СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Падеж имени прилагательного

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта  урока.

Просмотр содержимого документа
«Падеж имени прилагательного»

Урок 90
ТЕМА: Падеж имени прилагательного

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с особенностью изменения по падежам имен прилагательных в единственном
числе; совершенствовать умения склонять имена прилагательные, выделять окончания; способствовать развитию
умений составлять словосочетания с данными именами прилагательными, указывать падеж имен существительных
и имен прилагательных, выделять их окончания; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры
учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с понятием «склонение имен прилагательных», с особенностью изменения по падежам имен прилагательных в единственном числе; научатся склонять имена прилагательные, выделять их окончания; составлять слово-сочетания с данными именами прилагательными, указывать падеж имен существительных и имен прилагательных, выделять их окончания

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; проводить аналогии между изу-чаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель
и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Личностные
результаты

Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других
народов; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний.

Проверка

домашнего

задания (учебник, упражнение 15).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте план рассказа на тему «Моя любимая игрушка».

– Прочитайте рассказ так, чтобы слушатели
представили эту игрушку и поняли, что она вам нравится.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.

Читают план.

1. Как эта игрушка попала ко мне. 

2. Какая она (описание).

3. Как я с ней играю. 

4. Почему это самая любимая моя игрушка.

Читают составленные рассказы. (См. РМ, Приложение 2.)

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Прини-мать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять вы-сказанные мнения по существу полученного задания. Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 14).

– Рассмотрите схемы слов. По какому признаку вы догадались, что слова, имеющие такую структуру, – имена прилагательные?

– Прочитайте имена прилагательные, назовите их род и число. Какие слова, имеющие такой состав, вы записали под каждой схемой?

Читают записи в рабочей тетради,

Ранняя (ж. р., ед. ч.).

Золотистый (м. р., ед. ч.).

Розовое (ср. р., ед. ч.).

Морская (ж. р., ед. ч.).

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Прочитайте и запишите устойчивые выражения и четверостишие.

– Какой звук повторяется в них?

– Дайте характеристику звукам [г’] и [г].

– Запишите соединения с буквой «г».

Выполняют чистописание.

Глаза не на месте – совесть нечиста.

Гол как сокол.

Грибочек, грибок,

Масленый бок,

Продолжение табл.

1

2

3

4


– Прочитайте орфоэпически верно слова на бук-ву «г».

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко!

Е. Трутнева

(См. РМ, Приложение 3.)

Герб – герба́ (Р. п.), гербы́ (мн. ч.).

сказывание
в устной форме. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач

Работа над словами с непро-веряемым
написанием

Организует работу над словом с непроверяемым написанием.

– Отгадайте ребус.

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ, Приложение 4.)

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

III. Сообщение темы
урока.

Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные
слова

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

– Сегодня на уроке мы уточним понятие «падеж»; научимся определять падеж имен прилагательных

Принимать

и сохранять учебную задачу. Делать
выводы

IV. Объяснение нового
материала.

Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.


Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила.


Осуществлять анализ
объектов

Продолжение табл.

1

2

3

4

Наблюдение над языковым материалом.

Работа по учебнику (упражнение 16).

– Прочитайте таблицу «Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе».
Какие имена прилагательные склоняются одина-ково?

Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике.

Делают вывод: имена прилагательные, как
и имена существительные, изменяются по падежам, то есть склоняются. Имя прилагательное
всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что
и имя существительное, с которым имя прилагательное связано по смыслу.


Работа по учебнику (упражнение 17)

– Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей, любое из данных имен прилагательных
вместе с именем существительным

Склоняют существительное и прилагательное
в словосочетании.

И. п.

овощн суп

Р. п.

овощн суп

Д. п.

овощн суп

В. п.

овощн суп

Т. п.

овощн суп

П. п.

об овощн суп



V. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику (упражнение 18).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

– Прочитайте. Определите падеж имен существительных.

Применяют новые знания на новом языковом
материале. Участвуют в обсуждении вопросов
по теме.

Осознанно
и произвольно строить речевое выска-зывание
в устной фор-

Продолжение табл.

1

2

3

4


– Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное
из слов для справок. Запишите словосочетания.

– Укажите падеж имен существительных и имен прилагательных, выделите их окончания.



Записывают словосочетания. Указывают падеж имен существительных и имен прилагательных, выделяют их окончания.

Из шелков (Р. п.) ткан (Р. п.), около высо-
к
(Р. п.) здани (Р. п.), по голуб (Д. п.) неб (Д. п.), к лесн (Д. п.) сторожк (Д. п.), в открыт (В. п.) окн (В. п.), интересн
(В. п.) спектакль
(В. п.), серебрист (Т. п.) ине (Т. п.), под молод (Т. п.) березк
(Т. п.), о бур
(П. п.) медвед (П. п.).

Выполняют морфологический разбор слова.

Инеем – сущ., чем?, нач. ф. – иней, неодушевленное, нарицательное, м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.,
дополнение.

ме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной
задачи

Работа по учебнику (упражнение 19)

– Прочитайте памятку, как определить падеж имени прилагательного, и образец рассуждения

Анализируют памятку. Рассуждают по образцу.

(См. РМ, Приложение 5.)

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобще-

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Прочитайте отрывок стихотворения М. Лермонтова.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Понимать
на слух отве-ты одноклас-сников. Слу-

Продолжение табл.

1

2

3

4

нию приобретенных знаний и умений.

Работа по учебнику (упражнение 20).

– Подготовьтесь объяснить, как определить падеж выделенных имен прилагательных.

– Спишите стихотворение. Укажите, к какой части речи относится каждое слово из первых двух строк.



Списывают стихотворение. Указывают части
речи.

На (предл.) севере (сущ.) диком (прил.)
стоит (гл.) одиноко (нареч.)

На (предл.) голой (прилаг.) вершине (сущ.)
сосна (сущ.)

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Определяют падеж выделенных имен существительных.

(На чем?) На севере диком (П. п.), (на чем?) на голой (П. п.) вершине, (чем?) снегом сыпучим (Т. п.).

шать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.
Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение
и позицию. Строить монологические высказывания

Работа в тетради (задание 15)

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте. Впишите пропущенные вопросы. Продолжите склонение имен прилагательных
и имен существительных. Выделите в словах
окончания

Выполняют задание в рабочей тетради.

И. п.

какой?

земн шар

Р. п.

какого?

земн шара

Д. п.

какому?

земн шару

В. п.

какой?

земн шар

Т. п.

каким?

земн шаром

П. п.

о каком?

о земн шаре



Окончание табл.

1

2

3

4



И. п.

какое?

ночн небо

Р. п.

какого?

ночн неба

Д. п.

какому?

ночн небу

В. п.

какое?

ночн небо

Т. п.

каким?

ночн небом

П. п.

о каком?

о ночн небе




VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока уча-
щимися.

– Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

– Что особенно заинтересовало вас во время
урока? Что нового узнали на уроке?

– Как определить падеж имени прилагательного?

– С какой частью речи связано имя прилагательное?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению
правил.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Продолжают высказывания:

• Сегодня я узнал…

• я научился…

• у меня получилось…

• Мне захотелось…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 16 в рабочей тетради

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!