СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Падежи имён существительных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карточки  на определение падежей  можно использовать в индивидуальной работе с учеником.Проверочная работа по этой теме поможет проверить полученные знания, навыки.

Просмотр содержимого документа
«Падежи имён существительных.»

Падежи имён существительных




Падежи. № 1



Имена существительные в именительном падеже отвечают на вопросы кто? что?.
Употребляются без предлогов, в предложении бывают подлежащим.



  • Списать. Подчеркнуть главные члены предложения. Найти и указать существительные в им. п.



  1. Туристы подъели свои продукты.

На солнце надвинулась туча.

  1. Птичка свила гнездышко.

Наступил день отъезда.

  1. Снег тяжелыми хлопьями засыпал сучья.

В сквере растут чудесные розы.


















Падежи. № 2



Имена существительные в родительном падеже отвечают на вопросы (нет) кого? чего? (откуда? где?).

Употребляются с предлогами: для, у, от, до, из, с, без, около, вокруг.



  • Списать. Подчеркнуть главные члены предложения. Найти и указать существительные в Р.п.



  1. Пожелтели листья у березки.

Турист сбился с дороги.

  1. От брата пришло письмо.

Школьники бегали вокруг поля.

  1. Выбрался из своего убежища бобр.

Вдоль реки тянется заливной луг.


























Падежи. № 3



Имена существительные в дательном падеже отвечают на вопросы (дал) кому? чему? (куда? где?).
Употребляются с предлогами: к, по.



  • Списать. Найти и указать существительные в Д.п.



  1. Учитель выдал тетради Тане и Коле.

По реке мчался катер.

  1. Запах цветов разносился по местности.

Поезд подъехал к станции.

  1. По оврагу течет ручей.

Ученик был рад книге.





Падежи. № 4



Имена существительные в винительном падеже отвечают на вопросы (вижу) кого? что? (куда?).
Употребляются с предлогами: в, на, за, под, через, про.



  • Списать. Подчеркнуть главные члены предложения. Найти и указать существительные в В.п.



  1. Буря сломала дуб.

Ученик сел за стол.

  1. Мать любит дочь.

Костя положил тетрадь.

  1. Мальчик прыгнул через ручей.

Кошка смотрела в окно.






Падежи. № 5



Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопросы (доволен) кем? чем? (где?).
Употребляются с предлогами: за, над, перед, под, с, между.



  • Списать. Найти и указать существительные в Т.п.



  1. Под елью спрятался еж.

Ребята с учителем ходили на экскурсию.

  1. Мы гордимся дружным коллективом.

Над озером летала стрекоза.

  1. Дятел клювом стучит по дереву.

Ель растет перед дворцом.




Падежи. № 6



Имена существительные в предложном падеже отвечают на вопросы (думаю) о ком? о чем? (где?)
Употребляются с предлогами: в, об, на, при, о.



  • Списать. Найти и указать существительные в П.п.



  1. В глуши сада стоит беседка.

При школе есть сад.

  1. В аллее почти темно.

Ученики писали сочинение о лете.

  1. Туристы посидели на горной тропке.

Скоро зеленой дымкой покроется березовый лес.



Взаимотренаж


ВТ. № 1

Падеж

Вопросы

Предлоги

Именительный

(есть) кто? что?


ВТ. № 2

Падеж

Вопросы

Предлоги

Родительный

(нет) кого? чего?

у, без, от, до, из, с, около, возле, подле


ВТ. № 3

Падеж

Вопросы

Предлоги

Дательный

(дам) кому? чему? куда? где?

к, по


ВТ. № 4

Падеж

Вопросы

Предлоги

Винительный

(вижу) кого? что? куда?

в, на, за, под, через, про


ВТ. № 5

Падеж

Вопросы

Предлоги

Творительный

(доволен) кем? чем? где?

(под мостом)

за, над, перед, под, с, между


ВТ. № 6

Падеж

Вопросы

Предлоги

Предложный

(думаю) о ком? о чем? где? (в поле)

(всегда с предлогом)
в, об, на, при, о




Помни! Имена существительные в предложном и винительных падежах могут употребляться с одинаковыми предлогами, но отвечают на разные вопросы:


предложный падеж — где?

винительный падеж — куда?



1


  • Списать. Определить падежи существительных.


  1. Осенью колхозники собрали богатый урожай.

  2. Лесные звери готовятся к зиме.

  3. Ребята учили стихотворение о своей стране.
















2


  • Списать. Определить падежи существительных.


  1. Туристы сели отдохнуть на берегу реки.

  2. Школьники ходили с учителем на экскурсию.

  3. Брат устроился работать на завод.




3


  • Списать. Определить падежи существительных.


  1. Брат с сестрой приготовили маме подарок.

  2. Бабушка сварила из ягод вкусный компот.

  3. Зима принесла вьюгу, метель.




4


  • Списать. Определить падежи существительных.


  1. На лесной полянке резвились белки.

  2. У дороги под дубом была глубокая нора.

  3. По полю пробежал легкий ветерок




5


  • Списать. Определить падежи существительных.


  1. Вода в реке была настолько прозрачной, что было видно дно.

  2. На ветке березы пел соловей.

  3. Летом Коля гостил у тети Маши.




6


  • Списать. Определить падежи существительных.


  1. На ветке яблони пожелтели листья.

  2. От ветки к ветке летали сороки.

  3. На обложке книги была красивая иллюстрация.


Комментированный взаимодиктант




1



И.п.

Р.п..


Д.п.


И.п.



Стая журавлей готовилась к осеннему отлету. Яркое солнце






















Т.п.




В.п.


П.п.





золотыми лучами осветило окрестность. На пастбище радостно




И.п.

Р.п.



П.п.







Т.п.



звучал рожок пастуха. Далеко в ночном небе мигающим пятном




И.п.










сверкала звезда.








2






Д.п.

Р.п.


И.п.

Р.п.


П.п.

Р.п.



К берегу реки спешила группа туристов. На окраине деревни





И.п.



П.п.






И.п.




резвилась детвора. На детском празднике известный писатель







В.п.




П.п.




читал интересный рассказ. На березовых опушках зацвели






И.п.









лиловые колокольчики.






















3





П.п.




И.п.

И.п.


И.п.




На лесных вырубках созревает земляника. Город Петербург





П.п.

П.п.



Р.п.






расположен на реке Неве. От лёгкого ветерка закружились



П.п.


И.п.

Р.п.

И.п.



П.п.



в воздухе лепестки черемухи. Трактористы наткнулись в поле




В.п.




Р.п.










на гнездовье серых журавлей.
















4





И.п.



Д.п.

Р.п.

П.п.



Зеленоватая птичка передвигается по стволу дерева. В Индии




И.п.



В.п.


Р.п.




домашний слон носит тяжёлые грузы и нянчит детей. В школь-




П.п.


Р.п.



П.п.







ной библиотеке много читателей. На моховых болотах






И.п.








поспевает румяная клюква.






Проверочная работа


  • Списать. Определить падежи существительных.


Ландыш.


Наступает поздняя весна. Солнце щедро посылает свои золотые лучи на землю. В воздухе звенят голоса птиц. Радуют сердце яркие краски весенней земли. Цветочная роспись украшает тропинки и дорожки. В тенистом лесу растет ландыш. Все мы любим этот нежный цветок с тонким запахом. На хрупком стебельке качаются белые колокольчики.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!