СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Падежи имен существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык

Просмотр содержимого документа
«Падежи имен существительных»

Тема: « Падежи имени существительного» 5 класс

Цели: Закрепить навыки изменений существительных по падежам, определения падежей, правописания падежных окончаний; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять падеж существительных, узнают правила определения падежа; научатся объяснять языковые явления.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Актуализация знаний.

Ребята, посмотрите, ЧТО вас окружает? (предметы)

- На какие вопросы отвечают слова, называющие предметы?  (кто? что?)

Какая часть речи отвечает на эти вопросы? ( существительное)

- Назовите известные вам морфологические признаки этой части речи.

(На доске кластер, который заполняется по мере ответов учеников. Тема повторения – « Морфологические признаки имени существительного» с приведением примеров.)


Синтаксическая роль существительного в предложении? ( подл., дополнение, обстоятельство, сказуемое)

-Синтаксическая роль существительного река в предложении « Казань – столица республики»

- Синтаксическая роль в предложении существительного в ИМ. Падеже ( подлеж.)

-Раздел науки о языке, в котором изучается существительное как часть речи.( Морфология)

3.Актуализация знаний.

Взял художник краски, рисует на терраске.(Синнт.разбор)


4.. Самоопределение деятельности.

- Многие понятия, слова,  термины пришли к нам их греческого языка ( синтаксис, морфемика, морфология). А вот древние греки любили на досуге играть в кости. Их бросали из рожка и они «падали».  Такое выпадение по  гречески называлось « птозис». А как это слово перевели на русский язык, вы сейчас узнаете, выполнив работу .

1. Лингвистическая разминка.

-У вас на столах лежат листы с заданиями, найдите первое упражнение. Вы должны вставить и выписать пропущенные буквы и составить слово. ( Падеж)

- Так какое слово получилось у вас?

- Обменяйтесь тетрадочками, проверьте и поставьте друг другу оценки ручкой другого цвета.

-Древние греки полагали. что слова меняют свои формы так же, как и падающие косточки. Поэтому изменяющиеся формы слов греки называли птозисами. А сотни лет спустя. русские лингвисты перенесли это значение в виде слова « падеж» к нам , и оно прижилось .

-В  Эстонии-14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в  Венгрии целых 22. В  Дагестане - 50. А вот      у китайцев, нет! А в русском их 6.

5.Постановка цели урока

   - Какова тема урока?

    - Какова цель нашего урока?

  -  Откройте тетради и запишите число, тему

6. Работа по теме урока.

1. Вспоминаем устно падежи – работа в парах. Один называет падеж, а другой – вопрос.

2. Работа по учебнику. Выполнение упр. 524 -  устно.

- Вспомним алгоритм определения падежа ( слово – вопрос  - падеж)

- Важно задавать падежный вопрос, а не смысловой. Когда мы задаем смысловой вопрос? ( когда определяем чем является это слово в предложении)

3. Работа с доской.

- Вместо пропусков вставить слово « дело» в указанном падеже в скобках.

     1.Велик телом, да мал …... (Т.п)

2…… шуток не любит. (И.п.)

3.От слова до ….. целая верста. (Р.п)

4.И умен, и крепок, и в ….. гож. (П.п.)

5.Жизнь дана на добрые …... (В.п.)

6.Умен на словах, да глуп на …... (П.п.)

7…… время, потехе час. (Д.п.)

( По выбору ученики каждый записывает одну пословицу)

 7. Разрешение проблемной ситуации.

- Какие падежи различать труднее? Почему? ( одинаковые окончания)

-Составим опорный конспект и запишем его в тетрадь.

И. п.                                        В.п.

Кто? Что?                              Кого? Что?

Сказка!!!!!!

- Что может служить подсказкой в различении этих падежей? Чтобы найти ответ, послушайте отрывок из стихотворения Овсея Дриза « Зерно доброты»

Добрую СКАЗКУ помню я с детства.

Хочу, чтобы сказку послушал и ты.

Чтоб сказка подкралась к самому сердцу

И заронила ЗЕРНО доброты.

- Какова основная мысль стихотворения? ( добро)

- В каком падеже выделенные слова? (  В.п.)

-У какого слова легче определить падеж? Почему? ( у сущ. ж. р. изменяется окончание)

- Вот это теплое, доброе слова будет нам опорой при различении И. и В. падежей. Запишите его в свой план- конспект.

Физминутка  «Падежи» (слайд 14).

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.жжж

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны.

      8.. Первичное закрепление.

Письменное задание, работаем в тетрадях и на доске. Под диктовку записываем выражения и пишем в скобках падежный вопрос и определяем падеж.

Образец: Писать (в чём?) в тетради (чем?) ручкой.

1. Плыть (_____________) по реке (________________) на лодке.
Расти (_______________) на опушке (________________) леса.
Уколоть (_______________) палец (_______________) иглой.
Идти (_______________) по тропинке (_______________) к лесу.
Сварить (_______________) компот (_______________) из яблок.
Работать (_______________) учителем (_______________) в школе.
Приехать (_______________) в деревню (_______________) к бабушке.
Играть (_______________) с другом (_______________) во дворе.

9. Работа с учебником.

- Что еще ребята может поменяться у слова при изменении падежа? ( предлог)

-На стр. 66 рассмотрим предлоги в рамочке. Скажите, могут ли они являться антонимами? Докажите это на примере.

10.Обобщение

-Вернемся к цели урока. Что мы должны были узнать? Проверим , работая в тройках.1-называет падеж, 2 – вопрос, 3 -  пример.

- Скажите алгоритм определения падежа.

- Что поможет различить И.п. и В. П.

- Какие постоянные предлоги -  антонимы мы узнали?

11. Рефлекся – фразеологизмы на поля

Светлая голова (все понятно)

Каша в голове ( все перемешалось)

Ни в зуб ногой ( ничего не ясно)

Домашнее задание.

Придумать или выписать  6 предложений  сущ. в разных падежах.

По желанию выполняем упр. 532





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!