Тема: « Падежи имени существительного» 5 класс
Цели: Закрепить навыки изменений существительных по падежам, определения падежей, правописания падежных окончаний; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять падеж существительных, узнают правила определения падежа; научатся объяснять языковые явления.
Ход урока.
Орг. момент.
Актуализация знаний.
- Ребята, посмотрите, ЧТО вас окружает? (предметы)
- На какие вопросы отвечают слова, называющие предметы? (кто? что?)
- Какая часть речи отвечает на эти вопросы? ( существительное)
- Назовите известные вам морфологические признаки этой части речи.
(На доске кластер, который заполняется по мере ответов учеников. Тема повторения – « Морфологические признаки имени существительного» с приведением примеров.)
Синтаксическая роль существительного в предложении? ( подл., дополнение, обстоятельство, сказуемое)
-Синтаксическая роль существительного река в предложении « Казань – столица республики»
- Синтаксическая роль в предложении существительного в ИМ. Падеже ( подлеж.)
-Раздел науки о языке, в котором изучается существительное как часть речи.( Морфология)
3.Актуализация знаний.
Взял художник краски, рисует на терраске.(Синнт.разбор)
4.. Самоопределение деятельности.
- Многие понятия, слова, термины пришли к нам их греческого языка ( синтаксис, морфемика, морфология). А вот древние греки любили на досуге играть в кости. Их бросали из рожка и они «падали». Такое выпадение по гречески называлось « птозис». А как это слово перевели на русский язык, вы сейчас узнаете, выполнив работу .
1. Лингвистическая разминка.
-У вас на столах лежат листы с заданиями, найдите первое упражнение. Вы должны вставить и выписать пропущенные буквы и составить слово. ( Падеж)
- Так какое слово получилось у вас?
- Обменяйтесь тетрадочками, проверьте и поставьте друг другу оценки ручкой другого цвета.
-Древние греки полагали. что слова меняют свои формы так же, как и падающие косточки. Поэтому изменяющиеся формы слов греки называли птозисами. А сотни лет спустя. русские лингвисты перенесли это значение в виде слова « падеж» к нам , и оно прижилось .
-В Эстонии-14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в Венгрии целых 22. В Дагестане - 50. А вот у китайцев, нет! А в русском их 6.
5.Постановка цели урока
- Какова тема урока?
- Какова цель нашего урока?
- Откройте тетради и запишите число, тему
6. Работа по теме урока.
1. Вспоминаем устно падежи – работа в парах. Один называет падеж, а другой – вопрос.
2. Работа по учебнику. Выполнение упр. 524 - устно.
- Вспомним алгоритм определения падежа ( слово – вопрос - падеж)
- Важно задавать падежный вопрос, а не смысловой. Когда мы задаем смысловой вопрос? ( когда определяем чем является это слово в предложении)
3. Работа с доской.
- Вместо пропусков вставить слово « дело» в указанном падеже в скобках.
1.Велик телом, да мал …... (Т.п)
2…… шуток не любит. (И.п.)
3.От слова до ….. целая верста. (Р.п)
4.И умен, и крепок, и в ….. гож. (П.п.)
5.Жизнь дана на добрые …... (В.п.)
6.Умен на словах, да глуп на …... (П.п.)
7…… время, потехе час. (Д.п.)
( По выбору ученики каждый записывает одну пословицу)
7. Разрешение проблемной ситуации.
- Какие падежи различать труднее? Почему? ( одинаковые окончания)
-Составим опорный конспект и запишем его в тетрадь.
И. п. В.п.
Кто? Что? Кого? Что?
Сказка!!!!!!
- Что может служить подсказкой в различении этих падежей? Чтобы найти ответ, послушайте отрывок из стихотворения Овсея Дриза « Зерно доброты»
Добрую СКАЗКУ помню я с детства.
Хочу, чтобы сказку послушал и ты.
Чтоб сказка подкралась к самому сердцу
И заронила ЗЕРНО доброты.
- Какова основная мысль стихотворения? ( добро)
- В каком падеже выделенные слова? ( В.п.)
-У какого слова легче определить падеж? Почему? ( у сущ. ж. р. изменяется окончание)
- Вот это теплое, доброе слова будет нам опорой при различении И. и В. падежей. Запишите его в свой план- конспект.
Физминутка «Падежи» (слайд 14).
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.жжж
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны.
8.. Первичное закрепление.
Письменное задание, работаем в тетрадях и на доске. Под диктовку записываем выражения и пишем в скобках падежный вопрос и определяем падеж.
Образец: Писать (в чём?) в тетради (чем?) ручкой.
1. Плыть (_____________) по реке (________________) на лодке.
Расти (_______________) на опушке (________________) леса.
Уколоть (_______________) палец (_______________) иглой.
Идти (_______________) по тропинке (_______________) к лесу.
Сварить (_______________) компот (_______________) из яблок.
Работать (_______________) учителем (_______________) в школе.
Приехать (_______________) в деревню (_______________) к бабушке.
Играть (_______________) с другом (_______________) во дворе.
9. Работа с учебником.
- Что еще ребята может поменяться у слова при изменении падежа? ( предлог)
-На стр. 66 рассмотрим предлоги в рамочке. Скажите, могут ли они являться антонимами? Докажите это на примере.
10.Обобщение
-Вернемся к цели урока. Что мы должны были узнать? Проверим , работая в тройках.1-называет падеж, 2 – вопрос, 3 - пример.
- Скажите алгоритм определения падежа.
- Что поможет различить И.п. и В. П.
- Какие постоянные предлоги - антонимы мы узнали?
11. Рефлекся – фразеологизмы на поля
Светлая голова (все понятно)
Каша в голове ( все перемешалось)
Ни в зуб ногой ( ничего не ясно)
Домашнее задание.
Придумать или выписать 6 предложений сущ. в разных падежах.
По желанию выполняем упр. 532