входят пажи- падежи)


И.п.

Я - именительный падеж и нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают и в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю с собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто.

Падеж я самый главный, служу я вам исправно.

И вы мне помогите, вопросы мне верните!

А так же предложение где я есть отыщите!

-2-

(Дети ставят правильные вопросы к табличке с названием И.п. падежа. Находят пословицу, в которой существительное «дело» в И.п. Подписывают падеж над словом «дело». Аналогично и другие падежи.)


Р.п.

А я падеж родительный, характер мой общительный.

Кого? Чего? И вот он я. Предлоги часто мне друзья.

Кого же нет? Я очень беспокоюсь.

Чего же нет? Отправлюсь я на поиск.

Прошу, друзья, скорее помогите! Ко мне мои вопросы скорее возвратите!


Д.п.

Я щедрый, расточительный и самый удивительный.

Я всех всегда благодарю и всем дарю, дарю, дарю!

Собаке – кость, а стенке- гвоздь, а Кате, Мише, Лёше, Пете

Дарю по сказочной конфете.

Кому отдать, к чему призвать – лишь только я могу сказать.

Меня вы полюбите, вопросы отыщите.


В.п.

А я винительный падеж и я во всём виню невежд.

Люблю я всем пенять и многих обвинять.

Я обвиню погоду – не вовремя с дождями!

Я обвиняю горы – не сорят пусть камнями!

Кого винить, мне видно сразу! Пусть каждый здесь запомнит эту фразу!

Зато отличников люблю, для них пятёрки я ловлю!

И их на помощь позову вопросы отыскать.


Т.п.

А я творительный падеж, исполнен всяческих надежд.

Я умелец и творец! Художник, композитор и певец!

Один волнует лишь меня момент – чем мне творить?

Смычком, резцом, умением…

Чем мне довольным быть? Хорошим настроением!

А ещё друзьями, что ищут мне вопросы, которые ошибка сумела утащить.


П.п.

А я падеж предложный. Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил. О ком, о чём я расскажу?

О чём мечтать и в чём гулять, о том, вопросы, где искать?


Пословицы для предыдущих стихов. Написаны на доске.

*Дело шуток не любит.

*От слова до дела целая верста.

-3-

*Не по сути дело, а по делу суть.

*Ты за дело, а дело за тебя.

*Велик телом, да мал делом.

*И умён, и пригож, и в деле гож.


Входят ошибки: -Посмотри-ка, исправили всё , что мы им понапутали. Знатоки! А мы на помощь привели предлоги. Если вы всё так хорошо знаете, то расставьте предлоги к тем падежам, с которыми их можно употребить.


Игра «Предлог плюс падеж – сладкая парочка».

Дай в руки пажам – падежам карточку с предлогом, падеж придумывает сочетание слова с этим предлогом.


Ведущий. Молодцы, ребята. А вам, ошибки, надо исправиться. Не мешайте детям правильно писать падежные окончания. Иначе над вами также посмеются, как и над Лежебокиным, из стихотворения Г.Граубина.


Ленительный падеж. Г.Граубин.

Спросили Лежебокина:

-А ну-ка расскажи, за что так ненавидишь ты, не любишь падежи?

Давным-давно все школьники их знают назубок.

Их за два года выучить лишь ты один не смог.

Ответил он рассержено: - В том не моя вина.

Пусть им сперва учёные изменят имена.

Ведь я падеж творительный нарочно не учу.

Трудиться, а тем более творить я не хочу.

Такой падеж как дательный я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь с друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я: чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать какой-нибудь предлог.

А на падеж винительный и вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости всегда меня винит.

-Да, переделка, кажется, серьёзная нужна.

А сам ты смог бы новые придумать имена?

-Давно придумал: взятельный , грязнительный, лежательный.

Грубительный, ленительный и, наконец, простительный!


Ведущий.

-Почему Лежебокин не любил падежи?

-Какие новые названия он придумал?

-А какие вы предложите новые названия падежей?


Раньше в древнерусском языке был седьмой падеж. Он назывался звательный. Подумайте, почему его так называли? Да, его употребляли при

-4-

обращении. Формы звательного падежа встречаются в художественных текстах. «Чего тебе надобно, старче?», читаем мы у А.С.Пушкина. Слово «старче» стоит в форме звательного падежа. В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него только звательной интонацией.

А теперь поиграем в игру «Грамотей». У вас заготовлены карточки с окончаниями. Я беру карточку слова без окончания, подхожу к любому падежу. Ко мне должен подойти тот ученик, у которого окончание этого падежа, а потом, если возможно, подходит предлог. У нас должно получиться грамотно написанное слово.


избушк… вагон… кроват… звезд… автобус.. метел…


Итог. – Какое настроение у вас сейчас?

- Что интересного узнали о падежах?

-Почему важно знать падежи?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!